Адрес: Красная площадь
Метро: Площадь Революции, Охотный Ряд
Воскресенские ворота или Иверские ворота являются единственными существующими воротами Китай- города в Москве. Он соединяет северо-западный конец Красной площади с Манежной площадью и дает свое название на Воскресенской площади (площадь Воскресения). Иверские Ворота примыкают к богато украшенному зданию мэрии Москвы на востоке и Государственному историческому музею на западе. Прямо перед часовней находится бронзовая доска, обозначающая нулевой километр российской системы дорог.
13 октября 1648 года в Москву с Афонской горы была привезена первая точная копия иконы Иверской Богоматери и временно помещена в греческий Никольский монастырь. Спустя некоторое время она была доставлена в Валдайский Иверский монастырь (последнее описание точного списка было найдено в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в 1913 году), и по указу Алексея Михайловича для Москвы в монастыре было приказано сделать точную Было приказано сделать копии. Списки прибыли в Москву, выполненные русскими иконописцами, и были помещены в Негриненские ворота - триумфальную арку Китай-города; в 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты икон от непогоды был сооружен небольшой деревянный навес, а в 1680 году была построена часовня, где монахи Иверской общины проводили богослужения.
Деревянная часовня была перестроена в 1746 году, а в 1791 году архитектор Матвей Казаков переделал ее в камень, придав ей окончательный вид; после разрушений 1812 года она была восстановлена как памятник победе над Наполеоном, а художник Пьетро Гонзаго украсил интерьер и экстерьер часовни крестом на вершине. Верхнюю часть украшала позолоченная статуя ангела, держащего распятие. Голубой купол часовни был усыпан звездами. Вместимость часовни составляла менее 50 человек. Она была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.
По традиции, посетители Красной площади и Кремля
должны были прикладываться к иконам перед входом в ворота и проходить
под ними без головного убора. Иверские иконы часто развозили в
специальных каретах по домам москвичей, которые просили отслужить
молебны у постели больного или под своим кровом. Чтобы часовня не
пустовала, делались точные копии икон, которые заменялись в их
отсутствие. Узкий храм, открытый днем и ночью, всегда был полон
молящихся. Часовня фигурирует в произведениях Льва Толстого, Ивана
Бунина, Ивана Шмелева, Герберта Уэллса, Марины Цветаевой:
А вон за
тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное
горит
В своей книге "Россия в 1839 году" маркиз Астольф де Кюстин
свидетельствует о почитании иконы и о том, что неправославные москвичи,
особенно итальянские католики, утверждали, что "Богородица творит
настоящие чудеса", как иронизировал поэт XIX века Николай Щербин "В
многолюдной церкви нередко обкрадывали карманы:
Здесь воздух
напоен дыханием молитвы.
Сюда мошенники приходят для ловитвы.
Здесь умиление — без носовых платков
И благочестие — нередко без
часов.
После того как большевики захватили власть для
Иверской часовни настали тяжелые времена. К первому государственному
празднику 1 мая в Советской России декрет СНК от 14 апреля 1918 года
предписывал подготовить городские украшения. На стене городской думы
рядом с часовней были вывешены красная пентаграмма и доска с лозунгом
"Религия - опиум для народа"; в ночь на 28 апреля 1918 года часовня была
ограблена, из нее были похищены драгоценные дары, принесенные к иконам
по обету, а также драгоценности с главной чудотворной иконы. Была
предпринята попытка украсть ее. Полиции не удалось найти грабителей.
Николо-Перельвинский монастырь был закрыт, а монахи, управлявшие
часовней и жившие в бывшем административном доме, выселены.
Образовавшаяся при часовне община верующих заключила договор с
Моссоветом о праве верующих пользоваться часовней, в том числе и самой
чтимой иконой чудотворного Иверона в ходе кампании 1922 года по изъятию
церковных ценностей, всех инструментов, окладов, облачений, сосудов и
украшенных крестов, Из часовни были изъяты почти все иконы; 19 апреля
1922 года из часовни было похищено несколько драгоценностей; перед
Рождеством 1923 года на площади перед Иверской часовней комсомольская
атеистическая пропаганда организовала акцию, пародирующую церковные
богослужения и традиции, перед часовней был разведен большой костер и В
1928 году по инициативе руководителя атеистической пропаганды Емельяна
Ярославского было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской
часовни. Часовня была закрыта и снесена в ночь с 28 на 29 июля 1929
года. Некоторое время на ее месте стояла статуя рабочего, а в 1931 году
Воскресенские ворота были снесены.
По некоторым данным, Иверская
икона была перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где и
по сей день находится на левом клиросе в северном приделе. По словам
Петра Парамарчука, московские старожилы неоднократно подтверждали, что в
храме находится подлинный список Иверской иконы, привезенный с Афонской
горы. По другим источникам, список чудотворных икон был принесен в храм
как замена икон часовни на время их отсутствия, а основные иконы были
утрачены при разрушении часовни. Комсомольский поэт Александр Жаров в
1933 году, «отвечая» Щербине, писал: «Ах, нет, поэт! / Все в вихре
изменения, / Мошенничий / Мы выжигаем след. / Ловитвы нет, / Нет густоты
моленья… // А главное — / Часовни нет».
4 ноября 1994 года Патриарх Алексий II освятил
восстановленную Иверскую часовню и закладку Воскресенских ворот по
решению Правительства Москвы (автор проекта - архитектор О.И. Жулин,
автор статуй апостолов Петра и Павла и архангела Михаила - скульптор Ю.
Иванов). В Иверском монастыре на горе Афон был составлен новый список
Иверской иконы, и 25 октября 1995 года часовня вновь открылась.
В
часовне ежедневно читается акафист Пресвятой Богородице и совершаются
молебны каждые два часа, с 8 утра до 8 вечера. Служат все московские
священнослужители по очереди. Новая статуя уже прославилась многими
чудесами.