Собор Или, Или

Описание

Собор Или, формально Соборная церковь Святой и Неразделенной Троицы, является англиканским собором в городе Или, Кембриджшир, Англия.

Собор берет свое начало в 672 году нашей эры, когда святая Этельдреда построила монастырскую церковь. Нынешнее здание датируется 1083 годом, а в 1109 году ему был присвоен статус собора. До Реформации это была церковь св. Этельдреды и св. Петра, после чего она была преобразована в Собор Святой и Нераздельной Троицы в Или, продолжает оставаться главной церковью епархии Или в Кембриджшире. Это резиденция епископа Или и суфражистского епископа, епископа Хантингдона. В архитектурном плане он выделяется как своими масштабами, так и стилистическими деталями. Построенные в монументальном романском стиле, галилейское крыльцо, часовня и хор были перестроены в богато украшенной готике. Его наиболее примечательной особенностью является центральная восьмиугольная башня с фонарем наверху, которая обеспечивает уникальное внутреннее пространство и вместе с Западной башней доминирует над окружающим ландшафтом. Собор Или является крупным туристическим центром, который ежегодно посещают около 250 000 человек, и в нем ежедневно проводятся утренние и вечерние службы.

 

Англо-саксонское аббатство

Аббатство Или было основано в 672 году Этельтрит (Святой Этельдреда), дочерью восточноанглийского короля Анны. Это было смешанное сообщество мужчин и женщин. Более поздние отчеты предполагают, что три ее преемницы-аббатисы также были членами королевской семьи Восточной Англии. В более поздние века набеги викингов могли привести к его разрушению или, по крайней мере, к потере всех записей. Вполне возможно, что некоторые монахи обеспечили преемственность до его повторного основания в 970 году под властью бенедиктинцев. Точное местонахождение первоначального монастыря Этельтрита неизвестно. Присутствие ее мощей, подкрепленное растущим объемом литературы о ее жизни и чудесах, было главной движущей силой в успехе вновь основанного аббатства. Церковное здание 970 года находилось внутри или рядом с нефом нынешнего здания и постепенно сносилось с 1102 года вместе со строительством нормандской церкви. Малоизвестная Эрменильда Илийская также стала настоятельницей через некоторое время после смерти ее мужа Вульфхера Мерсийского в 675 году.

 

Современная церковь

Собор построен из камня, добытого в Барнаке в Нортгемптоншире (купленного у аббатства Питерборо, чьи земли включали карьеры, за 8000 угрей в год), с декоративными элементами, вырезанными из мрамора Пурбек и местного клинча. План здания крестообразный (крестообразный), с дополнительным трансептом на западном конце. Общая длина составляет 537 футов (164 м), а неф длиной более 75 м (246 футов) остается одним из самых длинных в Великобритании. Западная башня имеет высоту 66 м (217 футов). Уникальная восьмиугольная «Башня фонарей» имеет ширину 23 м (75 футов) и высоту 52 м (171 фут). Внутри, от пола до центральной вершины крыши, фонарь имеет высоту 43 м (141 фут). Собор известен среди местных жителей как «корабль болот» из-за его видного положения над окружающим плоским ландшафтом.

 

Церковь нормандского аббатства

Имея донормандскую историю, насчитывающую 400 лет, и повторное основание в 970 году, Или в течение следующих ста лет превратилось в одно из самых успешных бенедиктинских аббатств Англии со знаменитым святым, сокровищами, библиотекой, книгоизданием высочайшего уровня. порядок и земли превосходит только Гластонбери. Однако введение норманнского правления было особенно проблематичным в Эли. Недавно прибывшие норманны, такие как Пико Кембриджский, овладевали землями аббатства, французские монахи присваивали дочерние монастыри, такие как Эйнсбери, а вмешательство епископа Линкольна подрывало его статус. Все это усугубилось, когда в 1071 году Эли стал центром сопротивления англичан со стороны таких людей, как Хереворд Уэйк, кульминацией которого стала осада Или, за которую аббатство было оштрафовано.

При норманнах почти каждый английский собор и главное аббатство были перестроены, начиная с 1070-х годов. Чтобы Или должен был сохранить свой статус, он должен был начать свои собственные строительные работы, и эта задача легла на аббата Симеона. Он был братом Валкелина, тогдашнего епископа Винчестера, и сам был настоятелем Винчестерского собора, когда в 1079 году там началось восстановление. В 1083 году, через год после назначения Симеона аббатом Эли, и когда ему было 90 лет, начались строительные работы. Годы, прошедшие после завоевания, были неспокойными для аббатства, но маловероятная личность престарелого нормандского аутсайдера эффективно встала на сторону монахов Эли, обратила вспять упадок состояния аббатства и нашла ресурсы, административные способности, идентичность и цель, чтобы начать мощное новое здание.

Дизайн имел много общего с Винчестером: крестообразный план с центральной пересекающейся башней, трансептами с проходами, трехэтажным фасадом и полукруглой апсидой в восточной части. В то время это было одно из крупнейших строящихся зданий к северу от Альп. Первый этап строительства занял восточный рукав церкви, а также северный и южный трансепты. Однако значительный перерыв в укладке кладки указывает на то, что из-за незавершенных трансептов строительство было незапланировано остановлено на несколько лет. Похоже, что когда аббат Симеон умер в 1093 году, продолжительное междуцарствие привело к прекращению всей работы. Возможно, виновата администрация Ранульфа Фламбарда. Он незаконно оставлял незанятыми различные должности, в том числе должность аббата Или, чтобы присвоить доход. В 1099 году он был назначен епископом Дарема, в 1100 году аббат Ричард был назначен в Или, и строительные работы возобновились. Именно аббат Ричард заявил о независимости Или от Линкольнской епархии и настаивал на том, чтобы она стала самостоятельной епархией с церковью аббатства в качестве собора. Хотя аббат Ричард умер в 1107 году, его преемник Херви ле Бретон смог добиться этого и стал первым епископом Эли в 1109 году. Это был период начала XII века, когда Эли вновь подтвердил свою связь со своим англо-саксонским прошлым. Борьба за независимость совпала с периодом, когда возобновление строительных работ потребовало выноса святынь из старого здания и переноса мощей в новый храм. Это, по-видимому, позволило в среде нормандско-французской иерархии неожиданно восторженно развить культ этих донорманнских святых и благодетелей.

