Копьяпо, Чили

Копьяпо — город и коммуна на небольшом севере Чили, столица одноименной провинции и региона Атакама, с традициями горнодобывающей промышленности с момента ее возникновения. Он известен как оазис, где цветет пустыня, а также тем, что в его долине находится первый в стране экспорт винограда и изюма. Вместе с прилегающими городскими районами Огненной Амарильи, в частности сектором Пайпоте, он также образует агломерацию Копьяпо-Тьерра-Амарилья.

Коммуна имеет площадь 16 681,3 км² и является вместе с Антофагастой и Пуэрто-Наталес одной из трёх чилийских коммун, полностью пересекающих страну с востока на запад. Город расположен на средней высоте 391 м над уровнем моря. н. м.. Вместе с Кальдерой и Тьеррой Амарильей он образует провинцию Копьяпо.

Коммуна граничит на северо-западе с коммуной Кальдера, на севере с коммунами Чаньяраль и Диего-де-Альмагро, на юге с Вальенар и Уаско, на западе с Тихим океаном и на востоке с аргентинскими провинциями Ла Риоха и Катамарка.

Он расположен в 807 километрах к северу от Сантьяго по дороге и в 673 километрах по прямой. Он расположен среди 20 самых густонаселенных городов Чили.

 

Достопримечательности

Минералогический музей (Museo Mineralógico) (на пересечении улиц Колипи и Родригес), ☏ +56 52 206606. Ежедневно до 17:45. Близко к центру и интересная коллекция минералов. 600 песо.
Деревянный вокзал, улица Хуана Мартинеса. Построенный в 1854 году и сегодня являющийся национальным памятником, он является частью первой железнодорожной линии в Южной Америке, соединяющей Копьяпо с портом Кальдеры. Это музей. Это адаптация неоклассического стиля, пережиток великолепного прошлого горнодобывающей промышленности Копьяпо.
Пласа де Армас. Он называется Плаза Прат в честь Артуро Прата, чилийского героя, здесь много перца, статуя и мраморный фонтан, а также четыре статуи, символизирующие времена года.
Университет Атакамы. Созданный в 1981 году, он является наследником Горной школы Копьяпо, созданной в 1857 году. Среди его прекрасных садов находится первый локомотив («Ла Копьяпо»), курсировавший в Чили и Южной Америке в 1851 году.
Аламеда Мануэль Антонио Матта. Красивый проспект, на котором находится «Склеп героев Атакамы», посвященный копиапинцам, сражавшимся в Тихоокеанской войне (1879-1884 гг.) против Перу и Боливии. Также в этой Аламеде находится современный и впечатляющий Муниципальный театр Копьяпо, рядом с ним Камерный зал, а с другой стороны церковь Сан-Франциско в неоклассическом стиле, перед этой церковью находится площадь Пласа-де-Хуан Годой с памятником. этому шахтеру Копьяпино памятник был сделан в Шотландии в 19 веке и как диковинка одет на шотландский манер, то есть с юбкой и другими аксессуарами из британской страны. На другом конце Аламеды находится старый особняк железнодорожных служащих в неоклассическом стиле, сегодня отреставрированный и являющийся резиденцией важной государственной службы.
Серро Ла Крус. Засушливый холм, откуда открывается великолепный вид на город Копьяпо и окружающую его зеленую долину.
Касона де лос Матта. Областной исторический музей. Неоклассический особняк, принадлежавший богатой семье Матта, людям, занимавшимся горнодобывающим бизнесом и государственной службой, основателям Радикальной партии, партии, зародившейся в Копьяпо в середине девятнадцатого века.
Муниципальное кладбище Копьяпо. Образец богатой истории Копьяпо и Чили. Можно увидеть мавзолеи ветеранов Тихоокеанской войны, семьи Матта, Педро Леона Галло (местного лидера и основателя Радикальной партии вместе с братьями Матта), мавзолей жертв Рождественского восстания 1932 года, неизвестный факт чилийцев, когда ячейка Коммунистической партии попыталась захватить полк Копьяпо, что привело к гибели нескольких невинных солдат и мирных жителей. Его стоит посетить, он расположен всего в нескольких кварталах к югу от Пласа-де-Армас на улице Чакабуко.
Медный рудник Сан-Хосе (закрыт в 2010 г.)
Тоторалильо, Тоторал и зона «Травесия» на побережье, где после дождя появляется «Дезерто Флоридо».
В Андах, вулкан Охос-дель-Саладо, озера Грин и Негро-Франциско.

