Калакмуль, Мексика

 

Описание Калакмуля

Калакмуль — место археологических раскопок майя в мексиканском штате Кампече, глубоко в джунглях большого региона бассейна Петен. Это 35 километров (22 мили) от границы с Гватемалой. Калакмуль был одним из самых больших и могущественных древних городов, когда-либо обнаруженных в низинах майя.

Калакмуль был крупной державой майя в северной части бассейна Петен на полуострове Юкатан на юге Мексики. Калакмуль управлял большим владением, отмеченным широким распространением их эмблемы в виде знака головы змеи, который следует читать как «Каан». Калакмуль был резиденцией того, что было названо Королевством Змеи или Змеиным Королевством. Это Змеиное Королевство правило на протяжении большей части классического периода. По оценкам, в самом Калакмуле проживало 50 000 человек, и иногда он управлял местами на расстоянии до 150 километров (93 мили). В Калакмуле идентифицировано 6750 древних построек, самой большой из которых является великая пирамида на этом месте. Структура 2 имеет высоту более 45 метров (148 футов), что делает ее одной из самых высоких пирамид майя. Четыре гробницы были расположены внутри пирамиды. Как и многие храмы или пирамиды в Мезоамерике, пирамида в Калакмуле увеличилась в размерах за счет надстройки существующего храма, чтобы достичь своих нынешних размеров. Размер центральной монументальной архитектуры составляет примерно 2 квадратных километра (0,77 квадратных миль), а вся территория, в основном покрытая плотной жилой застройкой, составляет около 20 квадратных километров (7,7 квадратных миль).

На протяжении классического периода Калакмуль поддерживал ожесточенное соперничество с главным городом Тикалем на юге, и политические маневры этих двух городов сравнивали с борьбой между двумя сверхдержавами майя.

Вновь обнаруженный с воздуха биологом Сайрусом Л. Ланделлом из мексиканской компании Exploitation Chicle 29 декабря 1931 года, о находке было сообщено Сильванусу Г. Морли из Института Карнеги в Чичен-Ице в марте 1932 года.

 

Этимология

Калакмуль — современное имя; по словам Сайруса Л. Ланделла, назвавшего это место. На языке майя ча означает «два», лак означает «смежный», а мул означает любую искусственную насыпь или пирамиду, поэтому Калакмуль — это «Город двух соседних пирамид». В древние времена центр города был известен как Окс Те' Туун, что означает «Три камня». Другое название, связанное с этим местом и, возможно, с большей территорией вокруг него, — Чиик Нааб. Лорды Калакмуля называли себя k'uhul kaanal ajaw, Божественными Владыками Змеи, но связь названия с фактическим местом неоднозначна.

 

Расположение

Калакмуль расположен в штате Кампече на юго-востоке Мексики, примерно в 35 км к северу от границы с Гватемалой и в 38 км к северу от руин Эль-Мирадора. Руины Эль-Тинтала находятся в 68 километрах (42 мили) к юго-западу от Калакмуля и были связаны дамбой как с Эль-Мирадором, так и с самим Калакмулем. Калакмуль находился примерно в 20 км (12 миль) к югу от современного города Окспемуль и примерно в 25 км (16 миль) к юго-западу от Ла-Муньеки. Город расположен на возвышении примерно на 35 метров (115 футов) над большим сезонным болотом, лежащим на западе, известным как Эль-Лаберинто-Бахо (испанское слово, используемое в этом регионе для обозначения низменной области сезонных болот). Это болото размером примерно 34 на 8 километров (21,1 на 5,0 миль) было важным источником воды в сезон дождей. Баджо был связан со сложной системой контроля воды, включающей как естественные, так и искусственные элементы, такие как овраги и каналы, которые окружали территорию площадью 22 квадратных километра (8,5 квадратных миль) вокруг ядра участка, область, считающуюся Внутренним Калакмулем. Расположение Калакмуля на краю баджо давало два дополнительных преимущества: плодородные почвы вдоль края болота и доступ к многочисленным кремневым конкрециям. Город расположен на мысе, образованном естественным известняковым куполом высотой 35 метров (115 футов), возвышающимся над окружающими низменностями. Этот купол был искусственно выровнен майя. В доклассический и классический периоды поселения были сосредоточены на краю бухты Эль-Лаберинто, в классический период постройки также строились на возвышенностях и небольших островах в болоте, где обрабатывали кремень.

В начале 21 века территория вокруг Калакмуля оставалась покрытой густым лесом. В течение 1-го тысячелетия нашей эры в этом районе выпадали умеренные и регулярные осадки, хотя поверхностных вод меньше, чем южнее в Гватемале. Калакумул теперь расположен на территории биосферного заповедника Калакмуль площадью 1 800 000 акров (7 300 км2). Территория, охраняемая в заповеднике, была разработана Centro de Investigaciones Historicas y Sociales de Universidad Autonomous de Campeche (CIHS/UAC).

 

Население и протяженность

По оценкам, на пике своего развития в поздний классический период в городе проживало 50 000 жителей, а его площадь составляла более 70 квадратных километров (27 квадратных миль). Город был столицей крупного регионального государства площадью около 13 000 квадратных километров (5 000 квадратных миль). Во время Terminal Classic население города резко сократилось, а сельское население упало до 10% от прежнего уровня.

Позднеклассическая плотность населения Калакмуля была рассчитана на уровне 1000 человек на км² (2564 человека на квадратную милю) в центре участка и 420 человек на км² (1076 человек на квадратную милю) на периферии (площадь 122 квадратных километра (47 квадратных миль). Калакмуль был настоящим городским городом, а не просто элитным центром, окруженным жилыми домами простолюдинов. Ядро Калакмуля в древние времена было известно как Окс Те' Туун («Три камня»), что, возможно, произошло из-за тройственной пирамиды Структура 2.

