Музей Боманна, Целле

Музей Бомана — это музей фольклора Нижней Саксонии, истории государства и города в Целле и один из крупнейших городских музеев Нижней Саксонии. Он был назван в честь своего основателя и первого директора музея Вильгельма Бомана.

 

История, строительство и спонсорство

Музей Бомана был основан в 1892 году как «Vaterländisches Museum» и первоначально располагался на Бергштрассе.

После архитектурного конкурса между 1903 и 1907 годами по проекту ганноверского архитектора Альфреда Зассе на Шлоссплац в Целле было построено новое здание, при этом основатель музея Боманн также сыграл важную роль в планировании. Место на Шлоссплац, бывшем внешнем дворе - на западной окраине старого города, напротив замка Целле, - заняло место Новой Хауптвахе, которая была снесена для этой цели. Архитектура нового здания представляла собой программный коллаж архитектурных стилей из сочетания различных структур, включая старые, повторно используемые компоненты. Фасады должны были дидактически уловить различные исторические архитектурные стили и объединить их в новую изобразительную единицу. Произошло сопоставление методов замкового и жилого строительства, массивных и фахверковых зданий, а также элементов готики и ренессанса. Герман Лёнс насмешливо назвал здание «настоящим архитектурным пудингом». Важный для композиции здания впечатляющий шпиль на северной стороне был снят в 1929 году из-за ветхости, оставив после себя непроектированную площадку.

Во время своих визитов в Целле в 1908 и 1911 годах новый музей посетил немецкий кайзер Вильгельм II. Кайзер подарил музею Зала почета Ганноверской армии монументальную фреску работы берлинского художника Карла Рехлинга, на которой изображена битва при Гёрде 16 сентября 1813 года, в которой Королевство Пруссия и Избирательный Ганновер сражались вместе в братство по оружию.

Еще до 1926 года музей был расширен на восток и включил в себя фахверковое здание («дом приходской вдовы») на Штехбане. В 1928 году он был переименован в «Музей Бомана». В 1970 году были приобретены соседние фахверковые дома на Каландгассе 2–4, которые затем были преобразованы в административные и библиотечные помещения музея.

В 1993 году по проекту кельнского архитектора Вальтера фон Лома была добавлена ​​северная пристройка, которая простирается до Каландгассе сзади и используется для коллекции современного искусства. С 1995 года музей Бомана объединен с этим художественным музеем в Целле. В 2005 году фон Лом-Бау получил современную входную веранду на Шлоссплац, которая была спроектирована архитектурным бюро Аренс-Грабенхорст (Ганновер) как намеренно контрастирующий «стеклянный куб», предназначенный для излучения света в ночное время.

С 1938 года музей Бомана в Целле поддерживается «Компанией по содержанию музея Бомана в Целле». Четырьмя акционерами являются город Целле, район Целле, Museumsverein Celle e.V. и территория бывшего княжества Люнебург. Имущество и здание объединения были переданы городу, взамен он взял на себя содержание здания, погашение долгов по нему и оплату труда сотрудников. Регулярные «Годовые отчеты музея Бомана» публикуются директором музея с 2005 года в ежегоднике Celler Chronik (с тома 13).

 

Коллекции

Предыстория и ранняя история

Коллекция музея возникла в результате многочисленных мероприятий по сохранению археологических памятников в районе Целле с начала 20 века по 1950-е годы. Основной фокус находок на поверхности и при раскопках пришелся на Аллерталь, Флотведель и боковые долины Аллера, а также на Орцеталь. Несколько предметов, в основном из курганов раннего и среднего бронзового века, происходят из района военного полигона в Бергене, районов Лохайде и Флоттсанд между Бергеном и Германсбургом. Были также новые объекты, утилизированные со строительных площадок в старом городе Целле и замке Целле. Находки из 108 курганов, которые археолог из Германсбурга Ганс Пискер обнаружил в 1935–1944 годах на военном полигоне в Бергене, в основном оказались в Государственном музее Нижней Саксонии в Ганновере.

Музей Бомана владеет большим количеством наземных находок, в основном артефактов из мезолитических памятников. Они были обнаружены в центральном Орцетале — недалеко от Германсбурга, Луттерхофа, Ольдендорфа, Везена, Бекедорфа, Хоф Грауэна, Бавена, Шарнебексмюле и Шлупке. Они взяты из прежней коллекции Пискера, некоторые из которых он также опубликовал в своей диссертации. Другие места находились в низменностях Фузена, недалеко от Витценбруха, Хамбюрена и Эверсена. Поселение культуры воронкообразных кубков (ок. 4200–2800 гг. до н.э.) было обнаружено в 1936 году Гансом Пискером примерно в 800 м к востоку от Донсена, на Люрсберге, холме высотой 77 м над уровнем моря и шириной около 500 м. Находки раскопок этого поселения также хранятся в Музее Бомана.

