Анубис

 

Анубис или Инпу, Анпу в Древнем Египте - это греческое имя бога смерти, мумификации, бальзамирования, загробной жизни, кладбищ, гробниц и подземного мира в древнеегипетской религии, обычно изображаемого в виде собаки или человека с собачьей головой. Археологи определили священное животное Анубиса как египетского псового, африканского золотого волка. Африканского волка раньше называли «африканским золотым шакалом», пока генетический анализ 2015 года не обновил таксономию и общее название вида. В результате Анубиса часто называют имеющим голову «шакала», но теперь этот «шакал» более правильно называть «волком».

Как и многие древнеегипетские божества, Анубис играл разные роли в разных контекстах. Изображенный защитником могил еще во времена Первой династии (ок. 3100 - ок. 2890 до н. Э.), Анубис также был бальзамировщиком. В Среднем царстве (около 2055–1650 гг. до н.э.) его сменил Осирис в роли повелителя подземного мира. Одна из его выдающихся ролей заключалась в роли бога, который вводил души в загробную жизнь. Он присутствовал на весах во время «Взвешивания сердца», во время которого определялось, будет ли душе позволено войти в царство мертвых. Несмотря на то, что он был одним из самых древних и «одним из наиболее часто изображаемых и упоминаемых богов» в египетском пантеоне, Анубис почти не играл роли в египетских мифах.

Анубис был изображен в черном цвете, который символизировал возрождение, жизнь, почву реки Нил и изменение цвета трупа после бальзамирования. Анубис связан со своим братом Вепвауэтом, другим египетским богом, изображенным с головой собаки или в форме собаки, но с серым или белым мехом. Историки предполагают, что в конечном итоге эти две фигуры были объединены. Женский аналог Анубиса - Анпут. Его дочь - богиня змей Кебечет.

 

Имя

«Анубис» - это греческое перевод египетского имени этого бога. До того, как греки прибыли в Египет, примерно в 7 веке до нашей эры, бог был известен как Анпу или Инпу. Корень имени на древнеегипетском языке означает «царственное дитя». Inpu имеет корень от «inp», что означает «разлагаться». Бог был также известен как «Первый из жителей Запада», «Повелитель Священной Земли», «Тот, Кто находится на Священной Горе», «Повелитель Девяти Луков», «Собака, проглатывающая миллионы», «Мастер Священной Горы». Секреты »,« Тот, Кто находится в месте бальзамирования »и« Первый из Божественной будки ». Позиции, которые он занимал, также отражались в титулах, которые он занимал, таких как «Тот, кто на своей горе», «Владыка Священной земли», «Первый из жителей Запада» и «Тот, кто находится на месте бальзамирования». " В Древнем Царстве (ок. 2686 г. до н.э. - ок. 2181 г. до н.э.) стандартный способ написания его имени иероглифами состоял из звуковых знаков inpw, за которыми следовал шакал над знаком ḥtp.

 

История

В раннединастический период Египта (ок. 3100 - ок. 2686 г. до н.э.) Анубис изображался в полном образе животного, с головой и телом «шакала». Бог-шакал, вероятно, Анубис, изображен на каменных надписях времен правления Хор-Аха, Джера и других фараонов Первой династии. Со времен додинастического Египта, когда мертвых хоронили в неглубоких могилах, шакалы были прочно связаны с кладбищами, потому что они были падальщиками, которые обнажали человеческие тела и ели их плоть. В духе «борьбы подобного с подобным» шакал был выбран для защиты мертвых, потому что «общей проблемой (и причиной беспокойства), должно быть, было выкапывание тел вскоре после захоронения шакалами и другими дикими собаками. которые жили на обочине возделывания ".

В Древнем Королевстве Анубис был самым важным богом мертвых. Его заменил в этой роли Осирис во время Среднего царства (2000–1700 гг. До н.э.). В римскую эпоху, начавшуюся в 30 г. до н.э., на надгробных рисунках он изображает его, держащего за руку умерших, чтобы вести их к Осирису.

Происхождение Анубиса варьировалось в зависимости от мифов, времен и источников. В ранней мифологии он изображался как сын Ра. В «Текстах для гробов», написанных в первый промежуточный период (около 2181–2055 гг. До н.э.), Анубис является сыном богини коров Хесат или Бастет с головой кошки. Другая традиция изображает его как сына Ра и Нефтиды. Греческий Плутарх (ок. 40–120 нашей эры) заявил, что Анубис был незаконнорожденным сыном Нефтиса и Осириса, но что он был усыновлен женой Осириса Исидой:
Ибо, когда Исида узнала, что Осирис любит ее сестру и имел с ней отношения, принимая ее сестру за нее самого, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды из клевера, которую он оставил Нефтиде, она искала ребенок, потому что Нефтида покинула его сразу же после того, как он родился, из-за страха перед Сетом; и когда Исида обнаружила, что ребенку помогают собаки, которые с большим трудом привели ее туда, она вырастила его, и он стал ее стражем и союзником по имени Анубис.

Джордж Харт рассматривает эту историю как «попытку включить независимое божество Анубис в Осирианский пантеон». Египетский папирус римского периода (30–380 гг. Н.э.) просто назвал Анубиса «сыном Исиды».

В Нубии Анубис считался мужем своей матери Нефтис.

В период Птолемея (350–30 до н.э.), когда Египет стал эллинистическим царством, управляемым греческими фараонами, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом, став Германубисом. Эти два бога считались похожими, потому что они оба вели души в загробную жизнь. Центром этого культа был Утен-ха / Са-ка / Цинополис, место, греческое название которого означает «город собак». В книге XI «Золотого осла» Апулея есть свидетельства того, что поклонение этому богу продолжалось в Риме, по крайней мере, на протяжении II века. Действительно, Германубис также появляется в алхимической и герметической литературе Средневековья и Возрождения.