 

Чем заняться

Plaza A. Pratt — это очень приятный парк в центре города, который отлично подходит для чтения или просто для того, чтобы провести несколько часов, отдыхая в тени. Здесь много интересных деревьев и удобных скамеек.
Национальный парк Трес-Крусес в Андах
Фестиваль Ла Канделария В первые дни февраля каждого года отмечается Фестиваль Девы де ла Канделария, посвященный покровительнице шахтеров. Фестиваль включает в себя типичные танцы севера Чили с костюмами и группами, тысячи приезжают люди со всего Чили и соседних стран. Кроме того, проводится торговая ярмарка.

 

Как добраться

Копьяпо также находится в 65 км к востоку от Кальдеры и в 800 км к северу от Сантьяго.

Автобусы из Антофагасты, Икике, Арики и Ла-Серены расположены в южной части центра города. Терминал Tur-bus находится на Калле Шаньярсильо, а терминал Pullman — на Колипи.

 

Еда

Большой супермаркет Lider на Чакабуко 120 находится очень близко к центру и автовокзалам. Отлично подходит для самостоятельного приготовления пищи или для запасания продуктов перед поездкой на автобусе.
Maspizza, Atacama 671, +56 52 232856. Хорошая пицца по разумным ценам. Большой выбор начинок, популярные. Пицца на двоих от 3000 песо.

 

Отели

Residencial Lendy, Calle Chacabuco 173, +56 52 235990. Простой, но очень дружелюбный семейный дом. Рядом с автовокзалами. 23:30 Комендантский час, пользование кухней, хранение багажа. Двухместный номер с 2 отдельными кроватями без ванны стоит 8000 песо (точная сдача должна быть под рукой).

 

Топонимия

Происхождение термина «Копиапо» неточно, оно могло происходить от слова кечуа qupa-yapu, «бирюзовый плантатор»: его название происходит от qupa anqas, слова кечуа: «голубой цвет» и yapu: «вспаханная земля». ' (Кубок-поле) [требуется ссылка].

Согласно переводу отца Алонсо Овалле, qupa («сине-зеленый цвет, похожий на оксид меди») и yapu («плуг», причастие от глагола yapuy, «пахать»). На языке аймара купа также означает «зеленый». Другие делают его результатом объединения словарного запаса аймара и кечуа.

По мнению историков Гильермо Кортеса Лутца, Родриго Залакетта Фуэнтеальбы и Франсиско Берриоса (1999), Копьяпо могло означать «зеленая растительность» или «зеленая земля».

Следующие этимологии кечуа также не перестают быть правдоподобными:
Купаяпу (<Купа-и-апу): Бирюзовый господин, от qupa «бирюза» и apu «божественность».
Кхупаяпу (<Кхупа-и-апу): Повелитель морозов, от qhupa «мороз, мороз» и апу.
Копирование: Копирование. — Г-н Сент-Роман в своей брошюре о языке кунза, с. 34, говорит следующее: «Со стороны лоа ни традиция, ни названия географических мест не утверждают обратного (что атакамейская раса распространилась к северу от лоа), то есть в противоположную крайность, от Льюльяльяко *( кечуа: llulla yaku), обманчивая вода, даже Копаяпу (Copiapó), изобилующая бирюзой, этимологии кечуа подтверждают тот факт, что язык натуралов Атакамы там не распространился. Оставляя в стороне утверждение docto injeniero относительно территории к северу от Лоа, мы сомневаемся в этимологии, данной в отношении Льюльяльяко и Копьяпо, и, следовательно, в заключении, что раса Атакаменья запирается в водоеме великого солончака Атакама.
Относительно Льюльяльяко см. Юя-иако *(кечуа: ложная вода).
Элемент -y-, который кажется лишним в этимологиях qupa.y.apu и qhupa.y.apu, на самом деле таковым не является, учитывая, что во многих топонимах кечуа в качестве частицы лигирования используется элемент -y- (например, Ollantaytambo < Ollanta .y .танпу).

