Адрес: Московский Кремль
Метро:
Александровский сад, Библиотека имени Ленина, Боровицкая
Автобус: 6, K
Открыт: 10 утра - 5 вечера Пятница - Среда
www.kremlin.museum.ru
Успенский собор является Русской православной церковью, посвященной Успению Пресвятой Богородицы. Он расположен на северной стороне Соборной площади Московского Кремля, где узкая аллея отделяет север церкви от Патриаршего дворца с Церковью Двенадцати Апостолов. На юго-запад от церкви расположена колокольня Ивана Великого. Отдельно на юго-западе, также разделенный узким проходом от церкви, находится Грановитая Палата. Собор считается материнской церковью Московской Руси. В его нынешнем виде она была построена в 1475-79 годами по приказу московского великого князя Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. С 1547 по 1896 год здесь проходили Коронации русских монархов. Кроме того, это место захоронения большинства московских митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. Название относится к смерти Святой Марии, матери Иисуса.
Успенский собор свободно стоит на самой высокой точке Кремлевского (или Боровицкого) холма, на северной стороне Соборной площади (Соборная площадь). Узкий переулок отделяет его на севере от Патриаршего дворца с церковью Двенадцати Апостолов. На юго-западе возвышается колокольня Ивана Великого, а на юге, в противоположном конце площади, - собор Архангела Михаила. На юго-западе, также отделенный от церкви лишь узким проходом, стоит Граненый дворец.
Современных записей о ранней истории строительства больше не существует. Поэтому вопрос о том, когда были построены предыдущие постройки и какой они имели вид, является спорным в науке. Во время раскопок в 1968 году в районе нынешней церкви было обнаружено средневековое захоронение, некоторые из которых содержат чрезвычайно ценные предметы, датируемые серединой 12-го - 20-м годами 14-го века. Существование кладбища и возраст некоторых находок указывают на то, что уже во время первого документального упоминания о Московском Кремле в 1156 году на этом месте стояла церковь. Как и все здания средневековой Москвы, оно, скорее всего, было деревянным и поэтому полностью исчезло. Раскопки также обнаружили остатки фундамента, ограждающих стен, опор, настила из кирпичной кладки и зооморфных консольных камней в северо-западном углу нынешнего собора. Эти находки привели В. И. Федорова предположить, что уже в 80-90-е годы 13 века здесь существовала церковь из известняка, на архитектуру которой повлияла Георгиевская церковь в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.), построенная во времена правления московского князя Даниила Александровича. Однако Всеволод Выголов и Сергей Саграевский опровергли этот тезис и из соображений стилистики и материаловедения отнесли обнаруженные остатки зданий, в частности, консольные камни, к более поздним временам.
Первое достоверное церковное сооружение на месте нынешнего собора было построено в 1326/27 году в связи с планомерным расширением Кремля при князе Иване Калите. Обнаруженные остатки стен свидетельствуют об относительно скромном комплексе из известняка, который по своей конструкции был близок к архитектурному искусству Владимиро-Суздальской Руси 12-13 веков. Храм выполнял не только функцию главной городской церкви; после того как Иван Калита добился в 1325 году переноса резиденции митрополита из Владимира в Москву, она стала и домашней церковью митрополита. Собор имел крестообразный план, большой западный вестибюль и три восточных апсиды, в которых находились надгробия строителя, митрополита Петра (в 1308-1326 гг.) И его преемника Феогноста (1328-1353 гг.). В 1329 году к северной апсиде была пристроена часовня Святого Петра в цепях с полукруглым хором.
Церковь Святого Петра уже к 1470/71 году находилась в таком плохом
состоянии, что митрополит Филипп I инициировал новое строительство,
которое было начато в апреле 1472 года. Московский подрядчик Иван
Голова, которому было поручено выполнение работ, поручил мастерам
Ивану Мышкину и Кривцову (имя последнего не сохранилось)
проектирование и руководство строительством. Великий князь Иван III
и духовенство поставили условием, чтобы новая церковь была построена
по образцу знаменитого Успенского собора в старой Владимирской
митрополичьей резиденции (1158-1160, расширен 1185-1189). Это
объяснялось двумя причинами: во-первых, Владимирский собор, несмотря
на свой возраст, все еще считался эстетическим идеалом русского
церковного строительства; во-вторых, московские князья хотели
заявить о себе как о законных преемниках владимиро-суздальских
князей, чьи светские и светские традиции были тесно связаны с их
новым главным храмом, знаменитым образцом во Владимире. церковная
власть в 14 веке перешла к усиливающейся Москве. Новый Московский
собор также должен был символизировать статус Москвы как нового
центра православия („Третьего Рима“), который город занимал с
момента завоевания Византии османами в 1453 году.
