Адрес:
Университетская Набережная 3
Телефон 328-1412
Закрыто: понедельник и последний вторник месяца
Автобус: 7, 10, 47, K-47, K-128, K-147, K-187, K-209
Троллейбус: 1, 7,10
Метро: Василеостровская
www.kunstkamera.ru
Кунсткамера - первый в России музей. Основанная Петром Великим и завершенная в 1727 году. В здание Кунсткамеры размещается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук с коллекцией из почти 2,000,000 предметов. Он расположен на Университетской набережной в историческом центре Санкт-Петербурга, напротив Зимнего дворца.
Здание «Палат» заложили в 1718 году.
Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал
проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных
фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд
изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная
галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов
ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются
крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев
здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо
невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус
с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической
сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера.
К
октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка
помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724
годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов,
возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный
проект столярных и металлических изделий купола.
После смерти
Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за
обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести
центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были
перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри
здания производились разные «починки и доделки». С установкой в
нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно
заканчивается строительство здания.
Здание построено в стиле
петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах,
соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным
завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на
правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских
дворцов, кирпич выписывался из-за границы.
Кунсткамера была основана Петром Великим на Невском берегу. Башенное здание петровского барокко в Кунсткамере, спроектированное архитектором Георгом Иоганном Маттарновым. Они было завершено к 1727 году через два года после смерти монарха. Основополагающий камень для Кунсткамера был заложен в 1719 году. Название Кунсткамера происходит от немецкого слова, буквально означающего «Художественная палата».
Музей Петра был кабинетом курьезов, посвященных
сохранению «естественных и человеческих раритетов», очень типичного
типа коллекции в этот период. В личной коллекции царя, первоначально
хранящейся в Летнем дворце,
представлен большой ассортимент плодов человека и животных с
анатомическими недостатками. Идея такой коллекции была появилась у
Петра в 1697 году во время посещения Фридриха Рюйша и Левинуса
Винсента. Основная идея их кунсткамеры заключалась в том, чтобы
получить полное знание мира. Голландское слово «kunst-kamer» видимо
было придумано в 1680 году хирургом Стефаном Бланкаартом.
Кунсткамера Петра Великого часто рассматривается как беспорядочная
коллекция раритетов, но кажется, что они были собраны систематически
с учетом четко определенного плана. Основной интерес Питера был в
«натурализме», а не в так называемой «искусственности». Петр поощрял
исследования деформаций, пытаясь развенчать суеверный страх перед
монстрами. Он издал указ, в котором указывается, что уродливые, не
родившиеся младенцы должны быть отправлены со всей страны в
императорскую коллекцию. Впоследствии он показывал их в Кунсткамере
как примеры ошибок природы. В своем дневнике великий император Петр
так описал свой первый опыт в анатомии:
Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…
В 1716 году Петр основал минеральный кабинет
Кунсткамеры, наложив туда коллекцию из 1195 минералов, которую он
купил у Готвальда, доктора из Данцига. Коллекция была обогащена
русскими минералами. Это был предшественник Минералогического музея
Ферсмана, ныне находящегося в Москве.
Многие предметы были куплены в Амстердаме у фармаколога Альбертуса
Себы (1716 г.) и анатома Фредерика Рюйша (1717 г.) и составили
основу для Российской Академии наук. Кунсткамера была специально
построена для размещения этих двух обширных коллекций. Третье
приобретение произошло от Якоба де Уайльда, сборщика драгоценных
камней и научных инструментов. Ответственный за это взял главный
врач царь, Роберт Эрскин и его секретарь Иоганн Даниель Шумахер.
В 1777—1779 годах в Кунсткамере были построены четыре скульптурные аллегорические группы в интерьере здания. Также были добавлены бюсты и медальоны учёных (скульптор М. П. Павлов), а в 1819 - 1825 были добавлены росписи (художник Ф. Рихтер). Позже были добавлены бюсты в Музее антропологии и этнографии. Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на несколько музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический.
В 1830-х годах коллекции Кунсткамеры были
разделены в недавно созданных имперских музеях, наиболее важным из
которых был Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого,
основанный в 1879 году. Он имеет коллекцию, приближающуюся к
2,000,000 предметов и известную как Музей Петра Великого с 1903 года
(чтобы отличить старый музей от
Русского этнографического музея).
Первоначально в Кунсткамере были отдельные музеи для антропологии и
этнографии, но 5 декабря 1878 года было решено объединить их в
единый музей с Леопольдом Шренком, назначенным на роль директора 10
ноября 1879 года. Только в 1887 году в музее была предоставлена
собственная выставка помещения, прилегающие к Кунсткамере в
Таможенном переулке. 23 сентября 1889 года открылась первая выставка
единого музея.
Одним из самых ужасных экспонатов является глава Вильяма Монса, брат
Анны Монс. Анна Монс была любовницей Петра Великого, а его
брат Вильям стал любовником жены Петра, императрицы Екатерины I, за
что и поплатился свой головой. В 1747 году некоторые предметы были
потеряны при пожаре. В музее антропологии и этнографии Кунсткамеры
представлено 78 акварельных картин перуанского художника Панчо
Фиерро, самой большой коллекции за пределами Перу. Они были
привезены Шренком после его визита в 1854 году.
Список директоров
Леопольд Шренк (1879-94)
Василий Радлов (1894-1918)
Василий Бартольд (1918-21)
Ефим Карский (1921-30)
Николай Маторин (1930-33)
Иван Мещанинов (1934-37)
Николай Кисляков (1945-48)
Николай Гиренко (1991-92)
Александр Мыльников (1992-97)
Chuner Таксами (1997-2001)
Юрий Чистов (с 2001 года по настоящее время)