Королевство Калакмуль включало 20 второстепенных центров, среди которых были крупные города, такие как Ла Муньека, Наахтун, Сасилха, Окспемул и Уксул. Общая численность населения этих вторичных центров оценивается в 200 000 человек. Царство также включало большое количество третичных и четвертичных поселений, в основном довольно небольших и состоящих из ряда групп, расположенных вокруг дворов, хотя есть и более крупные сельские поселения, расположенные на гребнях по краям бахоса, которые включают храмы, дворцы и стелы. . Общее сельское население королевства исчисляется 1,5 млн человек. Все население королевства Калакмуль, включая сам город и сельское население на территории регионального государства площадью 13 000 квадратных километров (5 000 квадратных миль), в позднеклассический период оценивается в 1,75 миллиона человек.

 

Глиф-эмблема Калакмуля имеет большее распространение, чем глиф-эмблема любого другого города майя. Глиф также встречается в большем количестве иероглифических текстов, чем любой другой Глиф Эмблемы, включая Тикаль. Калакмуль управлял большим владением, отмеченным широким распространением их эмблемы в виде знака головы змеи, который следует читать как «Каан». Калакмуль был резиденцией того, что было названо Королевством Змей. Иногда город управлял местами на расстоянии до 150 километров.

 

Известные правители

Короли Калакмуля были известны как k'uhul kan ajawob (/ k'uːˈχuːl kän äχäˈwoɓ/) («Божественные владыки Змеиного королевства»). Этот список не является непрерывным, так как археологические данные неполны. Все даты нашей эры.

Имя (или кличка)
Юкнум Чин И? –
Туун К'аб' Хикс -520-546
Небесный свидетель -561-572
Якс Йопаат 572-579
Свиток Змей 579-611
Юкнум Ти Чан – 619
Таджум Ук'аб К'ахк '622-630
Юкнум Голова 630-636
Юкнум Ч'ин II 636–686
Юкнум Ичаак Кахк 686–ок. 695
Разделенная Земля c. 695
Юкнум Тук Кавиил -702–731
Вамав Кавиил ок. 736
Правитель Y в. 741
Великий Змей c. 751
Б'олон Кавиил 771-ок. 789
Чан Пет c. 849
Ай Тук 'c. 909

 

Эмблема Глиф

На пике развития Калакмуля в 7 веке государство было известно как Кан. Доклассическое политическое государство в бассейне Мирадор также использовало название Кан. Существует идея, что после распада государства Мирадор его беженцы мигрировали на север, в сторону Калакмула. где они основали новое государство Кан. Однако эпиграфические исследования памятников в Калакмуле показывают, что до 7 века нашей эры эмблема Калакмуля имела отношение не к змее, а к летучей мыши. Похоже, там правил другой строй. Глиф-эмблема Кан, до того как он был связан с Калакмулем, был найден (один раз) в Дзибанче, месте, расположенном ближе к востоку. Возможно, в конце 6-го - начале 7-го века государство Дзибанче переехало в Калакмуль, чтобы основать столицу в более стратегически важном месте. После того, как власть Калакмуля пошла на убыль в 8 веке, после правления Юкнума Тука Кавиила, похоже, что глиф эмблемы летучей мыши возродился. Тем не менее остается много неопределенностей, и необходимо провести новые эпиграфические исследования, чтобы заполнить пробелы.

 

История

Калакмуль имеет долгую оккупационную историю, и раскопки выявили свидетельства от среднего доклассического периода до постклассического. Сеть дамбы, которая связывала Калакмуль с городами Эль-Мирадор, Накбе и Эль-Тинталь, предполагает прочные политические связи между четырьмя городами, которые, возможно, начались в доклассический период, когда и Калакмуль, и Эль-Мирадор были важными городами, и продолжались в классический период, когда Сам Калакмуль был самым могущественным городом в регионе. Калакмуль был одним из самых больших и могущественных древних городов, когда-либо обнаруженных в низинах майя.

Калакмуль против Тикаля

В истории классического периода майя преобладает соперничество между Тикалем и Калакмулем, сравниваемое с борьбой между двумя «сверхдержавами» майя. В более ранние времена, как правило, доминировал один более крупный город, и к раннему классическому периоду Тикаль перешел на это положение после господства Эль-Мирадора в позднем доклассическом периоде и Накбе в среднем доклассическом периоде. Однако Калакмуль был городом-соперником с эквивалентными ресурсами, который бросил вызов превосходству Тикаля и использовал стратегию окружения его собственной сетью союзников. Со второй половины 6 века нашей эры до конца 7 века Калакмуль одержал верх, хотя ему не удалось полностью подавить власть Тикаля, и Тикаль смог переиграть своего великого соперника в решающей битве, которая произошла в 695 году нашей эры. Полвека спустя Тикал смог одержать крупные победы над самыми важными союзниками Калакмуля. В конце концов, оба города уступили распространяющемуся краху классических майя.

Великое соперничество между этими двумя городами могло быть основано не только на конкуренции за ресурсы. Их династическая история показывает различное происхождение, и острая конкуренция между двумя державами могла иметь идеологическую подоплеку. Династия Калакмула, по-видимому, в конечном итоге произошла от великого доклассического города Эль-Мирадор, в то время как династия Тикаля сильно пострадала от вмешательства далекого центрального мексиканского мегаполиса Теотиуакана. За некоторыми исключениями, памятники Тикаля и его союзников уделяют большое внимание одиноким правителям-мужчинам, в то время как памятники Калакмула и его союзников уделяют больше внимания женской линии и часто совместному правлению короля и королевы.

Доклассический
Калакмуль уже был большим городом в доклассический период. Ранняя история Калакмуля неясна, хотя был составлен династический список, уходящий корнями в прошлое предков. Эта династия была частично реконструирована из позднеклассической керамики из района великих доклассических городов Эль-Мирадор и Накбе. Это может означать, что Калакмуль в конечном итоге унаследовал свою политическую власть от одного из этих городов, а его династия возникла в позднем доклассическом периоде в бассейне Мирадор и перебралась в Калакмуль в классический период после краха этих городов.

