Амон

 

Амон был крупным древнеегипетским божеством, которое появляется как член Гермополитического Огдоада. Амон был засвидетельствован из Древнего Царства вместе со своей женой Амаунет. С 11-й династией (ок. 21-го века до нашей эры) Амон поднялся до положения божества-покровителя Фив, заменив Монту.

После восстания Фив против гиксосов и во время правления Яхмоса I (16 век до н.э.) Амон приобрел национальное значение, выраженное в его слиянии с богом Солнца Ра, как Амон-Ра или Амон-Ре.

Амон-Ра сохранял главное значение в египетском пантеоне на протяжении всего Нового царства (за исключением «ереси атенистов» при Эхнатоне). Амон-Ра в этот период (16-11 вв. До н.э.) занимал положение трансцендентного, самотворного божества-творца «par excellence»; он был защитником бедных и проблемных и центральным элементом личного благочестия. Его положение как Царя богов развилось до точки виртуального монотеизма, когда другие боги стали его проявлениями. Вместе с Осирисом Амон-Ра является наиболее широко известным из египетских богов.

Согласно свидетельствам древнегреческих историографов в Ливии и Нубии, как главному божеству Египетской империи, Амон-Ра также стал почитаться за пределами Египта. Как Зевс Аммон, он стал идентифицироваться с Зевсом в Греции.

 

История ранних веков

Амон и Амаунет упоминаются в текстах древнеегипетских пирамид. Имя Амун (пишется имн) означало что-то вроде «скрытый» или «невидимый».

Амон поднялся до положения божества-покровителя Фив после окончания Первого промежуточного периода при 11-й династии. Его супругой, покровителем Фив, была Мут. В Фивах Амон как отец, Мут как мать и бог Луны Хонсу образовали божественную семью или «Фиванскую триаду».

Храм в Карнаке
История Амона как бога-покровителя Фив начинается в 20 веке до н.э., когда при Сенусрете I был построен квартал Амона-Ре в Карнаке. Город Фивы, похоже, не имел большого значения до 11-й династии.

Основные строительные работы в районе Амон-Ре велись во время 18-й династии, когда Фивы стали столицей объединенного древнего Египта. Строительство Гипостильного зала, возможно, также началось во время 18-й династии, хотя большая часть строительства была построена при Сети I и Рамсесе II. Меренптах почтил память о своих победах над народами моря на стенах Кашеттского двора, в начале маршрута процессии к Луксорскому храму. Эта Великая надпись (которая теперь потеряла около трети своего содержания) показывает королевские кампании и возможное возвращение с предметами потенциальной ценности и пленниками. Рядом с этой надписью находится Стела Победы, которая в значительной степени является копией более известной стелы Мернептах, найденной в погребальном комплексе Меренптах на западном берегу Нила в Фивах. Сын Меренптаха Сети II пристроил два небольших обелиска перед Вторым пилоном и тройной храм из коры к северу от проспекта процессии в том же районе. Он был построен из песчаника, с часовней Амона по бокам от монастырей Мут и Хонсу.

Последним крупным изменением в планировке Участка Амун-Ре было добавление первого пилона и массивных ограждающих стен, окружавших весь Участок, построенных Нектанебо I.

 

Новое Королевство

Отождествление с Мин и Ра
Когда армия основателя Восемнадцатой династии изгнала правителей гиксосов из Египта, город происхождения победителя, Фивы, стал самым важным городом Египта, столицей новой династии. Таким образом, местное божество-покровитель Фив, Амон, приобрело общенациональное значение. Фараоны этой новой династии приписывали все свои успехи Амону, и они расточили большую часть своего богатства и захватили добычу на строительство храмов, посвященных Амону.

Победа над «иностранными правителями», достигнутая фараонами, поклонявшимися Амону, заставила его считаться защитником менее удачливых, отстаивающим права справедливости для бедных. Помогая тем, кто путешествовал от его имени, он стал Защитником дороги. Поскольку он поддерживал Маат (истину, справедливость и доброту), от тех, кто молился Амону, требовалось сначала продемонстрировать, что они достойны, исповедуя свои грехи. Вотивные стелы из деревни ремесленников в Дейр-эль-Медине записывают:
[Амон], который приходит по голосу бедного в беде, который дает дыхание тому, кто несчастен ... Ты Амон, Владыка безмолвных, который приходит по голосу бедных; когда я взываю к тебе в моей беде, Ты приходишь и спасешь меня ... Хотя слуга был расположен творить зло, Господь расположен простить. Господь Фив не проводит в гневе целого дня; Его гнев проходит мгновенно; ничего не осталось. Его дыхание возвращается к нам в милосердии ... Да будет ваш k добрым; вы можете простить; Этого больше не повторится.

