Пещеры и музей Альтамира, Испания

Пещеры и музей Альтамира

Описание Пещеры и музея Альтамира

Альтамира

Пещера Альтамира расположена недалеко от исторического города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания. Он известен доисторическим пещерным искусством, в котором представлены рисунки углем и полихромные картины современной (на тот момент) местной фауны. Самые ранние картины были применены во время верхнего палеолита, около 36 000 лет назад. Место было открыто только в 1868 году Модесто Кубильяс.

Помимо поразительного качества своего полихромного искусства, слава Альтамиры проистекает из того факта, что ее картины были первыми европейскими наскальными рисунками, для которых было предложено и продвигалось доисторическое происхождение. Марселино Санс де Саутуола опубликовал свое исследование при поддержке Хуана де Виланова-и-Пьера в 1880 году для общественного признания. Однако публикация исследования Санса де Саутуолы быстро вызвала ожесточенный общественный спор среди экспертов, некоторые из которых отвергли доисторическое происхождение картин на том основании, что доисторическим людям не хватало способности к абстрактному мышлению. Спор продолжался до 1902 года, когда накопились сообщения о подобных находках доисторических картин во франко-кантабрийском регионе, и доказательства больше не могли быть отклонены.

Альтамира расположена во франко-кантабрийском регионе и объявлена ​​объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как ключевое место для пещер Альтамира и палеолитического пещерного искусства Северной Испании.

 

Альтамира

Описание

Пещера имеет длину около 1000 м (3300 футов) и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода варьируется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений после раннего карстового явления в известняковых породах горы Виспиерес.

Археологические раскопки на дне пещеры обнаружили богатые залежи артефактов Верхнего Солютрея (ок. 18 500 лет назад) и Нижней Магдалины (между ок. 16 590 и 14 000 лет назад). Оба периода относятся к палеолиту или старому каменному веку. В течение двух тысячелетий между этими двумя занятиями пещера, очевидно, была населена только дикими животными.

Люди, обитавшие на этом участке, имели хорошие возможности для того, чтобы воспользоваться богатой дикой природой, которая паслась в долинах окружающих гор, а также морской жизнью, доступной в близлежащих прибрежных районах. Около 13 000 лет назад камнепад запечатал вход в пещеру, сохранив ее содержимое до его возможного открытия, которое произошло после того, как близлежащее дерево упало и потревожило упавшие камни.

Заселение людей ограничивалось входом в пещеру, хотя картины были созданы по всей длине пещеры. Художники использовали древесный уголь и охру или гематит для создания изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы получить вариации интенсивности и создать впечатление светотени. Они также использовали естественные контуры стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая особенность пещеры, на которой изображено стадо вымерших степных бизонов (Bison priscus) в разных позах, две лошади, крупная лань и, возможно, кабан.

Эти картины, датированные оккупацией Магдалины, включают абстрактные формы в дополнение к изображениям животных. Солютрейские картины включают изображения лошадей и коз, а также отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и дули на них краской, чтобы оставить негативное изображение. Многочисленные другие пещеры на севере Испании содержат предметы искусства эпохи палеолита, но ни одна из них не является такой сложной и густонаселенной, как Альтамира.

 

Открытие, раскопки, скептицизм

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола под руководством своей восьмилетней дочери Марии обнаружил рисунки пещеры. Пещера была раскопана Саутуолой и археологом Хуаном Виланова-и-Пьера из Мадридского университета, в результате чего в 1880 году была опубликована широко известная публикация, в которой картины интерпретировались как палеолитические по происхождению. Французские специалисты во главе с Габриэлем де Мортилье и Эмилем Картайяком были особенно непреклонны в отклонении гипотезы Саутуолы и Пьеры, выводы которых были громко высмеяны на Доисторическом конгрессе 1880 года в Лиссабоне.

Из-за высокого художественного качества и исключительной сохранности картин Саутуола был обвинен в подлоге, так как не смог ответить, почему на стенах и потолках пещеры не было следов копоти (дыма). Земляк утверждал, что картины были созданы современным художником по заказу Саутуолы. Позже Саутуола узнал, что художник мог использовать костный жир в качестве масла для лампы, производя гораздо меньше сажи, чем любые другие горючие вещества.

