Марфо-Мариинский монастырь, Москва

 

 

Адрес: Улица Большая Ордынка, 34
Метро: Третьяковская, Полянка
Телефон. (495) 951 1139
Открыть: 8 утра - 8 вечера ежедневно

 

Евангелие от Луки
10:38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10:39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10:40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10:41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10:42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
11:27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11:28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

Описание Марфо-Мариинского монастыря

Марфо-Мариинская обитель милосердия во владении великой княгини Елизаветы Фёдоровны - женский православный монастырь в Москве. Монастырь был основан в 1908 году Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной (сестра Александры Федоровны, последней Императрицы России, в том числе и среди русских Новомучеников), чтобы помочь больным, раненым и увечным солдатам в их выздоровлении и обеспечить для нужд бедных и сирот.

Великая Княгиня Елизавета была вдовой великого князя Сергея Александровича, который был убит террористами в 1905 году. После смерти ее мужа она отдала свою великолепную коллекцию драгоценностей, включая ее обручальное кольцо, и продала другое имущество. Получив нкрупную сумму за продажу своего имущества она открыла монастырь Марты или Марфы и Марии или  Марфо-Мариинская обитель и стала ее главой. Ее видение заключалось в том, чтобы основать религиозную общину, состоящую из женщин из всех социальных слоев, которые объединили бы идеалы святых Марты и Марии, посвященные молитве и служению нуждам бедных. Она купила земельный участок в Москве и построила больницу, детский дом для девочек и квартиру для монахинь. Работая совместно с церковными властями, она разработала монашеское правило и устав монастыря, которые несколько отличались от традиционной уставов православных монастырей. На своем пике Марфо-Мариинская обитель размещал 97 сестер, которые ежедневно служили нуждам бедных.

В 1908-12 гг. Алексей Щусев разработал проект церкви святых Марты и Марии и Свято-Покровского собора, причем обе здания были построены под влиянием средневекового новгородского архитектурного стиля. Белоснежные стены собора были украшены резными крестами Сергея Коненкова. Интерьер содержит фрески и мозаики Михаила Нестерова и Павла Корина.

 

Жизнь в монастыре

Сестры Марфо-Мариинская монастыря просыпались в 6:00 и убирали свои кельи. В 7:30 они собирались в часовне больницы для общей утреней молитвы, а затем читали Евангелие, послание святых апостолов, псалом и, возможно, краткую проповедь священника, служившего в тот день. Сестры уходили из часовни, получив благословение от священника и приветствуя игуменю монастыря. Затем они собрались за чаем перед тем, как отправиться на ежедневные послушания. Те, кто не получали задание на этот день, оставались в часовне для Божественной литургии. Сестры отвечали за чтение и уборке в обеих церквях. Пение было, как правило, простым монашеским стилем, при этом очень часто использовалось концертное пение. Участники хора также работали в общинной мастерской, где была шили всю одежду сестер Марфо-Мариинской обители.

 

После утренних молитв сестры были заняты в различных послушаниях: некоторые в больнице, помогая врачам во время утренего обхода, другие в клинике, чтобы обеспечить лечение больным. Они помогали массажом, делали инъекции пациентам и т. д. Другие сестры работали в местной школе. Ввиду того, что многие монахини были из богатых семей то следовательно и образование они давали прекрасное. Остальные сестры Марфо-Мариинского монастыря работали на кухне или в других помещениях дома.

 

Два раза в неделю между 11:00 и 12:00. духовный отец делал сестрам проповедь, одну неделю о катехизисе, а на следующей неделе - одну на тему святых отцов. Сестры готовились к Святому Причащению не реже четырех раз в год во время крупных постов, хотя им было разрешено получать чаще, если они того пожелали. В 12:30 обед сопровождался чтением жизни святого Евангелия во время еды. Питание готовилось в соответствии с правилами церковного поста. Чай подавался в 4:00 вечера. сопровождаемый вечерней службой в 5:00 вечера. Сестры, которые завершили свои послушания, присутствовали на этих службах. Перед праздничными днями и воскресеньями проводились всенощные бдения. В 7:30 вечера сестрам подавался скромный ужин. В 9:00 проводилась обычная вечерняя молитва. в больничной часовне. Сестры уходили в свои комнаты после молитвы, получив благословение от священика. К 10:30 вечера. все готовится ко сну, и к 11:00 вечера свет гасили и все засыпали.

