Замок Мендоса или Мансанарес-эль-Реал, Испания

Замок Мендоса

Кастильо-нуэво-де-Мансанарес-эль-Реаль, также известный как Кастильо-де-лос-Мендоса или, проще говоря, Кастильо-де-Мансанарес-эль-Реаль, представляет собой дворец-крепость средневекового происхождения, расположенный в муниципалитете Мансанарес-эль-Реаль (Мадрид, Испания), у подножия Сьерра-де-Гвадаррама и рядом с центром города. река Мансанарес, которая на этом участке удерживается в водохранилище Сантильяна.

Построенный в XV веке на месте романско-мудехарской церкви, которая была встроена в здание, он задумывался как дворцовая резиденция Дома Мендосы, одного из самых влиятельных родов Кастилии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Он заменил предыдущий замок, который был расположен в соседнем анклаве, также принадлежавшем вышеупомянутой семье.

В его строительстве принимал участие архитектор Хуан Гуас (1430-1496), который использовал элементы елизаветинской готики с испано-мусульманским влиянием.​ Он считается прецедентом дворца Инфантадо (Гвадалахара), ключевого произведения архитектуры испанского Возрождения, где вышеупомянутый автор определил дворцовый прототип правления католических монархов.

Благодаря последовательным реставрациям он находится в отличном состоянии сохранности.​ В настоящее время здесь находится Центр интерпретации средневековья, а также коллекция гобеленов, картин, доспехов и мебели XVI-XIX веков. Он был объявлен Историко-художественным памятником в 1931 году. Он принадлежит Герцогству Инфантадо, в то время как его управление и использование находится в ведении Главного управления по туризму Мадридского сообщества, которое разрешает его посещение и проведение мероприятий общественного и институционального характера на территории комплекса.

 

История Замка Мендоса

Земли, окружающие верховья реки Мансанарес, известные как Эль-Реаль-де-Мансанарес со времен Альфонсо X Мудрого (1221-1284), были предметом частых споров между различными державами, возникшими после Реконкисты, из-за их сельскохозяйственного и лесного богатства.

Общины Вилья и Терра в Сеговии и Мадриде на протяжении XIII века участвовали в различных судебных процессах, которые были разрешены в XIV веке королем Кастилии Хуаном I (1358-1390) с передачей региона в дар Дому Мендосы через Педро Гонсалеса де Мендоса (1340-1385).), дворецкий монарха.

Старшему сыну последнего, Диего Уртадо де Мендоса (1367-1404), главному адмиралу Кастилии, приписывают строительство первой крепости в этом районе, от которой сохранились некоторые остатки, получившие название Кастильо Вьехо де Мансанарес эль Реаль. В последней трети пятнадцатого века Мендосы решили заменить его другим зданием, большего размера и более роскошным, в соответствии с заметным политическим и экономическим влиянием, достигнутым семьей.

Строительство новой резиденции продвигал Диего Уртадо де Мендоса-и-де-ла-Вега (1417-1479), внук адмирала и первого герцога дель Инфантадо. Благодаря его завещанию известно, что работы уже велись в июне 1475 года:

Я приказываю церкви Санта-Мария-де-ла-Нава, которая находится в замке, который я построил на моей вилле в Мансанаресе, семь тысяч мараведи наследственной клятвы ( ... ), чтобы религиозные деятели указанной церкви были вынуждены произносить и постоянно совершать мессу каждый день ради моего ободрения (...) и за души усопших, которые в этой церкви погребены и будут погребены.

После его смерти работы на некоторое время были приостановлены. Его первенец, Иньиго Лопес де Мендоса-и-де-ла-Вега (1438-1500), возобновил их, вероятно, в 1480 году и решил изменить первоначальный проект, добавив новый корпус с восточной стороны, что значительно увеличило жилое пространство. Точно так же он заручился услугами Хуана Гуаса (1430-1496), архитектора католических монархов и автора Дворца Инфантадо (Гвадалахара) и монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес (Толедо), чтобы унифицировать и украсить ансамбль.

Изяществу здания обязаны элементы елизаветинской готики, среди которых следует отметить южную галерею, внутренний дворик с портиками, рыцарей, венчающих угловые башни, и декор как коронации, так и зала адарве.

Что касается старой крепости, Дом Мендосы решил демонтировать ее и оставить, чтобы не только повторно использовать заводские материалы, но и предотвратить ее попадание в руки врагов рода, учитывая ее близость к новому зданию.

