Церковь Святой Марии Капитолийской (Кёльн), Германия

 

Описание

Святая Мария Капитолийская - раннероманская католическая церковь в Кельне и самая большая романская церковь в городе. Это старейший из комплексов с тремя раковинами, типичных для романского периода в северном регионе Рейн-Маас. Это одна из двенадцати романских базилик в старом городе Кельна, сохранение которых поддерживается Кельнской ассоциацией романских церквей. Дополнение к названию в Капитолии относится к римскому храмовому комплексу, который ранее находился на этом месте. Этот храм располагался во дворе храма размером 100 × 70 м. Св. Мария в Капитолии имеет длину около 73 м от входа до оконечности восточной раковины, от вершины северной до южной раковины около 63 м, ширина нефа около 24 м.

 

История

Святая Мария в Капитолии играла заметную роль в Кельне. Это была главная церковь после собора. Архиепископ всегда служил первую рождественскую мессу в Святой Марии в Капитолии, вторую в Святой Цецилии и третью в соборе. Совет также прошел от Святой Марии к собору процессией в честь Трех королей, городских святых Кельна, на Крещение. Здесь также проходили официальные церковные церемонии собора и похороны архиепископов, императоров и мэров. Здесь звонил городской колокол на случай бури и пожара, называемый брамовым колоколом.

После смерти Пиппина жена Пиппина Среднего, Плектрудис, заключила его незаконнорожденного сына Карла Мартелла в тюрьму в Кельне с 714 по 716 год, чтобы помешать ему стать мэром дома и передать эту должность своему внуку Тевдоальду, который был около в возрасте шести лет. Два ее собственных сына уже умерли. Тевдоальд не смог выстоять против сопротивления в Нейстрии, так что в 716 году Раганфрид встал со своими войсками перед Кёльном и вынудил Плектрудиса сдать часть франкской имперской казны. Освобожденный примерно в это же время и одержавший победу над своими конкурентами, Карл Мартелл изгнал Плектрудис в изгнание в Кельн, где, согласно источникам XII века, она построила церковь на руинах Капитолия.

В 10 веке архиепископ Кельнский Брун передал каноников, живших в соседнем монастыре, святому Андреасу и основал монастырь для святой Марии.

 

История строительства

Древность
Храм Капитолийской Триады Юпитера, Юноны и Минервы, то есть трех самых важных римских божеств. Причиной постройки послужило возвышение до Колонии по римскому праву. В отличие от обычного, этот главный храм колонии Клавдия Ара Агриппина располагался не на городском форуме, а над Рейном в непосредственной близости от городской стены. Храм, доступный по лестнице с востока, имел площадь подиума высотой 4,4 м 33 м × 29,5 м, а окружающий теменос, покрытый трахитовыми плитами, имел размеры 94–97 м × 69 м. Из них сохранилась в основном западная стена высотой 5,5 м, замыкающая монастырь с востока. Капитолийский храм имел фундамент глубиной 4 м и был разделен на три целлы для изображений богов. Прежде всего, неф, который существует до сих пор, стоит на фундаменте этого храма, который, таким образом, обеспечивал основную форму до того, как церковь была расширена на запад и на Пасху.

Раннее Средневековье
После того, как франки завоевали Кельн в середине V века, государственная собственность римских времен перешла в руки франкских королей и их окружения. В районе Капитолийского холма франконский дом мог располагаться в Кельне. Это относится и к Пипину Среднему, который считался настоящим правителем в империи после того, как в 687 году объединил управляющие должности различных частей империи. Долгое время жил в Кёльне. Согласно источникам XII века, его жена Плектрудис, происходившая из влиятельной австразийской дворянской семьи, перед смертью основала частную церковь на руинах Капитолия. Вероятно, это была вытянутая зальная церковь с прямоугольным в плане размером около 10 × 32 м, для строительства которой были использованы остатки храма. Плектрудис был похоронен здесь и вскоре стал почитаться. После Второй мировой войны ее саркофаг из силикатного камня был найден посреди сильно разрушенной церкви.

Высокое и позднее средневековье
Зимой 881/882 года норманны продвинулись до Бонна во время одного из своих набегов на Рейн. Согласно историческим свидетельствам, когда город был разграблен, сгорела и церковь Святой Марии в Капитолии. Археологические данные о крупных разрушениях в Кельне пока отсутствуют.

 

В середине XI века архиепископ Кельнский Герман II и его сестра, настоятельница монастыря св. Марии в Капитолии Ида, инициировали строительство новой церкви, крестообразной базилики, вокруг которой безбашенное пересечение трех примерно равновесных круглых ограды с галереями сгруппированы так называемыми коншами.Боковые нефы с самого начала имели круглоарочные крестовые своды, центральный неф и боковые конши имели плоскую крышу. Крестовый алтарь и неф нового здания были в 1049 году папой Львом IX. в присутствии императора Генриха III. освящен, окончательное освящение было совершено архиепископом Анно II в 1065 году.