Впоследствии, когда Египет завоевал Куш, они определили главное божество кушитов как Амона. Это божество куша изображалось в виде бараньей головы, точнее, шерстистого барана с изогнутыми рогами. Таким образом, Амон стал ассоциироваться с бараном, возникшим из-за старости божества барана Куша, и изображения, связанные с Амоном, иногда имели маленькие рога барана, известные как Рога Аммона. Солнечное божество в форме барана может быть прослежено до грамотной культуры Керма в Нубии, современной Древнему царству Египта. Позднее (меройский период) имя Нубийского Амона было Амани, что подтверждается многочисленными личными именами, такими как Танветамани, Аркамани и Аманиторе. Поскольку бараны считались символом мужественности, Амон также стал считаться божеством плодородия, и поэтому начал поглощать личность Мин, став Амун-Мином. Эта ассоциация с мужественностью привела к тому, что Амон-Мин получил эпитет Камутеф, что означает «Бык его матери», в котором он был найден изображенным на стенах Карнака, итифаллическим, и с бичом, как и Мин.

По мере роста важности культа Амона, Амон стал отождествляться с главным божеством, которому поклонялись в других областях в тот период, а именно с богом солнца Ра. Это отождествление привело к еще одному слиянию личностей, когда Амон стал Амоном-Ра. В Гимне Амону-Ра он описан как

Повелитель истины, отец богов, создатель людей, создатель всех животных, Господь всего сущего, создатель посоха жизни.

 

Атенистическая ересь

Во время последней части восемнадцатой династии фараон Эхнатон (также известный как Аменхотеп IV) не любил силу храма Амона и продвигал поклонение Атону, божеству, сила которого проявлялась в солнечном диске, как буквально, так и символически. Он испортил символы многих старых божеств и основал свои религиозные практики на божестве Атоне. Он перенес свою столицу из Фив, но это резкое изменение было очень непопулярно среди жрецов Амона, которые теперь оказались без какой-либо своей прежней власти. Религия Египта была неразрывно связана с руководством страны, фараон был лидером обоих. Фараон был высшим священником в храме столицы, а религиозные лидеры следующего более низкого уровня были важными советниками фараона, многие из которых были администраторами бюрократии, управлявшей страной.

Введение Атенизма при Эхнатоне создало монотеистическое поклонение Атону, которое напрямую конкурировало с поклонением Амона. Воспевания Амона на стелах поразительно похожи по языку на те, которые использовались позже, в частности, на Гимн Атону:
Когда ты пересекаешь небо, все лица видят тебя, но когда ты уходишь, ты скрываешься от их лиц ... Когда ты садишься на западную гору, тогда они спят как смерть ... Создатель того, что земля производит ... мать богов и людей; терпеливый ремесленник, очень утомляющий себя как их создатель ... доблестный пастух, управляющий своим скотом, их убежищем и зарабатыванием на жизнь ... Единственный Господь, который каждый день достигает края земель, как тот, кто видит их эта поступь по нему ... Каждая земля болтает о его восхождении каждый день, чтобы хвалить его.

Когда Эхнатон умер, сын Эхнатона, Сменхкар, стал фараоном, и атенизм сохранился в течение его короткого двухлетнего правления. Когда Сменхкаре умер, его младший сводный брат от того же отца Эхнатона, которого тогда звали Тутанхатен, стал фараоном (в возрасте 9 лет). После четырех лет правления 13-летний фараон изменил атенизм, восстановив старую политеистическую религию и переименовав себя в Тутанхамона. Его жена-сестра, которую тогда звали Анхесенатон, последовала за ним и была переименована в Анхесенамун. Имя Эхнатона было вычеркнуто из египетских записей, все его религиозные и правительственные изменения были отменены, а столица была возвращена в Фивы. Возвращение в предыдущую столицу и ее божество-покровитель произошло так быстро, что казалось, что этого почти монотеистического культа и его правительственных реформ никогда не существовало. Поклонение Атону прекратилось, и поклонение Амон-Ра было восстановлено.

