Парк искусств Музеон или Сад Павших Памятников, Москва

 

Парк искусств «Музеон» (бывший Парк Павших Героев или Памятник Павшим) — это парк за пределами Крымского вала в Москве, принадлежащий отделу современного искусства Третьяковской галереи и Центральному дому художника. Находится между Парком Культуры и метро Октябрьская. Крупнейший в России музей скульптуры под открытым небом, в настоящее время в его коллекции насчитывается более 1000 произведений искусства.

 

Оспаривание и снятие памятников в СССР восходит к его основанию. 12 апреля 1918 года революционный лидер большевиков Владимир Ленин издал декрет «О памятниках республики», в котором провозгласил, что все памятники царям и их аффилированным лицам должны быть убраны из поля зрения общественности. Он призвал к созданию комиссии для решения судьбы этих памятников и организации создания новых памятников и эмблем, которые соответствовали бы социалистической революции. Во многих случаях новые коммунистические статуи буквально занимали место статуй, снятых по указу Ленина 1918 года, и устанавливались на том же месте. Одним из примеров этих преобразований памятника является обелиск Александровского сада в Москве, который первоначально увековечивал память династии Романовых и был изменен в 1918 году в честь революционных левых мыслителей, таких как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Было сделано несколько исключений, когда дореволюционные статуи остались в своем первоначальном состоянии, например, конная статуя Петра Великого в Санкт-Петербурге по заказу Екатерины Великой.

Таким образом, в СССР наступил период мании статуй. Мания статуй относится к массовому распространению статуй, происходящих из западной культуры девятнадцатого века. Во время своего правления Иосиф Сталин непомерно увеличил коммунистическую пропаганду и статуи на территории СССР. После смерти Сталина в 1953 году Никития Хрущев, его преемник, провел десталинизацию, чтобы положить конец культу личности. Степень преднамеренного участия Ленина (и, следовательно, «первоначальной» революции) в развитии культа личности является предметом постоянных дискуссий.

В 1965 г. СССР вступил в Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Искусствовед Мария Силина утверждает, что «с тех пор была создана заметная сеть объектов коммунистического наследия, которая до сих пор служит основой для инвентаризации объектов наследия в России».

13 октября 1990 года Михаил Горбачев издал указ «О недопущении порчи памятников, связанных с историей государства и его символами». 22 августа 1991 года памятник Феликсу Дзержинскому у здания КГБ в Москве официально разрешили снести. Демонтаж этой статуи Дзержинского, как утверждает искусствовед Дарио Гамбони, стал катализатором того, что общественность начала преследовать статуи лидеров СССР по всей России.

 

История места

Музеон расположен на месте бывшей Всероссийской выставки сельскохозяйственных и промышленных ремесел, построенной в 1923 году. Посередине молодой архитектор Андрей Буров построил футбольный стадион. Владимир Ленин посетил выставку во время своей последней поездки в Москву, за три месяца до смерти. Ленина провезли на машине мимо павильонов, спроектированных Константином Мельниковым, Владимиром Щуко и Верой Мухиной, перед отъездом в имение Горки, где он и умер.

Крымский мост, первый вантовый мост в Советском Союзе, был построен при Иосифе Сталине в 1938 году. Вскоре после этого были заложены гранитные Крымская и Пушкинская набережные. До конца 19 века набережных не было, только берега рек, укрепленные брусчаткой.

Во время Великой Отечественной войны (также известной как Восточный фронт Великой Отечественной войны) у Крымского моста стояла военная техника и средства ПВО. К концу 1940-х годов появилось обширное пустое пространство, ставшее крупнейшей в городе снегоуборочной площадкой. Архитекторы предлагали разные варианты этого места, от Академии наук до Дворца Советов, однако министр культуры Екатерина Фурцева настояла на том, чтобы на этом месте был построен Центральный дом художника. Строительство по этому проекту началось в 1965 году среди деревянных лачуг. Площадь вокруг ЦДХ была построена в 1980-х годах.

В конце 1980-х, в разгар перестройки, ЦДХ начал проводить роскошные выставки таких художников, как Фрэнсис Бэкон, Джорджио Моранди, Яннис Кунеллис, Роберт Раушенберг и Джеймс Розенквист. В прилегающем парке появились скульптуры западных модернистов.

 

После распада СССР

22 августа 1991 года памятник Феликсу Дзержинскому был демонтирован и перенесен в парк. Коммунистическая партия была запрещена в ноябре 1991 года. Бюсты Ленина и статуи Калинина, Свердлова и Сталина со всей Москвы начали скапливаться на траве, в том числе статуя Сталина из розового гранита, лицо которого было разбито ударами молота. Скульптуры привозили из закрытых скульптурных фабрик, мастерских советских времен, где анонимные мастера изготавливали фигурки.

В январе 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о создании парка искусств «Музеон». Постепенно некоторые из статуй были подняты на ноги и расставлены по всему парку, а некоторые до сих пор остаются в упавшем виде. В настоящее время в его коллекции насчитывается более 1000 скульптур. Он разделен на тематические секции (например, Восточный сад, Пушкинская площадь, Портретный ряд). Многие памятники появились до 1992 года. Посткоммунистический туризм, движимый жителями Запада, увеличил количество посетителей, ищущих заброшенные советские памятники. подаренные ими скульптуры выставлены на специальной площади, отведенной для белокаменной скульптуры. Симпозиумы представляли широкий круг тем и участников, включая профессионалов, таких как Фахраддин Рзаев, Владимир Буйначев и Григорий Красношлыков, а также любителей.

