Кельнский собор, Германия

Описание

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom, официально Hohe Domkirche Sankt Petrus) — католический собор в Кёльне, Северный Рейн-Вестфалия. Это резиденция архиепископа Кельна и администрации Кельнской архиепископии. Это известный памятник немецкого католицизма и готической архитектуры, который был объявлен объектом Всемирного наследия в 1996 году. Это самая посещаемая достопримечательность Германии, которую ежедневно посещают в среднем 20 000 человек. Собор высотой 157 м (515 футов) является самой высокой церковью с двумя шпилями в мире, второй по высоте церковью в Европе после Ульмского собора и третьей по высоте церковью любого типа в мире. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе со вторыми по высоте шпилями. Башни его двух огромных шпилей придают собору самый большой фасад среди всех церквей в мире. Хор имеет самое большое отношение высоты к ширине, 3,6: 1, среди всех средневековых церквей.

Строительство Кёльнского собора началось в 1248 году, но было остановлено около 1560 года, так и не завершившись. Попытки завершить строительство начались примерно в 1814 году, но проект не получил полного развития до 1840-х годов. Здание было завершено в соответствии с его первоначальным средневековым планом в 1880 году.

Средневековые строители Кельна планировали грандиозное сооружение для размещения реликвария Трех королей, которое соответствовало бы его роли места поклонения императору Священной Римской империи. Несмотря на то, что в средневековый период он оставался незавершенным, Кельнский собор в конечном итоге стал «шедевром исключительной внутренней ценности» и «мощным свидетельством силы и стойкости христианской веры в средневековой и современной Европе». Только телекоммуникационная башня выше собора.

 

История

Когда в 1248 году началось строительство нынешнего Кельнского собора с закладки фундамента, на этом месте уже было несколько предыдущих построек. Самый ранний из них, возможно, предназначался для хранения зерна, и, возможно, ему на смену пришел римский храм, построенный Меркурием Августом. Однако с 4 века это место было занято христианскими постройками, в том числе квадратным зданием, известным как «самый старый собор», построенным по заказу Матернуса, первого епископа Кельна. Отдельно стоящий баптистерий, построенный в 7 веке, располагался в восточной части нынешнего собора, но был снесен в 9 веке для постройки второго собора. При раскопках нынешнего собора были обнаружены могилы на месте самой старой части здания; в том числе мальчика, богато украшенного погребальным инвентарем, и еще одну женщину, которую обычно считают Визигардом. Обе могилы датируются VI веком. Сегодня остались только руины баптистерия и восьмиугольной купели.

Вторая церковь, названная «Старый собор», была завершена в 818 году. Она была уничтожена пожаром 30 апреля 1248 года во время работ по сносу, чтобы подготовить новый собор.

Средневековое начало
В 1164 году архиепископ Кельна Райнальд Дассельский приобрел мощи трех королей, которые император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса вынес из базилики Сант-Эусторджо в Милане, Италия. (Части реликвий с тех пор были возвращены в Милан.) Реликвии имеют большое религиозное значение и привлекали паломников со всего христианского мира. Церковным чиновникам было важно, чтобы они были должным образом размещены, и поэтому началась программа строительства в новом стиле готической архитектуры, основанной, в частности, на французском Амьенском соборе.

Первый камень был заложен 15 августа 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохштаденом. Восточный рукав был завершен под руководством мастера Герхарда, освящен в 1322 году и загорожен временной стеной, чтобы его можно было использовать во время продолжения работ. Восемьдесят четыре мизерикорда в хоре датируются этой фазой строительства.

В середине 14 века работы на западном фронте начались под руководством мастера Майкла. Эта работа была прекращена в 1473 году, оставив южную башню завершенной до уровня колокольни и увенчанной огромным краном, который оставался ориентиром на горизонте Кельна в течение 400 лет. Некоторые работы велись с перерывами над конструкцией нефа между западным фасадом и восточным рукавом, но в 16 веке они также прекратились.

завершение 19 века
Романтический энтузиазм 19-го века по отношению к Средневековью и подстрекаемый открытием первоначального плана фасада, было решено, при поддержке протестантского прусского двора, завершить собор. Это было достигнуто гражданскими усилиями; Central-Dombauverein, основанный в 1842 году, поднял две трети огромных расходов, в то время как прусское государство покрыло оставшуюся треть. Государство рассматривало это как способ улучшить свои отношения с большим количеством католических подданных, которых оно приобрело в 1815 году, но особенно после 1871 года это рассматривалось как проект, символизирующий немецкую государственность.

 

Работа возобновилась в 1842 году по первоначальному проекту сохранившихся средневековых планов и чертежей, но с использованием более современных методов строительства, включая железные балки крыши. Был завершен неф и добавлены башни. Колокола были установлены в 1870-х годах. Самый большой колокол - Санкт-Петерсглок.

Завершение строительства крупнейшего собора Германии было отмечено как национальное событие 14 августа 1880 года, через 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал император Вильгельм I. Имея высоту 157,38 метра (516,3 фута), оно было самым высоким зданием в мире в течение четырех лет, пока не был завершен монумент Вашингтона.