Ранняя классика
И Калакмуль, и Тикаль были крупными доклассическими городами, сохранившимися до классического периода. Ранние иероглифические тексты со стел, найденные в Строении 2, записывают вероятное восхождение на престол царя Калакмула в 411 году нашей эры, а также записывают некоролевского правителя в 514 году. После этого в иероглифических записях есть пробел, который длится более века, хотя династия Каан в это время испытала значительное расширение своей власти. Отсутствие надписей, фиксирующих события этого периода, может быть связано либо с тем, что династия Каан в это время располагалась в другом месте, либо с тем, что памятники были позже разрушены.

Самые ранние читаемые тексты, относящиеся к царям династии Каан, происходят из раскопок большого города Дзибанче в Кинтана-Роо, далеко к северу от Калакмуля. Иероглифическая лестница изображает связанных пленников, их имена и даты захвата, а также имя короля Юкнум Чеен I, хотя точный контекст имени короля неясен — пленники могли быть его вассалами, захваченными врагом или они могли быть правителями, захваченными королем Калакмула. Даты неизвестны, но две из них могут приходиться на V век нашей эры. На соседнем участке Эль-Ресбалон в Кинтана-Роо есть перемешанный иероглифический текст, в том числе дата 529 года, что указывает на то, что город находился под контролем династии Каан.

К середине 6-го века нашей эры Калакмуль собирал далеко идущий политический союз, деятельность которого привела город к конфликту с великим городом Тикаль. Влияние Калакмуля распространилось глубоко на Петен; король Туун К'аб' Хикс из Калакмула наблюдал за возведением Адж Восала на престол Наранхо в 546 году. Другой вассал Туун К'аб' Хикс был взят в плен Яшчиланом на берегу реки Усумасинта в 537 году.

 

В 561 году король, ныне известный как Небесный Свидетель, установил правителя на месте Лос-Алакранеса. Sky Witness сыграла важную роль в политических событиях региона майя. Он стал повелителем города Караколь к югу от Наранхо, который ранее был вассалом Тикаля. В 562 году, согласно поврежденному тексту в Караколе, Sky Witness победил сам Тикаль и принес в жертву его короля Вак Чан Кавиила, тем самым положив конец его ветви королевской династии в Тикале. Это катастрофическое поражение положило начало 130-летнему перерыву для Тикаля, отражающему длительный период господства Калакмуля. Это событие используется в качестве маркера для отделения ранней классики от поздней классики. Sky Witness также упоминается в Окопе, месте намного севернее в Кинтана-Роо. Последнее упоминание о Sky Witness встречается в Караколе и датируется 572 годом нашей эры. Текст поврежден, но, вероятно, описывает смерть этого могущественного царя.

Поздняя классика
Война с Паленке
Небесного Свидетеля быстро сменил Первый Топоровладелец, который упоминается в тексте из Дзибанче, посвященном К'атун-концу 573 года. Первый Топоровладелец правил около шести лет. В 579 году Унех Чан стал королем Калакмуля. Уне Чан участвовал в агрессивной кампании в западном регионе майя и напал на Паленке 23 апреля 599 года со своим союзником Лакамом Чаком, лордом небольшого города Санта-Елена в 70 километрах (43 мили) к востоку от Паленке, победив королеву Паленке леди Йол Ик ' нал и разграбление города. Поражение записано на серии иероглифических шагов в самом Паленке, и это событие положило начало длительной неприязни к Калакмулю. Леди Йол Ик'нал пережила битву и правила еще несколько лет, хотя, возможно, платила дань уважения Калакмулю.

Уне Чан поддерживал свои союзы с городами на востоке, и он изображен на Каракольской стеле 4, наблюдая за событием с участием короля Яджав Те 'К'инич из этого города, которое произошло до 583 года. Калакмуль снова разграбил Паленке 7 апреля 611 года под личным руководством Уне Чан. Теперь Паленке правил король Аджен Йол Мат, который обрел некоторую независимость от Калакмуля, что спровоцировало новое вторжение. Непосредственными последствиями этой второй победы над Паленке стали смерти двух самых важных дворян в городе, самого Аджена Йола Мата и Джанаба Пакаля, высокопоставленного члена королевской семьи и, возможно, соправителя. Джанаб Пакал умер в марте 612 года, а Аджен Йол Мат несколько месяцев спустя. Их смерть вскоре после разграбления города предполагает, что их кончина была напрямую связана с триумфом Калакмула. Паленке пережил длительный упадок в своем состоянии после этой даты, прежде чем он смог оправиться от катастрофической войны с Калакмулем. Войны против Паленке, возможно, были предприняты Уне Чаном, чтобы захватить контроль над богатыми торговыми путями, которые проходили через западный регион майя.

Восстание в Наранхо
Король Юкнум Чан из Калакмула руководил событием в Караколе в 619 году. Каракольская стела 22 записывает восхождение Таджума Ук'аб' К'ака на трон Калакмуля в 622 году. Две стелы были возведены в Калакмуле в 623 году, но их тексты слишком плохи. поврежден, чтобы раскрыть имена вовлеченной королевской четы. Примерно в это же время откололся Наранхо, вассал Калакмула, когда его король Адж Восал умер относительно вскоре после смерти Уне Чана из Калакмула. Наранхо был независимым от Калакмуля по крайней мере к 626 году нашей эры, когда он дважды потерпел поражение от Каракола, и Юкнум Чан, возможно, пытался вернуть Наранхо под контроль Калакмула. Его попытки были подорваны его смертью в 630 году. В 631 году Юкнум Хед, новый король Калакмуля, наконец восстановил контроль над Наранхо. В текстах говорится, что король Наранхо уже был в плену в Калакмуле в тот день, когда его город был захвачен, и его наказание в тот же день описывается словом к'уксадж (/ к'уːˈʃäχ /), означающим либо «замученный», либо « съеден». Юкнум-Хед завоевал еще один город в марте 636 года, хотя точное место неизвестно.

