Калмыкия, Россия

 

Калмыкия — республика на юге России и единственная буддийская территория Европы. 20% земель Калмыкии составляют национальные заповедники, парки и охотничьи угодья. Калмыкия граничит с Астраханской областью на северо-востоке, Каспийским морем на востоке, Дагестаном на юге, Ставропольским краем на юго-западе, Ростовской областью на западе и Волгоградской областью на севере.

 

Города

Элиста

 

Другие направления

Соленое озеро Яшалта — расположено между селами Березовое и Соленое Яшалтинского района, известно в Калмыкии своими лечебными свойствами. Администрация Яшалтинского района и республиканские власти планируют открыть бальнеологический курорт на Яшалтинском соленом озере. Яшалта была основана эстонскими переселенцами в 1877 году.
Шахматный город — административная единица в пределах Элисты, часто служит местом проведения многочисленных международных шахматных мероприятий. Комплекс Chess-City также принимает встречи российских государственных деятелей, а также российские школьные олимпиады.
Биосферный заповедник «Черные земли» — природный заповедник, расположенный на территории Черноземельского и Яшкульского районов. Это убежище древних сайгаков.
Конный завод «Лола» — расположенный недалеко от Элисты в тихом поселке Лола — занимается производством кумыса (см. Напиток). В советское время эта конеферма и прилегающая к ней клиника для лечения респираторных заболеваний были очень популярны среди коммунистических партийных боссов, приезжавших из Москвы, Санкт-Петербурга и других дальних уголков Советского Союза.
Золотая обитель Будды Шакьямуни — построенный в 2005 году буддийский храм, расположенный в центре Элисты с самой большой статуей Будды в Европе.
Сакюсн-Сюмэ (Хурул «Сәкүсн-сүме») — второй по величине, но старейший хурул в Калмыкии, расположенный в 6 км к северу от столицы (большую часть времени закрыт для посещения).
Ергеньские холмы расположены в северной части Калмыкии. В отличие от песчаных дюн и степных районов центральной и восточной части, Ергеньские холмы - единственное место в республике, где есть леса. Ландшафтная зона Ергени заполнена многочисленными возвышенностями, оврагами, родниковыми ручьями и водоносными песками. Популярные своими минеральными лечебными и пресными подземными водами, Ергенские холмы также являются домом для исчезающих видов рыб и калмыцких лекарственных растений. Кроме того, это самая высокая точка республики, возвышающаяся на 218 метров над уровнем моря.
Сарпинские озёра — рядом с Ергеньскими холмами, в северо-центральной части Калмыкии разбросаны пресноводные озёра, называемые Сарпа. Сарпинские озера включают озеро Сарпа площадью 42,6 кв. км, озеро Барманзак площадью 25,8 кв. км, озеро Цаган-Нур площадью 23,5 кв. км и озеро Батур-Мала площадью 21,9 кв. км. Это не только живописные дикие пейзажи калмыцкой флоры и фауны, но и прекрасное место для охоты и рыбалки.
Буддийские храмы и монастыри - В республике 30 хурулов. Меньшие священные памятники или ступы посвящены хорошим событиям.
Бамб-ЦеЦг (Тюльпан) - Национальный природный парк. Основанный в 1991 году, он включает в себя более 500 гектаров полей травы и тюльпанов красного (в основном), белого, желтого и фиолетового цвета.

 

Чем заняться

Маршруты
Помимо достопримечательностей в нынешних границах Республики Калмыкия, в Астраханской области стоит посетить один из немногих сохранившихся дореволюционных буддийских храмов (на реставрации, но пока заброшенный) в селе Речное слева (восток) берегу Волги. Он был основан в честь калмыков, воевавших против Наполеона, а позже его посетил писатель Александр Дюма. К северу от нее находится гора Богдо (Великая), почитаемая калмыками-буддистами, в скалах которой находится множество окаменелостей. К югу от него в водах дельты Волги растет священный лотос буддийских калмыков. Эти объекты находятся на территории заповедника.

В Ростовской области есть несколько поселений, ранее занятых в основном новым родом Бузаф традиционно более обрусевших и христианизированных калмыков, которые также были казаками. Им не разрешили вновь занять эту территорию после их возвращения из депортации.

В Ставропольском крае южнее находится бальнеологический курорт Ессентуки (калмыцкое: «Десять флагов») в предгорьях Кавказских гор, недалеко от высочайшей вершины Европы Эльбруса. В европейской части Республики Казахстан находится город Калмыково, смотрящий через реку Урал в Азию.