Хотя греки и римляне обычно презирали египетских богов с головами животных как причудливых и примитивных (греки насмешливо называли Анубиса «Баркером»), Анубис иногда ассоциировался с Сириусом на небесах и Цербером и Аидом в подземном мире. В своих диалогах Платон часто произносит клятвы Сократа «собакой» (греч. Kai me ton kuna), «собакой Египта» и «собакой, богом египтян», как для акцента, так и для обратиться к Анубису как к арбитру истины в преисподней.

 

Роли

Защитник гробниц
В отличие от настоящих волков, Анубис был защитником могил и кладбищ. Несколько эпитетов, прикрепленных к его имени в египетских текстах и ​​надписях, относились к этой роли. Хенти-Аментиу, что означает «передовой из жителей Запада», а также имя другого собачьего бога погребения, намекал на его защитную функцию, потому что мертвых обычно хоронили на западном берегу Нила. В связи со своей погребальной ролью он взял другие имена, такие как tpy-ḏw.f (Tepy-djuef) «Тот, кто на горе своей» (т.е. охраняет могилы сверху) и nb-t3-ḏsr (Neb-ta -djeser) «Повелитель священной земли», что обозначает его как бога некрополя пустыни.

Папирус Джумильхака пересказывает другую историю, где Анубис защищал тело Осириса от Сета. Сет попытался атаковать тело Осириса, превратившись в леопарда. Анубис остановился и подчинил Сета, однако заклеймил кожу Сета раскаленным железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и надел его кожу в качестве предупреждения против злодеев, которые оскверняют могилы мертвых. Жрецы, ухаживающие за мертвыми, носили шкуры леопарда, чтобы ознаменовать победу Анубиса над Сетом. Легенда о том, что Анубис заклеймил шкуру Сета в форме леопарда, использовалась, чтобы объяснить, как леопард получил свои пятна.

На самых древних гробницах были вырезаны молитвы Анубису.

 

Бальзамировщик

Как jmy-wt «Тот, кто находится на месте бальзамирования», Анубис ассоциировался с мумификацией. Его также называли ḫnty zḥ-nṯr «Тот, кто председательствует над будкой бога», в которой «будка» может относиться либо к месту, где проводилось бальзамирование, либо к погребальной камере фараона.

В мифе об Осирисе Анубис помог Исиде забальзамировать Осириса. Действительно, когда появился миф об Осирисе, было сказано, что после того, как Осирис был убит Сетом, органы Осириса были подарены Анубису. В связи с этим Анубис стал богом-покровителем бальзамировщиков; Во время обрядов мумификации на иллюстрациях из Книги мертвых часто изображен священник в волчьей маске, поддерживающий стоящую мумию.

 

Путеводитель душ

В эпоху поздних фараонов (664–332 до н.э.) Анубиса часто изображали как ведущего людей через порог из мира живых в загробную жизнь. Хотя похожую роль иногда выполняла коровоголовая Хатор, Анубис чаще выбирался для выполнения этой функции. Греческие писатели римского периода египетской истории обозначили эту роль как «психопомп», греческий термин, означающий «проводник душ», который они использовали для обозначения своего собственного бога Гермеса, который также играл эту роль в греческой религии. В погребальном искусстве того периода Анубис ведет мужчин или женщин, одетых в греческую одежду, к Осирису, который к тому времени уже давно сменил Анубиса на посту правителя подземного мира.

 

Взвешивание сердца

Одна из ролей Анубиса - «Хранитель Весов». Критическая сцена, изображающая взвешивание сердца в «Книге мертвых», показывает, как Анубис выполняет измерение, которое определяет, достоин ли человек войти в царство мертвых (подземный мир, известный как Дуат). Взвешивая сердце умершего человека против Маат (или «истины»), которую часто изображали как страусиное перо, Анубис диктовал судьбу душ. Аммит поглотит души тяжелее пера, а души легче пера вознесутся к небесному существованию.

 

Изображение в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто изображаемых божеств в древнеегипетском искусстве. Он изображен в царских гробницах еще во времена Первой династии. Бог обычно лечит труп царя, обеспечивает монарха для ритуалов мумификации и похорон или стоит с другими богами на взвешивании сердца души в Зале двух истин. Одно из самых популярных его изображений - его тело человека и голова шакала с заостренными ушами, стоящего или стоящего на коленях, держащего золотые весы, в то время как сердце души взвешивается на белом перо истины Маат.

В раннединастический период его изображали в образе животного, в виде черного пса. Отличительный черный цвет Анубиса не олицетворял животное, а имел несколько символических значений. Он представляет собой «изменение цвета трупа после обработки натроном и смазывание обертки смолистым веществом во время мумификации». Для египтян черный цвет плодородного ила реки Нил также символизировал плодородие и возможность возрождения в загробной жизни. В Среднем царстве Анубиса часто изображали человеком с головой шакала. Чрезвычайно редкое изображение его в полностью человеческой форме было найдено в гробнице Рамсеса II в Абидосе.

Анубиса часто изображают с лентой и держащим в сгибе руки «цеп» nḫ3ḫ3. Еще одним из атрибутов Анубиса был фетиш jmy-wt или imiut, названный в честь его роли в бальзамировании.

В погребальном контексте Анубис показан либо ухаживающим за мумией умершего человека, либо сидящим на вершине гробницы, защищая ее. На надгробных печатях Нового царства также изображен Анубис, сидящий на девяти луках, которые символизируют его господство над врагами Египта.