Базилика Святого Андрея — одна из двенадцати больших романских церквей Кёльна. Он расположен в районе Альтштадт-Норд, в нескольких минутах ходьбы от собора. С 1 января 2010 года Св. Андрея больше не приходская церковь, а филиал католического прихода св. Апостолов.
История строительства
Базилика Святого Андрея представляет собой
трехнефную базилику с элементами романского и готического стилей.
Местонахождение Св. Андрея, вероятно, восходит к раннехристианской
часовне Св. Матфея в ямке (Св. Маттеус-ам-Грабен).
Исторические
документы свидетельствуют об основании Андреевского монастыря во второй
половине 10 века; Раннероманское здание церкви со склепом,
инициированное архиепископом Бруно, было освящено архиепископом Геро в
974 году святому Андрею как святому покровителю. Нам известно только
более крупное новое здание или пристройка 11 века, частично оно входит в
состав существующей церкви Штауфер.
В западных частях сегодняшней
церкви сохранились основные части позднероманского нового здания
Штауфена XII и XIII веков; Готические часовни были добавлены к проходам
нефа в 14 веке. Столетие спустя романский восточный хор и склеп (ссылка
ведет на то же изображение) были снесены в пользу готического хорового
зала, построенного по образцу ахенского хорового зала. Северный трансепт
был перестроен около 1470/80 года, а южный трансепт был полностью
перестроен в стиле поздней готики в 1492 году. Примечательна романская
переходная башня с откидной крышей. Две лестничные башни к перекрестной
башне до сих пор происходят от салического здания, их внешние фасады в
ходе средневековых перестроек были перемещены внутрь.
В 1802 году
монастырь был секуляризован. Перед сносом соседней доминиканской церкви
в Кельне кости Альберта Великого (1200-1280) и важные предметы мебели
были перенесены в Андреаскирхе, которая стала приходской церковью. В
результате секуляризации Макавейской церкви (церковь бывшего
бенедиктинского монастыря) туда же попала и позднесредневековая святыня
с мощами Маккавеев.
В течение 19 века здание аббатства было
снесено, а церковь восстановлена с неороманскими исправлениями. Два
архитектора Генрих Нагельшмидт и Юлиус Рашдорф разработали историческую
концепцию и руководили реставрацией. Клуатр на западе церкви был снесен
в 1843 году, за исключением восточного крыла, нынешнего вестибюля. С
1899 года верхние окна хора были обновлены известной кельнской
мастерской по росписи стекла Schneiders & Schmolz.
К 1947 году
ущерб, нанесенный Второй мировой войной, был в значительной степени
устранен. В 1950-х годах была проведена реставрация экстерьера, включая
складной шпиль на башне. Несмотря на разрушения во время войны, чудом
сохранились ценные средневековые росписи в боковых приделах.
С
1953 по 1955 год Карл Банд раскопал части склепа XI века под восточным
хором, модернизировал его и расширил захоронением богослова, церковного
учителя и естествоиспытателя Альберта Великого, останки которого
находились в римском саркофаге там. с 25 ноября 1954 г. вых.
С
1992 по 1997 год была проведена комплексная реставрация интерьера и
экстерьера. С 2005 по 2010 год Маркус Люперц создал красочный цикл
витражей из двенадцати частей в готических окнах северного и южного
трансептов (подробнее ниже, пример в галерее).
Доминиканский
орден
В
1947 году архиепископ Йозеф Фрингс передал доминиканцев пастырское
попечение святому Андрею. В 1957 году Кёльнская архиепископия
предоставила церковь доминиканцам в качестве монастырской церкви. В
700-летие со дня кончины святого Альберта Великого (15 ноября 1980 г.)
гробницу святого посетил Папа Иоанн Павел II.
Орден Гроба
Господня
С момента основания немецкого лейтенанта Конного Ордена
Гроба Господня в Иерусалиме 8 декабря 1933 года св. Андрея является
религиозной церковью Папского Ордена Мирян. По пятницам Святого Сердца
члены Кельнского командования Святых Трех Королей собираются на Святую
Мессу в церкви своего религиозного ордена Св. Андрея.