 

Духовная жизнь

Для их духовного укрепления и назидания сестры Марфо-Мариинского монастыря посещали игуменью или духовного отца в назначенное время в течение недели. Четыре раза в неделю во время вечерней молитвенной молитвы читали акафистский гимн: по воскресеньям, к Спасителю; понедельник, Архангелу Михаилу и всему Небесному воинству; средах, к Святой Марте и Марии; и пятницы, к Матери Божией или Страстям Христоым. Сестры также были обязаны посещать Всенощную и Литургию в Чудовском монастыре в праздничные дни святого иерарха Алексия Московского, 12 февраля и 20 мая. Паломничество также совершалось к гробнице великого князя Сергея Александровича 4 февраля, в день его смерти.

 

Устав монастыря

Сестры Марфо-Мариинского монастыря носили простые белые хлопчатобумажные одежды по воскресеньям и праздничным дням. Рабочая форма была серой хлопчатобумажной рубашкой, вырезанной, как ряса, сшитая спереди и закрытая по бокам. с белыми манжетами на рукавах. Головным узором постриженных членов был белый апостолик, вырезанный в монашеском стиле с серой шерстяной вуалью. На постриженных сестрах также был крест из кипарисового дерева вокруг шеи на белой веревке. Иконы Христа Нерукотворного и Защита Божией Матери находятся на одной стороне креста; на другой стороне находится икона Св. Марфы и Марии и надпись: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими; Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Сестры получили этот крест в день их пострижения в сестричество, давая обет посвятить вс свою жизнь Богу и близким, соблюдать правила общины.

Все сестры получили молитвенные четки после входа в обитель с обязательством повторять молитву Иисуса 100 раз в день. Послушницы (т.е. кто хотят стать монахинями, но еще не постриглись) носили длинный белый платок на головах, который полностью покрывал их лбы. По воскресеньям и праздничным дням сестры носили белые одежды. Послушницы носили серые одежды.

 

Благотворительные работы

Основной обязанностью сестер Марфо-Мариинского монастыря было посещение и забота о бедных. Несколько сестер ежедневно отправлялись парами, чтобы посетить назначенные районы города. Великая княгиня ежегодно принимала более двенадцати тысяч ходатайств. Часть из них была рассмотрена сестрами, которые читали вместе с многочисленными другими запросами и информацией о бедных, полученными из других источников. По мере возможности организовывалсь работа с бедными.

 

Гибель княгини Елизаветы Фёдоровны

Елизавета Фёдоровна была арестована и сослана в 1918 году. Несмотря на свою благотворительность, она оставалась членом семьи Романовых. В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:
великий князь Сергей Михайлович;
князь Иоанн Константинович;
князь Константин Константинович (младший);
князь Игорь Константинович;
князь Владимир Павлович Палей;
Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Великий князь Сергей Михайлович был убит сразу выстрелом. Другие были еще живыми. Остальные жертвы умерли от голода и потери крови. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв из под земли. Елизавета Фёдоровна была прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году. Похоронена Елизавета в Иерусалиме в монастыре святой Магдалины.

 

Закрытие Марфо-Мариинского монастыря

В 1920 году Марфо-Мариинская обитель была закрыта советскими властями, чтобы предоставить исчерпывающий перечень иммущества монастыря. В этом документе есть вся информация, касающаяся не только Храма Священной защиты, но и нижней церкви Архангела Михаила, больничной церкви Св. Марфа и Мария, погребальная часовни и псалтиря. Этот необычный каталог и несколько публикаций, которые были позже опубликованы, дают полное перечисление литургических предметов, икон, произведений искусства, ценностей и их размещения.

Несмотря на антирелигиозные настроения, было понятно, что Марфо-Мариинский монастырь и его церкви представляли собой редкое произведение искусства и что его архитектуры, украшения и коллекции тонкого и декоративного искусства были чрезвычайно важны. Изначально обитель  не трогали. Однако к 1922 году правительство начало организовывать систематическую национализацию и конфискацию имущества монастыря, начиная снимать ценные золотые и серебряные предметы, такие как иконы, ризы, евангелие, кресты и церковные и литургические объекты.

