Адрес: Университетская Набережная 15
Телефон 328- 1112
Открыт: с 10:30 до 18:00 вторник- суббота, с 10:30 до 17:00
воскресенье
Закрыто: понедельник
Автобус: 7, 187
Троллейбус: 1, 10
Метро: Василеостровская
Меншиковский дворец - здание петровского
барокко в Санкт-Петербурге, расположенное на Университетской
набережной Большой Невы на Васильевском острове. Это было первое
каменное здание в городе. С 1981 года он служит общественным музеем,
филиалом Эрмитажа.
Меншиковский дворец был основан в 1710 году как резиденция генерал-губернатора
Санкт-Петербурга Александра Меньшикова и построена итальянскими
архитекторами Джованни Марией Фонтана, а позднее перестроен немецким
архитектором Готфридом Иоганном Шеделем. Он был открыт в 1711 году,
но строительство продолжалось до 1727 года (при содействии Доменико
Трезини, Бартоломео Растрелли, Георгия Иоганна Маттарнови и
Жана-Батиста Ле Блонда), когда Меньшиков с семьей был сослан в
Сибирь, и его имущество было конфисковано.
В 1731 году Кадетский корпус был основан в стенах Меншиковского
дворца и
соседними зданиями. В конце XIX века Меншиковский дворец был
восстановлен и стал музеем Корпуса. В 1924 году его коллекции были
перенесены в Эрмитаж и другие музеи. С 1956-1981 гг. Меншиковский
дворец был вновь восстановлен и, наконец, открыт для публики как
филиал Эрмитажа с коллекцией русского искусства конца XVII - начала
XVIII века.
Дворец на Васильевском острове Петербурга
Земельный участок на Васильевском острове Меншиков получил еще в
1703 г. сразу после основания Петербурга. Вероятно, работы начал
архитектор Джованни Мария Фонтана, работавший на Меншикова еще в
Москве и перестроил для Меншикова — Лефортовский дворец. Именно его
считают автором каменного здания, выходящего фасадом на Неву. Это и
есть первое каменное сооружение Петербурга дворцового типа.
Архитектор Фонтана выехал из Петербурга в 1712 г. и строительство
было поручено архитектору Иоганну-Готфриду Шеделю — с 1713 г.
Описание дворца и усадьбы
К развитию участки обратились
только летом 1710 г., после завоевания замка Выборг. Застройка —
усадебного типа с помещичьим домом, садом, огородом и служебными
помещениями (дом управляющего-«маршалка» Ф. Соловьева, оранжерея,
дома для слуг, мазанковая церковь Воскресения с курантами). Дворец
трехэтажный с боковыми ризалитами на 13 осей. Фасад у каменного
дворца довольно сдержанный, почти мелочный по декору, проигрывал
рядом с фасадом деревянного Посольского дворца, который стоял рядом
на участке еще с 1704 года и имел признаки развитого барокко стиля.
Над входным порталом дворца был создан деревянный балкон, где
располагался военный оркестр для встречи знатных гостей.
Это
не последнее новшество. Гостей встречали в Парадных сенях с римскими
скульптурами в нишах. А сквозной проход давал возможность видеть еще
и парк регулярного типа за дворцом (сад барокко европейского
образца). Планировка дворца анфиладного типа, где каждый зал имел
свое название и свое украшение. Первый этаж занимали придворные
мастерские, поварня, кордегардия для почетного караула. Второй этаж
имел парадные помещения и зал для ассамблей, балов и встреч царя и
вельмож.
Дальнейшая судьба
После ареста Меншикова и его
ссылки дворец конфисковали. 1731 его отвели под размещение элитного
Благородного военного училища для дворянских детей. Дворец достроили
по бокам и застроили двор, уничтожив сад. А новое учебное заведение
для привилегированных дворянских юношей получило собственную
библиотеку, театр, учебные комнаты, столовую, церковь и т.д. Заказы
на перестройки и приспособление дворцового сооружения под военное
училище университетского типа в разные годы получали Доменико
Трезини, Земцов Михаил Григорьевич, Василий Баженов, Юрий Фельтен,
Старов Иван Егорович. Именно здесь овладевали военной наукой и
светским поведением выдающиеся военные и общественные деятели
Российской империи. Первоначальный вид и украшения сохранились
только в восточной части дворца.
20 века. Реставрация дворца
Первая попытка реставрировать каменный дворец была еще в конце 19 в.
Ибо это было практически единственное здание, сохранившееся от
первоначальной городской усадьбы князя.
Настоящая научная
реставрация началась с 1966 г. под руководством выдающегося ученого
А. Е. Гессена, с 1975 г. – под руководством К. А. Кочергина. Дворцу
вернули фасадное украшение за гравюрами 1715 г. А. Зубова и 1717 г.
А. Ростовцева. Возвели характерную для суток крышу с переломом.
Проведены зондажи и раскрытия в интерьерах с сохранением всех
находок (гипсовые медальоны в Секретарской комнате, плафон
(живопись) художника П. Пильмана в Ореховом кабинете, своды разного
типа в интерьерах первого этажа и др.)
