Церковь Пресвятой Девы Марии в Люскирхене (Кёльн), Германия

 

Описание

Церковь Пресвятой Девы Марии в Люскирхене — самая маленькая из двенадцати больших романских базилик в старом городе Кельна. Римско-католическая приходская церковь принадлежит Кёльнской архиепископии и расположена к югу от старого города. Он был создан в его нынешнем виде как трехнефная галерейная базилика на основе святого Куниберта между 1198/1200 и 1225 годами. Собор Святой Марии в Лискирхене особенно характеризуется историческими фресками свода 13 века, которые являются единственными двенадцать, которые в значительной степени сохранились, и поклонение Мадонне Корабля. Название Лискирхен, вероятно, происходит от лорда Лисолвуса или Лисольфа, который построил первоначальное здание как частную церковь. И церковь, и прилегающие к ней дом пономаря и ризница внесены в список памятников архитектуры.

 

История

Согласно легенде, церковь была основана епископом Матернусом в начале четвертого века. Частная Мариенкапелла в виде простой зальной церкви впервые упоминается в документе 948 года. Вероятно, он принадлежал лорду Лисолвусу или Лизолфусу, который жил в доме к северу от часовни. Название «Lisolfikyrken» со временем стало «Lyskirchen». Здание было включено в качестве приходской церкви в 1067 году архиепископом Анно II из монастыря каноников Святого Георгия, который он основал, и тогда называлось Святой Марией в Нойтхузене. Расположенный в непосредственной близости от Рейна и к югу от городской стены, расширенной в 1106 году, он в основном использовался капитанами кораблей для молитв. В 12 веке он, вероятно, был расширен тремя нефами и впервые упоминается около 1135/42 года как «ecclesia Lisolvi» (Церковь Лисолвуса). Археологические исследования мало что узнали об этом предшествующем здании. Церковь Лисолвуса стала приходской церковью рыбацкой деревушки Но(и)тузен, позже названной Аирсбах, которая в 1106 году была включена в городскую пристройку Кёльна. Семья патрициев Лискирхен жила в непосредственной близости и впоследствии способствовала дальнейшему расширению церкви в качестве жертвователя. Строительство церкви Святой Марии в Лискирхене в ее нынешнем виде началось между 1198 и 1200 годами. Из-за постоянного риска затопления земля под застройку была заранее поднята. Около 1225 года церковь была завершена как галерейная базилика со слегка неправильным планом этажа и, на основе Св. Куниберта и Св. Северина, получила двухбашенное восточное здание с апсидой между ними, чтобы акцентировать внимание церкви на Рейне. Вероятно, из-за нехватки средств была достроена только северная башня. Крипта предыдущей церкви была заброшена, а новая была ограничена пространством под алтарной площадью и апсидой.

Около 1520/30 г. веерные окна, за исключением галерейных, были заменены стрельчатыми арочными окнами с узором из рыбьих пузырей, а окна в апсиде — с двойным узором. Кроме того, боковые проходы получили контрфорсы снаружи, а западный фасад получил фронтон, объединяющий все три прохода. В 1528 году впервые было использовано имя Святой Марии в Лискирхене. В период с 1658 по 1662 год в церкви Св. Марии в Лискирхене была проведена масштабная реконструкция интерьера, в ходе которой была поднята апсида, а глухие арки, панельный фриз и карликовая галерея были заменены высокими готическими ажурными окнами. С этой целью своды хора и апсиды были удалены, а их высота потолка была приведена в соответствие с высотой центрального нефа. В результате этих модификаций апсида утратила полукруглую форму и стала многоугольной. В галереях место тройных аркад заняли корзинчатые аркады из балясин в стиле барокко, так что стены нефа двух восточных пролетов раскрылись на всю ширину, а в западном пролете сохранились первоначальные тройные арки. В 1663/65 году к хору был пристроен главный алтарь в стиле барокко, от которого сегодня сохранились только статуи св. Николая и Матерны. Романские окна в галереях были обновлены в 1697 г. как арочные окна с раздвоенным узором. Церковная башня получила складной шлем, который в 19 веке заменили ромбической крышей. Кроме того, церковь была выкрашена в белый цвет в 17 веке.

