Церковь Святого Северина (Кёльн), Германия

 

Описание

Католическая приходская церковь Св. Северина - одна из двенадцати романских базилик Кельна, сохранение которых поддерживается Кельнской ассоциацией романских церквей. Церковь посвящена титулу третьего епископа Кёльна, святого Северина. Столпная базилика св. Северина — бывшая коллегиальная церковь.

 

История

Покровителем церкви св. Северина является епископ Северин, а Корнилий и Киприан - соратники. Сегодняшняя Северинштрассе, названная в честь церкви Святого Северина, была южной магистралью, ведущей в Бонн во времена Римской империи. По обеим сторонам улицы в непосредственной близости от города находились захоронения (одна из найденных здесь гробниц, гробница Поблиция, сейчас находится рядом с мозаикой Диониса в Романо-германском музее).

В 4 веке здесь был построен небольшой прямоугольный зал (cella memoriae) с апсидой на запад (под сегодняшним центральным нефом Св. Северина). Предположительно в V-VI веках здание получило боковые подсобные помещения и вестибюль на восток. Расширение на запад произошло до 866 г. Причиной строительных работ мог быть перенос мощей св. Северина в тогда еще новый каролингский склеп. Когда в ноябре 799 г. папа Лев III. пройдя через Кёльн в Вестфалию, чтобы воззвать к императору Карлу Великому о помощи против его угнетателей, он посетил гробницу святого Северина и сказал своим спутникам: «Северин, защитник этого места, здесь дома; Я не должен пройти мимо, не поклонившись ему».

В салические времена новый неф с двумя боковыми хорами был построен в несколько этапов строительства. Зал-склеп, западная часть которого сохранилась до сих пор, был освящен в 1043 году. В то время как восточная часть базилики была завершена уже в первой трети 13 века, работы над южной частью были завершены только около 1300 года. Части южной апсиды сохранились в виде кладки в хорах 1237 года, которые сохранились до сих пор. Западная башня в романском стиле была снесена в 1393 году в пользу постройки в стиле поздней готики. Большой фасад башни был завершен только в середине 16 века. Неф был отреставрирован в стиле поздней готики с конца 14 по 16 век. Сетчатый свод центрального нефа датируется примерно 1500 годом. Восьмиугольный лабиринт остался от первоначального напольного покрытия нефа и сейчас является частью Епархиального музея.

Папа Пий XII возвел церковь в ранг малой базилики 9 марта 1953 года апостольским призывом Quae antiquitate.

Мощи святого Северина
Реликварий был открыт в 1999 году для научного изучения содержимого. Оказалось, что мощи вместе с текстилем находятся в отдельном ковчеге из дуба. На гробе есть печати с предыдущих вскрытий, в том числе со времен архиепископа Германа III. из Хохштаден. Это подтверждает перезахоронение костей епископом Кёльнским Вихфридом (924-953). Согласно проведенным исследованиям, найденные кости и драгоценная шелковая ткань, в которую они были завернуты, датируются примерно 400 годом, т. е. временем, когда, согласно преданию, жил епископ Северин. Судя по осмотру корня зуба, умерший должен был дожить до 55 лет. Деревянная святыня была создана между 939 и 949 годами по данным дендрохронологических исследований годичных колец дерева. Предметы в святыне датируются 7-10 веками. Текстиль и диск Северина выставлены в святилище южной крипты церкви с 2005 года.

Посох из чеканного серебра, почитаемый как «Steverinusstab», хранится в одной из святынь XIV века вместе с рогом сердолика, в котором с 1829 года также находятся мощи святого Северина (см. обстановку).

В 1888 году кельнский скульптор Фридрих Вильгельм Менгельберг спроектировал главный престол в неороманском стиле, на котором святыня с мощами св. Северина была видна для почитания посредством тканевого балдахина или могла быть скрыта за занавесью. Менгельберг изобразил на больших бронзовых рельефах четыре важнейших этапа жизни святого:
Проповедь святого Северина
Северин слышит хор ангелов после смерти святого Мартина Турского.
Смерть святого Северина
Шествие с мощами святого Северина

 

За главным алтарем находились шесть колонн с натянутыми между ними завесами. На капителях колонн ангельские фигуры несли орудия страданий Христа. В центральной скинии был изображен апокалиптический Агнец Божий. Центральное поле ступеней главного престола изображает Тайную вечерю, а по бокам сцены из Ветхого Завета, которые в средневековом католическом богословии интерпретировались как скрытые библейские предзнаменования Евхаристии. Главный престол был освящен в 1893 году.

Дизайн алтаря был встроен в изобразительную программу историцистской хоровой живописи. Сцены из легенды о святом были написаны на боковых стенах между 1888 и 1895 годами на основе остатков средневековых картин, обнаруженных в 1887 году.

Раз в год проходит так называемый фестиваль Северина. Реликварий святого Северина несут по югу Кельна вечерней процессией.