 

Норманнский восточный конец и вся центральная часть перекрестка теперь полностью исчезли, но архитектура трансептов сохранилась практически в завершенном состоянии, чтобы дать хорошее представление о том, как это могло бы выглядеть. Массивные стены, пронизанные романскими арками, образовывали проходы, огибающие хоры и трансепты со всех сторон. Из аркадных проходов поднимаются три яруса арок. Галереи с проходами могли использоваться для литургических процессий, а над ними находится Фонарь с проходом в пределах ширины стены.

Строительство нефа велось примерно с 1115 года, и балки крыши, датируемые 1120 годом, позволяют предположить, что к тому времени по крайней мере восточная часть крыши нефа уже была на месте. Большая длина нефа требовала, чтобы его возводили поэтапно, и после завершения четырех пролетов, достаточных для надежной поддержки пересекающей башни и трансептов, строительство было запланировано на паузу. К 1140 году неф был завершен вместе с западными трансептами и западной башней до уровня трифория в довольно простом раннем романском стиле более ранней работы. Теперь произошла еще одна пауза, длившаяся более 30 лет, и когда она возобновилась, новый каменщик нашел способы интегрировать более ранние архитектурные элементы с новыми идеями и более богатыми украшениями ранней готики.

Норманнский восточный конец и вся центральная часть перекрестка теперь полностью исчезли, но архитектура трансептов сохранилась практически в завершенном состоянии, чтобы дать хорошее представление о том, как это могло бы выглядеть. Массивные стены, пронизанные романскими арками, образовывали проходы, огибающие хоры и трансепты со всех сторон. Из аркадных проходов поднимаются три яруса арок. Галереи с проходами могли использоваться для литургических процессий, а над ними находится Фонарь с проходом в пределах ширины стены.

Строительство нефа велось примерно с 1115 года, и балки крыши, датируемые 1120 годом, позволяют предположить, что к тому времени по крайней мере восточная часть крыши нефа уже была на месте. Большая длина нефа требовала, чтобы его возводили поэтапно, и после завершения четырех пролетов, достаточных для надежной поддержки пересекающей башни и трансептов, строительство было запланировано на паузу. К 1140 году неф был завершен вместе с западными трансептами и западной башней до уровня трифория в довольно простом раннем романском стиле более ранней работы. Теперь произошла еще одна пауза, длившаяся более 30 лет, и когда она возобновилась, новый каменщик нашел способы интегрировать более ранние архитектурные элементы с новыми идеями и более богатыми украшениями ранней готики.

 

Пресвитерия и Ист-Энд

Первая крупная переработка элемента нормандского здания была предпринята Хью Нортволдским (епископом 1229–1254 гг.). Восточный рукав состоял всего из четырех отсеков, идущих от хора (тогда располагавшегося на самом перекрестке) к главному алтарю и святилищу Этельдреды. В 1234 году Нортволд начал пристройку к востоку еще шести бухт, которые были построены за 17 лет в богато украшенном стиле с широким использованием мраморных колонн Пурбека и резьбой по листве. Он был построен с использованием тех же размеров пролета, толщины стен и высоты, что и норманнские части нефа, но в стиле ранней английской готики, что делает его «самым изысканным и богато украшенным английским зданием своего периода». Останки святой Этельдреды были перенесены в новую святыню непосредственно к востоку от главного алтаря в новом здании, и по завершении этих работ в 1252 году собор был повторно освящен в присутствии короля Генриха III и принца Эдуарда. Помимо значительно расширенного пресвитерия, новый восточный конец еще больше увеличил значение святыни Святой Этельдреды. Сохранившиеся фрагменты пьедестала храма позволяют предположить, что его украшение было похоже на внутренние стены галилейского крыльца. Мощи святых Вихтбурга, Саксбура (сестер святой Этельдреды) и Эрменильды (дочери святой Сиксбуры из Эли) также должны были быть размещены, а новое здание предоставило паломникам гораздо больше места для посещения святынь через дверь в Северный трансепт. Впоследствии пресвитерий использовался для захоронения и поминовения более 100 человек, связанных с аббатством и собором.

Леди Часовня
В 1321 году под руководством ризничего Алана Уолсингемского началась работа над большой отдельно стоящей часовней Леди, соединенной с северным проходом алтаря крытым переходом. Часовня имеет длину 100 футов (30 м) и ширину 46 футов (14 м) и была построена в роскошном «украшенном» готическом стиле в течение следующих 30 лет. С 1322 года для главной церкви неожиданно потребовались каменщики и финансы, что, должно быть, замедлило строительство часовни. Каждая северная и южная стены имеют по пять пролетов, состоящих из больших ажурных окон, разделенных колоннами, каждая из которых имеет восемь значительных ниш и навесов, в которых когда-то находились статуи.

