Церковь Святой Урсулы (Кёльн), Германия

 

Описание

Святая Урсула — одна из двенадцати больших романских базилик в старом городе Кельна. Он посвящен святой деве и мученице Урсуле и ее спутницам. Папа Бенедикт XV возвел Святую Урсулу в малую базилику в 1920 году.

 

История

Предыстория и ранняя история Святой Урсулы в настоящее время реконструируется на основе археологических находок военного и послевоенного времени и критической интерпретации легенд, окружающих «Церковь Святых Дев». Кроме того, есть надпись на камне клематиса, которая может датироваться 9 или 10 веком, но также могла быть создана около 400 года, как предполагалось ранее:

«Согласно обету, [имеет] Клематий, сенаторский ранг, за свой счет, на своей земле, перестроил эту базилику из фундамента, как он был обязан ей по обету».

В надписи также говорится, что в церкви надлежит захоронить (deposuerit) только кости святых дев, под угрозой адского огня в случае нарушения (пример: легенда о Вивентии и саркофаг, оборудование см. ниже). Удивительно, но эта надпись говорит о мученичестве небесных дев, явившихся с Востока.

Археологические раскопки обнаружили зал четвертого века с восточной апсидой. Меры по преобразованию и расширению имели место в основном в 6 веке. Археологические оценки в 1940-х годах были затруднены тем фактом, что римский могильник, на котором была воздвигнута святая Урсула, уже в XII веке был широко разграблен в поисках реликвий - точная ясность в отношении изменений в здании, вероятно, уже не может быть установлена. быть достигнуто. Было доказано основание амвона в форме замочной скважины, которое также было обнаружено под Кельнским собором, в Трире и в Боппарде. В этих местах такие кафедры датируются второй половиной VI века.

Основание монастыря и оттонского предшественника
В описании собственности архиепископа Гунтара канонический монастырь впервые упоминается в 866 году; очевидно, в то время не было канонисс. Базилика была повреждена набегами норманнов в Кельне в 881/882 году; о дальнейшем существовании монастыря свидетельствует пожертвование от 911 года - однако остается неясным, отвечали ли за монастырь в то время еще каноники или уже канониссы. С сегодняшней точки зрения ситуация прояснилась только тогда, когда дамы Герресхаймер Штифт бежали в Кёльн от нападения венгров в 922 году и были приняты архиепископом Германом I. Он обновил алтарную часть Т-образным памятником с 11 захоронениями или могилами-мощевиками и боковой апсидой. Выбранное число 11 может быть источником ровно 11, а позже 11 000 легендарных мучениц вокруг святой Урсулы. Имя Урсула, по-видимому, связано с надгробием восьмилетней женщины 4-5 веков, найденным недалеко от церкви. Века.

Дальнейшие строительные мероприятия изначально не документируются; В 927 году архиепископ Вихфрид подарил монастырю приходскую церковь Святой Марии Аблас. Щедрый дар архиепископа Варина, в том числе св. Апостельна, послужил ремонту церковной кровли и улучшению освещения.

Романское новое здание с готическими пристройками
Когда в 1106 году городские укрепления были расширены и во время работ был обнаружен большой могильник, легенда об Урсуле была еще более приукрашена. Некоторые реликвии изначально достались святому Куниберту. Богатые находки и торговля реликвиями привели к некоторому процветанию, так что впоследствии была построена совершенно новая церковь. Документов по этому поводу почти нет. Единственным ключом к разгадке является запись об освящении алтаря, посвященного святой Кордуле, от 1135 года. Это, а также интерпретация форм здания позволяют датировать постройку второй четвертью XII века.

Новое здание заняло центральную ось предыдущего оттоновского здания. Он был реализован как трехнефная галерейная базилика с плоским центральным нефом и боковыми нефами с крестовыми сводами. Стеновая конструкция уникальна среди сохранившихся до наших дней церквей Кёльна. Под крестовым алтарем перед хором находился сводчатый ковчег; К западу было пристроено новое здание монастыря.

 

Считается, что башня была завершена около 1230 года. Примерно в это же время в северном проходе появились вентиляционные окна. Успешный сбор средств в епархии Падерборн около 1247/1267 годов позволил добавить большой готический хор на восточной стороне базилики. Он был завершен к концу 13 века, но, по-видимому, не использовался канониками и канонисами до второй половины 14 века. Его одиннадцать (sic!) окон окружают хор, как «стеклянный храм». До 1300 года к южной стороне базилики был добавлен второй неф, так называемая Мариенкапелла. К концу 15 века церковь подверглась капитальному ремонту; после урагана на вершине башни изначально был установлен позднеготический шлем с костяшками.

Важное произведение готической кельнской школы живописи было создано в 1464 году, подарено Иоганном фон Хитце и создано Мастером Жизни Богородицы. Большая часть работ сейчас находится в Мюнхенской пинакотеке.

Эпоха барокко
XVII век принес с собой в Святую Урсулу серьезные изменения, соответствующие вкусу того времени. Средневековая решетка была снесена, церковь получила новые ажурные окна и барочные реликварийные ящики между служебными связками.