Однако
четырехпрестольная крестово-купольная церковь Мышкина и Кривцова
рухнула незадолго до завершения строительства в ночь с 20 на 21 мая
1474 года. По словам анонимного летописца из Ростова, причиной стало
землетрясение. Последующая экспертиза, проведенная псковскими
строителями, пришла к выводу, что причиной аварии стали статические
нарушения, а также серьезные ошибки при изготовлении известкового
раствора и кладки. Российский историк архитектуры Николай Брунов
объяснил допущенные ошибки тем, что более чем столетнее правление
монголов, во время которого практически не было построено каменных
зданий (за исключением Новгорода и Пскова), привело к тому, что
большая часть проверенных временем старинных строительных технологий
была забыта.
Мышкин и Кривцов были лишены руководства строительством в результате
несчастного случая. Вскоре после этого Иван III, вероятно по совету
своей супруги Софии Палеолог, послал Семена Толбузина нанять
подходящего мастера в Италии, которая в то время была известна в
России как колыбель Ренессанса с ее высокоразвитой строительной
техникой. Он нашел его в болонце Аристотеле Фиораванти, который
приехал в Москву в июне 1475 года в сопровождении своего сына Андреа
и нескольких сотрудников. Он полностью очистил руины собора и
построил нынешнюю церковь всего за четыре года строительства. По
настоятельной просьбе митрополита Филиппа Фиораванти также взял за
образец для своего нового строительства Успенский собор во
Владимире, но также использовал элементы и приемы архитектуры эпохи
Возрождения. Поэтому при строительстве он применил современные
методы строительства – в частности, ввел в России золотое сечение –
такие, какие он знал на своей родине, и передал их российским
строителям. В то время как строительство могло быть освящено
митрополитом Геронтием уже 15 августа 1479 года, завершение богатой
внутренней отделки, в которой участвовал, в частности, известный
русский иконописец Дионисий, продолжалось до второго десятилетия 16
века.
Эффект маяка новой главной православной церкви и
революционные методы строительства, внедренные Фиораванти в России,
привели к появлению множества новых церквей в других местах, которые
в большей или меньшей степени были ориентированы на московский
образец. В частности, пятиглавый тип (купола символизируют Иисуса
Христа и четырех Евангелистов) впоследствии получил широкое
распространение. В качестве непосредственных преемников
рассматриваются, в частности, а. католичка Успенского Тихвинского
монастыря (1507-1515), Чудова монастыря под Великим Новгородом
(1515), Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде (1558-1585) и
Софийского собора в Вологде (1568-1568 гг.).
В последующие столетия собор неоднократно подвергался разрушениям, в том числе в 1518, 1547, 1682 и 1737 годах в результате пожаров и в 1610 году польско-литовскими захватчиками. В 1812 году, во время своего вторжения в Россию, войска Наполеона разграбили собор и превратили его в конюшню. Под руководством московского архитектора Константина Быковского в 1894/95 году была проведена тщательная реставрация, которая должна была восстановить первоначальное состояние собора. При этом были восстановлены первоначальные размеры окон апсиды, изменен профиль цокольного этажа, а внутренняя роспись стен и потолка была очищена от перекрасок конца 17-19 веков. Кроме того, Быковский приказал удалить фактически оригинальную белую краску с фасадов, придав собору его нынешний внешний вид. С 1910 года до начала Октябрьской революции 1917 года сохранением и содержанием собора занималась специальная комиссия под председательством князя Алексея Жирин-Шихматова; под их руководством был понижен уровень пола Соборной площади и проведено тщательное реставрационное обследование здания.
