Иглесия-де-Сан-Антон, Бильбао

Церковь Сан-Антон (по-баскски: Сан-Антон Элиза), популярное название Сан-Антонио-Абад, которое является его точным обозначением, представляет собой католический храм в готическом стиле конца пятнадцатого века, расположенный в бискайском городе Бильбао, в Стране Басков (Испания). Его история и расположение на берегу реки Бильбао, рядом с одноименным мостом, рынком Рибера и старой ратушей в самом сердце Старого города делают его самым популярным храмом Бильбао, до такой степени, что он изображен на гербе виллы.

 

История

Почти за триста лет до того, как церковь была возведена, на том же месте уже существовал рынок или склад речных товаров. Когда в 1300 году дон Диего Лопес V де Аро, одиннадцатый лорд Бискайи, даровал жителям Рибера-дель-Рио-Ибаисабаль хартию Пуэбла, бывшая ярмарка была включена во вновь созданный городской комплекс. В 1334 году Альфонсо XI Кастильский построил на этом месте Алькасар и оборонительную стену, которая также служила дамбой против наводнений. Фундамент этой стены был обнаружен во время археологических раскопок, проведенных в 2002 году, и в настоящее время его можно увидеть за алтарем церкви.

Эта часть стены и Алькасар были вскоре снесены, чтобы на их месте была построена церковь, посвященная святому Антонио аббату и освященная в 1433 году. Это было однонефное сооружение прямоугольной формы в плане и куполообразной палубы. За алтарем нынешней церкви, перекрывая остатки крепостной стены, можно увидеть основание изголовья этого более раннего храма многоугольной формы, построенного из прямоугольных тесаных камней из песчаника. Первая церковь прослужила около пяти десятилетий, так как в 1478 году планировалось расширить ее, сделав небольшой, чтобы вместить постоянно растущую прихожанку. Вторая фабрика, построенная еще в готическом стиле и имеющая почти четырехугольную форму, должна была быть завершена в своей основной структуре в первые годы XVI века, примерно в 1510 году.

Главный портик в стиле Ренессанс был спроектирован в 1544 году Хуаном де Гаритой и решен между 1546 и 1548 годами группой скульпторов под руководством франко-фламандского Гио де Бограна. Его балконада была построена в 1559 году каменщиком Хуаном де Лари. Готико-ренессансные, со второй трети XVI века, - это три часовни, примыкающие к нефу Евангелия (северному), самая маленькая из которых примыкает к портику. Колокольня в стиле барокко была спроектирована Хуаном де Итурбуру по заказу Мануэля де Капеластеги, который завершил строительство в 1775 году. Последними дополнениями были вспомогательный портик, ризница и приходские помещения, которые окружают церковь восточной стеной. Они были выполнены в 1902 году в стиле готического возрождения по проекту архитектора Энрике де Эпальца.

С момента своего основания и до XIX века внутренняя часть церкви использовалась как кладбище. За свою историю храм пережил несколько бедствий, последнее из которых произошло во время катастрофического наводнения 1983 года, в результате которого была уничтожена большая часть его внутренней мебели и сорваны двери и перила. 17 июля 1984 года Сан-Антон был объявлен объектом культурного интереса со статусом Национального историко-художественного памятника.

 

Описание

Нынешний храм состоит из трех ступенчатых нефов с четырьмя пролетами в каждом и увенчан поперечным сводом, простым в боковых нефах и составным в главном нефе; более сложное ребро с двойными терцелетами покрывает главную часовню. Все зажимные дуги заострены, за исключением дуг первого пролета, которые имеют полукруглую форму. Освобожденные опоры представляют собой колонны с цилиндрическим сердечником, к которым примыкают колонны, соединяющие ребра свода, и пилястрилы для фасадных арок. К стенам примыкают полуколонны аналогичной конструкции. Все они украшены гладкими капителями, за исключением капителей на нефе Евангелия (северном), украшенных шарами. Только кронштейны первого пролета противоположного нефа и те, что расположены под хором, нарушают эту строгость и украшены зоологическими мотивами.

На стенах, закрывающих центральный неф, под окнами расположен фонарный столб узких пропорций в форме бегущей галереи, который также пересекает настенное полотно, закрывающее главную часовню. Его след почти идентичен следу на трифории собора Святого Иакова. В качестве отличительных особенностей храм лишен апсиды и имеет прямое изголовье, в то время как фасад южного нефа образует фаску, предназначенную для выхода к водам устья.