 

Во время наводнения 1784 года наводнение и лед уничтожили часть церковной утвари, так что в 1785 году пришлось построить новый главный престол. Когда в 1804 году монастырь св. Георгия был секуляризован, св. Мария в Лискирхене стала приходской церковью. С 1850 года здание все больше нуждалось в ремонте. В 1860 году хор получил новый главный алтарь, спроектированный Винченцем Стацем. Кроме того, к 1865 г. окна апсиды были украшены витражами, а в хорах устроены алтари. С 1868 по 1876 год была проведена обширная реставрация, которая частично объединила здание в романском стиле, например, в новом оформлении западного фасада или окон галереи. Когда в 1879 году интерьер был отремонтирован, была обнаружена фреска крытого свода 13 века. Средневековые потолочные росписи были отреставрированы к 1881 году и, как и весь интерьер, расписаны Матиасом Геббельсом в историцистском стиле. Строительные мероприятия начала 20 века затронули склеп в 1918 году и внешний вид в 1928/30 годах. С 1934 года средневековые фрески были снова восстановлены, в ходе которых историцистская живопись 19 века, которая больше не соответствовала современному вкусу, была удалена и заменена новой картиной Антона Барденхауэра. Картины Геббельса сохранились только в часовнях северной и южной башен. За исключением башни, авианалеты союзников в 1942/43 году разрушили все остальные крыши церкви Святой Марии в Люскирхене. Хотя цилиндрический свод галерей обрушился, свод центрального нефа с его росписью остался неповрежденным. Реконструкция церкви после Второй мировой войны началась в 1947 году и продолжалась до 1962 года. В 1972-1977 годах средневековые росписи свода были вновь восстановлены, с удалением всех более поздних надписей. С 1982 по 1989 год церковь Святой Марии в Лискирхене была оштукатурена в розовом, сером и белом цветах в соответствии с оригинальными романскими находками. С 1982 года церковь, а затем дом пономаря и ризница были включены в качестве памятников в соответствующий список района Альтштадт-Зюд.

Описание здания
Святая Мария в Лискирхене имеет форму галерейной базилики с одинаковыми сводами. Неф короткий и имеет три отсека. Он состоит из центрального и двух боковых проходов. Алтарь обрамлен полукруглой восточной апсидой и двумя приделами, над северным возвышается башня.

Внешняя конструкция
Святая Мария в Лискирхене - самая маленькая из двенадцати больших романских церквей в Кельне и церковное здание, типичное для периода Штауфера. Неф Святой Урсулы лег в основу этого стиля, который можно найти во многих позднероманских приходских церквях в Рейнской области. Северная башня восточной части следует примеру св. Апостолов: из оригинального складного шлема в XIX веке был сконструирован рейнский шлем.

На западном фасаде сохранился один из самых своеобразных порталов Кельна, верхняя часть которого была перестроена в XIX веке: на арочном поле, обрамленном гирляндой, над порталом с перемычкой с колоннами видна глухая зубчатая арка, ближайший родственник которой находится на западном крыльце церкви Святого Андреаса и может быть найдена в веерных окнах церкви Святого Гереона. Над перемычкой есть отметка, показывающая высокий уровень воды «Ледяного паводка» 28 февраля 1784 года. В целом, с большим количеством фигуративных изображений, это самый тщательно продуманный портал из всех романских церквей Кельна.

В основании дома пономаря, примыкающего к церкви с востока, сохранилась часть пристройки городской стены 1106 года.

Внутренне пространство
Две башенные часовни выходят на север и юг от хоровой площади. За восточной апсидой находится апсидиола, образующая ризницу. Ниже хоровой площади и восточной апсиды находится склеп.

Картины свода
Святая Мария в Лискирхене - единственная из двенадцати больших романских церквей Кельна, чьи фрески в значительной степени сохранились. В трех нишах центрального нефа, которые были расписаны около 1250 года, четыре сцены из Ветхого (каждая на север) и Нового Завета (каждая на юг) показаны попарно во взаимном отношении и повествовательно развиваются с востока на запад, причем Ветхий Завет относится к к его функции новозаветного пророчества сводилась:

 

Обещание Исаака и Благовещение Марии.
Рождение Исаака и Рождение Христа.
Представление Самуила и двенадцатилетнего Иисуса в храме.
Купальня Неемана и крещение Иисуса.
Моисей приносит Десять Заповедей и Преображение Христово.
Въезд Соломона в Израиль и въезд Иисуса в Иерусалим.
Пир Артаксеркса и Тайная вечеря Иисуса.
Иов в несчастье и бичевание Иисуса.
Поклонение и уничтожение медного змея и снятие с креста.
Самсон с воротами города Газы и сошествием Иисуса в ад.
Вознесение пророка Илии и вознесение Еноха, а также Вознесение Христа.
Испытание в Кармиле и чудо Пятидесятницы.

