Построен: 1158- 60
Успенский собор (Собор Успения Пресвятой
Богородицы)
Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 56.
Веб-сайт.
Посещение собора: для
моления — в часы регулярных богослужений (расписание на сайте, вход
свободный), для осмотра экспозиции — в составе экскурсии (с 13:30 до
16:30 ежедневно, кроме понедельника).
Стоимость 100 руб.
Закрыто: понедельник
Собор Успения Пресвятой Богородицы пример русского зодчества Средневековой России XIII и XIV векое. Он является частью Всемирного наследия, Белого города Владимира и Суздаля. Собор Успения Пресвятой Богородицы был заказан Андреем Боголюбским для его столицы Владимира и посвящен Успению Пресвятой Богородицы (Девы Марии), которую он продвигал как святую покровительницу своих земель. Первоначальный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1158-1606 годах, с шестью колоннами и пятью куполами. Центральный купол ознамненовал Иисуса Христа, а четыре по всем углам- святые евангелисты: Лука, Марк, Матфей и Иоанн. Он был позже расширен в 1185-1189 годах, чтобы отразить усиленный авторитет и богатсво Владимира. Покрывая площадь в 1178 м² он оставался крупнейшим из русских церквей в течение следующих 300 или 400 лет.
В 1237 году собору суждено было разделить судьбу
столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный
монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и
1760 годах) и подвергался разграблениям.
В результате
«реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I
собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших
частей — лестничных башен и галерей.
Успенский собор
1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из
высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского
было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона
подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был
шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным
(длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота
— около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных
формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм
превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
И стены, и
крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как
внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными
капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён
валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному
барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно
считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной
Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор
Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой
непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены
собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на
северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки
к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли.
Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками.
Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники,
пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На
них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены
стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную
башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором
зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями
во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин
обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на
стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными
пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на
два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились
рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение
Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а
также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились
фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года
относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного
фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о
количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма
спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым,
Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ
летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и
архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского
показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма
Боголюбского.
После пожара 1185 года Всеволод III значительно
расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые
галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора.
Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более
вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).
Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора
1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже
закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189
годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к
востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые
компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые
главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.
В
стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты
дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего
пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами
собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.
Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с
колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами.
Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет
плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд
щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с
перспективными скосами — вверху.
Суровые глади внешних стен
слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со
стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во
времена обстройки собора Всеволодом III.
Фигуры Артемия и
Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на
заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.
Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что
князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет
святое Богородици и от своих».
В стенах галерей, в специально
созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители
владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной
галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский
и его брат Всеволод III.
Успенский собор изначально рассматривался как центральный храм
Северо-Восточной Руси, а в начале XIV веке являлся резиденцией
митрополита всея Руси, переехавшего во Владимир из Киева. Позднее
"столичные" функции собора перенял одноимённый собор Московского
Кремля.
Андрей Боголюбский, Всеволод Большой Гнездо и
другие правители Владимира-Суздаля были погребены в склепе этой
церкви. В отличие от многих других церквей, собор Успения Пресвятой
Богородицы пережил великое опустошение и огонь Владимира в 1239
году, когда монгольские орды Бату-хана захватили столицу.
Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238
году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с
дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён
монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся
великокняжеская семья были канонизированы позже как Владимирские
мученики.
Внешние стены Собора Успения Пресвятой Богородицы покрыты сложной
резьбой. Интерьер был окрашен в XII веке, а затем написан Андреем
Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. Успенский собор служил
образцом для Аристотеля Фиораванти, когда он проектировал
одноименный собор в
Московском Кремле в 1475-1799 годах. Колокольня построена в 1810
году в стиле эклектики и заменила прежнюю шатровую колокольню.
От первоначальных фресок Успенского собора до
наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для
украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их
росписей сохранились отдельные изображения большой композиции
«Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и
фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же
дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.
Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века.
Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать
благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей.
Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное
изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был
установлен новый, выполненный в барочном стиле.
На протяжении
XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик
собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена
четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена
колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре
угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся
высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Николая
Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел
во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с
нижним ярусом колокольни.
В конце XIX века была проведена
первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились
внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески
Рублёва; в 1886—1891 годах собор отреставрировали снаружи: были
убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное
покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.
В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и
продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале
1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень,
позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок,
отрегулировали температурно-влажностный режим.