Скульптура Св. Христофора работы мастера Тилмана и Мадонна с Розарием, подаренная Апостольским нунцием по случаю основания Архибратства в 1475 г., относятся еще к средневековью. Мария носит благословляющего младенца Иисуса, который держит в руке земной шар. Цветовая гамма, а также серебряные короны и скипетр из церковной казны современные. Усыпальница апостолов в стиле поздней готики на главном алтаре, происходящая из Йоханнискирхе в Нидерланштайне, имеет обычную форму готической часовни. На росписях темперой изображены, в частности, святые епископы Мартин и Дионисий, для мощей которых изначально была сделана раки. С 1859 по 1954 год в нем хранились мощи Альберта Великого. С 1954 года в усыпальнице находится мощная реликвия апостола Андрея Первозванного, которому и посвящена церковь. Кроме того, в северном трансепте сохранились фрески позднего средневековья и пьета конца XIV века. Мария изображена здесь довольно юной в одеянии с богато украшенным подолом. Стоит увидеть запрестольный образ Братства Розария (также Мадонна в мантии или Мадонна в защитной мантии) мастера святого Северина начала 16 века. Под плащом Марии, который держат два доминиканских святых Доминик и Петр Миланский, преклоняют колени среди прочих: Папа Сикст IV, Якоб Шпренгер, император Фридрих III. и его сын Максимилиан. Младенец Иисус играет с четками из коралловых бусин. На внешних панелях изображена св. Доротея и Сесилия. Также в западной часовне с южной стороны находится триптих Варфоломея Брина Старшего. На центральной панели распятие Христа с Марией, Иоанном, Магдалиной и коленопреклоненным покровителем, настоятелем монастыря Германом Койтенбройером. За ним игуменья, вероятно, св. Одилия, которого даритель просил заступничества из-за болезни глаз. Папа Урбан I и епископ Аугсбургский Ульрих изображены на левом крыле, а мученичество святого Андрея можно увидеть на правом. В вестибюле находится так называемый кровавый фонтан Святой Урсулы, каменный реликварий начала 16 века из монастыря Маккавеев на Эйгельштейне. В южном трансепте находится святилище Маккавеев, построенное в 1520 году и завершенное в 1527 году. Заказчиком был духовник Гелиас Мерц из бенедиктинского монастыря Святых Маккавеев на Эйгельштейне, закрытого в 1803 году. Святыня тоже из этого монастыря.
Позолоченные медные пластины образуют Маккавейскую святыню, которая, как говорят, содержит мощи семи святых братьев Маккавеев и их матери Саломеи (2 Маккавеев 7 ЕС), датируется 16 веком и имеет вид церкви. Сцены мученичества Маккавеев и их матери Саломеи можно увидеть примерно на 40 рельефах, которые расположены параллельно страстям Христа и его матери Марии (например, бичевание Маккавеев и Христа). По углам крыши в современных гуманистических костюмах изображены четыре евангелиста: Матфей, Иоанн, Лука и Марк. На угловых столбах фигурные изображения Христа, Елены, Марии и священника. Создателем этой святыни был Петер Ханеманн.
Внутри
Окно Альбертуса Магнуса
Вильгельм
Рупперт мл. Окно, подаренное в 1956 году, было создано в 1954 году
художником по стеклу Якобусом Мельхиором и изображает эпизоды из жизни
святого Альберта. В 2006 году он был удален в пользу окон Lüpertz.
Оконный цикл Маркуса Люперца в северном и южном трансепте
В 1990-х
годах созрела идея поручить художнику Маркусу Люперцу спроектировать
новые окна для окон в Сент-Андреасе, которые были разрушены во время
войны и заменены белым стеклом. Первое окно было установлено в хоре
Маккавеев в декабре 2005 года. В 2007 году были открыты еще два окна.
Они показывают, среди прочего, Страсти Христовы, мученичество
ветхозаветных Маккавеев, догматы Альберта Великого и художника в образе
дьявола. Всего к 2010 году художником было спроектировано двенадцать
окон. К концу 2008 г. был закончен южный хор Маккавеев, летом 2010 г. -
северный Мариенхор. Окна стоят в общей сложности более 1 000 000 евро,
сегмент 4 800 евро; они полностью финансировались за счет пожертвований
Förderverein Romanische Kirchen Köln.
Бронзовый портал был создан в
1962 году скульптором из Лимбурга Карлом Маттеусом Винтером.
Флюгер на переходной башне работы Эльмара Хиллебранда.
Голова Бисмарка на западном фасаде
Габаритные размеры
Внутренняя общая длина: 62 м
Общая ширина нефа: 27,5 м.
Чистая
ширина нефа: 7,35 м
Чистая ширина проходов: 4,90 м
Высота свода
нефа: 17,50 м.
Высота купола: 16,80 м.
Высота башни: 50 м
Орган был построен в 1995 году Гертом Вейландом (Опладен) по
проекту органиста Кельнского собора Клеменса Ганца. Всего в приборе
45 регистров, в том числе 2 групповых поезда (№ 20 и 33). Клавишное
действие и сопряженное действие механические, действие регистра
электрическое.
Колокола
Четыре церковных колокола были
отлиты в Гешере в 1955 году Гансом Хюскером (Petit & Gebr.
Edelbrock). Они висят в двухъярусной стальной раскладушке на
деревянных коромыслах в переходной башне. Расположение звона
приводит к дорическому тетрахорду.
Ассоциация поддержки
Церковная музыка идеально и финансово поддерживается Ассоциацией
друзей и спонсоров церковной музыки в церкви Св. Андрея.