Ниже оконной линии и по трем сторонам часовни проходит аркада богато украшенных «кивающих оги» с колоннами из мрамора Пурбек, образующими выемки для сидения. На каждый отсек приходится по три арки, а также по одной более крупной для каждой основной колонны, каждая с выступающей остроконечной аркой, закрывающей разделяющую колонну, увенчанную статуей епископа или короля. Над каждой аркой находится пара перемычек с резными сценами, образующими цикл из 93 резных рельефных скульптур, изображающих жизнь и чудеса Девы Марии. Резные фигурки и скульптуры были бы раскрашены. Все оконные стекла были бы ярко раскрашены крупными схемами, возможно, библейских повествований, от которых сохранилось несколько небольших фрагментов. При реформации указ об удалении образов из собора очень тщательно выполнил епископ Томас Гудрич. Большие статуи исчезли. Рельефные сцены были встроены в стену, поэтому каждое лицо или статуя были отрублены по отдельности, но осталось множество тонко вырезанных деталей и множество загадок относительно того, что было изображено на исходных сценах. После реформы он был переведен в городскую приходскую церковь (Святой Троицы), и так продолжалось до 1938 года.

В 2000 году над алтарем женской часовни была установлена ​​статуя Девы Марии в натуральную величину работы Дэвида Винна. Статуя подверглась критике со стороны местных жителей, и настоятель собора сказал, что на него завалили письмами с жалобами.

 

Октагон

Центральная восьмиугольная башня с ее обширным внутренним открытым пространством, вершинами и фонарем наверху образует наиболее характерную и знаменитую особенность собора. Однако то, что Певзнер описывает как «величайшее индивидуальное достижение архитектурного гения» Или, произошло в результате катастрофы в центре собора. В ночь с 12 на 13 февраля 1322 года, возможно, в результате рытья фундамента часовни Леди, обрушилась нормандская центральная переходная башня. Работа над Часовней Леди была приостановлена, поскольку внимание переключилось на ликвидацию этой катастрофы. Вместо того, чтобы быть замененным новой башней на том же плане, переход был увеличен до восьмиугольника, с удалением всех четырех первоначальных опор башни и поглощением прилегающих отсеков нефа, алтаря и трансептов, чтобы определить открытую площадь, намного большую, чем квадратное основание оригинальной башни. Строительством этого уникального и отличительного объекта руководил Алан из Уолсингема. Степень его влияния на дизайн продолжает оставаться предметом споров, как и причины, по которым был сделан такой радикальный шаг. Недоверие к мягкому грунту под обрушившимися опорами башни, возможно, было основным фактором, повлиявшим на перенос всего веса новой башни дальше.

Большая каменная восьмиугольная башня с восемью внутренними арками ведет к деревянным сводам, которые, по-видимому, позволяют большому застекленному деревянному фонарю балансировать на своих тонких стойках. Крыша и фонарь на самом деле поддерживаются сложной деревянной конструкцией над сводом, который сегодня невозможно построить таким образом, потому что нет достаточно больших деревьев. Центральный фонарь, также восьмиугольной формы, но с углами, смещенными от большого восьмиугольника, имеет панели с изображениями музыкальных ангелов, которые можно открыть с доступом из пространства на крыше восьмиугольника, чтобы настоящие певчие могли петь с высоты. Еще один деревянный свод образует фонарную крышу. В центре - деревянная выпуклость, вырезанная из цельного куска дуба, изображающая Христа в величии. Сложные столярные и деревянные изделия были созданы Уильямом Херли, мастером-плотником на королевской службе.

Неясно, какой ущерб был нанесен нормандскому алтарю в результате падения башни, но три оставшихся отсека были реконструированы при епископе Джоне Хотэме (1316–1337) в богато украшенном стиле с плавным узором. Структурные данные показывают, что эта работа была реконструкцией, а не полной перестройкой. Новые хоры с резными мизерикордами и балдахином были установлены под восьмиугольником, как и их предшественники. Работы были возобновлены в часовне Леди, а два самых западных отсека пресвитерии Нортволда были приспособлены путем снятия крыши трифории, чтобы усилить освещение святыни Этельдреды. Примерно с этого же времени оставшиеся стрельчатые окна приделов и трифорий пресвитерия постепенно заменяются широкими окнами с плавным узором. В то же время в монастырских постройках велась большая работа, в том числе была построена элегантная часовня приора Краудена.

 

Часовни

В конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков тщательно продуманные часовни были вставлены в самые восточные ниши пресвитерских проходов, на севере для епископа Джона Олкока (1486–1500) и на юге для епископа Николая Уэста (1515–1533).

Джон Олкок родился примерно в 1430 году в семье торговца из Халла, но достиг высокого положения как в церкви, так и в государстве. Среди его многочисленных обязанностей и постов ему поручили заботу о сыновьях Эдуарда IV, которые стали известны как Принцы в Тауэре. Тот факт, что Олкок верно служил Эдуарду IV и его сыновьям, а также Генриху VII, добавляет загадочности тому, как их судьба держалась в секрете. Назначенный Эдуардом IV епископом Рочестера, а затем Вустера, он также был объявлен «лордом-президентом Уэльса» в 1476 году. После победы Генриха VII над Ричардом III в 1485 году Олкок стал временным лордом-канцлером, а в 1486 году был назначен епископом Или. Еще в 1476 году он выделил часовню для своих родителей в Халле, но ресурсы, которые Или предоставил в его распоряжение, позволили ему основать Колледж Иисуса в Кембридже и построить свою собственную сказочную часовню в богато украшенном стиле. Ниши статуй с их архитектурными навесами так хаотично нагромождены друг на друга, что некоторые из статуй так и не были закончены, так как были так далеко от глаз. Другие, хотя и завершенные, остались незамеченными разрушениями реформации и уцелели, когда все остальные были разрушены. Степень, в которой часовня сплющена, несмотря на то, что части норманнских стен были вырезаны, повышает вероятность того, что дизайн и, возможно, даже часть каменной кладки были сделаны с учетом более просторного залива в Вустере. После его смерти в 1500 году он был похоронен в своей часовне.