Знаменитая «золотая камера» для хранения реликвий была подарена в 1643 году советником императорского двора Иоганном Кране и его женой Вереной Хегемилер, как и часовня Николауса на северной стороне. Николаус де Гроот последовал за ним с пожертвованием южной часовни Иоганна Баптиста.

После того, как пожар на крыше в 1680 году потребовал ремонта, крепкая западная башня получила купол в стиле барокко с «британской короной», который должен был увековечить происхождение святой Урсулы. В 1767 году была предпринята попытка добиться единого пространственного впечатления, замуровав галереи боковых проходов по направлению к центральному проходу и добавив фрески в стиле позднего барокко.

Упадок
В 1802 году святая Урсула разделила судьбу всех монастырей Кёльна. В рамках секуляризации он был упразднен и в 1804 году передан общине св. Марии Аблас в качестве приходской церкви, предыдущая приходская церковь была снесена, за исключением часовни. Базилика находилась в заброшенном и структурно сомнительном состоянии и была частично восстановлена ​​в 1810 году общиной. В 1832 году городской мастер Вейер замуровал арку крыльца церковной башни, чтобы защитить ее от обрушения.

Во второй половине 19 века базилика была в значительной степени восстановлена ​​до своего первоначального романского состояния. Интерьеру была придана «благонамеренная, но сегодня непонятная картина маслом» Дж. Остена, которая снова была удалена через поколение. Башня также реставрировалась в 1890-91 гг.

Разрушения во время Второй мировой войны и реконструкция
В 1942 году все крыши базилики сгорели после бомбардировок. В конце войны сильно пострадали свод, башня, части южного придела и алтарь; Святая Урсула превратилась в руины.

Несмотря на разрушения, прихожане отслужили свои службы в отделении неотложной помощи под башней; еще до денежной реформы в 1949 году началась реконструкция под руководством архитектора Карла Банда. Эта работа продолжалась до 1972 года. В то время как своды в готическом алтаре были реконструированы, позднеготические своды в центральном нефе романского нефа не были восстановлены; только частично фигурные консоли остались на месте. По проекту Карла Банда был установлен плоский сводчатый деревянный кессонный потолок, раскрывающий романскую структуру фонаря. Поперечные пристройки с севера и юга также получили плоские перекрытия. С 1972 по 1978 год последовала реставрация казны («золотая палата») в южном крыле западного корпуса. Пейзаж крыши нефа и алтаря был спроектирован очень разнообразно и элегантно; в 1964 году хор получил гребень для крыши с двумя ручками, разработанный Карлом Маттеусом Винтером. С 1960 по 1962 год в романской западной башне реставрировали барочный капот, фонарь и корону.

На рубеже веков, с 1999 по 2004 год, под руководством архитектора Рольфа Линка была проведена еще одна комплексная реставрация, чтобы сделать Мариенкапелле, южный боковой проход, снова доступным во всю длину и открыть его для интерьера церкви. После демонтажа органа послевоенного периода западную галерею также можно было впервые ощутить как священное пространство; здесь была создана еще одна казна. Неф и хор получили новую цветовую гамму; деревянные потолки послевоенного периода были выкрашены в светло-серый цвет.

 

Мемориал современным мученикам
В 2003 году родилась идея создать мемориал кельнским мученикам 20 века в Базилике Святой Урсулы. В противовес исторической церкви перед апсидой южной поперечной пристройки, по оси нефа Девы Марии, была создана небольшая современная часовня. Это пространство часовни представляет собой двухслойную, слегка прозрачную холщовую конструкцию с именами, датами и цитатами мучеников, напечатанными внутри. Возведенная в самой светлой части церкви, получившаяся молитвенная комната светится изнутри. Строительство началось в 2003 году, а монтаж готовых панелей часовни был в 2005 году. За выполнение проекта отвечала компания «Kister Scheithauer Groß - Architekten und Stadtplaner GmbH» из Кельна и Лейпцига. В 2006 году во время мессы в помещение часовни было совершено нападение с ножом, и было разрезано несколько ширм. В 2008 году помещение часовни было удостоено Arteon Art Prize.

 

Легенда об Урсуле

Примечательна легенда о святой Урсуле, сопровождающая возникновение базилики. Существует множество его вариаций, основные элементы которых одинаковы. Среди прочего, в нем сочетаются сообщения о ранних мученицах-девственницах и легенда о Пинносе. Согласно легенде, Урсула путешествовала вверх по Рейну с одиннадцатью спутниками. В ходе истории эти одиннадцать дев стали затем одиннадцатью тысячами (возможно, на фоне находок скелетов в соседнем римском могильнике и бойкой торговли реликвиями в Средние века или смешения аббревиатуры М от martyri с числительным за мили). Путешествие на корабле привело их в Базель, откуда они пешком совершили паломничество в Рим. Принимающий Папа Кириак (возможно, Папа Сириций) присоединился к ним на обратном пути. В Майнце жених Урсулы Этериус принял окончательное крещение, и оттуда отряд добрался до Кёльна, осажденного гуннами. Поскольку девственницы отказались выйти замуж за гуннов-нехристиан, они и их спутницы были убиты.