Во времена Иньиго Лопеса де Мендосы-и-Пиментеля (1493-1566), четвертого герцога дель Инфантадо, всего через столетие после его завершения замок Мансанарес-эль-Реаль был практически необитаем, поскольку деятельность герцогства была сосредоточена в городе Гвадалахара. Ситуация оставления усугубилась с его смертью из-за финансовых проблем и судебных тяжб, возникших между наследниками Дома Мендосы.

Сам герцогский дом подвергся первой реставрации в 1914 году. Его архитектором был архитектор Висенте Ламперес-и-Ромеа (1861-1923), который применил метод анастилоза и историцистские критерии при реконструкции определенных сооружений, таких как портикадо патио, который был полностью разрушен. В 1964 году произошло новое вмешательство, на этот раз финансируемое администрацией, которое под руководством Хосе Мануэля Гонсалеса Валькарселя было направлено на создание Музея замков.

В 1965 году Иньиго де Артеага-и-Фальгера (1905-1997), восемнадцатый герцог Инфантадо, передал право пользования замком несуществующему провинциальному совету Мадрида, который продолжил работы по его укреплению и восстановлению. Эти работы позволили открыть памятник для общественного посещения с 1977 года.

В 1982 году в здании прошел учредительный акт Ассамблеи парламентариев Мадрида, на котором была представлена редакционная статья проекта Статута автономии Мадрида. С вступлением в силу вышеупомянутого статута в 1983 году комплекс был передан Мадридскому сообществу после принятия на себя полномочий и полномочий Мадридской автономии. имущество, находящееся в собственности провинциального совета. Новому органу также была передана коллекция из десяти фламандских гобеленов XVII века, которые он решил установить внутри крепости.​

Сообщество Мадрида вновь приняло меры в отношении замка в 2005 году с целью реализации нового музейного проекта и развития туризма. Этот план был завершен в последующие годы созданием сада в стиле Ренессанс, открытого в 2013 году.​

 

Описание

Строительство замка было завершено в последней трети пятнадцатого века, в то время, когда строительство крепостей, когда Реконкиста была практически завершена, а дворянские дома полностью заселены, подчинялось не столько оборонительным потребностям, сколько стремлению передать образ богатства и власти. Типичные архитектурные элементы укреплений, такие как бойницы, бойницы, бойницы, рвы или [барбакан], поставлены на службу этой идее и подчинены концепции величественного особняка, более соответствующей идеям эпохи до ренессанса..

В этом контексте замок Мансанарес-эль-Реаль является дворцовой резиденцией одного из самых влиятельных родов средневековой Кастилии. Под видом крепости Мендоса возводят грандиозный дворец, в котором эстетические соображения преобладают, о чем свидетельствует тот факт, что они наняли престижного архитектора Хуана Гуаса, а не какие-либо оборонительные намерения.

Конечным результатом является комплекс, который, начиная с военной архитектуры, воплощает в себе предпосылки дворцовой архитектуры, такие как баланс форм, симметрия объемов и вкус к декоративному. 26 Помимо этих черт, в замке присутствуют некоторые следы религиозной архитектуры, заметные в архитектурном стиле. часовня, в которой он находится внутри.

 

Военная архитектура

Здание построено по образцу дворцовых замков того времени и имеет четырехугольный план для своего основного корпуса (30 х 30 метров), к которому с одной из сторон пристроен прямой участок. Он состоит из шести этажей (цокольный этаж, первый антресольный этаж, главный этаж, второй антресольный этаж, верхняя галерея и палубная галерея), а также подвала. В трех его углах возвышаются цилиндрические башни, а в оставшейся, расположенной в юго-восточном углу, возвышается более высокая квадратная башня (хотя и с восьмиугольным навершием), напоминающая башню дани.

Вокруг главного корпуса тянется барбакан, образованный барьером высотой около пяти метров, в котором открываются различные бойницы или огневые точки, приспособленные для развертывания артиллерии. На них вырезан крест Гроба Господня в Иерусалиме, по титулу, которым пользовался кардинал Мендоса.

Другими оборонительными сооружениями, характерными для укрепленных укреплений, являются ров (в настоящее время разобранный и частично заасфальтированный); просека или оборонительный проход, который защищен стрельбищем; арка, построенная в саледизо (напоминающая препятствие, существовавшее в средневековых крепостях, с помощью которого восхождение было затруднено от возможных нападавших); рыцари, стоящие на угловых башнях; или внешние ворота, расположенные в западной части и охраняемые двумя боковыми башнями.

 

Дворцовая архитектура

В отличие от внешней части, отличающейся безошибочной военной физиономией, внутренняя часть задумана как роскошный дворец с чередой просторных залов, которые расположены вокруг внутреннего двора с портиками, заменяющего старые оружейные дворы укреплений предыдущих веков.