А если пересечь Казахстан до его границы с Китаем, то можно встретить ойратов, проживающих в Джунгарии, входящей в состав провинции Синцзян. Это те калмыки, которые не пожелали остаться в Калмыкии, когда она вошла в состав Российской империи, и вернулись домой. Все эти места занимают небольшую часть бывшей Калмыцкой империи, простиравшейся от Великой Китайской стены до реки Дон в Европе и от лесов Сибири на севере до Тибета и Гималаев на юге.

 

Язык

Хотя традиционным языком калмыцкого большинства является калмыцкий язык, родственный монгольскому, в основном на нем говорят пожилые люди, в то время как молодые люди обычно говорят на русском как на родном языке (хотя в школе их учат калмыцкому). В настоящее время всего несколько деревень являются преимущественно калмыкоязычными во всех поколениях. По-русски говорят и понимают везде, хотя и не среди самых старых калмыков.

 

Как добраться

Республика Калмыкия входит в состав Российской Федерации. Поэтому, планируя поездку в Калмыкию, вам следует оформить российскую визу.

Самолетом
Аэропорт Элисты (ESL IATA). Он принимает рейсы из Москвы авиакомпании «РусЛайн» и из Санкт-Петербурга авиакомпании «Уральские авиалинии».

Поездом
Все железнодорожные сообщения с Элистой отменены. Если сразу возобновить, то добраться поездом можно будет только через Ставрополь, а оттуда потребуется много времени. Удобнее всего добираться до Волгограда на поезде, а затем в Элисту на экспресс-маршрутках, которые стоят недорого.

Автобусом
Несколько частных компаний осуществляют ежедневное автобусное сообщение между Москвой и Элистой. Пункт выдачи в Москве — стадион «Лужники». Билет в одну сторону стоит около 1000 рублей.

 

Еда

Берк — традиционные калмыцкие пельмени крупнее и содержат больше мяса, чем обычные пельмени.
Борцг — калмыцкая традиционная жареная лепешка.
Макахан — калмыцкая вяленая колбаса из конины.
Махан шелтаган — традиционный калмыцкий суп, содержит много мяса и картофеля.
Куйр
Дотур - мясо ягненка и тушёнка
Борцоки - печенье

 

Напитки

Традиционные калмыцкие напитки имеют некоторое сходство с монгольскими, но уникальны для этого региона. Пытаться:

Джомба — молочный чай с солью (так называемый калмыцкий чай подавали и пили по определенному обряду)
Кумыс — кислое лошадиное молоко, которое считается лекарством от болезней органов дыхания, таких как туберкулез, астма и др.
Арака — молочная водка

 

Отели

С ростом туризма у путешественников не возникнет проблем с поиском хорошего жилья в Элисте, хотя жилье за пределами столицы может быть дефицитным или менее качественным. Возможно (и очень выгодно) организовать проживание в семье в сельской местности, расспросив жителей городов или деревень.

 

Вопросы безопасности

Калмыкия известна своей солнечной погодой и свежим воздухом. Однако посетителям не рекомендуется пить воду из-под крана из-за высокого содержания минералов и солей. В остальном Калмыкия предлагает здоровую окружающую среду, а также вкусные и свежие продукты — фирменные блюда из баранины и говядины, а также каспийскую икру, которая ценится даже в Москве и Санкт-Петербурге.

С апреля по октябрь берегите себя от солнца.
Купание в соленом озере запрещено более 20 мин. из-за риска проблем с кожей.

 

История

Согласно курганной гипотезе, горные районы современной Калмыкии являлись частью колыбели индоевропейской культуры. В этих областях, известных как индоевропейская прародина (самарская культура, среднестогская культура, ямная культура), можно увидеть сотни курганов.

Территория Калмыкии уникальна тем, что в последующие периоды она была домом для многих основных мировых религий и идеологий. Одними из первых людей, вторгшихся на эту территорию, были скифы, сарматы. Доисторическое язычество и шаманизм уступили место иудаизму среди некоторых хазар (которые также включали мусульман и христиан в равном или большем количестве). За ним последовал ислам с аланами, в то время как монгольские орды принесли тенгрианство, а более поздние ногайцы были мусульманами, прежде чем их заменили современные буддийские ойраты / калмыки. С аннексией территории Российской империей христианство прибыло со славянскими поселенцами до того, как всякая религия была подавлена ​​после русской революции. Шаманизм, по всей вероятности, оставался постоянным, часто скрытым субстратом народной практики, как и сегодня.