Николас Уэст учился в Кембридже, Оксфорде и Болонье, был дипломатом на службе у Генриха VII и Генриха VIII и стал епископом Или в 1515 году. Оставшиеся 19 лет своей жизни он «жил в большем великолепии, чем кто-либо другой». прелат своего времени, имевший более сотни слуг». Ему удалось построить великолепную Часовню в юго-восточном углу пресвитерия, обшитую панелями с нишами для статуй (которые были разрушены или изуродованы всего несколько лет спустя при реформации), с веерным узором, образующим потолок, и могила с южной стороны.

В 1771 году часовня также использовалась для хранения костей семи саксонских «благотворителей церкви». Они были перенесены из старого саксонского аббатства в нормандское здание и помещены в стену хора, когда он стоял в октагоне. Когда хоры были перенесены, их ограждающая стена была разрушена, а кости Вульфстана (умер в 1023 г.), Осмунда Швеции, Ательстана Эльмхэма, Эльфвина Эльмхема, Эльфгара Эльмхэма, Эднота Дорчестера и Биртнота, орлдормена Эссекса, были перенесены в другое место. найден и перенесен в часовню Уэста. В часовне Николаса Уэста у восточной стены также находится надгробный памятник епископу Бойеру Спарку, умершему в 1836 году.

 

Растворение и реформация

18 ноября 1539 года королевские уполномоченные вступили во владение монастырем и всем его имуществом, и в течение почти двух лет его будущее висело на волоске, пока Генрих VIII и его советники размышляли, какую роль соборы могут сыграть в зарождающейся протестантской церкви. 10 сентября 1541 года Эли получил новую хартию, после чего Роберт Стюард, последний настоятель, был повторно назначен первым деканом, который с восемью пребендариями сформировал декана и главу, новый руководящий орган собора. По приказу епископа Томаса Гудрича сначала были разрушены святыни англосаксонских святых, а по мере усиления иконоборчества почти все витражи и большая часть скульптуры в соборе были разрушены или испорчены в 1540-х годах. В часовне Леди отдельно стоящие статуи были разрушены, а все 147 резных фигур на фризе Святой Марии были обезглавлены, как и многочисленные скульптуры в часовне Уэста. Соборы в конечном итоге были спасены на основании трех полезных функций: распространение истинного поклонения Богу, образовательная деятельность и забота о бедных. С этой целью для помощи в богослужении были назначены хоровые священники, миряне и мальчики-певчие (многие из них ранее были членами монашеской общины). В монастырских зданиях была устроена гимназия с 24 учениками, а в 1550-х годах тарелки и облачения были проданы для покупки книг и создания библиотеки. Проход, ведущий к часовне Леди, был превращен в богадельню на шесть бедменов. Сама часовня Богородицы была передана городу как приходская церковь Святой Троицы в 1566 году, заменив очень неудовлетворительное навесное сооружение, стоявшее у северной стены нефа. Многие монастырские постройки стали домами новой соборной иерархии, хотя другие были снесены. Большая часть самого собора не имела особого смысла. Весь Ист-Энд использовался просто как место для захоронений и мемориалов. Собор был поврежден во время землетрясения в Дуврском проливе 6 апреля 1580 года, когда со свода упали камни.

Каким бы трудным для собора ни был шестнадцатый век, именно период Речи Посполитой был ближе всего к разрушению как учреждения, так и построек. На протяжении 1640-х годов, когда армия Оливера Кромвеля оккупировала остров Или, был введен пуританский режим поклонения. Епископ Мэтью Рен был арестован в 1642 году и следующие 18 лет провел в лондонском Тауэре. То, что во время Гражданской войны и Содружества не произошло значительного уничтожения изображений, по-видимому, связано с тем, что это было сделано так тщательно за 100 лет до этого. В 1648 году парламент поощрял снос зданий, чтобы материалы можно было продать для оплаты «помощи больным и искалеченным солдатам, вдовам и детям». То, что этого не произошло и что здание пострадало не хуже, чем пренебрежение, могло быть связано с защитой Оливера Кромвеля, хотя неопределенность времени и апатия, а не враждебность к зданию, возможно, были не менее важным фактором.

 

Реставрация

Когда Карла II пригласили вернуться в Британию, наряду с политической реставрацией начался процесс восстановления англиканской церкви. Мэтью Рен, чьи высокие церковные взгляды удерживали его в тюрьме на протяжении всего периода Содружества, смог назначить нового главы собора. Декан, напротив, назначался короной. Три большие задачи для новой иерархии заключались в том, чтобы начать ремонт заброшенных зданий, восстановить службы собора и вернуть свои земли, права и доходы. Поиски утерянных документов и записей для установления их прав заняли более 20 лет, но, похоже, большая часть прав на рассредоточенные активы была восстановлена.