В 1926 году церковь Св. Марты и Марии была закрыта, хотя оставшиеся монахини смогли удалить более 200 икон и «королевских дверей» из собора, переместив их в церковь Святой Защиты. Вскоре после этого монастырь был официально распущен, а восемнадцать оставшихся монахинь были сосланы в Туркестан в Центральной Азии.

В 1928 году обе церкви были окончательно закрыты, разграблены и осквернены. Фрески Нестерова были закрашены, и церковь превратилась в кинотеатр. С 1945 года церковь была использована Институтом Грабара как студия по восстановлению иконы и живописи.

 

Современность

В 1990 году во дворе обители был установлен памятник Елизавете Фёдоровне работы скульптора Вячеслава Клыкова. Через два года постановлением городского правительства Марфо-Мариинскую обитель передали Московской патриархии. В храме святых Марии и Марфы богослужения начались в 1992-м, Покровский собор перешёл монастырю в 2006 году.

К 2008 году в Покровском храме отремонтировали стены, полы, купол и лепнины, восстановили иконостас. Проект реставрации лазарета с церковью Марфы и Марии осуществляла мастерская архитектора Александра Рыжова. В помещениях были воссозданы интерьеры. В покоях Елизаветы Фёдоровны разместили выставку, знакомящую с жизнью основательницы и историей обители. Были также отреставрированы остальные постройки, благоустроена и озеленена территория, установлен крест в память об алапаевских мучениках. Реставратор Кирилл Кутырин описывал проделанную работу:

«Здесь полностью сохранено все. Во многих деревянных конструкциях мы делали даже протезирование, как в стоматологии: ветхие, поражённые грибком балки заменялись на такие же, из тех же пород дерева (лиственница — на лиственницу, сосна — на сосну). Мы максимально пытались сохранить все, как было. В покоях, где долгое время протекала крыша, пришлось угол здания перебрать заново, поскольку там даже протезирования не могло быть, все сгнило до основания. При этом замена делалась не из какого-то инородного материала: если весь сруб из деревянного бруса, то и здесь мы использовали деревянный брус.»

После столетнего перерыва в 2011 году в обители возобновилась традиция празднования Дня белой ромашки, посвящённого борьбе с туберкулёзом. Собранные на празднике средства направляются на помощь нуждающимся: в богадельни, приюты, больницы. Через три года обитель преобразовали в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, игуменьей назначили Елисавету (Позднякову).

По состоянию на 2018 год в обители работают приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», при котором действуют респис для тяжелобольных детей, развивающий центр для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) «Елизаветинский Сад», детская паллиативная выездная служба и другие социальные проекты. В 2018 году центр «Милосердие» запустил курсы бесплатной дошкольной подготовки для детей со средними и тяжёлыми формами ДЦП.

 

Архитектурный ансамбль

Домовая церковь святых Марфы и Марии, впервые освящённая в 1909 году, устроена в бывшей усадьбе постройки середины XIX века. В 1912-м в центре комплекса был возведён двухстолпный Покровский собор в неорусском стиле с двумя звонницами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Проект строительства разработал Алексей Щусев, скульптуры сделаны Никифором Тамонькиным, мозаика и роспись — Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным. Пилоны по сторонам иконостаса были украшены сюжетом «Благовещение», северная сторона — фреской «Христос с Марфой и Марией», южная — изображением «Воскресение Христово». На главах церкви установлены четыре позолоченных креста. Звонница, устроенная Николаем Померанцевым, имеет двенадцать колоколов. Стены храма украшены рельефными клеймами, сделанными по проекту Сергея Конёнкова, и узкими окнами, закрытыми решётками с растительными мотивами. Под храмом находится церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и всех Святых, расписанная Павлом Кориным. С южной стороны к собору примыкает ризница, с северной — притвор.

Вдоль северной границы обители стоит трёхэтажное здание общежития сестёр, соединённое с аптекой и амбулаторной. Ворота комплекса с резной деревянной решёткой, стилизованные под средневековые, были созданы Щусевым. На территории монастыря также разбит сад с двумя фонтанами и домом садовника, реконструированным в 2007—2008 годах.