Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, в которой представлено около 700 шедевров 15-18 веков, является одной из самых известных коллекций картин в мире. В музее представлены работы итальянских художников эпохи Возрождения, а также голландских и фламандских художников 17 века. Также представлены выдающиеся картины старой немецкой и старой голландской живописи. Картинная галерея является частью Государственного художественного собрания Дрездена. Он расположен в галерее Земпера Цвингера и посещается более полумиллиона раз в год.
Когда курфюрст
Август основал Дрезденскую избирательную Кунсткамеру в 1560 году,
картины по-прежнему играли второстепенную роль в этой универсальной
коллекции наряду с предметами из всех возможных областей науки. При
правлении двух курфюрстов Саксонии между 1694 и 1763 годами, Августа
Сильного и его сына Фридриха Августа II, в первой половине 18 века
началась систематическая собирательная деятельность. После того, как
добился особого успеха, купив 100 лучших произведений из выдающейся
коллекции герцога Франческо III. фон Модена быстро росла в 1746
году, коллекция первоначально переехала в 1747 году в здание конюшни
на Ноймаркте, которое было преобразовано в картинную галерею. Эта
коллекционная эпоха увенчалась приобретением в 1754 году картины
Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Тем временем благодаря ценным
приобретениям коллекция приобрела европейскую известность.
Начавшаяся Семилетняя война положила конец активному расширению
коллекции на долгие годы.
Из-за потребности в новом здании
музея, отвечающем требованиям 19 века, Готфрид Земпер спроектировал
сегодняшнее здание галереи в Цвингере, так называемую галерею
Земпера. После побега Земпера в 1849 году это «огорожье с северной
стороны» было завершено в 1855 году Карлом Морицем Генелем. «Новый
Королевский музей Дрездена» открылся 25 сентября 1855 года в
«Земпергалерее», где до сих пор находится картинная галерея.
Закупочная деятельность возобновилась. В 1853 году в Дрезден прибыло
16 испанских картин из имения «Гражданина короля» Луи-Филиппа I;
Картины итальянских и голландских мастеров последовали в 1970-х и
1980-х годах. В 1873 году парламент штата решил выделить
значительные суммы на покупку произведений искусства.
В
начале 20 века из соображений экономии места возникла необходимость
в разделении современных картин, так началась Галерея Neue Meister.
Во время Второй мировой войны картины были переданы на аутсорсинг,
например. на известковом заводе в Ленгефельде, в туннеле завода по
производству песчаника Ротверндорф недалеко от Пирны и в туннеле
Котта. Это означает, что большинство из них уцелело, несмотря на
обширные разрушения галереи Земпера во время воздушных налетов на
Дрезден. 13 февраля 1945 года 154 картины сгорели, когда в грузовик,
в который они были загружены, попала бомба. В связи с наступлением
Красной Армии эти картины были эвакуированы на запад со склада в
замке Милькель. Транспортный маршрут через Дрезден был выбран
незаконно. Еще 42 картины большого формата сгорели в Residenzschloss
в тот же день.
После окончания войны картины попали в
Советский Союз как награбленное искусство. В 1955 году Совет
Министров СССР принял решение о его возвращении. 25 августа 1955
года дрезденские картины были переданы в Москву правительственной
делегации ГДР. На эту тему Немецкая почта ГДР выпустила несколько
серий марок под названием «Картины из Дрезденской картинной галереи,
возвращенные из СССР». 3 июня 1956 года Дрезденская картинная
галерея была вновь открыта в части галереи Земпера, которая все еще
находилась на реконструкции. Это было завершено в 1960 году. В 1963
году 206 картин были уничтожены, а 507 пропали без вести. Около 450
картин до сих пор отсутствуют.
С 1988 года Галерея Земпера
была капитально реконструирована и вновь открыта 5 декабря 1992
года. После семилетней генеральной реконструкции и связанного с ней
частичного закрытия галереи Картинная галерея старых мастеров была
вновь открыта 28 февраля 2020 года.
В мае 2007 года
Дрезденская картинная галерея старых мастеров, первый виртуальный
музей, основанный на реальной модели, открылась в Second Life,
которая снова была закрыта в декабре 2011 года.
Харальд Маркс
был директором картинной галереи до 2009 года, Бернхард Мааз взял на
себя управление в 2010 году, а Стефан Коя - 1 марта 2016 года.
Важные шедевры 15-18 веков являются причиной всемирной известности
коллекции. Основное внимание в коллекции уделяется итальянской живописи,
особенно эпохи Высокого Возрождения и барокко, а также голландской и
фламандской живописи, особенно XVII века. Также представлены выдающиеся
работы известных немецких, французских и испанских художников. Коллекция
испанской живописи, состоящая из 34 работ, считается самым важным
инвентарем в немецком музее. Кроме того, выставлены панно и холсты
раннего итальянского Возрождения. В Картинной галерее находится самая
большая в мире коллекция Кранаха. В экспозиции представлен почти весь
фонд работ Лукаса Кранаха Старшего и Младшего, а также работы из их
мастерской.
С момента открытия Sempergalerie 29 февраля 2020 года
коллекция была представлена в новом дизайне. Цвет стен используется
для структурирования. Работы итальянцев выставлены на красных стенах, а
немецкие и голландские картины висят перед зелеными настенными
покрытиями. На голубом фоне представлены испанские и французские картины
17 века.
Постоянная экспозиция состоит из
около 700 картин, что соответствует примерно 40% фондов в депо. Эти
картины относительно плотно обвешаны великолепными золотыми рамами.
Размещая скульптуры в картинной галерее, скульптуры и картины
сопоставляются здесь в смысле paragone («соревнование искусств»).
Античные скульптуры также представлены в античном зале (восточный зал
галереи). Форум Винкельмана (бывший Гобеленовый зал) открылся 6 июня
2020 года специальной выставкой дрезденских гобеленов по мотивам
карикатур Рафаэля (1483-1520).
4 августа 1956 года, через два
месяца после открытия, растерянный человек повредил картину Гвидо Рени
«Венера, лежащая с купидоном», сломав ее карандашом. Картина может быть
выставлена снова после непродолжительной реставрации. Поиски
преступника не увенчались успехом.