В словаре Кунцы «Glosario de la Lengua Atacameña», составленном отцом Эмилио Ф. Вайсом в 1896 году, записана следующая запись (исходное написание документа соблюдено):

Что касается Копьяпо, то можно привести презентабельную атакамскую этимологию: ckopa (растение, похожее на рику-рику: ср.) обильное поле. Неизвестно, распространено ли названное растение в долине Копьяпо больше, чем бирюза. (В Сан-Педро-де-Атакама есть поле или пастбище, называемое именно Ккопиапу).
Что касается породы Атакаменья или, по крайней мере, язык вытянулся из норы Атакаменьи, см., что относится к северу:
Ттокопильян, Ттоко, Ттарапака, Пика, Уатакондо, Икике. Однако, хотя такие этимологии кажутся очень похожими, мы придаем им не большее значение, чем обычно придается этимологиям в исторических и критических исследованиях.

 

История

Доиспанская эпоха

Многие историки ошибочно перевели Копаяпу как «Золотой кубок», смешав слова испанского языка и языка кечуа. Другие также перевели его как «бирюзовое поле», этот последний перевод наиболее близок к переводу «Зеленая Вега» или просто «Вегас», основной характеристики его среды обитания в долине Копьяпо, где преобладал большой луг, являвшийся их поселениями. на северном берегу одноименной реки. Культура Копаяпу — это доиспанская группа, которая жила в регионе Атакама в Чили в так называемый поздний промежуточный период между 1000 и 1400 годами нашей эры, когда они слились с популяциями индейцев уаско и чангос, причем все эти народы назывались диагуитас. подчинялись инкам, которые, в свою очередь, подчинили эту территорию этой культуре.

 

Расположение

Пространственное распространение этой группы варьируется от Талтала на севере побережья до порта Уаско на юге. Внутри страны большая часть улик сосредоточена в долине Копьяпо и ее предгорных притоках, а другие места еще предстоит исследовать. Археологические находки были зафиксированы в хуаке инков, найденной на вершине холма Эль-Потро.

 

Керамика

Диагностическим объектом этой культуры являются ее керамические проявления, среди которых выделяется черно-красный тип Копаяпу, украшенный стилизованными фигурками лам и, в другой разновидности, с антропоморфным лицом. Другой тип керамики — это Пунта Брава, большие сосуды, служившие в Тауантинсуйо в Копьяпо.
Система инков могла проникнуть от вершин горного хребта Анд до береговой окраины, и есть записи о как минимум 50 учреждениях, таких как кладбища, пукара, административные центры, молочные фермы или города, контрольно-пропускные пункты, охотничьи остановки, сети дорог. , наскальные рисунки, святыни, места добычи полезных ископаемых, металлургические центры и астрономические обсерватории.Однако культура Копьяпо была очень сильна уже, по крайней мере, с 1200 года нашей эры, благодаря многоэтническому взаимодействию, когда сходились группы с северо-запада Аргентины, северной части центральной части Чили и южного Боливия. В то время группа уже характеризовалась аграрно-пастбищным обществом с агглютинированными деревнями, пукарами, загонами, посевными полями, эффективным управлением каменными работами, металлургией и деревообработкой в ​​дополнение к керамике «Черное на красном», «Замше» или «Диагита». .​ В Манфласе на вершине пукары расположен храм инков, соответствующий крепости вака. На платформе инков также была найдена местная керамика, такая как Пунта-Брава и Копьяпо, две фигурки Spondylus (миниатюры ламы и женщины), два серебряных тупу, а также лист золота и серебра в качестве контейнеров для еды.

 

Присоединение к Тауантинсуйо

Примерно с 1470 года нашей эры культура Копаяпу была присоединена к Тауантинсуйо, став частью Империи инков. Группы митимаэ перемещаются из долин Эльки и Уаско в средние и верхние сектора бассейна Копьяпо (Castillo 1997), и включается культ вакас и Солнца, типичные обычаи инков.

Еще одна вака инков находится на острове Гуакольда в устье реки Уаско. На холме Эль-Потро на высоте 3730 метров над уровнем моря была построена молочная ферма Лос-Хеладос с типичной архитектурой времен аккультурации Диагита-инков, то есть с прямоугольными пробитыми фундаментами и стенами из двух рядов полуобрезного камня. связанный с глиняным раствором.Существует также металлургический центр Диагита-Инка (1470-1536 гг. н. э.), расположенный в среднем секторе бассейна реки Копьяпо, известный как Винья-дель-Серро, «Кабеса-де-Пуэрко» или «Апачета». Было высказано предположение, что Винья-дель-Серро в целом представляла собой солнечную обсерваторию на горизонте и сцену для поклонения местным горам.