Сохранились также фрески в двух хоровых капеллах, созданных в 1270/80 гг.:
Роспись свода южной хоровой капеллы была создана около 1270 года и изображает легенду о святом Николае Мирликийском в виде восьмичастного цикла картин, при этом каждая из четырех крышек свода разделена расписной колонной пополам. В них речь идет о трех чудесах из жизни святителя Николая.
Потолочная фреска северной хоровой капеллы была создана несколько позже, чем южной, вероятно, около 1280 г. Как восьмичастный цикл картин она также изображает сцены из жизни святой Екатерины Александрийской. только один в Святой Марии в Лискирхене, который все еще находится в состоянии реставрации и перекраски 1879 года, для которого характерны темные цвета и широкое использование золотой бронзы.

Соответствующие сцены объясняются надписями и расположены радиально в ребристых сводах, создавая иллюзию купола. В перемычках святые на юге и пророки на севере завершают живописную программу. Не вызывает сомнений то, что фигурные росписи также существовали на стенах и, вероятно, на хорах.

Меблировка
Фреска над западным порталом
Поклонение волхвов внутри над западным порталом - единственная настенная роспись Святой Марии в Лискирхене, которая, вероятно, была широко написана в романский период. Эта фреска была обнаружена только в 1947 году и была создана около 1220/30 года как тимпан с плоской аркой. В центре картины изображена Мария, сидящая на троне с Младенцем Иисусом, к которому слева в поклонении подходят три волхва. Справа две мужские фигуры, которые не могут быть точно назначены. Они могут быть пророками. Эта самая старая роспись в церкви выполнена в стиле полого, что можно узнать по складкам на одежде и найти, например, в витражах св. Куниберта. Фрески свода, которые были созданы позже, были выполнены уже в последовавшем затем зазубренном стиле.

Корабль Мадонна
Святая Мария в Лискирхене также называется Шифферкирхе, потому что там поклоняются позднеготической Шиффермадонне. Он стоит на внутренней западной стене к северу от входного портала, был создан около 1410/20 года в Рейнской области и имеет высоту более 2 метров. Вероятно, он попал в Святую Марию в Лискирхене только в начале 19 века и, возможно, пришел из цистерцианского монастыря в Вальберберге. Шиффермадонна показывает сильное соответствие Прекрасной Мадонне в Санкт-Фойлане в Аахене и, как и она, выполнена в мягком стиле богемского типа. Характерные особенности включают Младенца Иисуса, обращенного к зрителю, который, кажется, протягивает маленькое яблоко, и форму одежды Мадонны, края которой длинными полосами ниспадают справа от нее и каскадом слева. Фигура размещалась снаружи восточной апсиды до 1868 года, что, вероятно, привело к исторически неверному предположению, что она особенно почиталась рейнскими лодочниками, откуда и произошел термин «Мадонна корабля». Связанное с этим убеждение, что Святая Мария в Лискирхене была церковью шкиперов, также необоснованно. Хотя некоторые лодочники жили в Веделе вокруг церкви с позднего средневековья, соответствующая гильдия и Свято-Николаевское братство возникли только в 17 веке. Статуя стоит в стенной нише, расписанной Питером Хеккером, на которой изображены моряки, смотрящие на Мадонну.

Купель
На внутренней западной стене к югу от входного портала находится купель. Это датируется второй половиной 13 века и поэтому является единственным сохранившимся предметом романской мебели наряду с фресками. Восьмиугольная крестильная купель, расширяющаяся кверху, сделана из голубого камня Намюр и имеет высоту 1,02 м. Он опирается на восьмиугольную центральную колонну с восемью колоннами из светлого мрамора. Восемь сторон купели украшены трилистными арками, а по верхнему краю восемь углов подчеркнуты орнаментальными головками с врезанными гранями. Крестильная купель представляет собой тип, распространенный в то время на Нижнем Рейне.