Апогей
Династия Каан изначально не была основана в Калакмуле, а перебралась туда в 7 веке из другого города. Калакмуль испытал свои наивысшие достижения во время правления короля Юкнума Чеэна II, которого ученые иногда называют Юкнумом Великим. Юкнуму Чеэну II было 36 лет, когда он взошел на трон Калакмуля в 636 году нашей эры. С его правления началось значительное увеличение производства стел в городе, и король заказал 18 стел. Юкнум Чеэн II, вероятно, отвечал за строительство дворцовых комплексов, которые составляют основную часть ядра этого места.

 

Калакмуль и Дос Пилас
В 629 году Тикал основал Дос-Пилас в районе Петексбатун, примерно в 110 километрах (68 миль) к юго-западу от него, в качестве военного форпоста для контроля над торговлей по течению реки Пасион. Баладж Чан Кавиил был возведен на трон нового аванпоста в возрасте четырех лет, в 635 году, и много лет служил верным вассалом, сражаясь за своего брата, короля Тикаля. В 648 году нашей эры Калакмуль напал на Дос Пилас и одержал сокрушительную победу, включавшую смерть лорда Тикаля. Баладж Чан Кавиил был захвачен Юкнумом Чеэном II, но вместо того, чтобы быть принесенным в жертву, он был восстановлен на своем троне в качестве вассала короля Калакмула и продолжил нападать на Тикаль в 657 году, заставив Нуун Уджол Чааку, тогдашнему королю Тикаля, временно покинуть город. Первые два правителя Дос Пиласа продолжали использовать глиф-эмблему Тикаля Мутал, и они, вероятно, чувствовали, что имеют законные права на трон самого Тикаля. По какой-то причине Баладж Чан Кавиил не был назначен новым правителем Тикаля; вместо этого он остался в Дос-Пиласе. Тикал контратаковал Дос Пилас в 672 году, отправив Баладжа Чана Кавиила в изгнание, которое длилось пять лет. Калакмуль пытался окружить Тикаль в районе, где доминировали его союзники, такие как Эль-Перу, Дос-Пилас и Караколь. В 677 году Калакмуль контратаковал Дос Пилас, изгнав Тикаля и восстановив на троне Баладжа Чана Кавиила. В 679 году Дос Пилас, вероятно, с помощью Калакмуля, одержал важную победу над Тикалем, с иероглифическим описанием битвы, описывающим лужи крови и груды голов.

Неприятности продолжались на востоке, с возобновлением конфликта между Наранхо и Караколом. Наранхо полностью победил Каракола в 680 году, но династия Наранджо исчезла в течение двух лет, и дочь Баладжа Чана Кавиила основала там новую династию в 682 году, что указывает на то, что Калакмул, вероятно, решительно вмешался, чтобы посадить на трон верного вассала. Покровительство Юкнума Чеэна II как повелителя зарегистрировано в ряде важных городов, включая Эль-Перу, где он наблюдал за установлением К'инич Балама королем и укрепил связь с браком принцессы Калакмула с этим королем. . Власть Калакмуля простиралась до северного берега озера Петен-Ица, где Мотул-де-Сан-Хосе считается его вассалом в 7 веке, хотя традиционно он был связан с Тикалем. Юкнум Чеэн II командовал лояльностью трех поколений королей в Канкуэне, в 245 километрах (152 мили) к югу, и руководил возведением на престол по крайней мере двух из них в 656 и 677 годах. Король Юкнум Чеэн II был вовлечен , прямо или косвенно, при коронации короля в Морале на западе в Табаско, и один из дворян Юкнума руководил ритуалом в Пьедрас-Неграс на гватемальском берегу реки Усумасинта. Юкнум Чеэн II умер в возрасте восьмидесяти лет, вероятно, в начале 686 года. Когда он умер, Калакмуль был самым могущественным городом в центральных низменностях майя.

Юкнум Ичаак К'ак сменил Юкнума Чеэна II, его коронация 3 апреля 686 г. была записана на памятниках в Дос-Пиласе и Эль-Перу. Он родился в 649 году и, вероятно, был сыном своего предшественника. Он уже занимал высокий пост до того, как был назначен королем, и, возможно, был ответственен за основные успехи последней части правления Юкнума Чеэна II. Он сохранил верность К'инич Балам из Эль-Перу и Баладж Чан Кавиил из Дос Пиласа и завоевал лояльность К'ак' Тилив Чан Чаак в 693 году, когда он был возведен на трон Наранхо в пять лет. Однако тексты на скульптурных памятниках не раскрывают всей сложности дипломатической деятельности, о чем свидетельствует расписная керамическая ваза из Тикаля, на которой изображен посол царя Калакмула, стоящий на коленях перед восседающим на троне царем Тикаля и доставляющий дань. Всего четыре года спустя, в августе 695 года, два государства снова находились в состоянии войны. Юкнум Йич'аак Как' повел своих воинов против Джасава Чана Кавиила I в катастрофической битве, в которой был побежден Калакмуль и захвачено изображение божества Калакмула по имени Яджав Маан. Неизвестно, что случилось с Юкнум Йич'аак К'ак'; лепная скульптура из Тикаля изображает пленника, а король упоминается в сопроводительной подписи, но неясно, являются ли пленник и король одним и тем же человеком. Это событие ознаменовало конец апогея Калакмуля, когда дипломатическая активность упала, и меньше городов признали короля Калакмуля своим повелителем. В ядре памятника не сохранилось ни одной стелы, на которой записан Юкнум Йич'аал К'ак, хотя некоторые из них есть в Северо-восточной группе, и 2 сломанные стелы были захоронены в Строении 2.

 

Поздние короли
Следующий правитель Калакмуля, Расколотая Земля, упоминается на паре резных костей в гробнице царя Тикаля Джасава Чана Кавиила I. Он правил к ноябрю 695 г., но неизвестно, был ли он законным членом Калакмула. династии или же он был претендентом, поставленным на трон Тикалем.

