Ра

 

Ра был древнеегипетским божеством солнца. Во времена Пятой династии в 25 и 24 веках до нашей эры он стал одним из важнейших богов древнеегипетской религии, отождествляемым в первую очередь с полуденным солнцем. Считалось, что Ра правит всеми частями сотворенного мира: небом, землей и подземным миром. Он был богом солнца, порядка, королей и неба.

Ра изображался как сокол и имел общие черты с богом неба Гором. Иногда два божества сливались в Ра-Хорахти, «Ра, который есть Гор Двух Горизонтов». В Новом Царстве, когда бог Амон стал известен, он слился с Ра как Амон-Ра.

Культ быка Мневиса, воплощения Ра, имел своим центром Гелиополис, а к северу от города было официальное место захоронения принесенных в жертву быков.

Считалось, что все формы жизни были созданы Ра. По некоторым данным, люди были созданы из слез и пота Ра, поэтому египтяне называют себя «Скот Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как человечество замышляло заговор против Ра и как он послал свой глаз как богиня Сехмет, чтобы наказать их.

 

Религиозные роли

Солнце как творец
Солнце дает жизнь, контролируя созревание урожая, обработанного человеком. Из-за животворных качеств солнца египтяне поклонялись солнцу как богу. Создатель вселенной и податель жизни, солнце или Ра олицетворяли жизнь, тепло и рост. Поскольку люди считали Ра главным богом, создателем вселенной и источником жизни, он оказал на них сильное влияние, что привело к тому, что он стал одним из самых почитаемых из всех египетских богов и даже считался Царем богов. . В ранний период египетской истории его влияние распространилось по всей стране, создав множество форм и названий. Наиболее распространены комбинации форм с Атумом (его человеческая форма), Хепри (жук-скарабей) и Хорусом (соколом). Форма, в которой он обычно появляется, - это человек с головой сокола, что связано с его сочетанием с Гором, другим богом неба. На его голове сидит солнечный диск с коброй, которая во многих мифах олицетворяет глаз Ра. В начале времен, когда не было ничего, кроме хаоса, бог солнца существовал один в водной массе Нун, заполнившей вселенную. «Я Атум, когда он был один в Нун, я Ра, когда он проснулся, когда он начал править тем, что он создал». Этот отрывок рассказывает о том, как Атум создал все в человеческом обличье из хаоса и как Ра затем начал править землей, где сосуществовали люди и божественные существа. Он создал Шу, бога воздуха, и богиню влаги Тефнут. Братья и сестры символизировали два универсальных принципа человека: жизнь и право (справедливость). Считалось, что Ра создал все формы жизни, вызвав их к существованию, произнеся их тайные имена. По некоторым данным, люди были созданы из слез и пота Ра.

Согласно одному мифу, первая часть Земли возникла, когда бог солнца вызвал ее из водной массы Нун. В мифе о Небесной Корове (небо считалось огромной коровой, богиней Мехт-урт) рассказывается, как человечество замышляло заговор против Ра и как он послал свой глаз, как богиня Сехмет, чтобы наказать их. . Расширения силы Ра часто изображались как Глаз Ра, которые были женскими версиями бога солнца. У Ра было три дочери Бастет, Сехмет и Хатор, которых все считали Оком Ра, которые будут искать его мести. Сехмет был Глазом Ра и был создан огнем в глазу Ра. Она была жестокой и была послана убивать людей, предавших Ра, но, успокоившись, она стала более доброй и снисходительной богиней Хатор. Сехмет был могущественным воином и защитником, в то время как Бастет, изображенная в виде кошки, была нежной и заботливой.

 

В преисподнюю

Считалось, что Ра путешествовал на Атете, двух солнечных барках, называемых Манджет (Лодка миллионов лет), или утренняя лодка, и Месектет, или вечерняя лодка. Эти лодки взяли его в путешествие по небу и Дуату - двенадцать часов ночи, который также является буквальным подземным миром Египта. Пока Ра был на Месектете, он был в форме барана. Когда Ра путешествовал в своей солнечной лодке, его сопровождали различные другие божества, включая Сиа (восприятие) и Ху (командование), а также Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады помогали ему в его путешествии, в том числе Сет, победивший змея Апофиса, и Мехен, который защищался от монстров подземного мира. Когда Ра был в подземном мире, он посещал все свои различные формы.