Богословие
В Новом Царстве Амон последовательно отождествлялся со всеми другими египетскими божествами, вплоть до виртуального монотеизма (который затем подвергался нападкам с помощью «контрмонотеизма» атенизма). В первую очередь, бог ветра Амон стал отождествляться с солнечным богом Ра и богом плодородия и созидания Мин, так что Амон-Ра имел главную характеристику солнечного бога, бога-создателя и бога плодородия. Он также принял аспект барана от нубийского солнечного бога, помимо множества других титулов и аспектов.

Как Амун-Ре, его просили о пощаде те, кто считал, что страдания возникли в результате их собственных или чужих проступков.

Амон-Ре », который слышит молитву, приходит от крика бедных и несчастных ... Остерегайтесь его! Повторяйте его сыну и дочери, великим и малым; относите его к поколениям поколений, которые еще не вошли в быть; относить его к рыбам в глубине, к птицам на небесах; повторять его тому, кто не знает его, и тому, кто знает его ... Хотя может быть, что слуга нормально поступает неправильно, но Господь нормально быть милосердным. Господь Фив не проводит целый день в гневе. Что касается его гнева - в завершение мгновения нет остатка ... Пока твое Ка терпит! Ты будешь милосердным!

В гимнах Лейдена Амон, Птах и ​​Ра рассматриваются как троица, которые являются отдельными богами, но во множестве имеют единство. «Три бога - одно, но египтянин в других местах настаивает на раздельном тождестве каждого из трех». Это единство множественности выражено в одном тексте:

Всего богов трое: Амон, Ре и Птах, равных которым нет. Тот, кто скрывает свое имя как Амон, предстает перед лицом как Ре, его тело - Птах.

Анри Франкфорт предположил, что Амон изначально был богом ветра, и указал, что неявная связь между ветрами и таинственностью прослеживается параллельно в отрывке из Евангелия от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» [Иоанн 3: 8]

В лейденском гимне Амону описывается, как он успокаивает бушующее море для обеспокоенного моряка:

Буря отступает для моряка, который помнит имя Амона. Буря становится сладким ветерком для призывающего Его имя ... Амон более эффективен, чем миллионы, для того, кто помещает Его в свое сердце. Благодаря Ему одинокий становится сильнее толпы.

 

Третий промежуточный период

Фиванские первосвященники Амона
Не считаясь династией, первосвященники Амона в Фивах, тем не менее, обладали такой властью и влиянием, что фактически были правителями Египта с 1080 г. до н. Э. 943 г. до н.э. К тому времени, когда Херихор был провозглашен первым правящим первосвященником Амона в 1080 г. до н.э., то есть на 19-м году правления Рамсеса XI, жречество Амона эффективно контролировало экономику Египта. Жрецы Амона владели двумя третями всех храмовых земель в Египте, 90 процентами его кораблей и многими другими ресурсами. Следовательно, жрецы Амона были столь же могущественны, как и фараон, если не больше. Один из сыновей первосвященника Пинеджема в конечном итоге вступил на престол и правил Египтом почти полвека как фараон Псусеннес I, в то время как фиванский первосвященник Псусеннес III занял трон как король Псусеннес II - последний правитель 21-й династии.

Закат
В 10 веке до нашей эры подавляющее господство Амона над всем Египтом постепенно начало ослабевать. В Фивах, однако, его поклонение не утихало, особенно при Нубийской Двадцать пятой династии Египта, поскольку Амон к тому времени считался национальным богом в Нубии. Храм Амона, Джебель Баркал, основанный во время Нового царства, стал центром религиозной идеологии Королевства Куш. Стела Победы в Пийе в Джебель-Баркале (8 век до н.э.) теперь различает «Амона Напаты» и «Амона Фив». Тантамани (умер в 653 г. до н.э.), последний фараон нубийской династии, все еще носил теофорическое имя, относящееся к Амону в нубийской форме Амани.

 

Железный век и классическая древность

Нубия и Судан

В областях за пределами Египта, где египтяне ранее принесли культ Амона, его поклонение продолжалось в классическую древность. В Нубии, где его имя произносилось как Амане или Амани, он оставался национальным божеством со своими жрецами в Мероэ и Нобатии, управляя всем правительством страны через оракула, выбирая правителя и руководя военными экспедициями. Согласно Диодору Сицилийскому, эти религиозные лидеры даже могли заставить царей покончить жизнь самоубийством, хотя эта традиция прекратилась, когда их убил Аркаман в 3 веке до нашей эры.

