Церковь Святого Пантелеймона (Кёльн), Германия

 

Описание

Св. Панталеон — раннероманская церковная постройка в Кёльне в районе южного старого города. Это одна из двенадцати больших романских базилик в старом городе Кельна, сохранение которых поддерживается Кельнской ассоциацией романских церквей. Церковь посвящена Святым Пантелеймону (латинская форма имени), Косме и Дамиану. Первоначальное греческое имя покойного античного мученика святого Пантелеймона — Пантелеимон (Παντελεήμων) и означает милостивый. Церковь служила аббатской церковью для монахов из одноименного бенедиктинского аббатства, пока монастырь не был секуляризован в конце 18 века.

 

История

Римский период
Фаза римского деревянного строительства в I веке следует за использованием холма, на котором стоит нынешняя церковь, рядом с поместьем за пределами городских стен (вилла пригород). Остатки римской постройки, которая, как и все последующие постройки, отклоняется от точного восточного направления на 31°, были обнаружены под алтарем и за пределами собора Святого Пантелеймона. Эта римская вилла на юго-западе Кельна существовала между 2 и 4 веками. После этого использование сайта изначально прекращается. Фриц Фремерсдорф и, наконец, Свен Шютте предположили, что вилла использовалась для христианского богослужения. Однако археологические или исторические доказательства такого предположения полностью отсутствуют.

Средние века
На следующем этапе использования участка могилы 6-7-го век предстоит определить. Еще в позднем меровингском периоде в этом месте располагались богато обставленные могилы в трапециевидных саркофагах из известняка, что подчеркивает важность уже существовавшей в то время архитектуры. Церковь впервые письменно упоминается в 866 году в так называемом Guntharschen описании товаров. Архиепископ Брун (Бруно) Кельнский, брат императора Оттона Великого, основал здесь бенедиктинский монастырь в 955 году и сделал возможным строительство собора Святого Пантелеймона в 957 году. Центральный неф, сохранившийся до наших дней, относится к этому периоду и имеет ширину 13 метров. Кости святого Маврина Кельнского были найдены во время следующих строительных работ. В археологических находках это две фазы каролингского и оттонского строительства, богатое строительное оборудование которых частично известно. Были возведены пристройки и комплекс склепа. Фрагменты монументальных скульптур переданы за 10 век. Согласно Д. Хохкирхену, останки ангела и дракона считаются каролингскими. Стены фундамента центрального здания, раскопанного к западу от церкви с восемью чередующимися сторонами, могут принадлежать мемориалу или баптистерию. Предположение о том, что это мавзолей архиепископа Бруно, опровергается находками, указывающими на постройку в IX веке.

Вероятно, при императрице Феофану или чуть позже западная работа была перестроена, и позже, чем в 980 году, в год освящения, был обеспечен монументальный цикл скульптур снаружи западного фасада. Под Majestas Domini в окружении трех ангелов стояли монументальные фигуры титулованных святых Космы, Дамиана и Пантелеймона, а также других святых (Альбана/Квирина и Маврина – атрибуция неизвестна). Сегодняшний западный корпус представляет собой постройку конца X или начала XI века с вестибюлем, реконструированным в XIX веке на основе более старой постройки. Боковые проходы были добавлены около 1170/80.

св. Панталеон был родом из Никомедии, современного Измита. Святой Пантелеймон в Кельне - старейшая церковь Пантелеймона к западу от Византии. Первые реликвии были перевезены через Аахен в каролингский период или ранее. Говорят, что архиепископ Герон достал «тело святого Пантелеймона» во время своей миссии в Византию в 971 году, во время которой он вел переговоры о женитьбе Оттона II на Феофане. Императрица Феофана останавливалась в Кельне не реже одного раза в год между 985 и 990 годами. В 986 и 988 годах она праздновала здесь Рождество. Она похоронена в церкви по ее желанию. Феофана была племянницей восточно-римского императора Иоанна I Цимисхия. Она привезла еще реликвии из Рима в Кельн. С ее браком с императором Священной Римской империи Оттоном II мирное сосуществование двух средневековых Римских империй было установлено после столетий споров. Брат Оттона I, основатель монастыря Бруно, архиепископ Кёльна, по его желанию также похоронен в крипте церкви. Сегодняшняя обложка саркофага Феофана принадлежит Зеппу Хюртгену.