Вскоре после переезда нового советского правительства в Москву в марте 1918 года собор, как и все другие храмы Московского Кремля, был закрыт для богослужений и объявлен музеем. На православную Пасху 5 мая 1918 года Дмитровский викарий Трифон отслужил в соборе последнее за долгое время богослужение. Художник Павел Корин запечатлел это памятное событие в наброске маслом под названием „Гибель Руси“ (Россия, уходящая, 1935-1959). В 1922 году режим конфисковал большую часть церковного имущества и сокровищ, большая часть которых перешла в сокровищницу Кремлевской оружейной палаты и Третьяковской галереи. Некоторые изделия были проданы за границу в обмен на иностранную валюту. Реставрационные работы проводились в 1949/50, 1960 и 1978 годах. Возрождение Успенского собора как храма произошло всего за несколько лет до распада Советского Союза, во время Перестройки: после богослужений в храме в 1989 и 1990 годах собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году.
Успенский собор выполнял ряд религиозных и представительских функций с момента своего первого строительства в 1327 году до 1918 года: он был придворной и коронационной церковью великих князей Московских и российских царей и императоров, даже когда резиденция правительства уже давно была перенесена в Санкт-Петербург. Как главный храм Московской епархии и Всего Русского Православия, митрополиты и патриархи освящались в нем (с 1589 г.) и хоронились в нем до 1721 г. Огромное значение собора проявляется и в большом земельном владении, которым он владел до национализации церковной собственности Екатериной Великой в 1765 году.
Проект Фиораванти был ориентирован на одноименный Владимирский собор
– среди прочего, была использована известняковая кладка,
декоративные декоративные элементы в нижней части окон, порталы на
стенах, полукруглая форма закомар и необычное для того времени
пятиугольное количество венчающих подвесных куполов с тамбурами;
однако он также привнес множество новых элементов дизайна. В отличие
от российской строительной практики того времени, Фиораванти
выполнил колонны, своды и купольные тамбуры из кирпича. Значительно
меньший вес по сравнению с Haustein уменьшил нагрузку на ограждающие
стены. Последние сделаны из известняка, как и все остальные части
сооружения, которые впоследствии были скульптурно оформлены. Вся
конструкция стоит на высоком известняковом основании, которое, в
свою очередь, опирается на бесчисленные дубовые сваи глубиной четыре
метра, вбитые в землю.
Успенский собор представляет собой
трехнефную крестово-купольную церковь, своды и купольные тамбуры
которой опираются на шесть опор. Своды были построены не
консольными, как это было принято в России до того времени, а
крестообразными сводами с ленточными арками. Строительным материалом
служили специально изготовленные кирпичи, размеры которых превышали
российские нормы того времени. Кроме того, сравнительно небольшой
вес, в отличие от консольного свода, позволил сохранить стройную
форму арочных опор. Таким образом, только самая восточная пара опор
перед апсидами имеет обычную для России форму массивных
прямоугольных опор; остальные четыре имеют форму колонн с четко
выраженными основаниями, валами и капителями, хотя оригинальные
коринфские колонны позже были заменены более простыми кубическими
капителями. Тонкая форма этих колонн в значительной степени
способствует легкому и просторному интерьеру.
На фасад явно
повлияли фрески эпохи Возрождения, выполненные не в виде простых
лис, а в виде тосканских пилястр. Первоначально закомары с арками
для корзин имели широкие профильные полосы, которые были отбиты
после пожара 1682 года.
Собор посвящен одному из самых значимых религиозных праздников –
Успению Богородицы. Именно поэтому большинство его фресок
представляют сцены из жизни Богородицы (Северная и Южная стены).
Икона Владимирской Богородицы – древний шедевр византийской живописи
XI века. Из Киева, где оно хранилось впервые, князь Андрей
Боголюбский в 1155 году привез его во Владимир; Затем, в 1395 году,
при князе Московском Василии I, сыне Дмитрия Донского, она была
отправлена в Москву и положена на хранение в Успенский собор.
Несмотря на религиозную тематику иконы, художнику удалось
запечатлеть в образе Богородицы большое человеческое волнение,
глубокое материнское чувство, скорбь и любовь.