Внутренний дворик-это работа Хуана Гуаса, хотя он был полностью перестроен в начале двадцатого века по проекту архитектора и реставратора Висенте Лампереса. Он ограничен двойным коридором с двумя перекрывающимися галереями, поддерживаемыми сводчатыми арками, с ребристыми шпилями и восьмиугольными капителями, украшенными цветочными и фигурными мотивами. Верхний коридор также включает балюстраду, украшенную розетками, а в нижнем были установлены три настенных щита XVI века с гербами Мендосы, Энрикеса и Альвареса Толедо, все фамилии которых связаны с герцогством Инфантадо..

Но и внешний вид объединяет характерные черты дворцовой архитектуры, которые смягчают жесткость форм военных сооружений. Это чисто декоративные элементы, такие как лепнина, поддерживающая арку, или шары башен, хотя некоторые из них также выполняют рекреационную функцию.

Так обстоит дело с южной галереей, расположение которой с видом на долину реки Мансанарес указывает на созерцательную функцию в виде большой смотровой площадки, с которой она была спроектирована. Крещенный в двадцатом веке под названием Пасеадор или Галерея Хуана Гуаса, в честь своего автора, он состоит из ложи с опущенными арками с двойными глазовидными и лопастными узорами. Она считается одной из самых актуальных галерей елизаветинской готики.

Многие из декоративных формул, используемых Гуасом, восходят к испано-мусульманской традиции.​ Так обстоит дело с сетью ромбовидных пластин, которые служат опорой южной галереи, вдохновленной исламской себкой; из мокарабов, которые придают форму лепным украшениям адарве, упомянутым выше; или из больших четырехлопастных ромбов, выполненных из извести, которые обрамляют каменные шары башен и башен. которые в настоящее время сильно размыты.

Для разных исследователей эти ресурсы были репетицией тех, которые впоследствии использовались во Дворце Инфантадо, который Гуас построил в Гвадалахаре, также по заказу Мендосы.

 

Религиозная архитектура

Часовня занимает нижний уровень восточного корпуса, единственный участок замка, который не был отреставрирован. Сохранились его апсида и пресвитериальная арка, выполненные в романско-мудехарском стиле, соответствующие ранней церкви Нуэстра Сеньора де ла Нава XIII века, на которой было возведено здание. В дополнение к этим элементам сохранилась готическая арка более позднего периода, из которой построены три нефа. Арки опираются на восьмиугольные опоры, имеют полукруглую форму по центру и заострены по бокам.

Над часовней было расположено несколько этажей, в настоящее время полностью разрушенных, где были расположены различные хозяйственные постройки, в том числе библиотека.

 

Заводские материалы

Что касается строительных материалов, то на заводе используется гранит, очень распространенный камень в Сьерра-де-Гвадаррама. В некоторых частях здания также используется известняк, как это происходит в галереях портикового двора, в дополнение к кирпичу, который можно увидеть в старой средневековой церкви.

В стенах предпочтительно используется каменная кладка и тесаное кресло, в то время как в элементах, представляющих наибольшую декоративную ценность, таких как передняя часть, бойницы, южная галерея или сам внутренний дворик, используется тесаное кресло.

 

Содержимое замка

Замок Мансанарес-эль-Реаль является музеем на основе исторических критериев, отраженных в Комплексном плане развития туризма, который был запущен Мадридским сообществом в 2005 году. В его помещениях хранится несколько хранилищ коллекций, состоящих из оригиналов и копий, с помощью которых воссоздается и идеализируется дворцовая атмосфера с XVI по XVII вв. Кондиционированными помещениями являются Загуан, Сала Сантильяна, Сала дель Инфантадо, Дамская трибуна, альков и примыкающая к нему оратория.

В этих залах выставлены картины, доспехи и мебель xvi-xix веков, а также десять гобеленов фламандского происхождения, которые были переданы на хранение несуществующей провинциальной депутации Мадрида, органу, которому они принадлежали до их передачи Мадридской общине.

Считающиеся наиболее ценными историческими и художественными экспонатами выставки, они были изготовлены в середине XVII века в Брюсселе. Самая полная серия названа "Жизнь Хулио Сезара" и состоит из пяти тканей, подписанных Яном Ван Лифдалем и Херардо Ван дер Стрекеном. Из серии "Жизнь человека" сохранились только две работы, выполненные Яном Фрэнсисом и Францем Ван ден Хеке, на картонах учеников Рубенса, с возможностью участия мастера.​ Десятый гобелен написан на библейскую тему, и его название неизвестно.