 

Оттон I сделал много пожертвований основанному им монастырскому комплексу. Помимо величавого великолепия, Феофан привез с собой из Константинополя и культ святого Николая. Около 1160 года однонефная каролингско-оттонская зальная церковь была расширена до трехнефной базилики при аббате Вольберо. Примерно к этому времени относится один из старейших барельефов тимпана в Германии. Рельеф с изображением группы Деисуса первоначально располагался над порталом северного трансепта и сейчас хранится в музее Шнютгена в Кёльне. В ходе высокого средневекового расширения города и возведения стен Кельна Святой Пантелеймон был включен в городскую территорию.

Во времена Анноса II аббатство было вынуждено перестроить в соответствии с Зигбургской реформой. Это привело к жестоким беспорядкам в Кёльне.

В период позднего средневековья другие монастыри в Кельне и его окрестностях получили значительно больше пожертвований.

Средние века - это Пьета, которая была приобретена в 1965 году в результате торговли предметами искусства и на которой, вероятно, была вырезана голова Иисуса, а также Мадонна с младенцем и короной, оба произведения искусства 15 века, сделанные из дерева.

Святилище Маурина и святилище Альбинуса датируются второй половиной 12 века и демонстрируют влияние Николая Верденского.

Хоры (14 век) и распятие 15 века также относятся к этому периоду.

современное время
В начале 16 века была возведена кровельная ширма в стиле поздней готики, на которой сегодня находится орган. Изображение Голгофы в стиле кельнской школы живописи датируется примерно 1520 годом. В нижней части картины художник изобразил себя с кистью и палитрой. Это францисканец. Среди прочего изображен святой Франциск Ассизский, держащий святую чашу для сбора крови Христа. Работа была приобретена в 19 веке. С 1618 г. костел в несколько этапов строился в стиле барокко. Корпус органа 1652 года, хоровое оборудование и кафедра 1747 года сохранились до наших дней. В то же время была создана богатая роспись сетчатого свода и хора, изображающая сцены из жизни Марии, святого Бенедикта и святой Схоластики. Это не было восстановлено после разрушений Второй мировой войны. Возможно, под белой краской в ​​алтаре сохранились фрагменты этой росписи. Ветхость привела к обрушению одной из двух боковых башен в 1757 году, а затем к обновлению центральной башни и двух боковых башен уменьшенного размера с барочными концами.

Французская оккупация Кельна в 1794 году привела к роспуску монастыря. Первоначально церковь была конюшней, а в прусскую эпоху после 1815 года - протестантской гарнизонной церковью. На центральной башне был установлен оптический телеграф, который должен был обеспечить быструю передачу сообщений в Берлин и из него.

После того, как в связи с развитием электрического телеграфа необходимость в этом сооружении отпала, в 1890-92 годах западное сооружение было восстановлено в романском стиле. Реставрацию финансировало военное министерство Пруссии, так как Св. Пантелеймон, как гарнизонная церковь, был собственностью армии. Художники Александр Линнеманн и его сын Отто Линнеманн из Франкфурта создали для церкви стеклянные окна. Два старых церковных окна были восстановлены кельнско-линденталерской росписью по стеклу Schneiders и Schmolz.

После демилитаризации Рейнской области протестантская община в 1922 году обменяла Св. Пантелеймона на картезианскую церковь с ее монастырскими постройками, находившуюся в нескольких сотнях метров от прусского государства. Затем Св. Пантелеймон стал католической приходской церковью.

Во время Второй мировой войны были разрушены крыша, части наружных стен и большая часть внутреннего убранства. Более ценные части, такие как святыни, главный алтарь и ширма, ранее были защищены или переданы на аутсорсинг. Реконструкция в значительной степени попыталась восстановить романскую архитектуру. При этом раскопки проводились в период с 1955 по 1962 год. Сводчатый потолок снова был заменен плоским потолком. Его 94 кассеты были разработаны кельнским художником по стеклу Дитером Хартманном. С 1963 года появился новый орган от компании Klais в органном корпусе в стиле барокко. Стена за ширмой была спроектирована кельнским художником Клеменсом Фишером в легкой фресковой живописи.

В левой апсиде была устроена часовня, спроектированная Эльмаром Хиллебрандом и Клеменсом Хиллебрандом для святого Хосемарии, основателя Opus Dei, которая была открыта 10 августа 2006 года архиепископом Кельна кардиналом Мейснером.

Из двенадцати больших романских церквей Кёльна Св. Пантелеймон не только самая старая, но и самая богатая довоенная внутренняя отделка.