В 1690-х годах был введен ряд прекрасных барочных предметов обстановки, в частности мраморная купель (много лет хранившаяся в церкви Приквиллоу) и органный корпус, установленный на романской кафедре (каменная ширма, отделяющая неф от литургического хора) с трубными ангелочки и другие украшения. В 1699 году северо-западный угол северного трансепта обрушился, и его пришлось восстанавливать. Работы включали установку прекрасного классического дверного проема на северной стороне. Кристофер Рен иногда ассоциировался с этой особенностью, и с ним, возможно, консультировался Роберт Грумбольд, каменщик, отвечающий за проект. Грумбольд работал с Реном в библиотеке Тринити-колледжа в Кембридже несколькими годами ранее, и Рен должен был быть знаком с собором через своего дядю Мэтью Рена, епископа с 1638 по 1667 год. 1693–1708) обсуждал предложенные работы во время визита в Лондон. На восстановление поврежденного трансепта ушло с 1699 по 1702 год, и, за исключением нового дверного проема, работы точно восстановили романские стены, окна и детали. Это был знаковый подход в истории реставрации.

Бентам и Эссекс
В истории Илиского собора восемнадцатого века выделяются два человека: один второстепенный каноник, а другой архитектурный подрядчик. Джеймс Бентам (1709–1794), основываясь на работах своего отца Самуэля, изучал историю как учреждения, так и архитектуры собора, кульминацией чего стала его публикация в 1771 году «Истории и древностей монастырской и соборной церкви Эли». Он искал оригинальные документы, чтобы предоставить точные биографические списки аббатов, приоров, деканов и епископов, а также историю аббатства и собора, и смог изложить архитектурное развитие здания с подробными гравюрами и планами. Эти планы, фасады и разрезы были исследованы архитектором Джеймсом Эссексом (1722–1784), который таким образом смог как подчеркнуть плохое состояние частей здания, так и понять его сложные взаимозависимости.

Уровень опыта, который Бентам и Эссекс привнесли в ситуацию, позволил предложить ряд хорошо расставленных по приоритетам ремонтов и чувствительных улучшений, которые заняли большую часть конца восемнадцатого века. Эссекс определил разрушение восьмиугольного фонаря как отправную точку крупной серии ремонтных работ и в 1757 году был назначен руководить работами. 400 лет выветривания и разложения, возможно, стерли многие готические черты, а нехватка средств, связанная с грузинским подозрением в орнаменте, привела к тому, что фонарь был сделан из простой и обрезанной древесины и свинцовых изделий. Затем он смог перейти к повторной крыше всего восточного рукава и восстановить восточный фронтон, который был выдвинут наружу примерно на 2 фута (61 см).

Бентам и Эссекс были восторженными сторонниками давнего плана по перемещению хоровых парт 14-го века из-под восьмиугольника. Когда восьмиугольник и восточная крыша были решены, план был запущен в 1769 году, когда Бентам, все еще второстепенный каноник, был назначен клерком по работам. Переместив хоры в дальний восточный конец собора, восьмиугольник впервые стал просторным общественным пространством с видами на восток и запад и видом на восьмиугольные своды. Они также убрали романскую кафедру и установили новую ширму для хора в двух пролетах к востоку от восьмиугольника, увенчанную корпусом для органа 1690-х годов. Несмотря на свои антикварные интересы, Бентам и Эссекс, похоже, разобрали хоры с тревожной небрежностью и не увидели проблем в расчистке элементов в восточной части и удалении кафедры и средневековых стен, окружающих хоры. Оказалось, что северная стена включает в себя кости семи «саксонских достойных», которые должны были быть на пути паломников в дореформационный собор. Кости были перемещены в часовню епископа Уэста. Однако хоры с их мизерикордами были сохранены, и реставрация в целом была относительно симпатичной по стандартам того периода.

Викторианцы
Следующий крупный период реставрации начался в 1840-х годах, и большая часть надзора была возложена на декана Джорджа Пикока (1839–1858). Вместе с кембриджским профессором Робертом Уиллисом он провел тщательное исследование структуры, археологии и художественных элементов здания и положил начало обширной серии реконструкций, восстановив юго-западный трансепт. Это использовалось как «мастерская», и, удалив более свежий материал и восстановив нормандские окна и аркады, они установили образец, который будет принят во многих работах викторианского периода. В 1845 году, когда в соборе велись работы во многих областях, приглашенный архитектор Джордж Басеви, осматривавший западную башню, споткнулся и упал с высоты 36 футов насмерть. Его похоронили в северном хоровом проходе. Работы в то время включали очистку толстых слоев известкового раствора, полировку колонн из мрамора Пурбек, покраску и позолоту выступов крыши и выступов хора, а также капитальный ремонт Западной башни. Был снят гипсовый свод, возведенный всего 40 лет назад, а часы и колокола перенесены выше. Добавление железных связей и опор позволило удалить огромное количество заполнения, которое должно было укрепить башню, но просто увеличило вес и усугубило проблемы.

Джордж Гилберт Скотт
К 1847 году Джордж Гилберт Скотт стал успешным архитектором и страстным представителем готического возрождения. Он был приглашен как профессиональный архитектор, чтобы поддержать восторженное любительское партнерство Пикока и Уиллиса, первоначально занимавшееся переделкой хоровых кресел четырнадцатого века. Проработав в Ист-Энде 80 лет, Скотт руководил их возвращением к октагону, но на этот раз оставаясь в восточном рукаве, сохраняя чистоту открытого пространства октагона. Это была первая соборная комиссия Скотта. Он продолжил работу над новой резной деревянной ширмой и латунными воротами, передвинул главный алтарь на два пролета к западу и установил богато украшенные резьбой и орнаментом алебастровые рередо, вырезанные Ратти и Кеттом, новую купель для юго-западного трансепта, новую Корпус для органа, а затем и новая кафедра, заменившая неонорманнскую кафедру, спроектированную Джоном Гроувсом в 1803 году. В 1876 году были реализованы проекты Скотта для парапета восьмиугольного фонаря и вершин, вернувшие ему форму, которая, судя по изображениям до Эссекса, кажется действительно близким к оригиналу. Различные новые предметы интерьера заменили предметы барокко, установленные в 1690-х годах.