 

Калмыцкая автономия

Предки калмыков, ойраты, мигрировали из степей Южной Сибири по берегам Иртыша, достигнув к началу XVII в. Нижнего Поволжья. Историки давали разные объяснения этому переселению, но в целом признают, что калмыки искали для своих стад обильные пастбища. Другая мотивация могла заключаться в том, чтобы избежать растущего господства соседнего джунгарского монгольского племени. Они достигли Нижнего Поволжья примерно в 1630 году. Однако эта земля не была бесспорными пастбищами, а скорее родиной Ногайской Орды, конфедерации тюркоязычных кочевых племен. Калмыки изгнали ногайцев, бежавших на кавказские равнины и в Крымское ханство, районы (по крайней мере, теоретически) находившиеся под контролем Османской империи. Некоторые группы ногайцев искали защиты у русского гарнизона в Астрахани. Остальные кочевые монголо-ойратские племена стали вассалами калмыцкого хана.

Калмыки селились в открытых степях - от Саратова на севере до Астрахани в дельте Волги на юге и до реки Терека на юго-западе. Они также располагались лагерем по обеим сторонам реки Волги, от реки Дон на западе до реки Урал на востоке. Хотя эти территории были недавно присоединены к Российской империи, Москва была не в состоянии заселить эту территорию русскими колонистами. Эта территория, находящаяся под контролем калмыков, в конечном итоге будет называться Калмыцким ханством.

Через двадцать пять лет после заселения Нижнего Поволжья калмыки стали подданными царя России. В обмен на охрану южной границы России калмыкам было обещано ежегодное пособие и доступ на рынки русских пограничных поселений. Открытый доступ к русским рынкам должен был препятствовать взаимным набегам со стороны калмыков, русских и башкир, тюркского народа, в котором преобладали русские, но это практиковалось нечасто. Кроме того, верность калмыков часто была номинальной, поскольку калмыцкие ханы практиковали самоуправление, основанное на своде законов, которые они называли Великим кодексом кочевников (Ики Цааджин Бичиг).

Калмыцкое ханство достигло пика военного и политического могущества при Аюка-хане (годы правления 1672–1724, хан 1690–1724). В его эпоху Калмыцкое ханство выполнило свою обязанность по защите южных границ России и провело множество военных экспедиций против своих тюркоязычных соседей. Успешные военные экспедиции проводились и на Кавказе. Ханство испытало экономическое процветание благодаря свободной торговле с русскими приграничными городами, Китаем, Тибетом и соседями-мусульманами. В эту эпоху калмыки также поддерживали тесные контакты со своими ойратскими сородичами в Джунгарии, а также с Далай-ламой в Тибете.

Гражданская война в России и бегство донских калмыков
После Октябрьской революции 1917 года многие донские калмыки присоединились к Белой армии и сражались под командованием генералов Деникина и Врангеля во время Гражданской войны в России. Перед прорывом Красной Армии на Крымский полуостров в конце 1920 года большая группа калмыков бежала из России с остатками разбитой Белой армии в черноморские порты Турции.

Большинство беженцев решили переселиться в Белград, Сербия. Другие, гораздо более мелкие группы выбрали Софию (Болгария), Прагу (Чехословакия), Париж и Лион (Франция). Калмыцкие беженцы в Белграде построили там буддийский храм в 1929 году.

 

Советский период

В июле 1919 года лидер большевиков Владимир Ленин выступил с обращением к калмыцкому народу, призывая его к восстанию и помощи Красной Армии. Ленин обещал предоставить калмыкам, между прочим, достаточное количество земли для собственного пользования. Обещание осуществилось 4 ноября 1920 г., когда было принято постановление ВЦИК, провозгласившее образование калмыцкого.

 

... советские власти были очень заинтересованы в советизации Калмыкии как можно быстрее и с наименьшим кровопролитием. Хотя сами по себе калмыки не представляли значительной силы, советская власть желала завоевать популярность в азиатском и буддийском мире, демонстрируя свою явную заботу о буддистах в России.

После установления контроля советские власти не проводили открыто антирелигиозную политику, кроме пассивных средств, поскольку стремились ввести Монголию и Тибет в свою сферу влияния. Правительство также было вынуждено реагировать на внутренние беспорядки, возникшие в результате экономической политики военного коммунизма и голода 1921 года. Пассивные меры, предпринятые советскими властями для контроля над людьми, включали введение жесткого налога на закрытие мест отправления культа и религиозных школ. Кириллица заменила тодо бичиг, традиционную калмыцкую вертикальную письменность.

22 января 1922 года Монголия предложила переселить калмыков во время голода в Калмыкии, но Россия отказалась. 71–72 000 калмыков погибли во время голода. В 1926 и 1930 гг. среди калмыков вспыхнули восстания (о 1942–1943 гг. см. следующий раздел). В марте 1927 г. СССР депортировал 20 000 калмыков в тундры Сибири и Карелии.