Эта легенда имела значительное влияние, и реликвии, почитаемые в базилике, потеряли свое превосходство в религиозной жизни Кельна и паломников, посещающих город, только когда кости трех королей были перенесены из Милана в Кельн в 1164 году.

Оба почитания святых послужили изображениями для кельнского герба: три короны в верхнем поле символизируют трех королей, одиннадцать языков пламени представляют одиннадцать (тысячи) мучеников из легенды об Урсуле. Помимо Трех королей и святого Гереона, покровительницей Кёльна является святая Урсула.

Описание здания и оборудование
Св. Урсула - старейшая трехнефная галерейная базилика в регионе Нижнего Рейна. Западный главный фасад, массивная западная башня с куполом в стиле барокко, примыкающий вестибюль и неф выполнены в романском стиле. Хор является продолжением ранней готики.

 

Базилика сильно пострадала во время Второй мировой войны и не ремонтировалась до 1972 года. Несмотря на длительные потери, это относительно богато обставленная церковь, романское происхождение которой ясно видно. В вестибюль ведет западный портал, созданный Тео Хайнерманном в 1959 году и украшенный бронзовой дверью. В дверях можно увидеть сцены из легенды об Урсуле. В вестибюле за ней сохранилась каменная Пьета, датируемая примерно 1420 годом. Также заслуживают внимания скульптуры в южном проходе, такие как Св. Урсула в образе защитного плаща (1465 г.) с иконографическим видом изображения Марии. Саркофаг Святой Урсулы в северном трансепте датируется первой половиной 15 века. Облицовка в стиле барокко была подарена императорским советником Йоханнесом Краном и его женой Вереной в 1659 году. Фигуры святых Иоанна и Святой Марии в южной поперечной комнате датируются примерно 1500 годом. Каменная Мадонна и Святой Николай датируются примерно 1330 годом. Реликварийные бюсты размещены на галереях нефа. В нем находятся святилище Урсулы и святилище Этериуса у готического главного алтаря. Цикл картин легенды об Урсуле (около 1456 г. из школы Стефана Лохнера) также находится в хоре. Презентация состоит из 24 панелей с 30 изображениями. Этот так называемый «Цикл Великой Урсулы» был подарен братьями ван Шейвен (надпись над сценами 29 и 30). Отдельные изображения снабжены поясняющими субтитрами, но не все оригиналы доступны. В 18 веке вместе с гербами были добавлены недостающие титулы. Саркофаг Viventia (12 век), Crucifixus dolorosus (2-я половина 14 века) и фигуры Марии и Иоанна группы триумфального креста на передних столбах готической апсиды (около 1500 г.) также происходят из средневековья. Вивентия (ум. 639) была 3-й дочерью Пиппина Старшего. Ее гроб поставлен на 4 столба, чтобы не противоречить пророчеству из надписи Клематиса. Согласно легенде, саркофаг ранее дважды выбрасывали из гробницы в церкви. Впечатляет «золотая камера» сбоку от вестибюля. Здесь выставлено множество бюстов-реликвариев периода между 13 и 18 веками; стены украшены узорами из костей вплоть до сводчатых потолков.

Базилика вновь открылась в декабре 2004 года после более чем пятилетней реконструкции. Мариеншиф, построенный в 15 веке, и так называемый хор аббатисы снова доступны. В 2005 году на востоке Мариеншиффа был открыт мемориал мученикам 20-го века, в основном жертвам нацистского режима, спроектированный архитекторами Кистер/Шайдхауэр/Гросс. Сохранение Святой Урсулы поддерживается Ассоциацией по продвижению романских церквей в Кельне.

Орган
В 2004 году, после внутреннего ремонта церкви Святой Урсулы, община заказала орган у мастера из Баутцена, который изначально был построен как временный инструмент для Николаикирхе (Лейпциг). Орган был построен в итальянском стиле и стоил 200 000 евро. В любом случае Кёльнская архиепископия не утвердила договор купли-продажи в письменной форме; община не получала субсидий от епархии и могла оплатить только первый взнос. В 2006 году по решению суда муниципалитет был вынужден вернуть инструмент органостроительной компании и заплатить плату за использование в размере 30 000 евро.

Существующего небольшого органа было недостаточно для звукоусиления церковного помещения, поэтому все еще искали сооружение нового, более крупного органа. После получения пожертвования i.H.v. 150 000 евро была основана ассоциация поддержки, которая, наконец, дала заказ на изготовление нового органа органному мастеру Андреасу Й. Шигницу (Альбсхайм / Грюнштадт) по цене 570 000 евро.

В 2011 году новый инструмент был установлен на южной галерее. Он имеет 32 регистра на двух мануалах и педали. Действия воспроизведения и регистрации механические. Инструмент имеет наборную систему, которая электромагнитным образом взаимодействует с приводным механизмом. Загоны построены как чередующиеся удары/шаги.

Орган имеет две механические консоли: консоли Урсулы и Мариен. Кроме того, в первом руководстве у органа все еще есть основной тон, настроенный на средний тон.