Витражи
В 1845 году Эдвард Спарк, сын епископа Бойера Спарка и сам каноник, возглавил крупную кампанию по повторному покрытию собора цветным стеклом. В то время почти не было средневекового стекла (в основном несколько уцелевших в Часовне Леди) и не так много постреформационного времени. Попытка восемнадцатого века заставить Джеймса Пирсона создать схему расписного стекла дала только одно окно и несколько более мелких фрагментов. С новым открытием методов окрашивания и новым энтузиазмом в отношении витражей, охватившим страну в девятнадцатом веке, почти все части собора получили новое остекление. Под надзором Спарка были найдены деньги от доноров, групп, завещаний и даже подарков самих художников и самого Эдварда Спарка. Было намеренно использовано большое количество дизайнеров и производителей, чтобы помочь найти подходящую фирму, которая наполнила бы великие ланцеты в Ист-Энде. В конце концов, это был Уильям Уэйлс, который предпринял это в 1857 году, уже начав четыре окна восьмиугольника, а также вклады в юго-западный трансепт, южный проход и северный трансепт. Другие окна принадлежали братьям Жеренте, Уильяму Уоррингтону, Александру Гиббсу, Клейтону и Беллу, Уорду и Никсону, Хардману и Ко, а также многим другим лицам и фирмам из Англии и Франции.

Потолок из деревянных досок был установлен в нефе и расписан сценами из Ветхого и Нового Заветов, сначала Генри Стайлманом Ле Стрэнджем, а затем, после смерти Ле Стрэнджа в 1862 году, завершен Томасом Гамбье Парри, который также перекрасил внутреннюю часть восьмиугольника.

Дальнейшая крупная программа структурной реставрации проводилась в период с 1986 по 2000 год под руководством деканов Уильяма Паттерсона (1984–90) и Майкла Хиггинса (1991–2003) под руководством последовательных геодезистов Fabric, сначала Питера Миллера, а с 1994 года Джейн Кеннеди. Большая часть этих реставрационных работ была проведена Рэтти и Кеттом. В 2000 году была построена Дорога для процессий, восстановившая прямую связь между северным проходом хора и Часовней Леди.

В 1972 году был основан Музей витражей, чтобы сохранить окна церквей по всей стране, которые закрывались из-за избыточности. Он открылся для публики в 1979 году в северном трифории собора Эли, и после обращения в южном трифории, открывшемся в 2000 году, было создано улучшенное выставочное пространство. Помимо спасенных предметов, коллекция включает в себя образцы из Великобритании и других стран, которые были подарены или приобретены по завещанию или предоставлены в аренду Музеем Виктории и Альберта, Королевской коллекцией и Друзьями церквей без друзей.

 

Религиозное Сообщество

Или был важным центром христианского поклонения с седьмого века нашей эры. Большая часть того, что известно о его истории до норманнского завоевания, исходит из «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» Беды, написанной в начале восьмого века, и из «Liber Eliensis», анонимной хроники, написанной в Эли где-то в двенадцатом веке, основанной на Беде для самого ранние годы и охватывающие историю общины до двенадцатого века. Согласно этим источникам, первая христианская община здесь была основана святой Этельтрит (латинизированной как «Этельдреда»), дочерью англосаксонского короля Анны Восточной Англии, родившейся в Экснинге недалеко от Ньюмаркета. Возможно, она приобрела землю в Или от своего первого мужа Тондберта, которого Беда назвал «принцем» Южных Гирвасов. После расторжения своего второго брака с Экгфритом, принцем Нортумбрии, в 673 году она основала и управляла в качестве настоятельницы в Или мужского и женского монастыря. Когда она умерла, в ее память был построен храм. Сообщается, что этот монастырь был разрушен примерно в 870 году во время датских вторжений. Однако, хотя поселение мирян того времени было бы незначительным, вполне вероятно, что церковь сохранилась там до своего повторного основания в 10 веке. История религиозной общины в этот период неясна, но отчеты о восстановлении в десятом веке предполагают, что существовало учреждение светских священников.

В ходе возрождения английской церкви при Данстане, архиепископе Кентерберийском, и Этельвольде, епископе Винчестера, в Эли в 970 году было основано новое бенедиктинское аббатство для мужчин. и Рэмси. Или стал одним из ведущих бенедиктинских домов в позднеанглосаксонской Англии. После норманнского завоевания Англии в 1066 году аббатство присоединилось к местному сопротивлению нормандскому правлению во главе с Херевардом Уэйком. Новый режим, установив контроль над территорией, после смерти аббата Терстана установил норманнского преемника Теодвина. В 1109 году Эли получил статус собора с назначением Херви ле Бретона епископом новой епархии, которая была выведена из очень большой епархии Линкольна. Это включало раздел монастырской собственности между епископством и монастырем, количество монахов которого было сокращено с 70 до 40 во главе с настоятелем; епископ является титулярным аббатом.

В 1539 году, во время роспуска монастырей, монастырь сдался комиссарам Генриха VIII. Собор был заново основан королевской хартией в 1541 году с бывшим настоятелем Робертом Стюардом в качестве декана и большинством бывших монахов в качестве пребендариев и второстепенных каноников, дополненных Мэтью Паркером, позже архиепископом Кентерберийским, и Ричардом Коксом, позже епископом Или. С кратким перерывом с 1649 по 1660 год во время Речи Посполитой, когда все соборы были упразднены, эта основа сохранилась в своих основных чертах до двадцать первого века, с уменьшенным числом каноников-резидентов, теперь дополненным рядом каноников-мирян, назначенных в соответствии с Церковная мера 1999 года.

