Большой Святой Мартин (Кёльн), Германия

 

Описание

Большая или Великая церковь Святого Мартина — романско-католическая церковь в Кёльне, Германия. Его фундамент (около 960 г. н.э.) покоится на остатках римской часовни, построенной на том, что тогда было островом на Рейне. Позднее церковь была преобразована в бенедиктинский монастырь. Нынешние здания, в том числе парящая перекрестная башня, которая является достопримечательностью Старого города Кельна, были возведены между 1150-1250 годами. Архитектура его восточного конца образует план триконха или трилистника, состоящий из трех апсид вокруг перекрестка, аналогичный архитектуре церкви Святой Марии в Капитолии. Церковь сильно пострадала во время Второй мировой войны; Реставрационные работы были завершены в 1985 году.

С 2009 года Большая церковь Святого Мартина используется филиалом монашеских братств Иерусалима и снова открыт для посещений.

 

История

История Великого Св. Мартина неразрывно связана с историей бенедиктинского аббатства, находившегося в церкви на протяжении большей части ее истории. Сохранилось несколько документов времен постройки, и именно из них исходит информация о его основании. Эта информация также подтверждается археологическими находками на месте и изучением стиля здания и его орнамента.

Апокрифические истории
В кельнском тексте Эдидия Гелениуса, каталога местных святых, в издании 1645 года упоминается возможное происхождение церкви в докаролингские времена. Говорят, что миссионеры Виро и Плехельм, которые позже были связаны с монастырем Кайзерсверт, прибыли на Рейн, чтобы основать монастыри и церкви. Говорят, что их спонсировали мэр дворца Пепин из Герсталя и его жена Плектруда, располагая свою работу в 670-714 годах. Не исключено, что эти двое основали церковь, которая впоследствии стала Великим Св. Мартином.

Теории о докаролингском происхождении церкви поддерживаются Chronicon Sancti Martini Coloniensis, который до конца 19 века считался достоверным историческим источником для церквей и аббатств в Кельне. Согласно ему, Великий Св. Мартин был основан как часовня в 690 году и преобразован в монастырь Виро, Плехельмом и Отгером в 708 году. Хроник содержит непрерывную историю аббатства и событий, приведших к его частичному разрушению саксами. в 778 году, когда Карл Великий воевал в Испании. Другие события, включенные в эту историю, включают визит папы Льва III и ущерб от норманнов в 846 и 882 годах.

В 1900 году Отто Опперман, ученый из Германии, доказал, что эта хроника является ложной историей, придуманной Оливером Легипонтом, монахом-бенедиктинцем, проживавшим в Большом соборе Святого Мартина в 1730 году. Франкские времена (с 5 по 9 века) также не подтверждаются доказательствами и, вероятно, апокрифичны.

Основание и строительство монастыря в 10-м и 11-м веках
Кодекс Лорша, который является более надежным источником информации, упоминает об основании церкви Бруно Великим (953-965) в качестве мужского хора в честь Мартина Турского. Брун также перечисляет церковь в своих записях и упоминает о пожертвовании мощей святого Елифиуса, который был вторым названным покровителем церкви. Эти реликвии позже были перенесены в Тул.

В более поздних хрониках, написанных Иоганном Кельхоффом младшим в 1499 году, упоминается, что архиепископ Кельнский Варин (976–985) отремонтировал церковь и поставил во главе ее Миннборина Кельнского (см. Хиберно-шотландскую миссию). Эбергар (985-999) писал, что на пожертвования в 989 году церковь была преобразована в монастырь для монахов-бенедиктинцев из Ирландии. Среди них были Килиан Кельнский (умер в 1003 г.), Гелиас Кельнский (умер в 1040 г.), Аарон Скот (умер в 1052 г.) и Молан (умер в 1061 г.).

В течение 11 века этих ирландских жителей постепенно вытесняли местные монахи. Это связано с тем, что архиепископ Кельнский Пилигрим был против их присутствия и занялся их удалением. В результате в 1103 году здесь умер последний ирландский аббат Арнольд Святого Мартина.

В Vita Annonis сообщается, что архиепископ Анно II (1056–1075) получил видение от святого Елифия о двух башнях в церкви, и что это видение послужило источником вдохновения для башен, позже возведенных над восточным хором.

Романская перестройка в 12-м и 13-м веках
В 1150 году пожар уничтожил большую часть Кёльна. Аббатство на месте Великого Св. Мартина было охвачено пожаром, и, хотя конкретные повреждения неизвестны, предполагается, что вся церковь была уничтожена. Архиепископ Кельна Филипп I фон Хайнсберг освятил новое здание в 1172 году, и на первом этапе строительства было построено трехапсидное сооружение с тремя круглыми апсидами, сходящимися в форме креста. Это единственный элемент церкви, сохранившийся до наших дней. Восточный конец нефа был завершен до нового пожара в 1185 году, как и проходы на южной стороне. У северной апсиды позже были добавлены две бенедиктинские часовни, построенные на руинах предыдущих зданий аббатства.