Следующий известный король использовал несколько вариантов имени и упоминается разными сегментами имени внутри и за пределами Калакмуля. Частичное прочтение его имени - Юкнум Тук Кавиил. Он воздвиг семь стел в ознаменование календарного события 702 года и назван в Дос-Пиласе в том же году, предположительно демонстрируя, что Дос-Пилас все еще был вассалом Калакмула. Эль-Перу также оставался вассалом, и Юкнум Тук Кавиил назначил там нового короля в неизвестное время. Ла Корона получила королеву от Юкнум Тук. Наранхо также остался верным. Юкнум Тук Кавиил заказал еще семь стел, чтобы отметить окончание катуна в 731 году. О новом поражении от рук Тикаля свидетельствует скульптурный алтарь в этом городе, вероятно, датируемый где-то между 733 и 736 годами. связанный лорд из Калакмуля и, возможно, имя Юкнум Тук Кавиил.

Калакмуль и Киригуа
После этого исторические записи о Калакмуле становятся очень расплывчатыми как из-за плохого состояния сильно разрушенных памятников в самом городе, так и из-за его меньшего политического присутствия на более широкой сцене майя. Вамав Кавиил назван в Киригуа на южной окраине Мезоамерики. Киригуа традиционно был вассалом своего южного соседа Копана, и в 724 году Уаксакладжуун Уб'аах Кавиил, король Копана, посадил Как'Тилив Чан Йопаат на трон Киригуа в качестве своего вассала. К 734 году Как'Тилив Чан Йопаат показал, что он больше не был послушным подчиненным Копана, когда он начал называть себя кул ахав, святой господин, вместо того, чтобы использовать меньший термин ахав, подчиненный господин; в то же время он начал использовать свой собственный символ эмблемы Киригуа. Этот местный акт восстания, по-видимому, был частью более широкой политической борьбы между Тикалем и Калакмулем. В 736 году, всего два года спустя, Как Тилив Чан Йопаат получил визит от Вамава Кавиила из Калакмула, в то время как Копан был одним из старейших союзников Тикаля. Время этого визита короля Калакмула очень важно, поскольку оно приходится на период между восхождением Как'Тилиу Чан Йопаата на трон Киригуа в качестве вассала Копана и последовавшим за этим открытым восстанием. Это убедительно свидетельствует о том, что Калакмуль спонсировал восстание Киригуа, чтобы ослабить Тикаль и получить доступ к богатому торговому пути долины Мотагуа. Вполне вероятно, что контакт с Калакмулем был начат вскоре после того, как К'ак' Тилив Чан Йопаат вступил на престол. В 738 году К'ак' Тилив Чан Йопаат захватил могущественного, но пожилого короля Копана Уахакладжууна Уб'аа Кавиила. Надпись в Киригуа, которую трудно интерпретировать, предполагает, что захват произошел 27 апреля 738 года, когда Киригуа схватил и сжег деревянные изображения божеств-покровителей Копана. Захваченный лорд был доставлен обратно в Киригуа, и 3 мая 738 г. он был обезглавлен в ходе публичного ритуала.

В поздней классике союз с Калакмулем часто ассоциировался с обещанием военной поддержки. Тот факт, что Копан, гораздо более могущественный город, чем Киригуа, не смог отомстить своему бывшему вассалу, означает, что он опасался военного вмешательства Калакмуля. Сам Калакмуль находился достаточно далеко от Киригуа, поэтому Как'Тилив Чан Йопаат не боялся попасть под его власть как полное вассальное государство, хотя вполне вероятно, что Калакмуль послал воинов, чтобы помочь в разгроме Копана. Вместо этого союз, похоже, был взаимовыгодным: Калакмулю удалось ослабить могущественного союзника Тикаля, в то время как Киригуа обрела независимость.

Крах
Пять больших стел были воздвигнуты в 741 году, хотя имя ответственного короля неразборчиво на всех из них, и он был помечен как правитель Y. Присутствие Калакмула на более широкой территории майя продолжало ослабевать, а два основных союзника города терпели поражения. от рук Тикаля. Эль-Перу потерпел поражение в 743 году, а Наранхо - годом позже, что привело к окончательному краху некогда могущественной сети альянсов Калакмуля, в то время как Тикаль пережил возрождение своей мощи.

В 751 году правитель Z воздвиг стелу, которая так и не была закончена, в паре со стелой с портретом королевы. Иероглифическая лестница упоминает кого-то по имени Б'олон Кавиил примерно в то же время. Б'олон Кавиил был королем к 771 году, когда он воздвиг две стелы, и он был упомянут в Тонине в 789 году. Места к северу от Калакмуля показали снижение его влияния в это время, с новыми архитектурными стилями под влиянием мест дальше на север в полуостров Юкатан.

 

Памятник был поставлен в 790 году, хотя имя ответственного правителя не сохранилось. Еще два были воздвигнуты в 800 г. и три в 810 г. Не было воздвигнуто памятника в ознаменование важного окончания 830 г. в Бактуне, и вполне вероятно, что политическая власть в это время уже рухнула. Важные города, такие как Окспемул, Надскаан и Ла Муньека, которые когда-то были вассалами Калакмула, теперь воздвигли свои собственные памятники там, где раньше они возводили очень мало; некоторые продолжали создавать новые памятники вплоть до 889 года. Это был процесс, параллельный событиям в Тикале. Однако есть веские доказательства того, что присутствие элиты в городе продолжалось до 900 г. н.э., а возможно, даже позже.