Как и в других соборах, богослужение Или сосредоточено вокруг Opus Dei, ежедневная программа богослужений в значительной степени опирается на бенедиктинскую традицию. Он также служит материнской церковью епархии и служит значительной местной общине. При роспуске почитание святой Этельдреды было подавлено, ее святыня в соборе была разрушена, а посвящение собора ей и святому Петру было заменено нынешним посвящением Святой и Нераздельной Троице. С 1873 г. возродилась практика чествования ее памяти, и отмечаются ежегодные фестивали, посвященные событиям ее жизни и последовательным «переносам» - переносу ее останков в новые святыни, - имевшим место в последующие века.

 

Декан и глава

По состоянию на апрель 2019 года:
Дин — Марк Бонни (с установки 22 сентября 2012 г.)
Регент - Джеймс Гаррард (с установки 29 ноября 2008 г.)
Резиденция Canon — Джеймс Ревели
Координатор резиденции Canon и (епархиального) начального служебного образования (IME) - Джессика Мартин (с установки 10 сентября 2016 г.)

 

Погребения

Захоронения ниже перечислены в порядке дат.
Этельтрит - настоятельница Или в 679 году. Святыня была разрушена в 1541 году, ее мощи предположительно находятся в церкви Святой Этельдреды, Эли-Плейс, Лондон, и в Римско-католической церкви Святой Этельдреды, Эли.
Саксбур - настоятельница Или около 699 г.
Витбург — возможная сестра Этельтриты, основательницы и настоятельницы монастыря в Дерехаме. Умерла в 743 г. и похоронена на кладбище аббатства Или, повторно захоронена в своей церкви в Дерехэме в 798 г., останки украдены в 974 г. и похоронены в аббатстве Или.
Биртнот - покровитель аббатства Эли, погиб во главе англосаксонских войск в битве при Малдоне в 991 году.
Эднот Младший - аббат Рэмси, епископ Дорчестера, убит в 1016 году, сражаясь против Кнута, его тело было схвачено и спрятано монахами Или и впоследствии почитается как святой Эднот Мученик.
Вульфстан II — архиепископ Йоркский (1002–1023), умер в Йорке, но по желанию был похоронен в монастыре Или. Liber Eliensis приписывает его могиле чудеса.
Альфред Этелинг — сын английского короля Этельреда Неготового (1012–1037).
Херви ле Бретон - первый епископ Эли (1109–1131)
Найджел - епископ Или (1133–1169), возможно, был похоронен здесь.
Джеффри Ридель — девятнадцатый лорд-канцлер Англии и епископ Илийский (1173–1189).
Юстас — епископ Илийский (1197–1215), также двадцать третий лорд-канцлер Англии и лорд-хранитель Большой печати. Похоронен возле алтаря Святой Марии
Иоанн Фонтанов - епископ Илийский (1220–1225), «на мостовой» возле главного алтаря.
Джеффри де Бурго - епископ Или (1225–1228), похоронен в северном хоре, но ни одна уцелевшая гробница или памятник не были идентифицированы как его
Хью Нортволдский - епископ Или (1229–1254), похоронен рядом со святыней святой Этельдреды в построенном им пресвитерии, его могила была перенесена в северный проход хора, но местонахождение его останков неясно.
Вильгельм Килкенни - лорд-канцлер Англии и епископ Илийский (1254–1256), здесь было похоронено его сердце, умерший в Испании при дипломатической миссии короля.
Хью де Болшам - епископ Или (1256–1286), основатель Петерхауса, его могила точно не идентифицирована.
Джон Киркби - лорд-казначей Англии и епископ Или (1286–1290), мраморная надгробная плита, расположенная в северном проходе хора, возможно, из его могилы.
Вильгельм Лаутский - епископ Эли (1290–1298), его тщательно продуманная гробница находится у входа в часовню Леди в южном проходе хора.
Джон Хотэм - канцлер казначейства, лорд-казначей, лорд-канцлер и епископ Или (1316–1337), умер после двух лет паралича.
Джон Барнет - епископ Или (1366–1373)
Людовик II Люксембургский — кардинал, архиепископ Руанский и епископ Или (1437–1443). Неизвестно, что он когда-либо посещал собор; после его смерти в Хэтфилде его кишки были захоронены в церкви, его сердце - в Руане, а тело - в Или на южной стороне пресвитерии.
Джон Типтофт - 1-й граф Вустер («Мясник Англии») (1427–1470), в большой гробнице в Южном хоровом проходе.
Уильям Грей - лорд-казначей Англии и епископ Или (1454–1478)
Джон Олкок - лорд-канцлер Англии и епископ Или (1486–1500) в церкви Олкока.
Ричард Редман - епископ Или (1501–1505)
Николас Уэст - епископ Или (1515–1534), похоронен в построенной им капелле епископа Веста в восточной части Южного хорового прохода.
Томас Гудрич - епископ Или (1534–1554), похоронен в Южном хоре.
Роберт Стюард - первый декан Или (1541–1557)
Ричард Кокс - епископ Или (1559–1581), похоронен в гробнице, над которой была построена хоровая ложа.
Мартин Хетон - епископ Или (1599–1609)
Хамфри Тиндалл - декан Или (1591–1614)
Генрих Цезарь - декан Или (1614–1636)
Бенджамин Лэни - епископ Или (1667–1675)
Питер Ганнинг - епископ Или (1675–1684)
Саймон Патрик - епископ Или (1691–1707)
Уильям Марш - джентльмен из Или (1642-1708), мраморная фреска, воздвигнутая над входом в часовню Леди.
Джон Мур - епископ Или (1707–1714)
Уильям Флитвуд - епископ Или (1714–1723), в северном проходе алтаря.
Роберт Мосс - декан Или (1713–1729)
Томас Грин - епископ Или (1723–1738)
Роберт Баттс - епископ Или (1738–1748)
Матиас Моусон - епископ Или (1754–1771)
Эдмунд Кин - епископ Или (1771–1781), в капелле епископа Вест-Чантри (его жена Мэри была похоронена в южной части хора)
Бойер Спарк - епископ Или (1812–1836), в часовне епископа Вест-Чантри.
Джордж Басеви — архитектор. Умер в 1845 году в возрасте 51 года, провалившись в отверстие в полу старой колокольни западной башни Илиского собора при осмотре ремонта. Похоронен в Северном хоровом проходе под монументальной медью.
Джозеф Аллен - епископ Или (1836–1845)
Уильям Ходж Милль - (1792–1853) первый директор Епископского колледжа в Калькутте, а затем региональный профессор иврита в Кембридже и каноник в соборе Или.
Джеймс Вудфорд - епископ Или (1873–1885), в часовне Мэтью Рена на южной стороне хора.
Гарри Легге-Бурк - умер в 1973 году, будучи членом парламента от острова Или.