 

Дополнительная информация о строительстве получена во время правления аббата Саймона (1206–1211). Брат аббата завещал в своем последнем завещании деньги на покупку нового камня для аббатства, что указывает на то, что некоторые строительные работы продолжаются.

В середине 13 века были завершены новые стены трех апсид с большими окнами. Они придавали интерьеру желанную легкость. Неф также удлинили на пять метров и построили атриум на западе.

События с 14 по 17 век
После завершения строительства церкви в 13 веке было внесено несколько изменений в форму церкви. Наиболее значительными в этот период были различные ремонтные работы, необходимые для четырех окружающих башен.

В 1378 году пожар уничтожил крыши четырех башен, которые были отремонтированы на сэкономленные средства. Сильный шторм 1434 года доставил неприятности позже. Три из четырех фронтонов башен были сброшены. Один из фронтонов ударился о ближайший рыбный рынок, два других упали прямо на свод над главным алтарем. Позднее свод отреставрировали и повесили памятный колокол, датированный 1436 годом.

Реформы под руководством аббатов Якоба фон Вахендорпа (1439–1454) и Адама Мейера (1454–1499) укрепили финансовую основу бенедиктинского аббатства. Из этого было украшено внутреннее убранство церкви, в том числе фигуры из алтаря, установленные в 1509 году, которые сохранились до сих пор.

Неустойчивая конструкция западной фланговой башни привела к разрушению ее и близлежащей часовни в 1527 году. Позднее часовня была снесена, и ни она, ни башня не восстанавливались. Также в этот период интерьер Большого Святого Мартина был украшен средневековыми алтарями, которые позже были заменены более новой мебелью в 17 веке.

Влияние барокко и классицизма 18 века
В 1707 году обветшавшие внутренние стены Большого Святого Мартина были отремонтированы и отреставрированы, оставаясь верными прежнему проекту церкви. Генрих Обладен, в то время аббат Великого Святого Мартина, также приобрел для церкви новый орган большего размера. Новые украшения для церкви приобрели стиль барокко, в том числе золотые ленты для столбов, купола и стен, которые добавили внутреннему свету церкви.

Во второй половине 18 века во внутреннюю конструкцию и обстановку был внесен ряд небольших изменений. Аббат Франц Спикс, курировавший аббатство в 1741-1759 годах, поднял площадь алтаря и отложил его дальше в апсиде. Его целью было украсить свой внешний вид к святой мессе. Благодаря этим усилиям старый склеп был снесен, а колонны и столбы теперь не выступали из своих оснований.

Около сорока лет спустя, в конце 18 века, Фердинанд Франц Вальраф увидел, что церковь была украшена новыми украшениями, соответствующими стилю того времени. Под влиянием зачатков классицизма алтарь и кафедра приобрели новый, более простой вид. Главный алтарь сохранил свою роскошь, хотя и с более простым влиянием греко-римской живописи.

Эти изменения вызвали разногласия с католическим движением обновления 19-го века, которое заявило, что эти части церковного украшения должны быть удалены на том основании, что они слишком языческие по своей теме.

В конце 18 века была снесена ветхая северо-западная башня. По этой причине на снимках, сделанных до середины 19 века, церковь видна только с двумя башнями с восточной стороны.

Секуляризация и реставрация в 19 веке
Во время французской революционной эпохи 1780-90-х гг. несколько территорий вблизи Франции, в том числе Кёльн, были захвачены революционной армией. В октябре 1794 года город Кёльн был захвачен и оккупирован на следующие 20 лет. Это занятие положило конец средневековым традициям города и положило начало сильному антиклерикальному движению. В результате в 1801 году архиепископство в Кельне было прекращено, а Кельнский собор стал обычной приходской церковью.

Монастырь в Большом Сен-Мартине был распущен в 1802 году, и оставшиеся 21 монах были вынуждены искать другие места для жизни. Только 11 смогли найти должность священника в Кельне. В последующие годы аббат Феликс Оховен будет председательствовать над Великим Святым Мартином в качестве приходского священника. Начиная с 1808 года заброшенное здание аббатства служило жилым помещением для французских ветеранов. Позже его снесли, а строительные материалы использовали в других частях города.

 

В 1843 году город Кельн выделил средства на реставрацию и восстановление церкви. Ризница была восстановлена ​​в северной апсиде по первоначальному проекту. Четыре года спустя было начато строительство двух недостающих башен, инициированное Генрихом Нагельшмидтом, который также создал план полного восстановления церкви. Город Кельн покрыл половину расходов на реставрацию, которые, как утверждается, составили около 32 000 талеров. В 1875 году Великий Сен-Мартен получил новую крышу, недавно построенные западные фронтоны, новое окно в южной стене и, наконец, достройку двух недостающих башен.