Только в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин сделали гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее оскорбительной, научное сообщество отказалось от своей оппозиции испанцам. В том же году Cartailhac решительно признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d'un sceptique», опубликованной в журнале L'Anthropologie. Саутуола, умерший 14 лет назад, не дожил до своей реабилитации.

Cartailhac продолжал писать пару книг о пещере, с помощью нарисованных от руки репродукций картин Анри Брейля. Брейль был одновременно католическим священником и компетентным рисовальщиком, чья связь с пещерой обсуждается в первой главе книги Г. К. Честертона «Вечный человек».

Дальнейшие раскопки в пещере проводились Эрмилио Алькальде дель Рио в период с 1902 по 1904 год, немцем Хьюго Обермайером в период с 1924 по 1925 год и, наконец, Хоакином Гонсалесом Эчегараем в 1968 году.

 

Датировка и периодизация

Нет научного согласия ни по датировке археологических артефактов, найденных в пещере, ни по рисункам и картинам, и ученые продолжают оценивать возраст наскального искусства в Альтамире.

В 2008 году исследователи, использующие уран-ториевую датировку, обнаружили, что картины были созданы в течение периода до 20 000 лет, а не в течение сравнительно короткого периода.

Более позднее исследование, опубликованное в 2012 году на основе данных, полученных в результате дальнейшего исследования уран-ториевого датирования, датировало некоторые картины в нескольких пещерах на севере Испании, в том числе некоторые булавовидные знаки в «Гран сала» Альтамиры. Самый старый найденный знак, «большой красный булавовидный символ Техо-де-лос-Поликромос», датируется 36,16 ± 0,61 тыс. Лет назад (исправлено), то есть все еще находится в пределах ориньяка. Контур лошади с красными точками, также находящийся в камере Техо-де-лос-Поликромос, был датирован 22,11 ± 0,13 тыс. Лет назад (начало солютрейского периода), что свидетельствует о том, что картины охватывают период более 10 000 лет.

 

Посетители и реплики

В 1970-х и 2000-х годах картины были повреждены углекислым газом и водяным паром в дыхании большого количества посетителей. Альтамира была полностью закрыта для публики в 1977 году и вновь открыта для ограниченного доступа в 1982 году. В день допускалось очень мало посетителей, что привело к трехлетнему листу ожидания. После того, как в 2002 году на некоторых картинах начала появляться зеленая плесень, пещеры были закрыты для посещения.

Реплика пещеры и музей были построены поблизости и завершены в 2001 году Мануэлем Франкело и Свеном Небелем, воспроизводя пещеру и ее искусство. Реплика позволяет более удобно рассмотреть полихромные росписи главного зала пещеры, а также подборку второстепенных работ. Он также включает в себя некоторые скульптуры человеческих лиц, которые нельзя посетить в настоящей пещере.

А также в соседнем Национальном музее и исследовательском центре Альтамиры есть репродукции в Национальном археологическом музее Испании (Мадрид), в Немецком музее в Мюнхене (завершено в 1964 г.) и в Японии (завершено в 1993 г.).

В 2010 году планировалось открыть доступ к пещере к концу того же года. Однако в декабре 2010 года Министерство культуры Испании решило, что пещера останется закрытой для посещения. Это решение было основано на совете группы экспертов, которые обнаружили, что условия сохранения внутри пещеры стали намного более стабильными после закрытия.

 

Культурное влияние

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в испанской поп-культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на одном из бизонов в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанский бренд сигарет 20-го века, также использовал фигуру бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанский сериал комиксов «Альтамиро де ла Куэва», созданный в 1965 году, назван в честь пещеры Альтамира. В комиксе рассказывается о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетые в куски меха, как и Флинтстоуны.

Песня "The Caves of Altamira" появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan, позже перепетой соул-группой Perri.

Линия современной посуды середины 20-го века Primitive, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China, была основана на изображениях бизонов, оленей и фигурок охотников, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» («Пещеры Альтамира») появляется на альбоме Cuevas de Altamira 1978 года симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки поэтического сборника «Песни для дьявола и смерти» шотландского писателя Хэла Дункана.

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной с изображением бизона, чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были выбраны в качестве одного из 12 сокровищ Испании по результатам конкурса, проведенного вещательными компаниями Antena 3 и COPE.

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм «Альтамира» (называемый «В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и с музыкой Марка Нопфлера, выпущенный в альбоме саундтреков «Альтамира».