Аничков мост, Санкт-Петербург

 Аничков мост

 

Описание Аничкова моста

Расположение: Невский проспект

 

История Аничковского моста начинается в 1715 году, когда русский император Петр Великий издал приказ о строительстве деревянного моста. Солдаты и военные инженеры построили его в течение довольно короткого периода времени под наблюдением подполковника М.О. Аничкова, в честь которого мост получил свое название. Он связал Зимний дворец с Александро-Невским монастырем и стал важной артерией для развивающейся российской столицы.

В конце 18 века город рос в размерах и население, поэтому выросло движение людей, карет и телег. Старый деревянный Аничков мост не мог удовлетворить потребности Санкт-Петербурга. Деревянный мост был заменен на новый трехпролетный каменный мост. В центре моста был деревянный подъемный мост с цепями и башней с подъемными механизмами. К середине 19-го века Аничков мост опять перестроен. В 1841 году старый мост был демонтирован, и через семь месяцев здесь был построен новый под надзором архитекторов А. Д. Готмана и И. Ф. Буттау. Он сохранил свой трехпролетный дизайн, получил плоские арки и железные перила с чередующимися парами скульптур морских лошадей и русалок (проект берлинского архитектора Карла Шинкеля). Новый Аничков мост был сделан из кирпича и гранита.

 

Однако наиболее важными его особенностями были скульптурные композиции Петра Карловича Клодта, известные как «Укрощение лошади». Оригинальные статуи здесь долго не остались на месте. Русский император Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они все еще стоят в берлинском парке Клейста. Копии прежних лошадей заменили оригиналы на Аничковом мосте. Однако и они не долго застоялись. В 1844 году этот набол статуй был подарен королю Двух сицилий за его гостеприимство во время поездки русской императрицы в Италию. Поэтому понадобилось создать новый набор статуй, которые по-прежнему украшают Аничков мост по обе стороны.

 

История Аничкова моста

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 метров. Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи. Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

По другим сведениям, согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса, мост был построен в виде простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

 

Каменный мост образца 1780-х годов

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр. В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет. При этом Перроне написал массу трудов по мостостроению, мосты школы Перроне активно строились вплоть до первой четверти XIX века.

С того времени сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

 

Современный мост

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года. Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 гг. фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 г. выявил, что состояние моста было угрожающим. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.

На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так, первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорной системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

 

Статуи покорения коня

Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

 

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют. Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.