В 849 году Калакмуль упоминается в Сейбале, где правитель по имени Чан Пет присутствовал на церемонии окончания К'атун; его имя также может быть записано на разбитой керамике в самом Калакмуле. Однако маловероятно, что Калакмуль все еще существовал как государство в столь позднее время. Окончательный всплеск активности пришелся на конец IX или начало X века. Была возведена новая стела, хотя на дате указан только день, а не полная дата. Записанный день может приходиться либо на 899, либо на 909 год, причем последняя дата наиболее вероятна. Несколько памятников кажутся еще более поздними, хотя их стиль грубый, они представляют собой усилия остатка населения по сохранению классической традиции майя. Даже надписи на этих поздних памятниках представляют собой бессмысленные имитации письменности.

Керамика, относящаяся к периоду терминальной классики, редко встречается за пределами ядра памятника, что позволяет предположить, что население города было сосредоточено в центре города на заключительном этапе оккупации Калакмуля. Большинство выжившего населения, вероятно, состояло из простолюдинов, которые занимали элитную архитектуру ядра этого места, но продолжающееся возведение стел в начале 10 века и наличие высокостатусных импортных товаров, таких как металл, обсидиан, нефрит и ракушки, указывают на то, что продолжающаяся оккупация королевской семьей до окончательного отказа от города. Говорящие на юкатеке кехаче-майя, жившие в этом регионе во время контактов с испанцами в начале 16 века, возможно, были потомками жителей Калакмуля.

Современная история
Впервые о Калакмуле сообщил Сайрус Ланделл в 1931 году. Год спустя он сообщил Сильванусу Морли о существовании этого места и наличии более 60 стел. Морли сам посетил руины от имени Института Карнеги в Вашингтоне в 1932 году. В ходе исследований 1930-х годов было нанесено на карту ядро ​​​​сайта и зафиксировано 103 стелы. Исследования прекратились в 1938 году, и археологи не возвращались на это место до 1982 года, когда Уильям Дж. Фолан руководил проектом от имени Автономного университета Кампече, работая в Калакмуле до 1994 года. В настоящее время Калакмуль является объектом крупномасштабного проекта. Национальный институт антропологии и истории (INAH) под руководством Рамона Карраско.

 

Описание города

Ядро города Калакмуль занимает площадь около 2 квадратных километров (0,77 квадратных миль), на которой находятся остатки примерно 1000 построек. Периферия, занятая небольшими жилыми постройками за пределами ядра участка, занимает площадь более 20 квадратных километров (7,7 квадратных миль), в пределах которой археологи нанесли на карту около 6250 построек. Калакмуль соответствует большому городу Тикаль по размеру и предполагаемому населению, хотя плотность города, похоже, была больше, чем у этого города.

Камень, использованный при строительстве на участке, представляет собой мягкий известняк. Это привело к серьезной эрозии скульптуры на этом месте. Город Калакмуль был построен строго концентрически и может быть разделен на зоны по мере продвижения от центра. Самая внутренняя зона занимает площадь около 1,75 квадратных километров (0,68 квадратных миль). Она содержит большую часть монументальной архитектуры и имеет 975 нанесенных на карту построек, около 300 из которых построены из сводчатой ​​каменной кладки. Около 92 построек были построены на больших пирамидах, расположенных вокруг площадей и дворов. Ядро города было ограничено с северной стороны стеной высотой 6 метров (20 футов), которая контролировала доступ с севера и, возможно, также выполняла оборонительную функцию.

Многие резиденции простолюдинов были построены вдоль края болота Эль-Лаберинто к западу от ядра участка, хотя среди них были вкраплены некоторые престижные резиденции и общественные здания. Территория между домами использовалась для садоводства.

Контроль воды
Участок окружен разветвленной сетью каналов и водохранилищ. Есть пять основных резервуаров, в том числе самый большой пример в мире майя, размером 242 на 212 метров (794 на 696 футов). Этот резервуар наполняется небольшой сезонной рекой в ​​сезон дождей и по-прежнему содержит достаточно воды, чтобы его могли использовать археологи в наше время.

 

Дороги
Вокруг Калакмуля расположено восемь сакбе (дорог). Два из них были нанесены на карту, три — визуально на земле и еще три — с помощью дистанционного зондирования. Они были пронумерованы от Сакбе 1 до Сакбе 7. Сеть дорог связывала Калакмуль не только с местными спутниками, но и с более дальними союзниками и соперниками, такими как великие города Эль-Мирадор, Эль-Тинталь и Накбе. Те дороги, которые пересекают болотистую местность, возвышаются над окружающей заболоченной местностью, и теперь они, как правило, поддерживают более густую растительность, чем окружающий лес.

Sacbe 1 имеет длину 450 метров (1480 футов), выложен и заполнен камнем. Он расположен в пределах нанесенной на карту городской зоны ядра сайта. Sacbe 1 был впервые нанесен на карту в 1930-х годах Институтом Карнеги в Вашингтоне.

Sacbe 2 имеет длину 70 метров (230 футов). Он был нанесен на карту в пределах городской территории ядра сайта. Sacbe 2 построен из утрамбованной земли и был обнаружен во время археологических раскопок близлежащего карьера. Эта дамба, возможно, была построена для транспортировки камня из карьера для строительства построек 1 и 3.

Сакбе 3 простирается на 8 километров (5,0 миль) к северо-востоку от ядра участка и виден с вершины строения 1. Впервые он был обнаружен в 1982 году.

Сакбе 4 проходит в 24 километрах (15 миль) к юго-востоку от ядра участка, он также виден с вершины строения 1 и был обнаружен в 1982 году.

Сакбе 5 проходит на запад от основного водопоя, через сезонное болото Эль-Лаберинто и продолжается на общее расстояние 16 километров (9,9 миль) или более в сторону Сасильи.

Сакбе 6 проходит на юго-запад через Эль-Лаберинто-Баджо и связывает Калакмуль с Эль-Мирадором (38,25 км (23,77 мили) к юго-западу) и, за ним, с Эль-Тинталем (еще 30 км (19 миль).

Сакбе 7 расположен к югу от Сакбе 6. Его длина составляет не менее 5,1 км (3,2 мили), и он проходит через болото Эль-Лаберинто.