Между 1985 и 1988 годами были обнаружены останки обугленных костей верблюдов, древесный уголь, трава, перья, человеческие волосы, куски спондилуса (разновидность валюты инков), растительные веревки, листья коки (центральный элемент в религии инков), чарки, шерсть викуньи, крыло стрекозы, плоды чаньяра, два грызуна, удлиненные камни, а также антропоморфные и зооморфные фигурки из серебра и спондила в подношениях.Во время раскопок, проведенных в 1991 году, обнаружена статуэтка инков из ламинированного золота.

 

После прибытия испанцев

Этнографические и исторические данные свидетельствуют о том, что ближе к 16 веку, после прибытия Педро де Вальдивия, долина Копьяпо управлялась по двойной системе вождями Альдекином и Гуаленикой, преемниками Монтрири. Главный Альдекин доминировал от долины Копьяпо к побережью, а Гуаленика доминировал в верхней части долины Камаскиль. В то время туземцы называли этот город Копаяпу, что некоторые переводят как «Золотая чаша», другие как «зеленая долина». а также как «Сементера де бирюза». Когда испанский завоеватель Диего де Альмагро открыл Королевство Чили 21 марта 1536 года, он сделал это, проникнув в Анды через перевал Комекабальос и продолжая двигаться к долинам Фигероа и Хоркера, пока не достиг Чилигина (сегодня Иглесия Колорада), пока не спустился вниз. в Копьяпо.

Позже, в 1540 году, с прибытием наступающего Педро де Вальдивия и после служения католической мессы впервые в Чили, он назвал долину Копьяпо Долиной владений.

26 октября 1540 года Педро де Вальдивия завладел Королевством Чили в Копьяпо (согласно Хроникам Бибара):

В четверг, XXVI дня октября месяца нашего здоровья одна тысяча пятьсот сорок, перед нотариусом короля, находившимся в королевской резиденции, генерал (Педро де Вальдивия) вступил во владение от имени его величества. Он выполнил процедуры, которые требовались в таком случае, а именно определенные церемонии, проводимые таким образом: общее вооружение всего оружия и его щит, зажатый в левой руке, а меч в правой и верхней руке, разрезание ветвей и подъем определенные камни, передвигая их из одной части в другую, говоря громким голосом, что он предпринял и предпринял, и взял и овладел этой долиной Копьяпо во имя его величества, как этой долины, и ее индейцев, так и всего правительство, которое с тех пор у них было. и что если бы было какое-либо лицо или лица, которые противоречили ему или защищали его, он убивал себя вместе с указанным человеком или людьми, и для этого он выходил в поле, где его сосед должен был ждать того, кто хотел выйти, говоря что он будет защищать то, что сказал, своим лицом и оружием пешим и конным, как пожелаешь. Если понадобится, он потеряет свою жизнь на служении Богу и Его Величеству и получит ее по вере и свидетельству нотариуса, который дал ее ему.

 

Век XVIII

Город был официально основан 8 декабря 1744 года губернатором Хосе Мансо де Веласко под названием Сан-Франциско де ла Сельва де Копьяпо. В этой связи скажем, что в 2012 году в журнале Регионального музея Атакамы Гильермо Кортес Лутц (доктор исторических наук) в своем постдокторском исследовании заявил, что первоначальное название фонда было Сан-Франциско де Копьяпо де ла. Сельва, хотя Копьяпо или Копаяпу возникла до прихода испанцев, когда она была частью империи инков.

 

XIX век

Среди этих периодов процветания выделяется тот, который связан с открытием и разработкой серебряного минерала Чаньарсильо, расположенного в нескольких километрах к югу от города, Хуаном Годоем в 1832 году и последующим открытием минерала Трес-Пунтас в 1848 году. Оба открытия способствовали быстрому развитию региона, в результате чего город стал одним из самых важных в регионе. Доказательством этого является создание в 1843 году провинции Атакама, отделившей эту территорию от провинции Кокимбо и сделавшей Копьяпо столицей провинции. В том же году он получил звание города.