 

церковное окно
Три витража в северном боковом проходе, датируемые примерно 1520/30 годом, имеют историческое значение. Витраж среднего трехстворчатого окна изображает распятие Христа. В средней части крест, обнимающий богато одетую Марию Магдалину. Мэри и Джон стоят на дорожках слева и справа от него. Вся сцена разворачивается на едином пейзажном фоне, а фигуры написаны в стиле поздней готики и имеют особенно дифференцированные лица и одежды. Каждое из трех изображений обрамлено орнаментом в виде классических колонн и плоских арок, в котором сочетаются характерные для того времени элементы готики и ренессанса. Над капителями левой и правой полос маленькие ангелы несут герб дарителя.

В восточном окне, которое также состоит из трех панелей и было создано около 1520/30 г., изображена Святая Елена с вновь открытым крестом Христа, Матерна и Святого Гереона с флагом и щитом. Каждое из трех изображений обрамлено колоннами, капители которых украшены орнаментом из аканта. В отличие от среднего окна стилистические приемы эпохи Возрождения не дополнены готическими элементами и фигуры кажутся более ориентированными на современные итальянские образцы, чем в соседнем окне на запад.

Три окна восточной апсиды были созданы в 1987 году Гансом Люненборгом. В северо-восточном окне изображены кельнские епископы-святые Агилольф, Анно, Брун, Энгельберт, Эверигисил, Гериберт, Куниберт, Матернус и Северин. В середине изображены Успение Богородицы и юго-восточный Николай Мирликийский с житницей и кораблем.

Статуя Святого Матерна
На северной стене нефа между вторым и третьим пролетами находится деревянная скульптура святого Матерна с двумя митрами под рукой. Вероятно, он происходит от бывшего главного алтаря в стиле барокко 1665 года, разрушенного во время наводнения 1784 года, и приписывается кругу художника Иеремии Гейссельбрунна. Оформлен в белом цвете с позолоченной каймой и орнаментом с 1975 года, об исходной цветовой гамме ничего не известно. После того, как последующий запрестольный образ был удален в 1860 году, он остался со скульптурой святого Николая, которой больше нет в интерьере церкви, как остаток первоначального барочного главного алтаря.

Витрина сокровищ
В 2014 году в нишу стены северной хоровой часовни был встроен ларец, в котором выставлены четыре экспоната с частичным отношением к истории прихода:
сосуд для масла для помазания, изготовленный около 1500 г. в кельнской мастерской, наверху которого изображен Святой Иаков.
так называемая апостольская чаша. Это было сделано в Кельне около 1695 года и происходит из монастыря сервитов Святой Люсии, который стоял в Фильценграбене и был распущен во время секуляризации при Наполеоне. Через богатую вдову часть церковных сокровищ из этого монастыря перешла в собственность святой Марии в Лискирхене. У подножия чаши изображены четыре евангелиста с соответствующими атрибутами. Апостолов можно увидеть на Тайной вечере.
мерный поднос с кувшинами для вина и воды. Он был создан в Кельне в 1795 году и изображает Матернуса. Согласно легенде, у него была монастырская келья там, где сегодня находится склеп Святой Марии в Лискирхене.
сияющая дароносица в центре ящика с сокровищами. Это было сделано в Кёльне в 1763 году. Он обращается к Евхаристии и изображает, среди прочего, колосья и виноградные колосья как ссылку на хлеб и вино Вечери Господней.Вверху находится глобус, изображающий падение человека. Также есть крест, поднятый на агнце, который является символом Agnus Dei.

Самое ценное церковное сокровище Святой Марии в Лискирхене, процессный крест XII века, известный как Salierkreuz, хранится на приходском складе из соображений безопасности. В литургии он используется только по случаю высоких праздников.