Сакбе 8 находится на западной стороне болота и, похоже, не пересекает его к ядру сайта.

 

Строение

Строение 1  представляет собой пирамиду высотой 50 метров (160 футов) к востоку от ядра участка. Юкнум Тук Кавиил в 731 году воздвиг у его основания ряд стел. Поскольку он был построен на невысоком холме, строение 1 кажется выше строения 2, хотя это не так.

Строение 2 (или Строение II) — массивный храм-пирамида, обращенный на север, один из крупнейших в мире майя. Его основание имеет площадь 120 квадратных метров (390 футов) и высоту более 45 метров (148 футов). Как и многие храмовые пирамиды в мезоамериканском культурном регионе, пирамида в Калакмуле увеличилась в размерах за счет надстройки на ранее существовавшем храме, чтобы увеличить его объем. Ядро здания (строение 2А) представляет собой триадную пирамиду, относящуюся к позднему доклассическому периоду, причем это древнее здание до сих пор образует самую высокую точку сооружения. В эпоху ранней классики к передней части пирамиды была пристроена массивная пристройка, закрывавшая более раннее оштукатуренное здание с северной стороны. На этой пристройке были построены три новых святилища (строения 2B, 2C и 2D), каждое из этих святилищ имело собственную входную лестницу. Структура 2B была центральной святыней, 2C находилась на востоке, а 2D - на западе. Между этими лестницами на фасаде было шесть больших масок, по три вертикально с каждой стороны от центральной лестницы. Структура 2 похожа по дате, размеру и дизайну на пирамиду Эль-Тигре в Эль-Мирадоре, и связанная с ней керамика также аналогична. В более позднее время вдоль основания фасада были возведены здания, в каждом из которых были стелы. В 8 веке нашей эры Строение 2B было захоронено под большой пирамидой, а ступенчатый фасад закрывал гигантские маски. Позже над этим ступенчатым фасадом 8-го века был построен еще один фасад, но, возможно, он так и не был закончен. В позднем классицизме на вершине пирамиды был построен девятикомнатный дворец, поддерживающий гребень крыши с расписным лепным барельефом. Комнаты были разделены на три группы по три, каждая комната располагалась за другой. Весь дворец позднего классицизма имел размеры 19,4 на 12 метров (64 на 39 футов). Передние два ряда комнат (комнаты с 1 по 6) использовались для приготовления пищи, в каждой из них были обнаружены метаты и очаги. Комната 7, юго-западная комната, была парилкой.

Строение 3 (или Строение III, также известное как Дворец Лунделла) находится к юго-востоку от Строения 4, на восточной стороне Центральной площади. Это здание с несколькими комнатами.

Строение 4 (или Строение IV) представляет собой группу из трех храмов на восточной стороне Центральной площади. Он разделен на три секции, обозначенные структурами 4a, 4b и 4c. Центральная структура 4b построена на фундаменте доклассического периода. Вместе со строением 6 на противоположной стороне площади эти здания образуют группу E, которая, возможно, использовалась для определения солнцестояний и равноденствий.

 

Строение 5 (или Строение V) представляет собой большое здание, расположенное на площади к северу от Строения 2. Оно было окружено 10 стелами, многие из которых датируются 7 веком нашей эры, хотя само здание было впервые возведено в доклассический период.

Строение 6 (или Строение VI) находится на западной стороне Центральной площади и вместе со строениями 4a, 4b и 4c образует астрономический комплекс группы E. В 1989 году наблюдения подтвердили, что 21 марта, в день весеннего равноденствия, солнце взошло за Структурой 4b, как видно из Структуры 6.

Структура 7 (или Структура VII) представляет собой храмовую пирамиду на северной стороне Центральной площади. Он обращен на юг и имеет высоту 24 метра (79 футов). На южной стороне пирамиды воздвигнуто пять простых стел. Он прошел несколько этапов строительства от позднего до терминального классического. Пирамиду венчал трехкомнатный храм с высоким гребнем крыши, покрытым лепниной. Доска для игры в патолли была вырезана на полу самой дальней комнаты храма.

Строение 8 (или Строение VIII) представляет собой небольшое здание, расположенное на северной стороне Центральной площади, к востоку от Строения 7. Оно связано со Стелой 1 и ее алтарем.

 

Стелы, фрески и керамика

Калакмуль является одним из наиболее богатых структурой мест в регионе майя. На этом месте 117 стел, самое большое количество в регионе. Большинство из них в парных наборах, представляющих правителей и их жен. Однако, поскольку эти резные стелы были изготовлены из мягкого известняка, большинство из этих стел были разрушены эрозией и не поддаются интерпретации. Также в Калакмуле было обнаружено множество сложных фресок. Эти фрески не представляют деятельность элитного класса. Скорее, они изображают сложные рыночные сцены людей, готовящих или потребляющих такие продукты, как атоле, тамале или табак в качестве мази. Также продавались текстиль и иглы. На этих фресках также есть глифы, описывающие происходящие действия. Самая заметная фигура на этих фресках идентифицирована как Леди Девять Стоун; она появляется во многих сценах. Это оживляет мир рынка майя для археологов. Еще одним очень полезным источником для археологических знаний майя в Калакмуле являются останки керамики. Состав керамических материалов определяет регион или, точнее, государство, которое их произвело. Керамика с глифом-эмблемой змеи, найденная в нескольких местах, также дает больше доказательств для установления связей или контроля над этим местом со стороны Калакмула.
Стела 1 связана с алтарем и расположена рядом со строением 8.

Стела 8 записывает празднование события 593 года нашей эры Уне Чаном и была возведена после его смерти.

Стела 9 представляет собой монумент из тонкого сланца, датированный 662 годом. Его текст описывает рождение царя Юкнума Йичаака Кака и дает ему его полный королевский титул.

