Амунет

 

Амунет или Имнт (Скрытый в иероглифах); также пишется Амонет или Амаунет; Koinē Greek: Αμαυνι) - изначальная богиня в древнеегипетской религии. Фивы были центром ее поклонения во время последней династии, царства Птолемеев, в 30 г. до н. э. Она засвидетельствована в самых ранних известных египетских религиозных текстах и, по обычаю, была соединена с двойником, носящим то же имя, но в мужском роде. Считалось, что они существовали до начала творения вместе с тремя другими парами, представляющими первобытные концепции.

 

Описание и история

Первобытные аналоги
Ее имя, jmnt, - существительное женского рода, которое означает «Скрытый». Она является членом Огдоады Гермополиса, который представлял аспекты первобытного существования до сотворения мира: Амунет был соединен с Амуном, чье имя также означает «Скрытый» с мужским окончанием (jmn) - в этой божественной группе, из самой ранней известной документации. Такое спаривание божеств характерно для религиозных представлений древних египтян. В ранних концепциях, известных как Огдоада, группа первобытных божеств, к которой они принадлежали как «Ночь» (или как определяющее значение D41, означающее «останавливать, останавливать, отрицать», предполагая принцип бездействия или покоя), состояла из четырех сбалансированных пары божеств или обожествленные первобытные концепции.

Существует предположение, что Амунет мог быть задуман более поздними теологами как дополнение к Амону, а не как самостоятельное божество изначально, однако Тексты пирамид, самые ранние известные религиозные тексты Древнего Египта, упоминают «благодетельную тень Амона и Амунета». :

О Амон и Амунет! Вы пара богов, присоединившихся к богам своей тенью.
- PT 446c

 

Культ становится локализованным

По крайней мере, при Двенадцатой династии Египта (ок. 1991–1803 гг. до н.э.), Амунет часто заменялся Мутом в качестве партнера Амона, поскольку культы развивались или подобные в других регионах были объединены после воссоединения Египта Ментухотепом II, но Амунет оставался важным в местном масштабе. в Фивах, где поклонялись Амону. В этой столице объединенной страны она рассматривалась как защитница короля, играющая выдающуюся роль в ритуалах, связанных с королевской коронацией (khaj-nisut) и фестивалями Сед (heb-sed), отмечающими его знаменитые годовщины, и священниками. были посвящены службе Амунета в Карнаке, культовом центре Амона.

В Фестивальном зале Тутмоса III (ок. 1479–1425 гг. до н.э.) Амунет изображен с богом плодородия Мином, возглавляющим ряд божеств, чтобы посетить короля во время празднования годовщины. Несмотря на стабильное положение Амунет как местной богини самого важного города Египта, ее культ начал иметь очень мало последователей за пределами Фиванского региона, который превратился в доминирующий религиозный центр объединенной страны.

Амунет была изображена в виде женщины в «Красной короне Нижнего Египта» Дешрет и несущей посох из папируса - как в ее колоссальной статуе, помещенной во время правления Тутанхамона (ок. 1332–1323 до н.э.) в Зале записей Тутмоса III в Карнак. Причина этой иконографии неизвестна. В то время культ Амона восстанавливался после того, как был вытеснен поклонением Атону во время правления Эхнатона.

Хотя она оставалась отдельным божеством вплоть до Птолемеевского царства (323–30 до н.э.), в некоторых поздних текстах из Карнака Амунет была синкретизирована с Нейт, и она была вырезана в виде грудного фараона Филиппа III из Македонии (323–317 до н.э.), который появляется как божественное дитя сразу после своего возведения на престол на внешней стене Фестивального зала восемнадцатой династии Тутмоса III в Карнаке.