За это время в город было внесено множество достижений, среди которых выделяется железная дорога Кальдера-Копиапо, открытая в 1851 году и ставшая первой в стране. Другими достижениями стали установка в 1852 году общественного освещения, работающего на сероводороде, строительство больницы, театра, полицейских казарм (в те годы в стране еще не было ни одной полиции в форме), открытие Горная школа Копьяпо в 1857 году и т. д. Все технологические достижения способствовали развитию города, особенно в промышленной сфере, тем самым вызвав промышленную революцию в регионе, которая привела к прибытию людей с юга страны и из самых отдаленных стран, превратив Копьяпо в один город. из самых космополитичных городов Чили середины 19 века. По словам Висенте Переса Росалеса в его книге «Воспоминания о прошлом в Копьяпо», примечательными были колонии аргентинцев (самых крупных), испанцев, итальянцев, британцев (включая англичан, шотландцев и валлийцев), немцев и многих других национальностей. Позже в Копьяпо обосновалась важная арабская колония ливанского происхождения. И итальянцы, и ливанцы оказали сильное влияние на всю местную деятельность, и это влияние сохраняется и по сей день.

Экономический бум также привел к интеллектуальному и политическому развитию области, которая исторически не имела большей актуальности в этом аспекте, и из этой области появились соответствующие политические деятели, такие как Педро Леон Галло и Мануэль Антонио Матта. Первый организовал в 1859 году революцию против консервативного правительства Мануэля Монтта, которое удалось подавить кровью и огнем, а Педро Леон Галло Гойенечеа был отправлен в ссылку.Следует отметить, что он был первым и единственным человеком в Чили, избранный голосованием популярным мэром. Вернувшись из ссылки в 1863 году, он вместе с Маттой основал Радикальную партию в Копьяпо, которая в будущем будет иметь большое значение в чилийской политике.

К 1870-м годам горное производство начало резко сокращаться, лишив область и город того значения, которое они приобрели, переместив в 1880-е годы полюс развития страны на новый крайний север, конкретно в районы, которые были интегрированы. в страну из-за войны на Тихом океане, благодаря высоте Салитре. Это погрузило регион в состояние бедности и заброшенности, что привело к резкому сокращению численности населения. Этот показатель оставался стабильным на низком уровне вплоть до начала 20 века. Между 1890 и началом 20-го века в городе действовала линия трамваев с приводом от животных, также известных как «тележки с кровью», под названием «Городская железная дорога Копьяпо».

Франсиско Астабуроага написал в 1899 году в своем Географическом словаре Республики Чили об этом месте:

Копьяпо. — Столица провинции Атакама и одноименного департамента. Он расположен на 27°21' широты. и 70°21' долготы. и 81 км к востоку от Тихого океана или порт Кальдера. Он занимает плоскость высотой 370 метров, примыкающую к северному или правому берегу одноименной реки и имеющую засушливые и изломанные контуры, за исключением той части, которая протекает через реку. Его улицы пропорциональной ширины отрезаны друг от друга на одинаковом расстоянии под прямым углом. В центре они оставляют площадь, украшенную красивым мраморным фонтаном, символизирующим добычу полезных ископаемых, окруженную прекрасным садом, а на одной из ее сторон проспект или длинную набережную, которая также украшает другой фонтан, изображающий Хуана Годоя, первооткрывателя. минерал Чаньярсильо, богатству которого город обязан многими своими достижениями и улучшениями. Здесь есть хорошие общественные здания, благотворительные и бесплатные учебные заведения, такие как средняя школа, горное училище и начальные школы; промышленные, кредитные и другие социальные учреждения; приходские церкви Ла-Мерсед и Сан-Франциско, примитивные и титульные церкви города; железнодорожная станция, которая соединяет З. с Кальдерой и Е. с Хуаном Годой и другими городами. Здесь умеренный и очень здоровый климат. Что касается происхождения этого города, то достаточно будет указать, что по прибытии Альмагро и Вальдивии в долину реки Копьяпо они обнаружили, что он довольно населен, в основном индейцами древней перуанской расы и находится под властью Инки, которые со временем исчезли по большей части, пока остальные не сосредоточились в месте, которое позже было названо городом Сан-Фернандо. Вальдивия, достигнув указанной долины в октябре 1540 года, впервые овладела всей страной от имени короля Испании и назвала ее долиной владений. Здесь, а также в месте, называемом Воротами, и еще в одной точке долины был создан небольшой гарнизонный центр. Первый продолжал поддерживаться слабо и с незначительным ростом населения в первые два столетия существования колонии, вплоть до 1707 года, когда в ее окрестностях стали открываться богатые золотые и серебряные рудники Шамонате, Чанчокин, Одрес, Росарио. . и т. д., что привлекло поселенцев и дало городу новую жизнь; Так, что уже в 1713 году оно имело округу в 900 душ, семь сахарных заводов или мельниц для помола минералов и другие заведения и улучшения. Значение, которое оно продолжало приобретать, позже решило, что президент Мансо де Веласко превратил свою рассредоточенную деревню в официальный город. С этой целью он поручил мэру дону Франсиско Кортесу-Картавио и основал его 8 декабря 1744 года, упорядочив его планировку и распределив его территорию на 64 квартала, разделенных на 240 участков, и дал ему название города Сан-Франциско. джунгли Копьяпо[4]; все это было одобрено королевским указом от 29 июля 1749 года. Еще позже, в декабре 1788 года, во время визита президента Дона Амбросио О'Хиггинса, он добился новых успехов в улучшении ремонта своих улиц, устройства ближайших шахт и хозяйственное распределение речных вод. Но во время землетрясения 5 ноября 1822 года он был почти полностью разрушен и не восстанавливался и не принимал заметного развития до 1832 года, когда был открыт минерал Чаньярсильо. По закону от 31 октября 1843 г. он стал столицей своей провинции и получил титул города. Его название представляет собой искаженное слово Копаяпу, которое происходит от светло-голубой чаши кечуа, похожей на чашу определенного оксида меди, и от вспаханной земли япу, и которое отец Алонсо де Овалье переводит как «бирюзовое поле». Это 697 километров к северу от Вальпараисо, через Кальдеру.

