Замок Целле

Замок Целле в Целле в Нижней Саксонии был одной из резиденций Дома Брауншвейг-Люнебург. Комплекс с четырьмя крыльями является крупнейшим замком в южном регионе Люнебургской пустоши.

 

История

Со времен средневековья

Замок Целле представляет собой укрепленную оборонительную башню, напоминающую обнесенный рвом замок, охранявший брод через Аллер. Это первое укрепление, известное как «Келлу», было построено около 980 года графом Бруноненом. Еще одним предшественником замка или расширения оборонительной башни стал комплекс, основанный в 1292 году Отто Строгим. Своды подвала и нижние этажи сторожевой башни сохранились до сих пор. Останки лежат под дворцовым театром. Настоящий «Castrum Celle» впервые упоминается около 1315 года. Это произошло благодаря городским укреплениям Целле, которые были построены в это время и защищали город городской стеной и валами, а также рвами. В результате Люнебургской войны за наследство герцоги Брауншвейг-Люнебургские перенесли свою резиденцию из Люнебурга в Целле в 1378 году и начали преобразовывать замковый комплекс, который был расширен за счет валов и рвов, во дворец. Дворец был в большей степени расширен при Фридрихе Благочестивом с 1471 по 1478 год, а дворцовая часовня была освящена в 1485 году. Затем, начиная с 1530 года, Эрнст I приказал оформить комплекс в стиле Возрождения. При этом между 1520 и 1560 годами укрепления в виде валов и бастионов были перенесены наружу. В то время замок представлял собой четырехкрылый комплекс вокруг типичного для того времени прямоугольного двора с массивными угловыми башнями, большой главной башней и характерными чертами везерского ренессанса.

Начиная с 1670 года, герцог Георг Вильгельм внес во дворец изменения, призванные превратить старую резиденцию эпохи Возрождения в современную резиденцию. Как типичный принц своей эпохи, Георг Вильгельм увлекался строительством и построил представительные пристройки к дворцу и его окрестностям, которые должны были напоминать ему о времени, проведенном в Италии. Фасадам, имитировавшим венецианские модели, затем был придан нынешний вид. Поражает гирлянда фронтонов, окружающих крыши, необычная форма купольных башен. В это же время были построены дворцовый театр и парадные палаты в стиле барокко.

Со смертью Георга-Вильгельма в 1705 году абсолютистский двор герцогов прекратил свое существование. Княжество Люнебург было унаследовано вместе с Княжеством Каленберг в то, что позже стало Королевством Ганновер. Замок потерял свое политическое значение и затем подолгу пустовал. С 1772 года его занимала бывшая датская королева Каролина Матильда, которая была сослана в Целле после развода с Копенгагеном из-за предполагаемого романа с Иоганном Фридрихом Струэнзее. Королева содержала скромный двор в Целле до 1775 года, где и умерла от скарлатины в возрасте 23 лет. В 19 веке замок время от времени использовался ганноверской королевской семьей в качестве летней резиденции. С этой целью Георг Людвиг Фридрих Лавес провел внутри церкви некоторые работы по переоборудованию с 1839 по 1840 год.

Во время Первой мировой войны в замке располагался лагерь для военнопленных, вмещавший до 300 «гражданских заключенных высшего ранга» (гражданских интернированных). С 1945 по 1958 год здесь располагалось хранилище произведений искусства замка Целле.

 

Замок сегодня

Внутри замка сохранились различные комнаты и залы разных этапов строительства замка. Парадные залы в стиле барокко были обставлены при Георге Вильгельме и также сохранились. Сегодня в Готическом зале проходят сменные выставки, а в восточном крыле находится Музей-резиденция, открывшийся в 2007 году и показывающий историю гвельфов и Ганноверского королевства. Исторические залы замка, отреставрированные в период с 1978 по 1981 год, а также часовню замка можно посетить во время экскурсий. В III. На верхнем этаже в башенном зале южной/восточной башни находится специальная выставка («Schlosskapelle 3 D»).

Замок будет отреставрирован в течение следующих нескольких лет почти за 13 миллионов евро (начало строительства во второй половине 2010 года).

 

Часовня замка

Еще до Реформации, в конце 15 века, в замке Целле была построена готическая капелла. Это произошло в ходе расширения дворца как резиденции герцогов Брауншвейг-Люнебургских, правивших в Люнебургском княжестве. В 1485 году часовня была освящена.

Нынешняя обстановка часовни была подарена Вильгельмом Младшим, герцогом Брауншвейг-Люнебургским. Его отец, герцог Эрнст I (Исповедник), был первым протестантским герцогом Гвельфом, который провел Реформацию в Целле в 1525 году и во всем княжестве в 1527 году. Герцог Вильгельм Младший приказал полностью перепроектировать замковую часовню в 1565–1576 годах и превратить ее в протестантскую часовню. В качестве поместий для знати были установлены ложи, а также алтарь, кафедра и орган. Всего 78 картин также датируются этим периодом. Фламандский художник Мартен де Вос создал основные произведения в своей мастерской, которой было поручено внутреннее убранство часовни. В часовне также находится 50 рельефов из песчаника, более 120 панно с цитатами из Библии и множество резьб. Это произведение искусства периода Реформации с тех пор практически не изменилось. Это один из самых ярких памятников сакрального искусства Северной Германии, который благодаря своей обстановке эпохи Возрождения имеет выдающееся историко-художественное значение. Дворцовая часовня – одна из важнейших придворных лютеранских церквей Европы.