Калмыки области Донского войска подвергались политике расказачивания, когда деревни были разрушены, хурулы (храмы) и монастыри сожжены, а казни были беспорядочными. В то же время были конфискованы зерно, скот и другие продукты питания. В декабре 1927 года XV съезд партии Советского Союза принял резолюцию о «добровольной» коллективизации сельского хозяйства. Изменение политики сопровождалось новой кампанией репрессий, первоначально направленных против мелкого крестьянского сословия. Целью этой кампании было подавить сопротивление крестьян-фермеров полной коллективизации сельского хозяйства.

Вторая Мировая Война
22 июня 1941 года немецкая армия вторглась в Советский Союз. К 12 августа 1942 года немецкая группа армий «Юг» захватила Элисту, столицу Калмыцкой АССР. После захвата территории Калмыкии официальные лица немецкой армии развернули пропагандистскую кампанию с привлечением антикоммунистически настроенных калмыцких националистов, в том числе белоэмигрантов, калмыцких ссыльных. Однако немецкая благосклонность распространялась не на всех жителей Калмыцкой АССР. Например, не менее 93 еврейских семей были схвачены и убиты. Согласно документам, хранящимся в Калмыцком государственном архиве, общее число погибших евреев составляло от 100 до более 700 человек. Кампания была сосредоточена в первую очередь на вербовке и организации калмыков в отряды антисоветской милиции.

Kalmüken Verband Dr. Doll (Калмыкские добровольцы)
Abwehrtrupp 103 (калмыцкие добровольцы)
Kalmücken-Legion или Kalmücken-Kavallerie-Korps (калмыкские добровольцы)
Калмыцкие отряды чрезвычайно успешно вытесняли и уничтожали советских партизан. Но к декабрю 1942 года Советская Красная Армия отвоевала Калмыцкую АССР, вынудив калмыков, приписанных к этим частям, бежать, в некоторых случаях с женами и детьми на руках.

Калмыцкие части отступили на запад на незнакомую территорию вместе с отступающей немецкой армией и были реорганизованы в Калмыцкий легион, хотя сами калмыки предпочли название Калмыцкий кавалерийский корпус. Потери при отступлении также значительно возросли, особенно среди калмыцких офицеров. Взамен убитых немецкая армия ввела принудительную воинскую повинность, принимая подростков и мужчин среднего возраста. В результате общая боеспособность калмыцких частей снизилась.

К концу войны остатки Калмыцкого кавалерийского корпуса перебрались в Австрию, где солдаты-калмыки и члены их семей стали послевоенными беженцами.

Те, кто не хотел покидать сформированные отряды ополченцев, предпочли остаться и преследовать наступающую Советскую Красную Армию.

Хотя некоторые калмыки решили воевать против Советского Союза, большинство в целом этого не сделали, сражаясь с немецкой армией в составе регулярных частей Советской Красной армии и партизанских отрядов сопротивления в тылу по всему Советскому Союзу. До увольнения из Советской Красной Армии и из отрядов партизанского сопротивления после декабря 1943 г. около 8000 калмыков были награждены различными орденами и медалями, в том числе 21 калмык признан Героем Советского Союза.

1943 калмыцкая депортация
27 декабря 1943 г. советские власти заявили, что «многие калмыки» виновны в сотрудничестве с немецкой армией, и сослались на это в качестве оправдания приказа о депортации всего калмыцкого населения, включая тех, кто служил в Советской Армии, в различные места в Средней Азии и Сибири. В связи с депортацией Калмыцкая АССР была упразднена, а ее территория разделена между соседними Астраханской, Ростовской и Сталинградской областями и Ставропольским краем. Чтобы полностью стереть следы калмыцкого народа, советские власти переименовали города и села бывшей республики.

 

Послевоенная Калмыкия

Из-за их повсеместного расселения в Сибири их язык и культура, возможно, необратимо пришли в упадок. Хрущев, наконец, разрешил им вернуться в 1957 году, когда они обнаружили, что их дома, работа и земля заняты привезенными русскими и украинцами, которые остались. 9 января 1957 года Калмыкия вновь стала автономной областью, а 29 июля 1958 года — автономной республикой в ​​составе РСФСР.

В последующие годы плохое планирование сельскохозяйственных и ирригационных проектов привело к повсеместному опустыниванию. По приказу из Москвы поголовье овец увеличилось выше уровня, который могла выдержать хрупкая степь, в результате чего площадь искусственной пустыни составила 1,4 миллиона акров (5666 км²). Для наращивания производства были построены экономически нежизнеспособные промышленные предприятия.

После распада СССР Калмыкия сохранила статус автономной республики в составе вновь образованной Российской Федерации (с 31 марта 1992 г.).