Реконструкция и строительство
Церковь серьезно пострадала во время Второй мировой войны между 1942 и 1945 годами: своды в переходе, в центральном нефе и в башне были разрушены. Фонарные окна на боковых стенах исчезли, как и почти все крыши. Башня сильно пострадала с восточной стороны. После 1945 года его перестраивали поэтапно. Интерьер был восстановлен к 1950 году, башня была укреплена, а крыши обновлены к 1955 году, а шпиль был окончательно завершен к 1961 году. Основой для реконструкции послужила церковь, построенная с 9 по 15 век на разных этапах строительства. Возвышающаяся двухэтажная западная башня с каменным шпилем является преемником романской башни в стиле поздней готики. Между двухэтажным нефом с сетчатым сводом и хором вставлен трансепт. Позднероманский хор имеет два этажа и снаружи закрыт карликовой галереей. Он обрамлен двумя башнями с постройками в стиле поздней готики. Внутри алтарь инкрустирован узором из черного и желтого мрамора. Остатки бывшего монастыря находятся в здании прихода.

Габаритные размеры
Св. Северин — самая высокая из романских церквей Кёльна с высотой западной башни 79,00 м. За ней следует церковь Святого Мартина Гросс, которая находится примерно на 3 м ниже по Рейну и имеет центральную башню высотой 75,20 м. Один только сланцевый шпиль башни Св. Северина имеет высоту 33,50 м. Высота конька нефа 26 м, высота карниза 17,70 м. Внутренняя длина церкви 62 м. Крипта трехнефного зала имеет размеры 23,00 на 9,50 м.

Меблировка

Интерьер базилики по-прежнему богат, несмотря на тяжелые потери в прошлом и во время войны. Помимо святыни Северина начала 19 века (оригинал 11 века был переплавлен в 1798 году для оплаты военных расходов в пользу наполеоновской оккупации), в нем находятся хоры конца 13 века, начала 17 века. пристенная скиния и две реликварии, датированные 14 веком. В более старой находятся бюсты-реликварии св. Эмерантия и Агнесса, чуть моложе, между прочим, посох св. Северин. Столовая главного престола датируется 1237 годом. В церкви можно найти легенду о Северине, написанную мастером св. и Хелена. Панно-мозаика на полу между хорами из черного и белого мрамора датируется XII веком и, вероятно, представляет собой абстрактное изображение мира. Окно в романском стиле также сохранилось в южном проходе у западной башни. Чумной крест в южном трансепте датируется 14 веком. Перед высоким хором находится роспись свода 13 века, изображающая распятие Христа и жертвователя Феодорика, каноника. Монументальные росписи в хоре датируются 14 веком и были переработаны в 19 веке в неоготическом стиле. Они показывают Коронацию Марии на северной стороне и Успение Марии на южной стороне. В боковом хоре с северной стороны в 1995 году были обнаружены остатки настенных росписей со святыми кельнскими епископами. На алтаре восточной апсиды триптих начала XVI века. В средней части изображено распятие с шестью фигурами святых и каноник Иоганн Бройхен (1471-1511). Боковые крылья были добавлены только в 19 веке и первоначально принадлежали антверпенскому резному алтарю Святого Мартина в Ойскирхене. Они показывают мученичество Петра слева и видение Иоанном апокалипсиса справа. Крупноформатный триптих на восточной стороне южного трансепта 1550–1555 годов принадлежит Варфоломею Брину Старшему. В центральной части изображена Тайная вечеря, окруженная сценами из Ветхого Завета (Манналез и Авраам с Мелхиседеком). Снаружи — святые Гудула, Никасий и Елена слева и Константин, Екатерина и Георгий справа. И, наконец, в Мариенкапелле находится Пьета 15 века из района Бамберга, приобретенная в 1963 году в ходе торговли предметами искусства. Над ней витраж работы Гельмута Ланга. На северо-западном столбе перехода – каменноликая Мадонна (высота 1,27 м) конца XIII века. Рядом находится амвон из позолоченной литой меди в форме орла примерно 1400 года. Над крестовым алтарем в стиле поздней готики, который происходит из бенедиктинского монастыря Маккавеев и попал сюда только после 1945 года, находится большое раздвоенное распятие с крест-ветвь (Crucifixus dolorosum) 2-я половина XIV в. Диптих Страстная пятница на Северинштрассе (холст, акрил, 170 × 110 см, 1990 г.), ключевая работа кельнского художника Юргена Ханса Грюммера, находится в Санкт-Северине с февраля 2014 года. Панно св. Вероника с покрывалом Христа, мастер святой Вероники, носящая его имя, попала в Старую Пинакотеку через коллекцию Буассере. В ризнице есть фреска того же художника со сценой распятия. В церкви есть многочисленные эпитафии: Георг Тиш (1568 г.), Людгер Хересбах (1605 г.), Конрад Випперманн (1605 г.) и Филипп Якоб Гайлль с 1628 г.

орган
Орган в башенном зале был построен в 1987-1992 годах органостроительной компанией Вилли Петер (Кёльн). Сегодня инструмент Slider Chest имеет 44 регистра на трех мануалах и педали. Действия электрические. Орган был переработан в 2012 году изготовителем органов Mühleisen, в результате чего было немного изменено расположение органа, а орган был оснащен новыми соединителями. Особенностью является новая концертная флейта 8′, которую можно свободно сочетать со всеми произведениями.