С начала 18 века было документально подтверждено, что часовне угрожали проблемы со статикой, а картинам угрожали климатические условия. В 1840 году король Эрнст Август I отремонтировал его. С 1864 по 1866 год при короле Георге V проходила обширная реставрация. Портрет его и его жены королевы Марии был прикреплен справа от кафедры, напротив поместья. В 1980-х годах часовня подверглась статической реконструкции. После этого из-за большого количества туристов возросла влажность и были значительно повреждены картины, написанные в основном на дереве. Чтобы защитить произведения искусства, с 1995 года часовню можно было увидеть только за стеклянной стеной. В 2010 году рабочая группа, состоящая из представителей Государственного управления по охране памятников Нижней Саксонии, Государственного строительного управления Люнебургской пустоши, города Целле, Эв.-Лут. Церковный район Целле, региональная церковь и Университет прикладных наук и искусств (HAWK) Хильдесхайм. Целью технико-экономического обоснования является определение того, как можно сделать часовню замка снова доступной для посетителей.

Над княжеским креслом расположен орган замковой капеллы. Первый инструмент, корпус которого сохранился до сих пор, вероятно, принадлежал голландскому органному мастеру; органный футляр - один из старейших в северной Германии. Орган был установлен в 1865 году органостроителем Генрихом Витом (Целле). Грудной инструмент-слайдер имеет шесть регистров на мануале (C-c3: Gedackt 8', Prinzipal 4', Rohrflöte 4', Gemshorn 2', Scharf III-IV) и педали (C-a0: Subbass 16', а также Гедакт и директор как передачи из руководства).

 

Замковый театр

Особого внимания заслуживает придворный театр замка, один из старейших сохранившихся театров такого типа и один из немногих театров в стиле барокко в северной Германии. Сегодня в нем до сих пор играет собственный ансамбль.

Сегодняшний дворцовый театр был построен по инициативе герцога Георга Вильгельма, который перед вступлением в должность некоторое время пробыл в Венеции и познакомился там с итальянской оперой. Строительство театра началось в 1670 году и было практически завершено к 1675 году. Герцог постоянно менял актерские ансамбли, которые он набирал, например, из Франции, Италии, а также из соседнего Ганновера. Со смертью герцога театр опустел до тех пор, пока при дворе на короткое время не задержалась Каролина Матильда, для которой зал был расширен вторым ярусом.

Как придворная сцена, театр не был предназначен для публики, которая имела лишь скромный доступ к пьесам конца 18 века. Дом регулярно использовался до конца XIX века, но в 1890 году деятельность прекратилась, и театр пришел в запустение. С 1935 года началась капитальная реконструкция.

 

Замковая лестница

Замок Целле должен быть подготовлен соответствующим образом для представительного пребывания. В 1839 году король Эрнст Август I поручил строительство придворному архитектору Георгу Людвигу Фридриху Лавесу. С 1814 года Лавес занимал должность администратора здания суда в Ганновере. В 1852 году карьера привела его на должность главного директора здания суда. Он стал ведущим архитектором Ганноверского королевства. Для восхождения пришлось снести старую лестничную башню и так называемый синий коридор со стороны двора на востоке замка. Лавес построил просторную лестницу с двумя соединяющимися коридорами, которые разделялись в двух местах, а затем снова соединялись. Изогнутая лестница вела в королевские покои. Купол был расписан орнаментом. Ниже изображен герб Ганноверского королевства, вероятно, прикрепленный позже. На латыни он носит девиз Эрнста Августа: «Suscipere et finire», что означает «схватить и завершить». На стенах были размещены статуи выдающихся предков Вельфенхаузенов. Самый старый из них — Генрих Лев.

 

Замковый парк

Поскольку замок не имел военного назначения, внешние бастионы замка были снесены между 1785 и 1802 годами и послужили наполнителем некогда более глубокого и широкого рва. С 1826 года в непосредственной близости от дворца разбивали сады, а оборонительные стены продолжали сносить и разбирать. Вместо них были посажены деревья и многолетние растения, разбиты газоны. В 19 веке в непосредственной близости от замка был разбит ландшафтный сад. После того, как около 1900 года часть парка была отдана под жилую застройку, с тех пор он занимает площадь около семи гектаров. По сей день замок находится на острове, окруженном замковым рвом.

В конце 17 века Георг Вильгельм создал «Французский сад» — парк по французскому образцу, за пределами бывшего пояса укреплений, но в пределах легкой досягаемости от замка. Бывшую основную структуру в стиле барокко сегодня можно увидеть только в некоторых частях парка, поскольку эта территория также была преобразована в ландшафтный парк.