В связи с ограблением
дворца после ареста Меншикова и конфискацией имущества,
первоначальная мебель и украшения не сохранились, кроме голландских
и русских изразцов, оригинального плафона художника П. Пильмана,
деревянных панелей Орехового кабинета и т.д.
Меншиковский
дворец не является мемориальным музеем князя Меншикова О. Д.,
несмотря на сохранение в названии его фамилии, как не мемориальный
музей Букингема современный Букингемский дворец в Лондоне. Потому
что мемориальные вещи князя (кроме прижизненных портретов и больших
часов) практически не сохранены.
Экспозиция
С 1981 г.
дворец передан Государственному Эрмитажу, где создана экспозиция
"Культура Российской империи первой трети 18 века". Залы украсили
вещами-аналогами конца 17-начала 18 в. из фондов Эрмитажа (оружие,
русская и иностранная мебель, ковры арабского Востока, гобелены
Италии и Фландрии, гравюры, живопись, вещи суток).
Большие сени
Большие сени (или вестибюль) –
парадная часть дворца со стороны реки Нева. В начале 18 века вестибюль
выходил на речную пристань, в которую швартовали лодки. Дворец в те
времена не имел подъезда по суше и до него добирались водой.
Большие сени разделяют первый этаж дворца на две части и имеют сквозной
выход в сад. Пространство сеней разделено на три нефа колоннами. Боковые
невы использованы для ступенек, центральная ведет к дворику вне дворца и
исчезнувшего ныне сада. Боковые стены сеней имеют декоративную
стенопись, имитирующую мрамор и ниши со скульптурами. Из описаний дворца
известно, что Меншиков покупал мраморную скульптуру в Италии, как копии
эпохи Древнего Рима, так и произведения современных ему мастеров. После
ссылки Меньшикова, мраморная скульптура из дворца и сада была
конфискована и украсила царские дворцы и сады. Среди сохранившихся
скульптур – Аллегория Юстиции (ит. скульптор – Альвизе Тальяпьетра), что
до сих пор украшает Иорданскую лестницу Зимнего дворца.
После
реставрации Больших сеней ниши украсили копиями древнеримских скульптур
2 в. н. е. («Геракл», «Герой», «Парис», «Флора»), а в центре –
скульптура «Аполлон». Наибольшую художественную стоимость имеет
мраморная скульптура «Диана с Амуром и собачкой», созданная ит.
скульптором Джузеппе Торретто (1661–1743). Она никогда не принадлежала
князю, а происходит из первоначального комплекта скульптур, которыми
украсили Летний сад в начале 18 века. Летний сад в то время имел
несколько «лежачих скульптур», но они были повреждены и исчезли. «Диана
с Амуром и песиком» одна из немногих, которая сохранена с тех пор.
Скульптура создана в 1717 г. и имеет свою подпись Джузеппе Торретто.
Большая палата
Большая палата служила парадным аудиенциям и
праздникам. Ее интерьер воспроизведен по описаниям и имеет оригинальную
мебель из города Данциг, декоративные мраморные бюсты 17-18 вв. из
Италии, уникальный комплекс пяти гобеленов, созданный во Франции в 1677
году. Стол покрыт ковром вместо скатерти на голландский манер и украшен
серебряной лоханкой для охлаждения вина. Большую лоханку создал
мастер-ювелир из города Амстердам — Пелгром Петхолт (1705–1751) в 1714
г.
Ореховый кабинет
Среди случайно сохранившихся парадных
помещений второго этажа, не декорированных изразцами из города Делфт,
заслуживает внимания Ореховый кабинет. Стены помещения украшены
деревянными ореховыми панелями (отсюда название кабинета) и пилястрами с
золочеными капителями. Потолок кабинета переделывали не менее трех раз.
Исследования потолка обнаружили первоначальное его украшение в
технике фрески начала 18 века. Этот мальванный плафон обладает всеми
свойствами переходных суток и несет аллегорическое изображение бога
войны Марса на фоне с военной арматурой (пушки, ядра, щиты, лук и
колчан, барабан и т.д.). Пропаганда войны занимала ведущее место в
просветительской и культурной политике царя Петра I. Политике царя в
этом вопросе служили даже скульптуры Летнего сада (Аллегория Навигации,
богиня войны Беллона, скульптура Слава воинов, скульптурная группа
«Ништадское мирное соглашение».) Рисованный плафон с изображением —
свидетельство поддержки князем Мншиковым политики царя. Но тусклые
краски фрески и провинциальное исполнение живописи не удовлетворили
Меншикова. Новоприбывший француз – художник создал пышный плафон
масляными красками и нетерпеливый обладатель приказал просто закрыть
фреску новым образцом дворцового декора.
Последним украшением
потолка и был уникальный плафон, который создал приглашенный в Петербург
французский художник-декоратор Филипп Пильман и сохранившийся по сей
день.
Ассамблейный зал
Самым большим помещением второго этажа
был Ассамблейный зал. После расположения во дворце военного Благородного
корпуса, зал использовался как училищная церковь и был значительно
перестроен с приложением иконостаса. Восстановить ее первоначальный
интерьер невозможно. Поэтому здесь реставрированы остатки поздних
украшений, удален иконостас, а помещение используется для музейных
выставок.