Вторая мировая война и послевоенная история
Во время Второй мировой войны собор пострадал от четырнадцати попаданий авиабомб. Сильно поврежденный, он, тем не менее, остался стоять в полностью разрушенном городе. Двойные шпили были легко узнаваемым навигационным ориентиром для бомбардировок самолетов союзников.

6 марта 1945 года район к западу от собора (Marzellenstrasse/Trankgasse) стал местом ожесточенных боев между американскими танками 3-й бронетанковой дивизии и Panther Ausf. A танковой бригады 106 Feldherrnhalle. «Пантера» успешно подбила два танка «Шерман», убив трех человек, а через несколько минут была уничтожена Т26Е3 «Першинг». Сохранились кадры той битвы. Разрушенная Пантера позже была выставлена ​​​​у основания собора до конца войны в Европе.

Ремонт повреждений, нанесенных войной, был завершен в 1956 году. Аварийный ремонт основания северо-западной башни, выполненный в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из соседнего разрушенного здания, оставался видимым как напоминание о войне до 2005 года, когда он был было принято решение восстановить участок в его первоначальном виде.

Чтобы выяснить, не повредили ли взрывы фундаменту собора, археологические раскопки начались в 1946 году под руководством Отто Доппельфельда и завершились в 1997 году. Это одни из самых значимых раскопок церквей, они выявили ранее неизвестные детали более ранних построек на этом месте. .

Постоянно ведутся ремонтные и профилактические работы в той или иной секции здания, которая редко бывает полностью свободна от строительных лесов, так как ветер, дождь и загрязнения медленно разъедают камни. Говорят, что в Dombauhütte, созданном для строительства собора и его ремонта, работают лучшие каменщики Рейнской области. Половину расходов на ремонт и техническое обслуживание по-прежнему несет Dombauverein.

21-го века
18 августа 2005 года Папа Бенедикт XVI посетил собор во время своего апостольского визита в Германию в рамках празднования Всемирного дня молодежи 2005 года. За это время собор посетило около миллиона паломников. Также в рамках мероприятий Всемирного дня молодежи в Кёльнском соборе состоялось телевизионное гала-представление Торжественной мессы Бетховена в исполнении Королевского филармонического оркестра и Лондонского филармонического хора под управлением сэра Гилберта Левина.

25 августа 2007 года собор получил новый витраж в южном трансепте. Стеклянная работа площадью 113 квадратных метров (1220 квадратных футов) была создана немецким художником Герхардом Рихтером на пожертвования в размере 400 000 евро. Он состоит из 11 500 одинаковых по размеру кусочков цветного стекла, напоминающих пиксели, случайно расположенных с помощью компьютера, которые создают красочный «ковер». После потери оригинального окна во время Второй мировой войны пространство было временно заполнено обычным стеклом. Тогдашний архиепископ собора кардинал Иоахим Мейснер, который предпочел образное изображение католических мучеников ХХ века для окна, не присутствовал на открытии. С 2014 года эту должность занимает кардинал Райнер Мария Вельки. 5 января 2015 года в соборе было темно, так как прожекторы были выключены в знак протеста против демонстрации PEGIDA.

Объект всемирного наследия
В 1996 году собор был внесен в список культурно важных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004 году он был внесен в список «Всемирное наследие, находящееся под угрозой» как единственный западный объект, находящийся в опасности, из-за планов строительства поблизости нескольких высотных зданий, которые визуально повлияли бы на это место. Собор был исключен из списка в 2006 году после решения властей ограничить высоту зданий, построенных рядом с собором и вокруг него.

Будучи объектом Всемирного наследия и принимающим усыпальницу Трех королей, Кельнский собор является главной достопримечательностью для туристов и паломников и является одним из старейших и наиболее важных мест паломничества в Северной Европе. Посетители могут подняться по 533 каменным ступеням винтовой лестницы на смотровую площадку на высоте около 100 м (330 футов) над землей. С платформы открывается живописный вид на Рейн.

В соборе продолжается консервация для решения проблемы потемнения, вызванного реакцией песчаника с серной кислотой во время дождя. Кислотные дожди являются следствием загрязнения воздуха.

Католическая церковь Святого Иосифа в Вашингтоне, округ Колумбия, была построена по образцу собора.

 

Архитектура

Дизайн Кельнского собора был очень похож на дизайн Амьенского собора с точки зрения плана земли, стиля и соотношения ширины и высоты центрального нефа. План имеет форму латинского креста, как это обычно бывает с готическими соборами. У него есть два прохода с каждой стороны, которые помогают поддерживать один из самых высоких готических сводов в мире, почти такой же высоты, как собор Бове, большая часть которого рухнула. Внешняя тяга свода принимается контрфорсами на французский манер. В восточном конце есть единственная амбулатория, второй проход превращается в шевет из семи расходящихся часовен.

Внутри средневековый хор более разнообразен и менее механический в своих деталях, чем здание XIX века. Он представляет собой расположение очень высокой аркады во французском стиле, тонкой узкой галереи трифория, освещенной окнами, с подробным узором, сливающимся с окнами выше. Фонарные окна высокие, в нижних частях сохранились старые фигурные стекла. Все объединено высокими валами, которые непрерывно тянутся от пола к своим капителям у пружины свода. Свод простой четырехугольной формы.