Стела 28 и Стела 29 были возведены в 623 году и являются самыми ранними памятниками, сохранившимися со времен позднего классического Калакмуля. На них изображена королевская чета, но тексты слишком плохо сохранились, чтобы раскрыть их имена.

Стела 33 была возведена Юкнумом Чеэном II в 657 году и описывает событие во время правления Уне Чана, который, возможно, был его отцом. Это событие было отмечено в 593 году.

Стела 38 стоит у основания строения 2.

Стела 42 также находится у основания строения 2.

Стела 43 датируется 514 годом нашей эры. Она была установлена ​​в сводчатом зале у основания строения 2. Текст поврежден, но содержит раннее написание некоролевского дворянского титула кухул чатан виник, используемого в Калакмуле и бассейне Мирадор.

Стела 50 — один из последних памятников, воздвигнутых во время окончательного упадка города. На нем грубый, неумело выполненный портрет.

Стела 51 — наиболее хорошо сохранившийся памятник в Калакмуле. На нем изображен Юкнум Тук Кавиил и датируется 731 годом нашей эры.

Стела 54 датируется 731 годом и изображает жену Юкнума Тука Кавиила.

Стела 57 — высокая стела, воздвигнутая в 771 году Б'олон Кавиил. Он соединен со Стелой 58 и стоит к востоку от Строения 13.

Стела 58 является второй из пары, воздвигнутой Б'олон Кавиил в 771 году, второй является Стела 57. Она была возведена к востоку от Строения 13.

Стела 61 — поздний памятник, носящий имя Ай Тук. Это низкорослая стела с сильно размытым портретом и укороченной формой даты, которая эквивалентна дате либо 899, либо 909 года, вероятно, последнего.

Стела 62 была недостроена. Он был вырезан в ознаменование церемонии окончания К'атун 751 года и носит поврежденное имя правителя Z.

Стела 76 и Стела 78 представляют собой пару памятников, датируемых 633 годом нашей эры. Они сильно разрушены эрозией, но должны быть датированы правлением короля Юкнум Хэда.

Стела 84 является одним из последних памятников, воздвигнутых в Калакмуле, и на ней есть надпись, которая является неграмотной имитацией письменности. Вероятно, это относится к началу 10 века нашей эры.

 

Стела 88 могла быть соединена со Стелой 62. На памятнике изображена королева, но ее имя неизвестно. Б'олон Кавиил также упоминается на стеле. Он датируется примерно 751 годом и стоит на лестнице строения 13. Стела 91 - еще один очень поздний памятник, вероятно, относящийся к началу 10 века. Как и на Стеле 84, на ней есть надпись, представляющая собой бессмысленную имитацию иероглифического письма.

Стела 114 датируется 435 годом нашей эры, в эпоху ранней классики. В древности ее перенесли, чтобы установить в основание строения 2. На стеле есть длинный иероглифический текст, который не поддается переводу, но, вероятно, увековечивает восхождение на престол короля в 411 году.

Стела 115 и Стела 116 относятся к периоду правления Юкнума Ичаака Какака. Они были разбиты и закопаны в Строении 2 и могут быть связаны с царским захоронением в Гробнице 4.

 

Королевское захоронение

Гробница 4 была вкопана в пол Строения 2B в 8 веке нашей эры и является самым богатым захоронением, известным в Калакмуле. Гробница содержала богатые подношения, в том числе нефритовые украшения для ушей, унаследованные от ранней классики, нефритовую мозаичную маску, бусы из ракушек и костей, колючие раковины устриц, эксцентричные обсидиановые лезвия, прекрасную керамику и остатки деревянных предметов. Одной из керамических изделий была пластина с иероглифическим текстом, в котором царь Юкнум Йичаак Как был назван ее владельцем. Останки и приношение были помещены в арочный деревянный носилок, украшенный искусной резьбой и иероглифами, раскрашенными в разные цвета. Гроб почти полностью сгнил, но оставил отпечаток в облепленной вокруг грязи. Из-за плиты и возможной связи стел 115 и 116 с захоронением считается, что гробница принадлежит царю конца 7-го века Юкнуму Йичаак Как '.

 

Транспорт

Как добраться

Ближайшие города включают Зо Лагуна и Шпухил. Южный Юкатан пересекает хорошо обслуживаемая асфальтированная дорога, Мексиканская федеральная трасса 186, но большинство дорог в самом заповеднике являются сезонными, проехать по ним можно только в сухой сезон и на надлежащем транспортном средстве.

 

Ночлег

Проживание
RIO BEC DREAMS at Xpujil - хорошее место для проживания, которое находится на шоссе 186. Это полчаса езды до пересечения 186 и дороги в Биосферу, а от перекрестка - 60-90 минут езды по шоссе. Дорога в джунглях (асфальтированная) к руинам. Деревенское БУНГАЛО или каюта, не ждите 3-звездочного гостиничного номера. Было очень комфортно и удобно. Владелец Диана очень дружелюбный и знающий. У них также есть лучшая еда в этом районе.

Поход
Yaax'Che — это кемпинг в джунглях на территории национального парка, в 7 км от дороги 186 и еще в 500 метрах от асфальтированной дороги до археологической зоны Калакмуль. Если вы путешествуете с ограниченным бюджетом, вам лучше взять с собой собственную палатку или гамак (85 долларов за ночь) и еду. Вы также можете арендовать гамак ($120/ночь). Доступны палатки с матрасами ($265/чел). Они также подают еду (завтрак: 85 $, обед или ужин: 95 $). Условия довольно простые, без воды, электричества, интернета и кухонных принадлежностей. Принесите факел, чтобы найти туалет ночью. Тем не менее, вы будете спать в целости и сохранности. На дороге 186 в ближайшей деревне в 2 км к западу от въезда есть два ресторана, но они не дешевле. Есть сторожевая башня и пешеходная тропа. Вы можете выйти из автобуса и пройти пешком от главной дороги до кемпинга, но вам все равно нужен транспорт до руин, еще 52 км южнее. (цены нояб.'16)