Удмуртия, Россия

 

Удмуртия — регион в Верхнем Поволжье, граничащий с Кировской областью на западе и севере, Пермью на востоке, Башкортостаном на юго-востоке и Татарстаном на юге. Удмуртия названа в честь коренного финно-угорского народа удмуртов, населявшего Поволжье как минимум со времен Древней Греции. Большая часть записанной истории удмуртов посвящена борьбе за выживание и восстанию против своих более могущественных соседей, монголов, татар и русских. Но удмурты, возможно, были окончательно покорены СССР, который очистил большую часть удмуртской националистической интеллигенции и переместил крупные предприятия из Центральной России, а вместе с ними и большое количество этнических русских, которые теперь составляют большинство населения региона, в то время как удмурты в настоящее время представляют только около трети.

Удмурты представляют особый интерес для всех, кто интересуется язычеством: Удмуртия — один из последних оставшихся в Европе оплотов организованного шаманизма, несмотря на активные репрессии царского и советского правительств. Путешественникам, интересующимся исконной религией Удмуртии, стоит поискать удмуртский фильм 1994 года «Тень Алангасара». Шаманские постройки и места сохранились и по сей день в изолированных деревнях по всему региону.

Возможно, первое место в списке того, что нужно сделать в Удмуртии, — это увидеть Удмуртский национальный народный театр и танцевальную труппу «Италмас».

 

Города

Ижевск

Воткинск
Глазов

Можга

Сарапул

 

Язык

Удмуртский язык разделяет официальный статус с русским, но вы можете ожидать, что любой, кого вы встретите, будет, по крайней мере, двуязычным по-русски. Удмуртский — финно-угорский язык, тесно связанный с коми.

 

Как добраться

Рейсы прибывают в Ижевск (IJK IATA) из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Перелет из Москвы занимает около 2 часов.

Поезда ходят в Ижевск из Москвы (ежедневно, 18 часов), Санкт-Петербурга (~31 час), Екатеринбурга (11 часов), Казани (6 часов) и Перми (10 часов).

Глазов — остановка на Транссибирской магистрали.

 

Еда

В Ижевске есть несколько ресторанов, где можно отведать удмуртскую кухню, но помимо них не составит труда найти удмуртские пироги (перепечи).

Напитки
Попробуйте удмуртский национальный напиток Кумиска.

 

Название

Название удмурты происходит от слова одо-морт («луговые люди»), где первая часть представляет собой пермский корень од или одо («луг, поляна, дерн, зелень»). Это подтверждается документом 1557 г., в котором удмурты упоминаются как луговые люди наряду с традиционным русским названием отяки.

Вторая часть мурт означает 'человек' (ср. коми морт, мари мари). Вероятно, это раннее заимствование из скифского языка: мертя или мертия («человек, человек»; ср. урду мард), которое, как полагают, было заимствовано из индоарийского термина маря- («человек, смертный, тот, кто обречен на смерть". ср. древнеиндийское маря ("молодой воин") и марут ("воин колесницы"), оба связаны конкретно с лошадьми и колесницами. Протоиндоевропейские корни слов *мер-, *моро-с и *мер родственны производному слову *марко (с суффиксом *-ко), означающему «лошадь». Оно связано с суффиксной формой корня в протоалтайском *mórV («лошадь»), ср. Монгольское *мори («море по-славянски»), прото-тунгусское *мурин («конь»), протокорейское *мар («конь») и, возможно, также протодравидийское *мар-аи («к. оленя»). "). По мнению лингвиста Т. Михайловой, это индоевропейское слово было заимствовано в Центральной Европе из алтайских. Индоевропеисты Т. Гамкрелидзе и В. Иванов связывают это слово с верховыми алтайскими племенами эпохи бронзы.

С другой стороны, в русской традиции название «луговые люди» относится к обитателям левобережья вообще. В последнее время наиболее актуальной является версия В. В. Напольских и С. К. Белых. Они предполагают, что этноним был заимствован либо из индоиранского *anta 'снаружи, близкий, последний, край, предел, граница', либо из тюрко-алтайского *anda/*ant 'клятва (в верности), товарищ, друг'.