Триптих Оплакивание Христа
В северо-восточном углу северного прохода находится триптих. Это копия трехчастной картины Йоса ван Клеве, которая, согласно надписи, была подарена советником Гобелинусом Шмитгеном в 1524 году. Оригинал был продан муниципалитетом в 1812 году и сейчас находится в Художественном институте Штеделя. Копия была создана Бенедиктом Бекенкампом и через несколько лет заменила оригинал на том же месте. На среднем крыле изображен Оплакивание Христа. Рядом с Марией, Никодимом, Иоанном и Марией Магдалиной изображен неизвестный мужчина, который, вероятно, является дарителем запрестольного образа. На передних створках триптиха изображены святая Вероника с покрывалом Христа и Иосиф Аримафейский с терновым венцом.

 

Триптих Распятие Христа
В приделе северного хора к востоку находится еще один триптих, изображающий Распятие Христа, датируемый XVII веком. Христос, смотрящий вверх, стилистически основан на картине Горциуса Гелдорпа 1602 года, которая висит в сенатском зале Кельнской ратуши. Даритель триптиха изображен на левой боковой створке. Небольшая Пьета под центральным крылом была сделана около 1480 года.

Статуя Мадонны в главном алтаре
В главном алтаре, который больше не сохранился, находилась статуя Мадонны с младенцем высотой 1,15 м, которая до сих пор имеет свою старую версию. Резьба по дереву, вероятно, была сделана в Кельне и датируется второй четвертью 14 века. Мадонна, плащ которой имеет довольно простой дизайн, была подарена церкви в 1885 году Катариной Пютц. Статуя теперь стоит перед северо-западной колонной хоровой площади, лицом на запад.

Хоры и чудотворный образ Благовещения
В юго-восточном углу южного клиросного придела расположены клиросы 1520 года постройки. Трехчастный ряд сидений изначально пришел из монастыря Святой Люсии, который был распущен в 1802 году. Также из этого монастыря происходит копия картины из Сантиссима Аннунциата во Флоренции, которая висит на северной стене хора. Чудотворный образ изображает Благовещение Богородицы и был создан в середине XVII века.

Орган
В 1957 году церковь получила орган от компании по производству органов Romanus Seifert & Sohn из Кевелара с 20 регистрами, распределенными по двум руководствам и педали. Он стоит на галерее, построенной около 1750 года. В 1880 году Геббельс нарисовал галерею ангелами, играющими музыку.

колокола и башенные часы
Перед Первой мировой войной в церкви был перезвон из трех колоколов, отлитых в 1817 году Петером Бойтелем из Бурмона. Большой колокол весом 1528 фунтов, посвященный Пресвятой Богородице, был переделан в 1870 году с сохранением надписи. Средний колокол весом 1112 фунтов был посвящен Святому Матерну, малый колокол весом 808 фунтов — Святому Николаю. От этого колокола пришлось отказаться во время Первой мировой войны. Всего несколько лет спустя, в 1919 году, Эрнст Карл Отто из литейного завода по производству колоколов Отто в Хемелингене/Бремене отлил новый колокол общим весом около 48 центнеров, состоящий из четырех колоколов с ударными звуками: f' - a's' - b. ' - a's ". Из них только средний колокол, посвященный Пресвятой Богородице, пережил Вторую мировую войну. из арендованной церкви Святой Сесилии колокола не только снова зазвучали в четыре голоса, но и в прежней тональности. С расширением колоколов до церкви Святого Петра в 2005 году старый колокол был перенесен туда и для Святой Марии в Лискирхене. был отлит новый колокол с той же надписью. Коньковая башенка на крыше нефа, существовавшая до Второй мировой войны, была разрушена вместе с колоколом и с тех пор не восстанавливалась. Башенные часы Ще, изготовленные в 1886 году фирмой Johann Mannhardt из Мюнхена, были оснащены часовым и четвертьчасовым механизмом боя. Часы были демонтированы в рамках реконструкции в 1955 году. Существовавшие ранее циферблаты не восстанавливались. Тем не менее, традиция боя часов была продолжена в простой форме: механизм электрического боя показывает полные и полные часы на большом колоколе. В 2015 году высококачественные башенные часы были отреставрированы и с тех пор выставлены в галерее северного прохода. Каждый день в Ангела Господня звонят следующим образом: сначала бьют три раза в большой колокол, по три удара в каждый, после чего звонят в малый колокольчик коротким знаком.

Мелочи
Известное кельнское карнавальное общество назвало Lyskircher Junge в честь Veedel вокруг церкви.