 

Музыка

В соборе работают шесть профессиональных взрослых мирян, которые поют в хоре собора вместе с мальчиками-певчими в возрасте от 7 до 13 лет, которые получают аккорды, финансируемые собором, для посещения школы Кингс Или в качестве учеников-интернатов. Хор девочек собора Эли состоит из девочек в возрасте от 13 до 18 лет, которые также живут в пансионе в Кингс Эли и финансируются школой, а не собором. Хор девочек поет каждый понедельник и среду, а часто и по выходным.

Octagon Singers и Ely Imps - это добровольные хоры местных взрослых и детей соответственно.

Органисты
Ниже приводится список органистов, записанный с момента основания собора в 1541 году после Второго акта о роспуске. Если они не назначены органистом напрямую, эта должность определяется в силу их назначения мастером хористов или, совсем недавно, музыкальным руководителем.
Уильям Смит 1541–1542 гг.
Кристофер Тай 1542–1561 гг.
Роберт Уайт c 1561–1566 гг.
Джон Фаррант 1566–1570 гг.
Уильям Фокс 1571–1579 гг.
Джордж Баркрофт 1580–1610 гг.
Джон Амнер 1610–1641 гг.
Роберт Клэкстон 1641–1662 гг.
Джон Феррабоско 1663–1682 гг.
Джеймс Хокинс 1682–1729 гг.
Томас Кемптон 1729–1762 гг.
Джон Элбонн 1762–1768 гг.
Дэвид Вуд 1768–1774 гг.
Джеймс Роджерс 1774–1777 гг.
Ричард Лэнгдон 1777–1778 гг.
Хаймор Скитс 1778–1803 гг.
Хаймор Скитс 1803–1830 гг.
Роберт Джейнс 1830–1866 гг.
Эдмунд Чипп 1866–1886 гг.
Бэзил Харвуд 1887–1892 гг.
Т. Терциус Ноубл 1892–1898 гг.
Хью Аллен 1898–1900 гг.
Арчибальд Уэйетт Уилсон 1901–1919 гг.
Ноэль Эдмунд Понсунби 1919–1926 гг.
Хьюберт Стэнли Миддлтон 1926–1931 гг.
Мармадьюк Конвей 1931–1949 гг.
Сидни Кэмпбелл 1949–1953 гг.
Майкл Ховард 1953–1958 гг.
Артур Уиллс 1958–1990 гг.
Поль Трепте, 1990–2019 гг.
Эдмунд Олдхаус, 2019 г. - действующий президент

Музей витража
В южном трифории находится Музей витражей, коллекция витражей с 13 века до наших дней, имеющая национальное значение и включающая работы известных современных художников, в том числе Эрвина Босани.

 

В популярной культуре

Собор был изображен акварелью Дж. М. У. Тернера примерно в 1796 году.
Собор появляется на горизонте на обложке альбома Pink Floyd 1994 года The Division Bell и в музыкальном видео сингла с этого альбома "High Hopes".
На обложках ряда хоровых альбомов Джона Раттера изображен собор, что является отсылкой к ранним записям его музыки, исполняемой и записываемой в часовне Леди.
Прямые ссылки на собор появляются в детской книге Филиппы Пирс «Полуночный сад Тома». В 1999 году вышел одноименный полнометражный фильм.
В июне 2006 года в соборе был снят отрывок из фильма « Елизавета: Золотой век» .
Съемки фильма «Другая девушка из рода Болейн» проходили в соборе в августе 2007 года.
Действие частей романа Маркуса Седжвика 2000 года « Потоп» происходит в соборе после того, как море поглотило землю вокруг него, превратив Эли в остров.
Прямые ссылки на собор Эли сделаны в романе Джилл Доусон 2006 года «Смотри, как я исчезаю».
Недельные съемки проходили в ноябре 2009 года в соборе, когда он заменил Вестминстерское аббатство в «Короле говорит».
В апреле 2013 года Мила Кунис была в соборе на съемках фильма «Восхождение Юпитер».
В фильме «Макбет» собор использовался для съемок в феврале и марте 2014 года.
В 2016 году собор снова был заменен Вестминстерским аббатством в оригинальном сериале Netflix «Корона».