 

История

Первый контакт русских с удмуртским народом датируется 10-11 веками. Затем русские оказали сильное влияние на развитие Северного Удмуртии, которое в 1489 году вошло в состав Великого княжества Московского. Формирование южных удмуртов происходило в долине нижней Камы, в 8-9 веках часть финно-пермяков переселилась с Камы и верховьев Чепцы; в 11-12 веках южные удмурты создали собственное государство - Арское княжество, установившее налоговые связи с Волжской Булгарией, а затем и Казанским ханством. Это княжество просуществовало до 1552 года, когда Иван Грозный взял Казань, и через пять лет Южный Удмурт вошел в состав Русского государства; в конце XVI века Южная Удмуртия была заселена русским населением, начался взаимный обмен культурами. Центрами развития ремесел и торговли стали дворцовые села Сарапул, Елабуга и Каракулино.

С 1730-х годов началось массовое обращение удмуртов в христианство; в 1774-1775 годах удмурты приняли участие в Пугачевском восстании; в 1756 году с появлением Бемиджского медеплавильного завода в Удмуртии начала развиваться промышленность (до этого она была в основном сельскохозяйственной и торговой); в 1759 году были построены Пудемский и Воткинский железоделательные заводы, в 1760 году - Ижевский, в 1761 году - Камбарский; в 1807 году на базе этого завода (разрушенного Пугачевым) был построен Ижевский оружейный завод, а в последующем Значительное влияние на промышленное развитие региона (помимо железоделательных заводов, были построены винный, спиртовой и химический заводы) оказало активное развитие промышленности во второй половине XIX века. Уже в середине XIX века продукция ижевских металлургов и оружейников приобрела мировую известность. Однако в целом большинство предприятий составляли обрабатывающие производства. Стали открываться банки, образовательные и культурные учреждения, но большинство населения оставалось неграмотным; в XIX веке в регионе окончательно сформировались две ветки Сибирского тракта (Петербургско-Вологодская на севере и Московско-Казанская на юге), которые соединились у села Дебесы.

В середине XIX века было налажено речное пароходное сообщение, а в 1899 году через север, а затем и юг края прошли Пермско-Котласская и Казанско-Екатеринбургская железные дороги соответственно, что значительно повлияло на развитие края и резко снизило функциональную роль Сибирского тракта.

Первая мировая война, революция и последующая гражданская война оставили глубокий след в истории как России, так и Удмуртии: в 1918 году в Ижевске и Воткинске произошли крупнейшие в России антибольшевистские восстания.

4 ноября 1920 года ВЦИК и Государственный Совет Российской Федерации (СНК) приняли решение о создании нескольких новых автономных областей, в том числе Водской автономной области, которая в 1932 году была переименована в Удмуртскую автономную область. Столицей области стал город Ижевск, а в 1934 году в составе Удмуртской автономной области была образована Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая через несколько лет стала полноправным государственным органом в составе СССР.

К середине XX века в Удмуртской Республике быстрыми темпами идет индустриализация. Это привело к притоку рабочей силы из сельской местности и других районов республики в города, что повлекло за собой значительные изменения в демографическом составе и урбанизации.

В годы Великой Отечественной войны в Удмуртию было эвакуировано около 40 предприятий, что послужило мощным толчком для развития промышленности региона, особенно военно-промышленного комплекса. В послевоенные годы урбанизация привела к дальнейшему развитию сферы услуг и экономики: было создано более 30 новых промышленных предприятий. Важное место заняли уникальный Чепецкий машиностроительный завод в Глазове, автозавод в Ижевске, завод музыкальных инструментов в Ижмаше; всемирно известным стал автомат М.Т. Калашникова; в 1955 году началась добыча нефти (в промышленных масштабах с 1969 года); в 1958 году был построен первый в республике нефтезавод.

В то же время сельское хозяйство республики погрузилось в кризис. Распад Советского Союза привел к серьезному кризису практически во всех сферах жизни жителей республики, который продолжается до сих пор. В 1991 году Удмуртская АССР была переименована в Удмуртскую Республику, а в 1994 году была принята новая Конституция. Согласно новой Конституции, Удмуртская Республика является суверенным государством в составе Российской Федерации и имеет парламентскую систему.

 

География

Республика расположена к западу от Уральских гор и граничит с Кировом, Пермью, Башкортостаном и Татарстаном.

