Геб был египетским богом земли и мифологическим членом Эннеады Гелиополиса. Его также можно было считать отцом змей. В Древнем Египте считалось, что смех Геба вызывает землетрясения и что он позволяет посевам расти.
Это имя произносилось так, начиная с греческого периода, и изначально ошибочно читалось как Себ. Обычное египетское имя было «Геб», возможно, «хромой». Обычно он начинался с -g- (все точки) или иногда с -k-point (gj). Последний первоначальный корневой согласный встречается один раз в текстах гробов Среднего царства, чаще в мифологических папирусах 21-й династии, а также в тексте из птолемеевской гробницы Петосириса в Туна Эль-Гебель, или имя было написано с начальным жестким -k-, как например в тексте папируса 30-й династии в Бруклинском музее, посвященном описанию змей и средствам от них.
Самое старое изображение на фрагментарном рельефе бога было
антропоморфным бородатым, сопровождаемым его именем, и датируется
периодом правления короля Джосера, 3-й династией, и было найдено в
Гелиополисе. Однако бог так и не получил собственного храма. В более
поздние времена его также могли изобразить в виде барана, быка или
крокодила (последний в виньетке из Книги мертвых леди Херивебен в
Египетском музее в Каире).
Геба часто боялись как отца змей
(одно из названий змеи было s3-t3 - «сын земли»). В заклинании
«Тексты гроба» Геб был описан как отец древней мифологической змеи
Нехебкау. В другой мифологии Геб также часто встречается как
первобытный божественный царь Египта, от которого его сын Осирис и
его внук Гор унаследовали землю после многих сражений с
разрушительным богом Сетом, братом и убийцей Осириса. Геб также
может рассматриваться как олицетворение плодородной земли и
бесплодной пустыни, последняя содержит мертвых или освобождает их из
гробниц, метафорически описывается как «Геб, открывающий пасть» или
заключающий в тюрьму тех, кто там не достоин отправиться в
плодородный Северо-Восток. райское поле камышей. В последнем случае
одним из его потусторонних атрибутов был зловещий посох с головой
шакала (называемый wsr.t великий), поднимающийся из земли, на
который могли быть привязаны враги.
В гелиополитической
Эннеаде (группа из девяти богов, созданных вначале одним богом
Атумом или Ра) Геб - муж Нут, неба или видимого дневного и ночного
небосвода, сына более ранних изначальных элементов Тефнут (влага) и
Шу («пустота»), и отец четырех меньших богов системы -
Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. В этом
контексте считалось, что изначально Геб был помолвлен с Нут и был
отделен от нее Шу, богом воздуха. Следовательно, в мифологических
изображениях Геб изображался в виде полулежащего человека, иногда с
его фаллосом, все еще направленным в сторону Нут. Геб и Нут вместе
образовали постоянную границу между первозданными водами и вновь
созданным миром.
Со временем это божество стало больше
ассоциироваться с обитаемой землей Египта, а также в качестве одного
из его первых правителей. Как хтоническое божество он (как и Мин)
стал естественно ассоциироваться с подземным миром, пресными водами
и растительностью - говорят, что ячмень растет на его ребрах - и
изображался с растениями и другими зелеными пятнами на теле.
Его связь с растительностью, исцелением, а иногда и с подземным
миром и королевской властью заставила Геба время от времени
интерпретировать, что он был мужем Рененутет, младшей богини урожая,
а также мифологического смотрителя (значение ее имени - «кормящая
змея») молодой король в форме кобры, которая сама также может
считаться матерью Нехебкау, первобытного бога-змеи, связанного с
подземным миром. Классические авторы также приравнивают его к
греческому титану Крону.
Птах и Ра, божества-создатели,
обычно начинают список божественных предков. Есть предположения
между Шу и Гебом, кто был первым богом-царем Египта. История о том,
как Шу, Геб и Нут были разделены, чтобы создать космос, теперь
интерпретируется в более человеческих терминах; разоблачение
неприязни и сексуальной ревности. Между ревностью отца и сына и
восстанием Шу против божественного порядка Геб бросает вызов
руководству Шу. Геб берет жену Шу, Тефнут, как свою главную
королеву, отделяя Шу от его сестры-жены. Так же, как Шу поступил с
ним раньше. В книге «Небесная корова» подразумевается, что Геб
является наследником уходящего бога солнца. После того, как Геб
перешел на трон Осирису, своему сыну, он взял на себя роль судьи в
Божественном трибунале богов.
Некоторые египтологи (в частности, Ян Бергман, Теренс Дюкен или
Ричард Х. Уилкинсон) заявили, что Геб был связан с мифологическим
божественным гусем-создателем, который отложил мировое яйцо, из
которого возникло солнце и / или мир. Предполагается, что эта теория
неверна и является результатом смешения божественного имени «Геб» с
именем белолобого гуся (Anser albifrons), также первоначально
называемого gb (b): «хромой, спотыкающийся».
Этот птичий знак
используется только в качестве фонограммы для написания имени бога
(Х.те Велде, в: Lexikon der Aegyptologie II, лемма: Geb).
Альтернативное древнее название этого вида гусей было trp, что также
означало «ходить, как пьяный», «спотыкаться». Белолобый гусь никогда
не встречается в качестве культового символа или священной птицы
Геба. Мифологического создателя «гуся», упомянутого выше, звали Нгг
wr «Великий Хонкер», и он всегда изображался как нилегус / гусь
(Alopochen aegyptiacus), который орнитологически принадлежит к
отдельному роду и чье обычное египетское имя было smn, коптский
smon. Цветной виньет неопровержимо изображает Нильского гуся с
раскрытым клювом (Ngg wr!) В контексте сотворения Солнца на
мифологическом папирусе, датируемом 21-й династией.