Главный алтарь представляет собой ансамбль без каменной кладки, состоящий из двенадцати элементов: семи картин, выполненных современным бильбайнским художником Игнасио Гарсиа Эргюином, и, зажатых между ними, пяти скульптурных мотивов, а именно: в пределе-два рельефа,изображающие Омовение ног и Тайную вечерю; в промежуточном корпусе два рельефа, изображающие Омовение ног и Тайную вечерю. две круглые глыбы святых Петра и Павла; а на чердачном месте-распятый Христос. Эти два выступа и два рельефа были частью несуществующего римского алтаря, относящегося к последним годам XVI века, выполненного Эстебаном де Веласко по следам Мартина Руиса де Зубиате. Эль Кристо-более ранняя скульптура, относящаяся к первой фазе испанского Возрождения. Непосредственно перед алтарем, рядом с входной дверью, расположена резьба по полихромному дереву Сан-Антон в готическом стиле XV века.

Три особые часовни были спроектированы и построены в таком порядке настоятелями Лезама-Легуизамоном, Мартинесом де Рекальде и Ибасетой.

Часовня Святой Люсии является самой старой, и ее документация датируется 1530 годом. В конце семнадцатого века он стал официальной часовней консульства. Доступ к нему из нефа закрыт замечательной решеткой xvii века, состоящей из двух корпусов, увенчанной воздушным гребнем со щитом ректора Легуизамона. На нем находится алтарь в стиле рококо последней трети XVIII века, на чердаке которого находится изображение Непорочной Девы Марии и резьба Святой Агеды, оставшаяся от алтаря Антонио Аллоитиса, вырезанного в 1664 году. По бокам расположены два полотна покровителей Бискайи, Сан-Игнасио де Лойола и Сан-Валентин де Берриохоа, работы художника Мануэля Лосады в 1907 году. На одной из стен висит полотно середины xvii века, изображающее обрезание Иисуса, хотя, что удивительно, оно находится в конюшне в Вифлееме, а не в храме, как это принято.

Часовня Богоматери Благочестивой соединена с предыдущей. Его основание датируется 1554 годом, хотя алтарь и решетка были построены раньше. Она построена в стиле эпохи Возрождения и датирована 1538 годом. Он представляет собой один из лучших образцов стиля бискайского возрождения. Алтарь Благочестия - выдающаяся работа в стиле платереско, которая демонстрирует связь с творчеством Гио де Бограна, который, возможно, был автором центрального мотива, выразительного изображения Благочестивой Девы, держащей тело мертвого Христа, но не рельефов на площади.площадь и переулки. Слева от алтаря находится картина со сценой визита святого Антония аббата к святому Павлу Отшельнику середины XVII века.

Часовня Сан-Роке - последняя и самая маленькая из трех часовен. Титульный святой изображен в изящной резьбе, выставленной на гробнице в Триумфальной арке, вероятно, работы придворного скульптора Хуана Паскуаля де Мена, который, должно быть, выполнил ее во время своего пребывания в Бильбао между 1754 и 1756 годами, как и непосредственный Святой Себастьян.

Хор, расположенный у подножия храма, был построен в последней четверти XVI века при участии маэстро Доминго де Гарита и мастера по резьбе Хуана де Лете. В нем находится орган Cavaille-Coll из Парижа, изготовленный в 1901 году. Под хором расположены две фигуры святых Космы и Дамиана, созданные в 1664 году скульптором Антонио де Аллоитисом.

На первом участке нефа Послания, в каменной нише, находится статуя Святого Антония Падуанского с младенцем, работа в стиле рококо, приписываемая Хуану Паскуалю де Мена. Далее следует большая арка, врезанная в стену, на которой изображена современная копия Moderna di Begoña, покровительницы Бискайского, работы скульптора Ларреа. Справа от него находится картина, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, работа, возможно, конца XVII века.

Внешний портик представляет собой просторное архитектурное сооружение в стиле Ренессанс, украшенное фантастическими мотивами и иконографическими посланиями. Она превращается в триумфальную арку карпанель между парами колонн, сопровождающих святых Петра и Павла, а над ней, защищая ее, проходит смотровая трибуна или балкон, выходящий на площадь.

Колокольня в стиле барокко имеет восьмиугольный корпус с вершинами на завитушках по углам, а купол и фонарь увенчаны хиральдильо, аллегорией веры, вырезанной кантабрийцем Джеронимо из Аргоса. На внешней стороне нефа Послания (южного) выделяется двойной набор выступающих арок, которые снимают напряжение, создаваемое центральным нефом, который почти вдвое превышает высоту боковых, на двух контрфорсах, приподнятых как пилястры.