Хапи был богом ежегодного разлива Нила в древнеегипетской религии. В результате наводнения на берегах реки образовался богатый ил (плодородная почва), что позволило египтянам выращивать урожай. Хапи пользовался большим успехом у египтян. Некоторые из титулов Хапи были «Повелитель рыб и птиц болот» и «Повелитель реки, приносящей растительность». Хапи обычно изображают как андрогинную фигуру с большим животом и большой опущенной грудью, в набедренной повязке и церемониальной накладной бороде.
Ежегодные разливы Нила иногда назывались Прибытием Хапи.
Поскольку это наводнение обеспечило плодородную почву в районе,
который иначе был пустыней, Хапи символизировал плодородие. У него
была большая женская грудь, потому что он, как говорили, приносит
богатый и питательный урожай. Из-за его плодородной природы его
иногда считали «отцом богов» и считали заботливым отцом, который
помогал поддерживать баланс космоса, мира или вселенной,
рассматриваемых как упорядоченная, гармоничная система. Считалось,
что он жил в пещере у предполагаемого истока Нила недалеко от
Асуана. Культ Хапи в основном располагался у Первого порога под
названием Элефантина. Его жрецы участвовали в ритуалах, чтобы
обеспечить постоянный уровень потока, необходимый для ежегодного
наводнения. В Элефантине за официальным нилометром, измерительным
прибором, тщательно следили, чтобы предсказать уровень наводнения, и
его священники, должно быть, были тесно связаны с его мониторингом.
Хапи считался богом не самого Нила, а самого наводнения. Он
также считался «другом Геба», египетского
бога земли, и «владыкой Непера», бога зерна.
Хотя Хапи был мужчиной и носил накладную бороду, его изображали с отвисшей грудью и большим животом, олицетворяющими плодородие Нила. Ему также обычно давали синюю или зеленую кожу, представляющую воду. Другие атрибуты менялись в зависимости от региона Египта, в котором существуют изображения. В Нижнем Египте он был украшен растениями папируса и сопровождался лягушками, присутствующими в этом регионе, и его символами. В то время как в Верхнем Египте лотосы и крокодилы чаще встречались в Ниле, поэтому они были символами региона и тех, которые там ассоциировались с Хапи. Хапи часто изображали несущим подношения еды или льющим воду из амфоры, но также, очень редко, изображался в виде бегемота. Во времена Девятнадцатой династии Хапи часто изображали как пару фигур, каждая из которых держала и связала вместе длинный стебель двух растений, представляющих Верхний и Нижний Египет, символически связывая две половины страны вокруг иероглифа, означающего «союз». Это символическое изображение часто вырезалось в основании сидящих статуй фараона. Египетский историк Аль-Макризи (1364–1442) в своей книге «Эль-Хутат-эль-Макризия» («Макризские планы») рассказывал, что живых дев ежегодно приносили в жертву как «невесты Нила» («Арус эль-Ниль»), и это исторически было принято еще в последнее время. как 1970-е годы, но это утверждение оспаривается некоторыми египтологами, такими как Бассам Эль Шаммаа.