Храм Святой Цецилии (Кёльн)

 

Описание

Святая Цецилия — одна из двенадцати больших романских церквей в старом городе Кельна. Это была церковь монастыря Святой Цецилии с 15 века до секуляризации монастыря Марии Цум Вейхер в 1802 году. С 1956 года в Санкт-Цецилиен находится муниципальный музей средневекового искусства Шнютгена.

Здание Гогенштауфенов представляет собой трехнефную базилику без башни. У него нет трансепта. Южный неф заканчивается круглой апсидой. Северный проход, с другой стороны, заканчивается ризницей, построенной в 1479 году на месте первоначальной апсиды. В алтаре нефа сохранились фрески, но их трудно узнать, потому что они сильно пострадали во время Второй мировой войны. Плоский деревянный потолок центрального нефа окружен крестовыми сводами в боковых проходах. Тимпан, созданный в честь Святой Цецилии - сегодня копия над северным порталом, как оригинал, принадлежащий музею, - датируется 1160 годом. Франконская арка из бывшего монастыря до сих пор является реликвией оттоновского здания-предшественника.

 

История

Происхождение церковного здания восходит к женскому монастырю, основанному в конце 9 века и названному в честь святой Цецилии Римской. Долгое время предполагалось, что именно здесь стоял первый Кёльнский собор. Однако раскопки исключили эту традицию. Вместо этого были найдены фундаменты прямоугольной церкви, которая, вероятно, принадлежала женскому монастырю. Согласно документам о тяжелом хозяйственном положении монастыря в X веке, архиепископ Брун в своем завещании в 965 году завещал 50 фунтов серебра на завершение строительства храма. Примерно в это же время склеп, перестроенный на западе церкви в 1970 году, по-видимому, также использовался для хранения реликвий. В св. Цецилии архиепископ Кёльнский служил вторую рождественскую мессу после св. Марии в Капитолии, что подчеркивало особое значение монастыря, утраченного с развитием Средневековья. Однако здание оттоновской церкви должно было уступить место новому зданию Гогенштауфенов в 12 веке. Своим скромным дизайном здание значительно отличается от других крупных романских церквей Кёльна.

 

В 1474 году здание было предоставлено монахиням-августинкам закрытого монастыря Марии Цум Вейхер. Они построили ризницу и заменили романский деревянный потолок центрального нефа сводом, который не обновляли после того, как он был разрушен во время войны. Картина «Мадонна с фиалкой» из мастерской Стефана Лохнера, которая изначально принадлежала монастырю, сейчас находится в инвентаре Архиепископского епархиального музея. Здание монастыря, примыкающее к соборной церкви, было снесено после расформирования монастыря в 19 веке. На смену ему пришла первая кельнская больница, где долгое время служила церковь св. Цецилии. Бывший парадный вход был перестроен с западным фасадом в неороманском стиле после сноса монастыря.Рельефные архивольты и тимпан были созданы в 1849 году скульптором Кёльнского собора Кристианом Мором. Сегодня вход замурован, барабанная перепонка исчезла. В 1980 году опрыскиватель из Цюриха Харальд Нэгели распылил там свой «Пляска смерти». Эта работа теперь является памятником архитектуры.

Месса служится в церкви на Рождество и в годовщину святой Цецилии.

Колокола
В церкви было пять колоколов. Три больших колокола образовывали воскресные и праздничные колокола и висели на большой башне на крыше. Большой колокол, отлитый в 1440 году братьями Динкельмайер в Кельне как четвертый колокол на тот момент, был переделан в 1843 году Кристианом Клареном из Зиглара. Колокол высотой 1,17 метра был посвящен покровительнице церкви Цецилии и должен был быть доставлен во время Первой мировой войны. Средний колокол цвета ас’ диаметром 99 сантиметров был отлит около 1560/70 года Дерихом и Генрихом фон Кёлленами в честь Пресвятой Богородицы. Он служил, в частности, похоронным звоном. Этот колокол был брошен во время Второй мировой войны и сейчас находится на звоннице собора Святого Петра. Третий колокол диаметром 87 сантиметров, тон b′, датируется началом 14 века. Вокруг ее плеча надпись готическим маюскулом: O REX GLORIE VENI CVM ECA [= PACE]. После Второй мировой войны колокол впервые вернулся в церковь Святой Марии в Лискирхене, откуда его также повесили на башне Святого Петра в 2005 году. Небольшой колокол Гавриила диаметром 66 сантиметров, отлитый в Кёльне в 1493 году Яном Шурсгином, висел в коньковой башенке над западным концом крыши нефа. На нем были рельефы святых Георгия, Марии и Матфея, и, вероятно, он предназначался для звонка в колокол для ежедневной хоровой молитвы. Это был единственный оставшийся колокол, который погиб при разрушении церкви в 1945 году. Пятый колокол относится к романскому периоду: «sent Cunibertz clocke» (колокол Св. Куниберта), предположительно освященный епископом Кунибертом, сделан из клепаного листового железа наподобие коровьего колокольчика, высотой 40 сантиметров и совершенно без украшений. В него звонили как в погодный колокол во время штормов, в День Куниберта (12 ноября) и трижды, когда умирала настоятельница или канонисса. Поскольку колокол, как говорят, был снова выкопан свиноматкой, копавшей в пруду Петра, он широко известен как «Сауффанг». Колокол был подвешен на столбе в церкви (Музей Шнютгена) вместе с коромыслом и звоном. Башня и коньковая башня больше не строились.