В хоре сохранилось очень много оригинальной фурнитуры, в том числе резные партера, что тем более удивительно, что здание было осквернено французскими революционными войсками. Большая каменная статуя Святого Христофора смотрит вниз на то место, где раньше был вход в собор, до его завершения в конце 19 века.

В нефе много витражей 19 века. Набор из пяти картин на южной стороне, называемый Баварским фенстером, был подарком Людвига I Баварского и ярко отражал живописный немецкий стиль того времени.

Внешне, особенно издалека, в здании доминируют огромные шпили, полностью германского характера, ажурные, как у Ульмского, Венского, Страсбургского и Регенсбургского соборов.

 

Сокровища

Одним из сокровищ собора является Высокий алтарь, который был установлен в 1322 году. Он построен из черного мрамора с твердой плитой длиной 15 футов (4,6 м), образующей вершину. Спереди и по бокам облицованы белым мрамором ниши, в которые вставлены фигуры, с изображением Коронации Богородицы в центре.

Самым знаменитым произведением искусства в соборе является Храм трех королей, построенный по заказу Филиппа фон Хайнсберга, архиепископа Кельна с 1167 по 1191 год, и созданный Николаем Верденским в 1190 году. Традиционно считается, что в нем хранятся останки Трех волхвов, мощи которых были приобретены Фридрихом Барбароссой при завоевании Милана в 1164 году. Святыня представляет собой большой реликварий в форме базиликальной церкви, сделанный из бронзы и серебра, позолоченный и украшенный архитектурными деталями, фигуративными скульптура, эмали и драгоценные камни. Святыня была открыта в 1864 году, и в ней были обнаружены кости и одежда.

Рядом с ризницей находится Распятие Геро, большое распятие, вырезанное из дуба со следами краски и позолоты. Считается, что это было заказано около 960 года для архиепископа Геро, это самое старое большое распятие к северу от Альп и самая ранняя из известных больших отдельно стоящих северных скульптур средневекового периода.

В Часовне Таинства находится Мадонна Майлендер («Миланская Мадонна»), датируемая примерно 1290 годом, деревянная скульптура, изображающая Пресвятую Деву Марию и младенца Иисуса. Алтарь святых покровителей Кельна с запрестольным образом работы международного готического художника Стефана Лохнера находится в Мариенкапелле («Часовня Святой Марии»). После завершения в 1265 году лучеобразные часовни сразу же стали служить местом захоронения. Мощи святой Ирмгарды нашли последнее пристанище в часовне Святой Агнессы. Ее трахитовый саркофаг считается созданным гильдией соборных каменщиков около 1280 года. Другие произведения искусства находятся в Сокровищнице собора.

Во внутреннюю стену вмурована пара каменных табличек, на которых высечены положения, сформулированные архиепископом Энглебертом II (1262–1267 гг.), согласно которым евреям разрешалось проживать в Кельне.

 

Церковная музыка

В Кёльнском соборе есть два органа Клайса Оргельбау: орган трансепта, построенный в 1948 году, и орган нефа, построенный в 1998 году. Среди органистов собора были Йозеф Циммерманн, Клеменс Ганц (1985–2001) и Винфрид Бениг (2001).

колокола
В соборе одиннадцать церковных колоколов, четыре из которых средневековые. Первым был 3,8-тонный Dreikönigsglocke («Колокол трех королей»), отлитый в 1418 году, установленный в 1437 году и переделанный в 1880 году. Два других колокола, Pretiosa (10,5 тонны; в то время самый большой колокол в западный мир) и Speciosa (5,6 тонны) были установлены в 1448 году и остаются на месте по сей день.

В 19 веке, когда строительство близилось к завершению, возникло желание увеличить количество колоколов. Этому способствовал кайзер Вильгельм I, предоставивший для этой цели французскую бронзовую пушку, захваченную в 1870–71 гг. 11 мая 1872 года перед собором были выставлены 22 артиллерийских орудия. 19 августа 1873 года Андреас Хамм во Франкентале использовал их, чтобы отлить колокол весом более 27 000 кг. Тон был не гармоничным, и 13 ноября 1873 года была предпринята еще одна попытка. Центральная соборная ассоциация, которая согласилась взять на себя расходы, тоже не хотела этого колокола. Еще одна попытка была предпринята 3 октября 1874 г. Колоссальный колокол был отправлен в Кельн и 13 мая 1875 г. установлен в соборе. Этот Kaiserglocke в конце концов был переплавлен в 1918 году для поддержки военных действий Германии. Kaiserglocke был самым большим свободно качающимся колоколом в истории.

24-тонный колокол St. Petersglocke («Колокол Святого Петра», «Decke Pitter» на языке Kölsch или в просторечии известный как «Dicker Pitter») был отлит в 1922 году и был самым большим свободно качающимся колоколом в мире. мира, пока в Инсбруке не был отлит новый колокол для Собора Народного Спасения в Бухаресте в Румынии.