 

Двадцатое столетие

Ситуацию усугубило сильное землетрясение 1918 года, разрушившее большую часть города. Копьяпо еще не оправился от землетрясения 1918 года, когда 10 ноября 1922 года новое землетрясение силой 8,5° по шкале Рихтера потрясло город, в результате чего 40% городских зданий оказались на земле, а 45% стали непригодными для проживания. Во всем районе зафиксировано не менее 800 погибших. Это, а также постоянное падение цен на полезные ископаемые, поставило Копьяпо в серьёзную ситуацию упадка сил, которая продолжалась несколько десятилетий. Для некоторых ученых этот кризис ознаменовал конец эпохи Чаньярсильо.

Чилийский географ Луис Ризопатрон описывает ее как «деревню» в своей книге Diccionario Jeográfico de Чили в 1924 году:

Копьяпо (город) 27° 21' 70° 21'. Он состоит примерно из 80 кварталов, прорезанных под прямым углом улицами пропорциональной ширины, с площадью в центре, хорошими общественными зданиями и железнодорожной станцией на высоте 370 м; Он простирается с северо-запада на юго-восток в плоскости, прилегающей к северному берегу одноименной реки, между засушливыми и изломанными контурами, за исключением той части, которая омывает реку, и юго-восточной части, где количество и размер фруктовых садов и промежуточных поля увеличиваются.между комнатами, по мере продвижения на ЮВ. Дон Педро Вальдивия основал там в 1540 году небольшой гарнизон под командованием капитана Боона и Франсиско де Агирре, в 1549 году он заложил фундамент первого шахтерского поселения; Он имел незначительный прирост населения до 1707 года, когда в его окрестностях стали открываться богатые золотые и серебряные рудники, привлекавшие поселенцев и давшие новую жизнь городу, так что в 1713 году в нем проживало около 900 душ, 7 мельниц или мельницы для измельчения минералов и другие учреждения и улучшения, которые решили упорядочить свой завод и распределить его площадь на 64 блока и 240 участков, 8 декабря 1744 года с названием города Сан-Франциско-де-ла-Сельва-де-Копьяпо, который был одобрен королевским указом от 29 июля 1749 года. Он был почти полностью разрушен во время землетрясения 5 ноября 1822 года и не восстанавливался и не принимал заметного развития до 1832 года, с открытием минерала Чаньярсильо, которое продолжалось до лет 1881 год, когда бронзирование рудников вызвало большой упадок. Он еще не покинул его, как землетрясение 10 ноября 1922 года нанесло новые разрушения; отметил ежегодный прирост населения на 0,83% в период 1895-1907 годов, при этом доля грамотных на последнюю дату составляла 68,3%. Здесь умеренный и очень здоровый климат, поскольку за 23 года наблюдений в среднем за год была зафиксирована температура 16,2° C, при этом 20,4° C в январе и 12,2° C в июле, относительная влажность 69%. , 2,8 для туманности (0-10) и 17,8 мм для падающей воды.