Приходом управляют священники личной прелатуры Opus Dei.

 

Память Феофана

Саркофаг Феофана в Св. Панталеоне
Императрица Феофана умерла в молодом возрасте 15 июня 991 года в рейхстаге в Неймегене. Ей, вероятно, было немногим больше 31 года. Дата ее рождения не известна. Однако рождение около 960 г. более вероятно, чем до сих пор часто упоминаемая дата около 955 г. Она была похоронена в Св. Пантелеймоне по ее желанию. В честь Феофана 15 июня каждого года на протяжении восьми столетий совершалась поминальная месса, пока Наполеон не упразднил аббатство в 1803 году. Приход возобновил традицию в 1991 году к 1000-летию со дня смерти, устроив празднование в европейском стиле. Феофану похоронен в саркофаге из белого греческого мрамора, который был создан скульптором Зеппом Хюртеном в 1965 году и который сейчас находится в западной части церкви.

 

Орган

Орган на крышке был построен в 1963 году Йоханнесом Клайсом (Бонн). Семиосный футляр для органа 1652 года в стиле раннего барокко восходит к неизвестному мастеру Бальтазару и является старейшим сохранившимся футляром в Кельне. Круглая центральная башня, украшенная на корпусе короной, обрамлена двухэтажными плоскими полями. К узким остроконечным башням снаружи примыкают выпуклые поля. Слепые крылья имеют позолоченные завитки и головы ангелов; позолоченная вуаль закрывает поля труб наверху.

 

Колокола

История некогда самого крупного и важного звона соборных колоколов Кёльна восходит к концу XI века. На колокольне западного сооружения висели три больших колокола, которые служили колоколами по воскресеньям и в праздничные дни. Большой колокол Кристины, также известный как колокол Альбинуса, требует особого внимания, так как в случае новой отливки колокола была перенята не только надпись соответствующего предшественника, но также его размер (около 4000 кг) и высота тона. б квартира были сохранены. Его четвертый новый слепок можно датировать 1313 годом. Его пришлось снова отлить в 1523 году Альбертусом Хайхманном, затем в 1764 году Мартином Легро в форме барокко и, наконец, в 1858 году Жозефом Бедуве даже как факсимиле барочного предшественника. После того, как колокол был переплавлен для целей вооружения в 1917 году, литейный завод Отто в Хемелингене / Бремене отлил три новых бронзовых колокола (b0 – c′ – b′) для Святого Пантелеймона в 1926 году. На самом крупном из них (3950 кг при диаметре 1,75 м) повторяются как минимум сохранившиеся тексты надписей. Два из трех колоколов были переплавлены во время Второй мировой войны, а большой колокол упал с горящей колокольни во время войны.

Средний колокол, посвященный Богородице, датируется концом XI века. Колокол переделывался в 1303, 1559 и 1892 годах. В 1926 году вместе с большим колоколом он был перелит весом около 2850 кг и диаметром 1,55 метра. Его высота c′ не менялась до самого конца. Небольшой колокол, посвященный святому Квирину, в последний раз был отлит в 1571 году Теодором и Хенрикусом Гнавитерами. Он был разрушен во время Второй мировой войны, но сохранились несколько сломанных колоколов. Колокол с приблизительным шагом d' весил около 1500 кг и имел диаметр 1,35 метра. Колокола звучали в том же расположении ут-ре-ми, что и старые соборные колокола, но на малую треть выше.

Говорят, что над восточным карнизом центральной башни висел небольшой колокол.

В барочной коньковой башенке над пресвитерием висел небольшой клирос, который предназначался для звона ежедневной литургии часов и во время освящения или возведения. Два колокола были отлиты в Кёльне в 1663 году Иоганном Лером диаметром 82 и 65 сантиметров в тонах h′ и dis″. Они были проданы Святой Анне цу Виндберг в 18 веке, где и находятся до сих пор.

Другой колокол был переделан в третий раз в 1768 году Мартином Легро. В качестве замены хоровых колоколов после Первой мировой войны в 1926 году вместе с двумя большими колоколами был отлит меньший колокол весом 480 килограммов и диаметром 85 сантиметров и повешен на южной боковой башне. Это был единственный колокол, уцелевший после Второй мировой войны, который был переплавлен для четырехголосного звона, разработанного в 1956/57 году и отлитого литейным заводом Petit & Gebr.Edelbrock.