Апофис, бог хаоса (исфет), был огромным змеем, который каждую ночь пытался остановить путешествие солнечной лодки, пожирая ее или останавливая ее гипнотическим взглядом. Вечером египтяне считали, что Ра сидит как Атум или в виде барана. Ночная лодка перенесет его через подземный мир обратно на восток, готовясь к его возрождению. В этих мифах о Ра восход солнца изображался как возрождение солнца богиней неба Нут; таким образом приписывая Ра концепцию возрождения и обновления, а также усиливая его роль как бога-творца.

Когда Ра был в подземном мире, он слился с Осирисом, богом мертвых.

 

Иконография

Ра был представлен в самых разных формах. Самой обычной формой был человек с головой сокола и солнечным диском наверху и змеей, свернутой кольцами вокруг диска. Другие распространенные формы - это человек с головой жука (в его форме как Хепри) или человек с головой барана. Ра также изображался в виде полнотелого барана, жука, феникса, цапли, змеи, быка, кошки или льва и других.

Чаще всего он изображался с головой барана в Подземном мире. В этой форме Ра описывается как «баран запада» или «баран, отвечающий за свой гарем».

В некоторой литературе Ра описывается как стареющий король с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.

 

Поклонение
Главным культовым центром Ра был Иуну, «Место Столпов», позже известный царству Птолемеев как Гелиополис (греч. Койне: Ἡλιούπολις, букв. «Город Солнца») и сегодня расположенный в пригороде Каира. Его отождествляли с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра, он считался первым существом и создателем Эннеады («Девять»), состоящей из Шу и Тефнут, Геба и Нут, Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Праздник «Получение Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.

Местный культ Ра начал развиваться примерно со времен Второй династии, сделав его солнечным божеством. При Четвертой династии фараоны рассматривались как проявления Ра на земле, называемые «Сыновьями Ра». Его поклонение резко возросло в Пятой династии, когда Ра стал государственным божеством, и фараоны построили специально выровненные пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители Пятой династии сказали своим последователям, что они сыновья самого Ра и жены первосвященника Гелиополя. Эти фараоны тратили большую часть денег Египта на храмы солнца. Первые тексты пирамид начали появляться, придавая Ра все большее и большее значение в путешествии фараона через Дуат (подземный мир).

Во времена Среднего царства Ра все больше ассоциировался и объединялся с другими главными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.

Во времена Нового царства Египта поклонение Ра стало более сложным и грандиозным. Стены гробниц были посвящены чрезвычайно подробным текстам, изображающим путешествие Ра по подземному миру. Говорили, что Ра нес молитвы и благословения живых с душами умерших на солнечной лодке. Идея о том, что Ра состарился с солнцем, стала более популярной во время подъема Нового Царства.

Многие акты поклонения включали гимны, молитвы и заклинания, чтобы помочь Ра и солнечной лодке преодолеть Апеп.

Возникновение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра.

Отношение к другим богам
Боги слились с Ра
Как и в случае с наиболее широко почитаемыми египетскими божествами, личность Ра часто сочеталась с идентичностью других богов, образуя взаимосвязь между божествами.

Амон и Амон-Ра
Амон был членом Огдоада, представляющего энергии творения вместе с Амаунетом, одним из первых покровителей Фив. Считалось, что он создает через дыхание, и поэтому его отождествляли с ветром, а не с солнцем. По мере того, как культы Амона и Ра становились все более популярными в Верхнем и Нижнем Египте соответственно, они были объединены, чтобы создать Амона-Ра, бога-творца Солнца. Трудно определить, когда именно произошло это сочетание, но упоминания об Амоне-Ра появились в текстах пирамид еще во времена Пятой династии. Наиболее распространено мнение, что Амон-Ра был изобретен как новое государственное божество фиванскими правителями Нового Царства, чтобы объединить прихожан Амона со старым культом Ра во время 18-й династии. Прихожане дали Амону-Ра официальный титул «Царь богов», и изображения показывают объединенное божество в виде красноглазого человека с головой льва, окруженного солнечным диском.

