Церковь Архангела Гавриила или Меншикова башня, Москва

 Церковь Архангела Гавриила

Описание Церкви Архангела Гавриила

Адрес: Архангельский переулок 15
Метро: Чистые Пруды

 

Меншикова башня, также известная как Церковь Архангела Гавриила, является барочной Русской Православной Церковью в Басманном районе Москвы на Бульварном Кольце. Первоначально церковь была построена в 1707 году по приказу Александра Меншикова по проекту архитектора Ивана Зарудного при содействии Доменико Трезини, команды итальянско-швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибурга и русских каменщиков из Костромы и Ярославля. Это самое старое сохранившееся здание петровского барокко в Москве. Башня Меншикова существенно изменилось в 1770-х годах. Церковь Архангела Гавриила традиционно функционировала только летом; зимой приход собирался в соседней церкви Федора Стрателатеса, построенной в 1782-1806 годах. Несмотря на свою высоту, в башне Меншикова нет колоколов. Поэтому пользовались колоколами церкви святого Федора.

 

Строительство

Деревянная церковь во имя Архангела Гавриила на Поганых прудах впервые упоминается в переписи 1551 года. К 1657-му она была перестроена в камне, а через два года расширена. В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор в соседнем квартале на Мясницкой улице за две тысячи рублей на месте нынешнего Центрального почтамта и церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Постепенно он расширил свои владения, и в 1701-м храм был обновлён. Однако через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой, что подтверждала надпись на образе. По его приказу были также очищены Поганые пруды, в которые сбрасывались отходы из близлежащих мясных лавок и боен, после чего их переименовали в Чистые.

Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводил постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного. В проектировании церкви также участвовали Доменико Трезини, Г. Пандо и Б. Скала. Внутри церковь была украшена работами швейцарского скульптора Франческо Фонтана. В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни. Церковь первоначально имела пять каменных уровней: неф, квадратную башню, три нижних восьмиугольных яруса, а также два верхних восьмиугольника, сделанных из дерева. Верх башни украшал 30-метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руке. В 1708 году в башню установили часы с курантами из Англии и подвесили 50 колоколов.

 

XVIII—XIX века

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и уехал из Москвы, забрав с собой большинство мастеров. Через год он начал строительство Ораниенбаумского дворца и так и не закончил работы над башней. Зарудный писал князю о медленном разрушении башни и настаивал на продолжении строительства. Вскоре частная ложа Меншикова в церкви была переделана в придел преподобного Сергия Радонежского.

14 июня 1723 года во время похорон священника Василия Андреева в шпиль ударила молния и начался пожар, продолжавшийся несколько часов и уничтоживший деревянные перекрытия верхнего яруса. Колокола обрушились и проломили своды церкви, придавив людей, находившихся в помещении. Удалось спасти икону Божией матери, которую после пожара перенесли в придел Введения Пресвятой Богородицы одноимённого храма в селе Семёновском. В 1726-м её перевезли в Петербург, где она пропала после ссылки Меншикова по обвинению в злоупотреблениях властью и казнокрадстве.

Полвека служба совершалась только в малых приделах — на хорах и в трапезной. Восстановление церкви началось в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова. Вместо верхнего яруса сделали новый купол в стиле барокко, окна сводов замостили кирпичом. Вазы по углам первого восьмиугольника заменили собой утраченные статуи. Шпиль и скульптура ангела так и не были восстановлены. Стены храма украсили масонскими символами и надписями. По преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи «вольных каменщиков». Церковь Архангела Гавриила неоднократно упоминается в романе Алексея Писемского «Масоны»:

Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, — на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой — дом молитвы»…

 

Церковь работала только летом, а в остальное время службы проходили в церкви Феодора Стратилата, которая была пристроена к башне в 1806 году благодаря директору Почтамта Фёдору Ключарёву и также использовалась как колокольня. В изданной в 1888-м книге «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям» сказано:

В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.

 

В 1821-м башню передали почтовому ведомству и переименовали в церковь Архангела Гавриила при Почтамте. На церковные расходы ведомство выделило 2600 рублей в год серебром. В 1838—1840 годах башню отремонтировали. В 1852-м митрополит Филарет приказал уничтожить масонские знаки. Однако из-за нехватки средств они были стёрты только через десять лет. В 1872 году Почтамт прекратил финансирование церкви, посчитав излишней роскошью её содержание. После этого она стала приходской.