Умм-эр-Расас

 Ум-эр-Расас

Описание Умм-эр-Расас

Ум-эр-Расас

Расположение: к юго-востоку от Мадабы

Гадара или Умм-ар-Расас - древнее археологическое место в мухафазе Аммана в Иордании. Это один из самых старых городов в регионе. Город даже упоминался в Ветхом и Новом Завете. Гадара особенно известен византийскими христианскими церквями, которые были построены здесь в поздний период античности / средневековья. Из-за его важности Гадара был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Гадара был основна римскими легионами в первом веке нашей эры для контроля важных торговых маршрутов между землей Леванта и Арабского полуострова. Их традиционная крепость в квадратной форме все еще видна сегодня, хотя большая часть военной обороны была снесена или повреждена природными элементами. Гадара  достиг пика своей важности во времена поздней римской и византийской эпох в VII-VII веках нашей эры. Большинство его двенадцатых христианских церквей относятся к этому времени.

Одной из наиболее значимых и наиболее сохранившихся христианских церквей в Гадаре является церковь Святого Стефана. Она была построена в 785 году н.э. в северо-восточном углу города. В то время как колонны и стены были в значительной степени удалены местными жителями и повторно использовались при строительстве других зданий. Мозаика, покрывающая пол церкви, оставалась практически нетронутой. Сегодня это самая большая древняя мозаика, когда-либо найденная в Иордании.

Одна из панелей изображает сцены охоты и рыбалки, а также животных и растений. На нескольких панелях изображены различные важные города, в том числе Ареополис (Ар-Раб), Беломунта (Маан), Кейсария, Иерусалим (отмечены как «Святой город»), Мадаба, Эсбунта (Хешбон), Карак, Наблус, Филадельфия (Амман), Газа, Александрия и многие другие. Всего здесь представлены имена 8 городов в современном Израиле, 10 городов в Иордании и еще 10 в Египте. Стены были также покрыты сложными панелями с мозаикой, которые были частично сохранены. В восточной части церкви Святого Стефана размещался мемориал, посвященный пророку Моисею.

Гадара был завоеван мусульманскими армиями около 636 года нашей эры. Хотя христианам было разрешено оставаться в городе, их число начало сокращаться. В конце концов они покинули город, и христианские церкви были оставлены. Камни, которые составляли их здания были разобраны и использованы в других целях.

 

Ум-эр-Расас

История ранних веков
В особенности в эпохи ранней бронзы III-IV, железного века II и римско-византийской эпохи, густые народы населяли топографические области за западным берегом Мертвого моря. Среди этих древних поселений город Мефат упоминается в библейских текстах как один из городов на плато, обреченных на великое разрушение (Иеремия 48:21). Многие ответвления Королевского шоссе служили средством достижения более отдаленных древних городов, но основной маршрут служил предшественником Виа Траяна Нова, построенного римским императором Траяном (53–117 гг. Н. Э.). Эта дорога с ее многочисленными ответвлениями облегчила передвижение, и по пути были разбиты римские военные лагеря в качестве меры защиты от нападений варваров через границу римской пустыни, известной как Limes Arabicus. Евсевий Кесарийский в своем «Ономастиконе» (К.128: 21) назвал Мефат лагерем римской армии недалеко от пустыни. Кроме того, при раскопках византийской церкви здесь была обнаружена надпись, в которой этот район был назван «Castron Mephaa», что еще раз подтверждает теорию о том, что Умм-ар Расас и библейский Мефат - одно и то же.

Мозаика
Самым важным открытием на этом месте был мозаичный пол церкви Святого Стефана. Изготовлен в 785 г. (обнаружен после 1986 г.). Прекрасно сохранившийся мозаичный пол - самый большой в Иордании. На центральной панели изображены сцены охоты и рыбалки, а на другой панели показаны наиболее важные города региона, включая Филадельфию (Амман), Мадабу, Эсбунту (Хешбон), Белемунту (Маан), Ареополис (Ар-Рабба), Персонаж Моаба (Карак), Иерусалим, Наблус, Кесария и Газа. Особенно декоративна обрамление мозаики. Работу подписали шесть мастеров мозаики: Стаурахиос из Эсбуса, Эуремия, Илия, Константин, Герман и Абдела. К северу от церкви Святого Стефана находится другой поврежденный мозаичный пол в более ранней (587 г.) церкви епископа Сергия. Рядом были раскопаны еще четыре церкви, некоторые со следами мозаичного убранства.

Византийский период
К 4 веку н. Э. Появление паломничества сделало Палестину ядром христианского мира, и множество набожных мужчин и женщин пересекли пустыню в поисках мест, имеющих библейское значение, а также общения со своим создателем. К V веку н. Э. Число паломников увеличилось, и многие христиане предпочли селиться в пустыне, основав монашеские общины. Умм-ар-Расас был преобразован в духовный центр с многочисленными византийскими церквями. Среди примечательных находок, обнаруженных в Умм-ар-Расасе, стоит отметить церковь Святого Стефана, украшенную сложной мозаикой. Обнаружение греческих надписей на мозаиках подтверждено датировкой 756–785 гг. Н. Э. Этот диапазон дат совпадает с периодом мусульманского правления Аббасидского халифата и свидетельствует о более позднем христианском заселении, чем прилегающие районы. Мозаики иллюстрируют муниципальные виньетки с пояснительным текстом, охватывающие ряд городов в Палестине, Иордании и вдоль дельты Нила. На мозаиках Умм-ар-Расаса отсутствуют изображения основных святых мест, почитаемых паломниками, таких как Вифлеем, Хеврон или Назарет, в отличие от карты Мадабы, найденной поблизости.

Стилитная башня
Выдающаяся особенность Умм-ар-Расаса находится примерно в 1,6 км к северу от обнесенных стеной руин. Возвышающееся сооружение, интерпретированное как стилитовая башня, служило платформой для христианских аскетов, живущих в изоляции наверху, а также жертвенником для призыва к молитве. Квадратный столб, украшенный резными христианскими символами со всех четырех сторон, возвышается вдалеке как свидетельство некогда процветающего сообщества, основанного в византийскую эпоху как центр духовного просвещения.

Мусульманское завоевание
Мусульманские армии проникли в Палестину летом 634 г. н.э. и сначала атаковали регионы вдоль побережья Средиземного моря, включая сектор Газа. Недовольные византийским контролем, местные арабоязычные племена, живущие на просторах пустыни, охотно помогали мусульманским захватчикам облегчить их завоевание. Эффективная кампания характеризовалась ограниченными разрушениями, и многие города Святой Земли сдались на условиях мусульманскому правлению. Византийские церкви нечасто превращались в мечети, но особенно в период Аббасидов мусульманское правительство активно применяло ограничительные законы против христианских изображений. Мозаики были испорчены удалением и повторной сборкой цветных мозаик, как это было видно в церкви Святого Стефана. После победы мусульман христиане продолжали совершать паломничества к святым местам, однако их число уменьшилось из-за угрозы тюремного заключения со стороны мусульманских властей. Многие монастыри и церкви, построенные византийскими христианами, в конечном итоге были заброшены.