Удмуртия — республика в составе Российской Федерации, расположенная в Центральной России между рукавами двух крупнейших и старейших рек Европы: Камы и ее правого притока Вятки.

Город Ижевск — административный, промышленный и культурный центр Удмуртии. Географически он расположен недалеко от Москвы, столицы и крупнейшего города Российской Федерации. В городе хорошо развита транспортная система (включая воздушный, наземный и водный).

Удмуртия граничит с Кировской областью на западе и севере, Пермской областью на востоке и республиками Башкортостан и Татарстан на юге.

 

Климат

В республике умеренно-континентальный климат с теплым летом и холодной снежной зимой. Годовое количество осадков в среднем составляет 400–600 мм.

 

Демография

Население: 1 521 420 человек (перепись 2010 г.); 1 570 316 человек (перепись 2002 г.); 1 609 003 человека (перепись 1989 г.).

Хотя по состоянию на 2007 год население сокращалось, сокращение стабилизировалось и было более заметным в городских районах. Из 19 667 рождений, зарегистрированных в 2007 году, 12 631 родились в городах (11,86 на 1000) и 7036 — в сельской местности (14,88 на 1000). Рождаемость в сельской местности на 25% выше, чем в городах. Из общего числа 21 727 смертей 14 366 были зарегистрированы в городских районах (13,49 на 1000 человек) и 7361 — в сельской местности (15,56 на 1000 человек). Естественная убыль населения составила -0,16% для городской местности и незначительная -0,07% для сельской местности (в среднем по России -0,33% в 2007 г.).

 

Религиозные группы

Согласно опросу 2012 г., 33,1% населения Удмуртии исповедуют Русскую православную церковь, 5% являются неаффилированными родовыми христианами, 2% являются восточно-православными христианами, не принадлежащими ни к какой церкви или членам других восточно-православных церквей, 4% являются верующими. Мусульмане, 2 % населения придерживаются славянской родной веры (родноверия) или удмуртской воси (удмуртской родной веры), 1 % придерживаются форм протестантизма, 1 % населения составляют старообрядцы. Кроме того, 29% населения заявляют, что они «духовны, но не религиозны», 19% - атеисты, а 3,9% исповедуют другие религии или не дали ответа на вопрос.

Поместной Русской Православной Церковью является Удмуртская митрополия, в состав которой входят Ижевская епархия (основана в 1927 г.) под управлением епископа и митрополита Викторина (Костенкова) (2015 г.), Глазовская епархия (основана в 1889 г.) под управлением епископа Виктора (Сергеева) и Епархия Сарапул (основан в 1868 г.) при епископе Антонии (Простихине) (2015 г.).

 

Евреи

Евреи-удмурты — это особая территориальная группа евреев-ашкенази, которая начала формироваться в местах проживания смешанных тюркоязычных (татары, кряшены, башкиры, чуваши), финно-угороязычных (удмурты, марийцы) и славянских -язычное (русское) население. Евреи-ашкенази на территории Удмуртской республики впервые появились в 1830-х гг. Удмуртское еврейство сформировало местную разновидность на базе идиша Удмуртии до 1930-х гг., к которой «влились» (в 1930-1940-е гг.) черты идиша переселенцев; в результате к 1970-м и 1980-м годам удмуртская разновидность идиша (удмуртский) разделялась на две лингвистические подгруппы: центральную подгруппу (с центрами Ижевск, Сарапул, Воткинск) и южную подгруппу (с центрами Камбарка, Алнаши, Агрыз и Набережные Челны). Одной из характерных черт удмуртского языка является заметное количество удмуртских и татарских заимствований.

 

Культура

Удмуртский фольклор понимается как в широком смысле (калык онер, калык тодон-валан, калык виз - народные знания, народная мудрость), так и в более узком (калык кылос, калык кылбурет - народная поэзия, устная поэзия). В быту фольклор не делится на жанры, воспринимается в единстве с материальной культурой, с религиозными, правовыми и этическими аспектами. Народные термины-определения вобрали в себя обрядовое действие (сям, нерге, йилол, кистон, куяскон, сюан, мадискон), символически-образные и магически-образующие слова (мадкыл, выжыкыл, тункыл, кылбур), музыкально-хореографическое поведение (крез, гур, судон-серекян, тэтчан, эктон).