В Судане раскопки храма Амона в Дангейле начались в 2000 году под руководством доктора Салаха Мохамеда Ахмеда и Джули Р. Андерсон из Национальной корпорации древностей и музеев (NCAM), Судан и Британского музея, Великобритания, соответственно. Было обнаружено, что храм был разрушен пожаром, а ускоренная масс-спектрометрия (AMS) и датировка обугленных потолочных балок C14 позволили установить, что самое последнее воплощение храма было возведено в I веке нашей эры. Эта дата дополнительно подтверждается соответствующей керамикой и надписями. После разрушения храм постепенно пришел в упадок и разрушился.

 

Ливия

В Ливии остался одинокий оракул Амона в Ливийской пустыне в оазисе Сива. Поклонение Аммону было введено в Грецию в ранний период, вероятно, через посредство греческой колонии в Кирене, которая должна была образовать связь с великим оракулом Аммона в Оазисе вскоре после своего основания. Ярбас, мифологический король Ливии, также считался сыном Хаммона. Когда Александр Великий вторгся в Египет в конце 332 г. до н.э., его считали освободителем. В этом оракуле он был провозглашен сыном Амона, таким образом завоевав Египет без боя. С тех пор Александр часто называл Зевса-Амона своим истинным отцом, а после его смерти денежные знаки изображали его украшенным рогами Аммона как символ его божественности.

Согласно автору 6-го века Кориппусу, ливийский народ, известный как Лагуатан, нес изображение своего бога Гурзила, которого они считали сыном Аммона, в битве против Византийской империи в 540-х годах нашей эры.

 

Левант

Амон, вероятно, упоминается в еврейской Библии как אמון מנא Амон Но в Иеремии 46:25 (также переводится как орда Но и орда Александрии), а Фивы, возможно, называются נא אמון Но-Амон в Иеремия 46:25 ( также перевел густонаселенную Александрию). Предположительно, эти тексты были написаны в VII веке до нашей эры.

Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него;

- Иеремия 46:25

 

Греция

У Амона, которому греки поклонялись как Аммону, был храм и статуя, дар Пиндара (ум. 443 г. до н.э.), в Фивах, и еще один в Спарте, жители которого, как говорит Павсаний, советовались с оракулом Аммона в Ливия с давних времен больше других греков. В Афитисе, Халкидики, Амону поклонялись со времен Лисандра (ум. 395 г. до н.э.) так же ревностно, как и в Аммониуме. Поэт Пиндар почтил бога гимном. В Мегаполисе бог изображался с головой барана (Paus. Viii.32 § 1), а греки Киренаики посвятили в Дельфах колесницу со статуей Аммона.

Его репутация среди классических греков была настолько велика, что Александр Македонский отправился туда после битвы при Иссе и во время оккупации Египта, где он был объявлен оракулом «сыном Амона». После этого Александр считал себя божественным. Даже во время этой оккупации Амон, идентифицированный этими греками как форма Зевса, продолжал оставаться главным местным божеством Фив.

Некоторые слова происходят от Амона через греческую форму Аммон, например, аммиак и аммонит. Римляне называли хлорид аммония, который они собирали из отложений возле храма Юпитера-Амона в древней Ливии, салом аммиаком (соль Амона) из-за близости к ближайшему храму. Аммиак - это не только химическое вещество, но и название рода фораминифер. И эти фораминиферы (простейшие с панцирем), и аммониты (вымершие головоногие моллюски) несут спиральные раковины, напоминающие рога барана и Аммона. Области гиппокампа в головном мозге называются рогами Амона - буквально «Рога Амона» из-за рогатого вида темных и светлых полос клеточных слоев.

В «Потерянном рае» Мильтон отождествляет Аммона с библейским Хамом (Хамом) и заявляет, что язычники называли его ливийским Юпитером.

 

Aммонитy и Амон

Название «аммонит» было навеяно спиральной формой их окаменелых раковин, которые чем-то напоминают плотно свернутые бараньи рога. Плиний Старший (ум. 79 г. н.э. недалеко от Помпей) называл окаменелости этих животных ammonis cornua («рога Аммона»), потому что египетский бог Аммон (Амон) обычно изображался с бараньими рогами.