 

Музеон сегодня

С 2011 года в Музеоне произошли серьезные изменения. В рамках государственной программы по развитию туристической и развлекательной инфраструктуры Москвы архитектор Евгений Асс разработал новый генеральный план Музеона, в том числе ландшафтный дизайн, который превратил парк в динамичный и современный космос. Были убраны самодельные и ветхие конструкции, проложена диагональная извилистая «прогулочная» дорожка, соединяющая Крымский Вал и Болотный остров. Тротуары вымощены гранитной брусчаткой. Открыт павильон «Школа» (архитекторы Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев), в котором проходят образовательные программы Музеона. Джентрификация в Москве привела к тому, что застройщики и агенты по недвижимости стали искать участки, которые имеют защищенный статус большевистских достопримечательностей, в интересах повышения рыночной стоимости.

В 2013 году по проекту архитектурного бюро «Wowhaus» (Дмитрий Ликин и Олег Шапиро) Крымская набережная была полностью перестроена и превращена в пешеходную зону, протянувшуюся от бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» до Воробьевых гор. Высажены уникальные многолетние клумбы; установлены ненавязчивые препятствия для скейтбордистов и велосипедные дорожки, изящные скамейки и каплевидные павильоны. Построен новый «Вернисаж» с волнообразными крышами и просторными ярко освещенными трибунами. Фонтан-плеск, второй в Москве, стал популярной достопримечательностью.

Музеон сегодня — это не только место для хранения исторических артефактов, но и музей современного искусства под открытым небом, специальное выставочное пространство, место проведения музыкальных фестивалей и коллективная творческая мастерская. Он становится все более популярным среди москвичей как место отдыха и сейчас является частью Парка Горького.

Статуя Сталина из розового гранита, которая первоначально стояла на боку, теперь стоит вертикально и снова на пьедестале после подъема в пользу бывшего лидера СССР. По данным New York Times, опрос общественного мнения, проведенный в 2019 году, показал, что 70 процентов россиян считают, что Сталин сыграл положительную роль в истории России.

 

Реакции на советские статуи

Музеон является частью более широкого явления 1990-х годов, когда бывшие советские государства начали убирать памятники советским лидерам с площадей, часто выбрасывая их в парках. Другие примеры парков памятников, в которых хранятся социалистические статуи, включают парк Грутас в Друскининкай, Литва, музей PRL в Руда-Сленска, Польша, парк Мементо в Будапеште, Венгрия, крыло Галереи искусства социалистического реализма в северной пристройке Козлувки. Дворец в Козлувке, Польша, Музей социалистического искусства в Софии, Болгария.

Некоторые страны решили уничтожить свои советские статуи после распада СССР. Известные примеры включают снос памятника Сталину на его родине в Гори, Грузия, в 2010 году, разрушение самого большого памятника Ленину в Украине в Запорожье, Украина, в 2016 году и падение самой большой советской статуи в Латвии (высотой 79 метров, или 259 футов 2 дюйма) в августе 2022 года.

Возведение контрпамятников — еще один ответ на наличие советских памятников. Например, в картине скульптора Евгения Чубарова «Жертвы лагерей советских времен» изображены 282 каменные головы в клетке. Чубаров подарил эту статую Музеону с условием, что она будет стоять рядом со статуей Сталина из розового гранита. Другим примером является «Трансформатор» Ербосына Мельдибекова в Ташкенте, Узбекистан, который представляет собой взаимозаменяемую статую, предназначенную для представления меняющейся идентичности постсоветских государств.

 

Знаменитые скульпторы

Вера Мухина

Вера Мухина была художницей 20-го века и широко известной женщиной-скульптором из Советского Союза. Многие знают ее как автора картины «Рабочий и колхозница», одного из самых устойчивых символов страны. Сама Мухина была сложным человеком: официозный скульптор и верующий в «новую религию» (т.е. революцию), а также тонкий художник, рано расставшийся с иллюзиями.

Связь Мухиной с театром нашла выражение в изобразительном искусстве. Мы требуем мира! (1950), вдохновленный конфликтом между Северной и Южной Кореей, выглядит как мизансцена: мужественный русский солдат, темнокожий юноша со сжатыми кулаками, слепой и кореянка-мать с ребенком на руках гуляют по знаменам. побежденной армии в светлое будущее за женщиной, выпускающей голубя. Все современные клише здесь; Замыслом Мухиной было сделать пропагандистскую скульптуру.

Искусствовед Михаил Алпатов назвал работу холодной и надуманной, утверждая, что художница «не смогла передать идею борьбы за мир языком искусства, который позволил бы ей выразить себя через свое творчество». Однако сегодня скульптура ценна по другой причине; это пример буйного полуофициального искусства и важный памятник эпохе, которая его породила. Изобретательное использование Мухиной гальванического покрытия уменьшило вес статуи, что позволило перевозить ее между городами и странами.

 

Евгений Вучетич

Евгений Вучетич был одним из первых известных в Советском Союзе скульпторов, получивших исключительно советское образование. Вучетич был чрезвычайно плодовит, создав десятки официальных портретов советских героев. Скульптуры Вучетича слишком многочисленны, чтобы быть работой одного человека, но неясно, сколько у него помощников. Единственное известное знание о его помощниках состоит в том, что в начале 1960-х годов он пригласил скульптора Вадима Сидура присоединиться к нему в качестве ученика.

Взлет Вучетича был стремительным. К концу Второй мировой войны он уже получил заказ на создание скульптурной группы в честь покойного генерала Ефремова (завершена в 1946 году) и был назначен ответственным за проектирование советского военного мемориала в берлинском Трептов-парке. История памятника генералу Ефремову окутана тайной.