В 12 веке раковины пришлось обновить. В этом случае северная и южная раковины были только сводчатыми, а южная раковина получила вестибюль. Нижняя наружная стена восточной конши была укреплена глухой аркадой. В 1170 году западная работа была расширена до репрезентативной группы из трех башен, подобных бенедиктинскому аббатству Браувайлер, которое было завершено в 1141 году. В начале 13 века восточная раковина получила двухстенную конструкцию с проходом внутри и карликовой галереей снаружи. Восточный фронтон алтаря был выдвинут к началу дуги апсиды. Около 1240 года центральный неф нефа был поднят и покрыт шестичастным готическим ребристым сводом. Ажурные перегородки между внутренним хором и амбулаторией восточной раковины были подарены в 1464 году. В конце 15 века по углам между раковинами были пристроены квадратные часовни, подаренные горожанами. Около 1500 г. окна были расширены стрельчатыми арками и украшены ажурным орнаментом.

Современное время
Колокольня рухнула в 1637 году, и были восстановлены только нижние этажи. Лестничные башни, а не романские фланговые башни, дошедшие до наших дней, были снесены в 1780 году из-за ветхости до цокольного этажа. Вероятно, в том же веке были подняты крыши нефа и восточного хора и опущены крыши трансепта.

После 1804 г. сохранившаяся готическая башня близлежащей приходской церкви Кляйн Св. Мартина служила колокольней. Эта башня сгорела в ночь на 30 мая 1942 года, а также был уничтожен низкий тройной колокол 1836 года весом около 5 тонн (ударные тона: a0, cis1 и e1). Башню перестроили, но колокола не заменили.

Средневековый монастырь к западу от церкви был снесен в 1849 году. Напротив церкви на Казиноштрассе находится неукрашенный дом настоятельницы монастыря середины 18 века.

Во время Второй мировой войны по инициативе прелата Рейнхарда Ангенендта (1907-1987), тогдашнего молодежного пастыря и приходского капеллана, в крипту Святой Марии в Капитолии собрались члены католических молодежных объединений, проживающие в Кельне, которые был распущен национал-социалистами, собирался каждую субботу вечером на «немецкое повечерие».

Святая Мария в Капитолии сильно пострадала во время Второй мировой войны: северная раковина, части перехода, готический свод нефа и большая часть западного здания были разрушены; в июне 1948 г. обрушилась незащищенная восточная раковина. Реконструкция во многом основывалась на состоянии 1150 г., различные акценты оси восток-запад не восстановлены. Готические капеллы и южное крыльцо, конечно же, сохранились. До 1956 года западная часть церкви, которая была отделена и закрыта пологим деревянным потолком, снова могла использоваться для богослужений, а с Рождества 1984 года снова можно было использовать в значительной степени реконструированную восточную часть. В 1981/1982 годах реконструированы позднеготические ажурные ограждения восточной раковины.

Здание
Церковь следует в своем настоящем, т.е. Т. реконструировал строительные идеи 11 в. Примечательными особенностями церкви являются западное здание, закрытие алтаря как самое раннее западное строение с тремя раковинами, склеп и остатки средневековой обстановки. Три раковины, повторяющие план церкви Рождества Христова в Вифлееме, поразительны и необычны для того времени. В проеме на галерею западного корпуса находится двухэтажная аркадная решетка, которую следует понимать как цитату из аркад Палатинской капеллы Карла Великого в Аахене.

 

склеп
Склеп примыкает к фундаментным стенам римского храма с востока. Он состоит из трехнефного, пятипролетного центрального помещения с окончанием 3/6, к которому примыкают два поперечных крыла, одностолпных залов, доходящих до углов между коншами. С каждой из трех сторон многоугольного конца под амбулаторией восточной раковины выступает часовня с окном в основании костяной стены. Поскольку строительная площадка спускается к Рейну, эти окна находятся над землей, и есть даже доступ снаружи. Он соединен с интерьером церкви лестницей из ответвлений трансепта. Это несколько уменьшенная копия склепа Шпейерского собора, который был построен незадолго до этого, а чуть позже был сымитирован в Соборной церкви Браувайлера. Его построила сестра Иды Ричеза.

 

Меблировка

Деревянная дверь
Деревянная дверь Святой Марии в Капитолии, выставленная в южном проходе, является одной из самых важных деревянных дверей в истории искусства. Он датируется тем временем, когда церковь была завершена около 1060 года и была занесена внутрь только в 1930-х годах. Две дверные створки закрыли портал северной раковины почти на 900 лет и до сих пор находятся в отличном состоянии и даже имеют следы краски. На дверных створках 26 барельефов со сценами из жизни Иисуса. Образцами для этой двери являются раннехристианские деревянные двери, например, из Санта-Сабины в Риме или Сант-Амброджо в Милане. Дверные полотна следуют традиции поздней античности в расположении рельефов в рамах. Левая дверная створка показывает детство Иисуса по Матфею, правая — страсти Иисуса и его воскресение.