Атум и Атум-Ра
Атум-Ра (или Ра-Атум) был еще одним составным божеством, образованным из двух совершенно разных божеств; однако Ра имел больше общего с Атумом, чем с Амоном. Атум был более тесно связан с солнцем, а также был богом-создателем Эннеады. И Ра, и Атум считались отцами божеств и фараонов, и им широко поклонялись. В более старых мифах Атум был создателем Тефнут и Шу, и он родился от океана Нун.

 

Ра-Горахты
В более поздней египетской мифологии Ра-Хорахти был скорее титулом или проявлением, чем составным божеством. Это переводится как «Ра (кто) Гор горизонтов». Он должен был связать Хорахти (как восходящий аспект Гора) с Ра. Было высказано предположение, что Ра-Хорахти просто относится к путешествию солнца от горизонта к горизонту как Ра, или что это означает показать Ра как символическое божество надежды и возрождения.

Он провозглашен царем богов в гробнице Хоремхеба. Фараон Тутмос III посвятил Горахти столпы Гелиополя.
Ра-Горахти очень часто встречается в «Книге мертвых» 3-го промежуточного периода. Его можно увидеть сидящим на троне в Книге Мертвых Неджмет, Падихонов, Нестанебетишеру, Джедхонсианх, Тамениу и в Папирусе Амдуат, написанном для Неситасет.

Хепри и Хнум
Хепри был жуком-скарабеем, который закатывал солнце по утрам и иногда считался утренним проявлением Ра. Точно так же бог с головой барана Хнум также рассматривался как вечернее проявление Ра. Идея о том, что разные божества (или разные аспекты Ра) правят в разное время дня, была довольно распространенной, но неоднозначной. Поскольку Хепри и Хнум преобладали над восходом и закатом, Ра часто был символом полудня, когда солнце достигало своего пика в полдень. Иногда вместо аспектов Ра использовались разные аспекты Гора.

Раэт-Тави
Раэт или Раэт-Тави был женским аспектом Ра; она не имела большого значения независимо от него. В некоторых мифах она считалась либо женой Ра, либо его дочерью.

Боги, созданные Ра
Бастет
Бастет (также называемую Баст) иногда называют «кошкой Ра». Она также является его дочерью от Исиды и связана с инструментом мести Ра, глазом бога солнца. Бастет известна тем, что обезглавила змея Апофиса (заклятого врага Ра и «Бога» Хаоса), чтобы защитить Ра. В одном мифе Ра послал Бастет львицей в Нубию.

Сехмет
Сехмет - еще одна дочь Ра. Сехмет изображалась в виде львицы или большой кошки и была «глазом Ра» или орудием мести бога солнца. В одном мифе Сехмет была настолько переполнена гневом, что Ра был вынужден превратить ее в корову, чтобы она не причиняла ненужного вреда. В другом мифе Ра опасается, что человечество замышляет против него заговор, и посылает Хатхор (еще одну дочь Ра), чтобы наказать человечество. Убивая людей, она принимает форму Сехмет. Чтобы не дать ей убить все человечество, Ра приказывает, чтобы пиво было окрашено в красный цвет и вылито на землю. Принимая пиво за кровь, Сехмет пьет его и, опьянев, возвращается в свою умиротворенную форму, Хатор.

Хатор
Хатор - еще одна дочь Ра. Когда Ра опасался, что человечество замышляет против него заговор, он послал Хатор как «око Ра». В одном мифе Хатор танцевала обнаженной перед Ра, пока он не засмеялся, чтобы вылечить его от приступа дуться. Когда Ра был без Хатор, он впал в состояние глубокой депрессии.

Другие боги
Птах
Птах редко упоминается в литературе пирамид Древнего царства. Некоторые считают, что это результат того, что люди Гелиополиса, поклоняющиеся Ра, были главными авторами этих надписей. В то время как одни считали, что Ра создан самим собой, другие считали, что его создал Птах.

Исида
В одном мифе Исида создала змею, чтобы отравить Ра, и дала ему противоядие только тогда, когда он открыл ей свое настоящее имя. Исида передала это имя Гору, укрепив его королевский авторитет.

Апеп
Апеп, также называемый Апофисом, был богом хаоса и заклятым врагом Ра. Говорят, что он лежал чуть ниже линии горизонта, пытаясь поглотить Ра, пока Ра путешествовал по подземному миру.