В 1938 году музей Бомана купил в Бад-Бевензене часть обширной доисторической коллекции мастера калибровки и основателя музея Шликау Рудольфа Шликау. В основном он состоит из находок урн и погребального инвентаря из курганов бронзового века и урновых кладбищ железного века. Другие предметы, в том числе керамика с глубокой гравировкой. происходят из неолитических поселений. В коллекции также имеются каменные топоры и топоры.

В инвентарь музея Бомана также входят различные более мелкие коллекции, некоторые из которых были куплены, а некоторые переданы в дар музею. Самая старая коллекция, переданная музею в 1893 году, принадлежит мастеру-слесарю Целле В. Киппу († 1930).

 

Крестьянская культурная история

Весь первый этаж нижненемецкого фермерского дома 1571 года из Нарьесбергена (район Целле), так называемого холла, уже был установлен в новом здании музея, открытом в 1907 году. Гостиные и подсобные помещения с прихожей, конюшней и кухней (Флетт) представлены в музейном стиле. Сердцем дома был открытый очаг. Перед «Дилентором» в отдельной комнате находится «Пчелиная комната», в которой перед большой фреской изображено пчеловодство Люнебургской пустоши. Первоначально в музейную архитектуру на первом этаже были интегрированы перенесенные жилые и рабочие помещения из различных регионов бывшего Ганноверского королевства, из которых сохранился только «Фирланден-Штубе». Два сопоставимых оригинальных салонных интерьера периода Бомана («Кирхвердер-Штубе», «Вебер-Штубе» из Ретце в Вендланде) пришлось уступить место реорганизации музея в 2012/13 году с обновлением постоянных экспозиций.

 

Коллекция миниатюр Танси

Немецко-американская пара Лизелотта и Эрнест Тэнси, при жизни жившие в Целле, собирают портретные миниатюры с 1960-х годов. Это было вдохновлено некоторыми семейными реликвиями матери миссис Тэнси. Со временем была создана одна из крупнейших и важнейших в мире коллекций европейской миниатюрной живописи. Работы датируются концом 16 – началом 20 веков. Большинство миниатюр относятся к периоду барокко, причем основное внимание уделяется периоду рококо. Это почти исключительно портреты. В первую очередь изображены правители и представители знати. Среди них произведения раннего расцвета Англии и более поздние миниатюры из Франции, Германии, Австрии и Швейцарии. В Женеве работали гугеноты, бежавшие и первоначально специализировавшиеся на часовом производстве и технологии эмали. Большинство миниатюр периода барокко были написаны акварелью на пергаменте. Слоновая кость не использовалась в качестве основы для рисования до 18 века.

В 1997 году Тэнси пожертвовали 120 избранных произведений искусства из своей коллекции Фонду миниатюр Тэнси. С 2000 года миниатюры были представлены публике на выставке в музее Бомана в Целле.

 

Другие места

Зал почета Ганноверской армии
история ремесла
промышленная история
Национальная история
Военная история до 1866 г.
современное искусство
Коллекция Эберхарда Шлоттера
Коллекция Тома Райхельта
Городская жизнь в 19 веке
Городская и сельская одежда

 

Разнообразный

Музей предлагает экскурсии, лекции, мероприятия и широкий спектр музейного образования.
С 1954 года Музей Бомана в сотрудничестве с Городским архивом Целле издает серию публикаций под названием «Вклад клеток в региональную и культурную историю». На данный момент опубликован 51 том (по состоянию на февраль 2021 г.).

 

Директора музея

Вильгельм Боманн, 1892–1923, директор-основатель.
Альберт Нойкирх, 1923–1949 гг.
Дитер-Юрген Лейстер, 1949–1979 гг.
Фрэнк Оттен, 1979–1992 гг.
Мейндерт Бертрам, 1993–1999 гг.
Йохен Майнерс, 2002 г. - 31 августа 2021 г.
Назначенный преемник директора: Стефан Даберков

Специальные выставки (выборка)
2010/2011: 275 лет Государственному конному заводу Целле и ганноверской породе.
2011/2012: 300 лет Высшему областному суду Целле
2014: Когда члены королевской семьи прибыли из Ганновера, гвельфы стали королями на троне Англии (государственная выставка)
2017: Подайте пример: 500 лет Реформации в Целле
2019/2020: Холодная война и горячий бит, 60-е годы между новыми начинаниями и повседневной жизнью
2020: Поиски происхождения, произведения искусства, украденные нацистами, в музее Бомана
2022/2023: Истинное измерение мира - Карл Фридрих Гаусс и составление карты Ганноверского королевства 200 лет назад