Вилка Крест, Пьета
В северо-восточной часовне триконха висит раздвоенный крест (Crucifixus dolorosus) с длиной тела Христа 150 см начала XIV века, являющийся одним из самых выразительных распятий готики. Процесс так называемого «развоплощения», наметившийся в Страсбургском соборе, а до этого во Франции, быстро привел к изобретениям в Германии, резко контрастирующим как с обилием пластических форм, так и с возможностями культивируемой элегантности и красоты. Деревянное раздвоенное распятие представляет распятого в невиданной ранее форме, которая в силу своего безобразия и жестокости делает невозможным какое-либо «эстетическое наслаждение». Это выражение мистического благочестия, охватившего около и после 1300 года многих людей, горячо погружавшихся в Страсти Христовы, чтобы полностью понять и испытать страдания Сына Человеческого. Эта волна глубоко «человеческой» религиозности привела в то же время к изобретению образа Вечерни (Pietà), тела Христа на «коленах Марии», с одинаковым акцентом на жестокости, уродстве и боли, но также и на до изобретения религиозной группы Христа и Иоанна.

Дорожный экран
На границе между нефом и западным зданием с 18 века до 1980-х годов стояла ширма эпохи Возрождения. После ремонта в 1985 году его вернули примерно на прежнее место перед западными колоннами перехода и установили на один метр выше. Эта ширма — самая ранняя работа Кёльна эпохи Возрождения. Он был изготовлен в Мехелене в 1517–1523 годах для пяти патрицианских семей из Кельна. Однако при размещении заказа не учитывалось, что длина меры ноги сильно различается от региона к региону. В результате дорожный экран получился значительно больше, чем предполагалось. Сегодня он несет орган.

Архитектурное сооружение состоит из черного мрамора, пластика здания и скульптурного декора из белого известняка. Художник идентифицирован как мастер-строитель Конрад Куене ван дер Халлен. Здесь также в медальонах изображены сцены из юношеской истории Христа и сцены из Ветхого и Нового Заветов. Статуи изображают святых и пророков, в декоративных частях уже видны чистые ренессансные формы, тогда как рельефы, напротив, выглядят как футляры позднеготических резных алтарей, а фигуры все еще определяются каноном позднеготических форм. Здесь работает некая жизнерадостность, акцент на буржуазных добродетелях в роскошных шлемах и четкая отсылка к старинным формам в некоторых капителях. Примечательно, что эта ширма была подарена не церковной группой, а богатой семьей Хакени из Кельна, внесшей большой вклад в историю искусства Кельна в целом.

 

Больше достопримечательностей
Надгробие св. Плектрудис в северном проходе датируется 1160/70 годом. Плектрудис одет в длинную мантию с поясом и покрывалом вокруг головы. Правая рука поднята в так называемом жесте поклонения, в левой она держит свиток с молитвой. Этот строгий тип складок указывает на византийские модели.
Лимбургская Мадонна (13 век) — деревянная скульптура Верхнего Рейна из Лимбургского монастыря на реке Хаардт.
крылатый алтарь, приписываемый Гансу фон Аахену, и панно ученика Ганса Бальдунга Грина (обе картины около 1600 г.)
эпитафия аббатисы Анны Адрианы Вольф фон Меттерних цур Грахт († 1698 г.)
Бронзовая купель в амбулатории северной кухарки была изготовлена ​​в 1594 году в мастерской оружейника Генриха Викрата для приходской церкви Кляйн Св. Мартина, принадлежавшей Капитолийскому аббатству.
Архаичная фигура Мадонны примерно 1200 года на западной передней стене северного прохода олицетворяет тип Никопии. Она восседает на троне над львом и представляет ребенка, сидящего у нее на коленях, и благословляет.
В 1636 году Иоганн Вильгельм I фон дер Реннен создал очень красивую чашу для церковной казны.
В церковную сокровищницу также входит переносной алтарь 1170 года в «часовне Гирца», которая была названа в честь одноименного мэра. На крышке Авраам и Мелхиседек, на длинных сторонах Христос и Мария между апостолами, на узких сторонах пророки.

Также стоит увидеть кости гренландского кита ледникового периода, висящие в южном боковом проходе, который, вероятно, потерялся в рукаве Рейна и умер там. Кости были обнаружены много веков назад во время строительных работ и выставлены на цепочке над исповедальней. В Кельне он известен как «Zint Märjensrepp» («Ребро Святой Марии»).

В хоре церкви есть статуя Марии. Легенда гласит, что мальчик по имени Герман Йозеф каждый день молился перед образом Марии и предлагал ему яблоко. Однажды статуя улыбнулась мальчику в знак благодарности. Другая версия сообщает, что статуя благодарила мальчика за то, что он предоставил ему тайник, где он каждый день находил небольшой мешочек с деньгами на школьные расходы. Напоминаем, что каждый день перед барельефом лежат свежие яблоки.