Интерьер церкви также был отреставрирован. Августу Эссенвайну, директору Германского музея в Нюрнберге, была поручена эта задача, и он стремился вернуть декоративные элементы к аутентичным средневековым образцам. Эссенвейн знал, что реализовать его полный план интерьера будет маловероятно из-за нехватки ресурсов и времени, и поэтому составил концептуальные планы для каждой части церкви. По его планам интерьер церкви был украшен разнообразными сюжетами из Нового и Ветхого Завета.

Единственные оставшиеся серьезные изменения в здании в 19 веке произошли в 1892 году, когда восточная сторона базилики была отремонтирована, чтобы лучше показать дизайн хора в виде клеверных листьев. Через два года на этом участке заменили новую крышу.

Ущерб Второй мировой войны
Грейт-Сен-Мартин сильно пострадал от бомбардировок с воздуха во время Второй мировой войны. В ночь на 30 мая 1942 года башня и неф церкви сгорели дотла. Также были разрушены здание ризницы и северная апсида. В следующем году во время одной из самых тяжелых бомбардировок войны была разрушена часовня св. Бенедикта на северной стороне.

Во время бомбардировки в январе 1945 г. были разрушены трифории всех трех апсид. При этом прямое попадание получило основание центральной башни. В ходе последней бомбардировки союзными войсками 2 марта 1945 года город получил самые тяжелые повреждения. Почти девяносто пять процентов зданий в старом городе были повреждены, а в Большом Сен-Мартене все потолки в церкви были разрушены или очень сильно повреждены.

Позднее строительство и реставрация
В послевоенные годы предметом дискуссий был вопрос о том, следует ли восстанавливать церковь и как ее восстанавливать. Должна ли церковь оставаться разрушенным памятником войне? Или надо полностью восстановить? И если да, то какой период в истории Великого Святого Мартина представляет собой «первоначальную» церковь?

В 1946/47 году была проведена серия публичных лекций на тему «Что происходит с кельнскими церквями?». В этих лекциях участвовали художники, политики, архитекторы и реставраторы, и они отражали общественные дебаты по этому вопросу. Несмотря на некоторый общественный скептицизм, реставрационные работы начались в 1948 году. К 1954 году стены и опоры апсиды церкви с их карликовыми галереями были полностью перестроены. В 1955 г. был начат неф, а в 1971 г. он был завершен с новой крышей. В 1965 г. был восстановлен внешний вид церкви с ее четырьмя башнями.

Между 1982 и 1984 годами были уложены новые полы в соответствии с дизайном, разработанным Эссенвайном в 19 веке. Когда внутренняя реставрация была завершена в 1985 году, церковь была открыта для верующих, впервые за сорок лет. Алтарь был освящен архиепископом Йозефом Хёффнером, который установил в его усыпальницу святые мощи Бригитты фон Шведен, Себастьяна и Энгельберта Кельнских.

С 2009 года Великая церковь Святого Мартина используется филиалом монашеских братств Иерусалима и снова открыта для посещений.

Археологические исследования
Большой собор Святого Мартина расположен на месте одного из первоначальных рейнских островов, к востоку от древнеримской претории. Остров больше не является отдельным. Когда участок под церковью был раскопан в 1965-66 годах, исследование показало, что самое раннее здание датируется первым веком и имело длину 76 метров и ширину 71,5 метра. Внутреннее помещение имело размеры 55,7 на 43,8 метра и представляло собой таинственную неглубокую область, используемую для хранения воды, размером 34 х 17,2 метра. Это примечательно тем, что подобных построек этого периода к северу от Альп пока не обнаружено. Поскольку никакой другой информации об использовании здания не передавалось, можно высказать только предположения относительно функции бассейна. Одна из возможностей состоит в том, что здание использовалось для отдыха, а хранилище воды было бассейном. Также возможно, что бассейн использовался для хранения живой рыбы, чтобы сохранить ее свежей. Другая теория утверждает, что это место было священной римской территорией или храмом.

 

Где-то в середине второго века бассейн был засыпан, и были построены сопутствующие здания на юге, востоке и западе. Расположение этих построек прямо на берегу Рейна, а также их структура указывают на то, что они использовались в качестве складов для рыночных товаров, перевозимых по реке.

Хранилище на месте церкви использовалось после античности. Археологические раскопки показали, что трижды в разные времена строился новый пол, всегда поверх старого материала. Неясно, относится ли какая-либо из этих реконструкций к римскому или более позднему средневековью. Однако в одном слое пола были обнаружены осколки пингсдорферской керамики, что позволяет предположить, что она была добавлена ​​в эпоху Каролингского Возрождения.

Кроме того, в поперечном разрезе средней оси церкви, сделанном в 1965 году, были сделаны интересные открытия. На глубине примерно двух метров под церковным полом были обнаружены разнообразные средневековые и более современные захоронения.