Икона Святого
Георгия (12 век). Это произведение художественного вдохновения из
Новгорода. В этом творении древнерусской живописи мы видим почти
реалистическую отраженную торжествующую фигуру борца. Неизвестно,
когда и почему изображение святого Георгия было полностью покрыто
слоем масляной краски. В 1935 году мастера-реставраторы аккуратно
отделили масляную картину и вернули прекрасную старинную окраску.
Икона «Троица» — монументальное произведение русского искусства
первой четверти XIV века. Ее приписывают кисти анонимного русского
художника еще до Андрея Рублева.
В северной части иконостаса
сохранились фрески 15 века, они оригинальные, но весь иконостас
выполнен в 17 веке. Все дело в том, что в древности деревянных
иконостасов не существовало, были лишь стены, покрытые фресками.
Традиционно западная стена православного храма
расписана фрагментами Страшного суда: Иисус Христос с весами, судящий
народ; Иоанн Креститель и Богородица, молящие Христа простить нас;
множество людей с обеих сторон; Дракон – символ греха – имеет кольца с
надписями всех грехов. Рай находится справа от Господа, ад — слева.
В православных храмах с восточной стороны всегда находится алтарь,
который является самой священной частью храма, но увидеть его почти
никогда нельзя, поскольку он отделен, изолирован от центральной части
храма стеной икон, называемой «иконостасий».
Иконостас обычно
имеет 5 рядов, в которых можно увидеть всю библейскую историю,
написанную в Новом Завете и Ветхом Завете. Иконостас читается сверху
вниз, поскольку своды храма символизируют небо.
Первый ряд
иконостаса посвящен первым людям, жившим на земле (Адаму - иногда Еве -,
Авелю, Ною, Симу, Аврааму, Лоту и др.). Второй ряд — первые священники,
цари, судьи и пророки, предсказавшие и возвестившие о следующем
пришествии Христа (Моисей, Арон, Давид и др.). Третий ряд — апостолы
(Петр, Павел и т. д.). Иногда в третьем ряду помещают иконы,
рассказывающие нам обо всей человеческой жизни Господа и изображающие
важнейшие религиозные праздники. В четвертом ряду Иисус уже не человек,
он уже Бог. Он восседает на престоле и судит народ.
В последнем и
пятом ряду помещены важнейшие для Православной Церкви иконы. Например, в
Успенском соборе в пятом ряду можно увидеть в центре иконостаса икону,
посвященную Успению Богородицы (16 век, Дионис). Кроме того, в пятом
ряду расположены иконы, подаренные другими монастырями и церквями.
В Успенском соборе сохранились и другие интересные памятники
пластического искусства: рядом со входом в южную часть находится
уникальное произведение, вырезанное из дерева: трон Ивана Грозного,
изготовленный в 1551 году русскими мастерами. Он известен как «Трон
Мономаха». Этот трон Ивана Грозного был покрыт резьбой с композициями и
надписями, описывающими легенду о царских особах (Знаки монархической
власти: корона, скипетр, престол, порфира и т. д.). Получено Владимиром
II Мономахом от императора Византии.
Рядом с южной квадратной
колонной собора находится «Патриаршее место», очень старое и каменное, а
рядом с северной квадратной колонной находится «Царское место». Сначала
оно предназначалось для царицы, и Он находился в нем. Собор Рождества
Христова.
Очень интересным произведением прикладного искусства
древней Руси являются двери в южной части собора. Они покрыты медными
листами, на которых золотом по черному лаку нарисованы двадцать
изображений на библейские темы.
Центральный неф времени освещен
семнадцатью небольшими окнами, расположенными на двух уровнях, и
двенадцатью световыми люками из позолоченной бронзы, датируемыми 17 и 19
веками. Центральная люстра изготовлена из серебра, взятого у
наполеоновских войск в 1812 году.
Изображение Успенского собора было увековечено на реверсе двух
советских памятных монет, в 1989 году в серии «500 лет Единого
Российского государства» (в золоте, номинал 50 рублей) и 1990 года
(в медно-никелевом цвете, номинал 5 рублей).
«Яйцо
Московского Кремля», созданное Фаберже с Успенским собором
(Успенским собором), было подарено царем Николаем II своей супруге
Александре Федоровне на Пасху 1906 года.