Копьяпо снова начинает период развития, хотя и медленного и без великолепия «серебряной» эпохи Шаньярсильо, но который позволяет ему выжить и консолидироваться как город к 1940-м годам благодаря реактивации экономики, возникшей в результате эксплуатации полезные ископаемые, которые будут экспортированы в Соединенные Штаты в середине Второй мировой войны. После этого периода произошло падение цен на полезные ископаемые, но, к счастью, оно не достигло уровня до 1930 года, несмотря на это Копьяпо смог добиться устойчивого роста, который продолжается и по сей день, тем самым снова увеличивая население и укрепляя статус города как важного города. центр на севере страны. Развитие горнодобывающей промышленности демонстрирует новую энергию, в частности, месторождение и медеплавильный завод Потрериллос в 1927 году, медеплавильный завод Пайпоте в 1953 году и месторождение Сальвадор в 1959 году. Разработка также началась в 1970-х годах, особенно во второй ее половине, в агропромышленной зоне, поскольку облегчилось техническое развитие сельского хозяйства, позволившее внедрить капельное орошение. Это сделало один из самых засушливых регионов мира одним из основных производителей столового винограда в мире.

Также между 1950 и 1960 годами, вместе с процветанием, принесенным добычей полезных ископаемых Чаньарсильо, была создана Культурная группа ЭУСЕБИО ЛИЛЛО, художественная группа, которая проводила «культурные вечера», устраивая общественные театры и предоставляя пространство всем художественным проявлениям. постановки поставлены драматургами того времени, что дает возможность чилийскому театру и его культистам. Художественные вечера были пространством для социализации сообщества, которого ожидали все жители района, по которому они бродили.

В 1976 году в результате процесса регионализации, которому способствовала диктатура генерала Аугусто Пиночета, был создан III регион Атакама, в результате чего Копьяпо стал столицей региона. При этом правительстве город получил сильный импульс в урбанизации, поскольку почти все улицы города были заасфальтированы, а также было построено современное здание муниципалитета, а в 1983 году была создана первая публичная библиотека города. Любопытно, что у богатых горнодобывающих магнатов Копьяпины XIX века были великолепные частные коллекции, привезенные непосредственно из Европы и Соединенных Штатов, но они не делились ими с местным сообществом, и коллекции со временем были утеряны. Исключением из вышесказанного стала огромная библиотека богатого горнодобывающего бизнесмена и общественного деятеля Фелипе Сантьяго Матта, который завещал свою первую мужскую среднюю школу, созданную в городе. В настоящее время он является частью библиографической коллекции Регионального музея Атакамы.

В 1978 году началась так называемая зеленая революция, когда в долине Копьяпо началось крупномасштабное выращивание столового винограда, что привело к периоду большого экономического бума в этом районе, который перестал зависеть от колебаний цен на полезные ископаемые. Примечательно, что начиная с 1990 года власти сохранили производительный импульс новым областям экономики, который дал уходящий режим. Начиная со второй половины 1990-х годов в Копьяпо стало заметно развитие фруктового сектора.

Говорят, что благодаря винограду Копьяпо стал городом, поскольку перестал зависеть исключительно от добычи полезных ископаемых. Раньше вся его деятельность вращалась вокруг добычи полезных ископаемых, и многие рассматривали его только как «шахтерский поселок со множеством машин», где население автоматически уменьшалось, если цены на полезные ископаемые падали, и увеличивалось, если происходило обратное, это также отражалось на эстетике. города, жители которого не выражали особого беспокойства по поводу архитектурного стиля своих домов или чего-то более простого, например, их надлежащего содержания, поскольку значительная часть его жителей считала, что проезжает через столицу Атакама. Начиная с 1980-х годов ситуация начала меняться с прибытием профессионалов из других частей Чили и из-за границы или многих копапино, которые эмигрировали учиться и вернулись на свою землю, чтобы улучшить ее. К этому надо добавить, что создание Университета Атакамы в 1981 году позволило значительному количеству молодых студентов университета из года в год приезжать в город со всего Чили, что позволило противодействовать эмиграции молодежи из Копьяпо в другие части страны, что было столь характерно на протяжении более столетия.

Помимо добычи полезных ископаемых и винограда, в последние годы началось выращивание оливковых деревьев и производство оливкового масла. Туризм также пережил сильный бум, особенно приключенческий туризм, ориентированный на более требовательную публику с покупательной способностью (пустыня Атакама, вулкан Охос-дель-Саладо и т. д.).