Азкуна-центр (Azkuna Zentroa) (Centro Azkuna), ранее называвшийся Alhóndiga Bilbao,
представляет собой бывший винный склад, расположенный на вилле
Бильбао (Бискайя, Испания), переоборудованный в развлекательный и
культурный центр.
Построенный между 1905 и 1909 годами по
проекту Рикардо Бастиды, он предполагал утверждение новой идеи
здания с точки зрения его реализации, поскольку располагался на
новой городской планировке, которая возникла в то время, занимая
весь один из кварталов расширения виллы; и что касается его
строительства, учитывая использование новых методов со структурной
точки зрения, являясь одним из первых примеров общественной
архитектуры из железобетона.
Здание, в дополнение к выполнению требований функционального
порядка, для которых оно было спроектировано, выходит за рамки
простого складского помещения, чтобы вписаться в структуру
пристройки как элемент, призванный формировать город. Эта
двойственность подхода очевидна в нем, поскольку можно выделить
элементы, которые касаются каждого из рассмотренных аспектов.
В 1919 году он пострадал от пожара и последующей реставрации.
Закрытый на долгое время, в 1980-х годах он был преобразован в
культурный центр при участии Хорхе Отейсы. Этот проект был сорван, и
вскоре после этого в Бильбао появился альтернативный-Музей
Гуггенхайма, что вызвало критику со стороны Отейсы и споры, которые
утихли только после необычного успеха нового музея.
В конце
концов, Мансарда была преобразована в многофункциональный
общественный центр при участии дизайнера Филиппа Старка и была
открыта 18 мая 2010 года.
10 декабря 2014 года исполняющий
обязанности мэра Ибон Аресо объявил, что центр досуга и культуры
Альхондига будет переименован в центр Иньяки Азкуна в знак признания
того, что он был мэром Бильбао более трех законодательных сроков.
Наконец, 16 марта 2015 года он был официально переименован в
Азкуна-центр.
Интерьер представляет собой открытую планировку, в которой несомненная привлекательность возможности ощутить все пространство, соответствующее квадрату ширины, сочетается с геометрической строгостью, которой обладает структура, что способствует замечательному восприятию пространства с его модуляцией. Железобетонные портики (Альхондига была одним из первых зданий, построенных с использованием этой техники в Бискайе) имеют повторяющуюся модуляцию, которая слегка изменяется в зонах, где этого требуют различные потребности функционального типа. Циркуляционные улицы, проходящие по внутренней части цокольного и подвального этажей, вертикально соединенные с большими зазорами в верхних перекрытиях для обеспечения освещения всего комплекса, создают зоны разрушения структурного каркаса. Следовательно, причину его существования следует искать в функциональной адаптации к использованию, для которого он был спроектирован, и, следовательно, этот аспект следует предпочтительно учитывать при оценке здания. Чистота и прочность существующей конструкции, тем не менее, в конечном итоге пространственно характеризуют ее внутреннюю часть.
Внешне здание наделено несомненной монументальностью и представляет
очевидные условия для его рассмотрения в качестве важного элемента, при
этом особая концепция его ключевых фасадов отражает взаимосвязь здания с
остальной частью города и является определяющим фактором в оценке того,
что должно быть реализовано с самых разных точек зрения. Оценка внешнего
облика здания может проводиться с двух разных уровней, вытекающих из его
взаимосвязи с окружающей средой и существенности его расположения на
местности, с одной стороны, и как строительной единицы в комплексе
зданий расширения, с другой. Здание демонстрирует императивы, вытекающие
из решения его функциональной программы, представляя, в рамках
однородности его изображения, нюансированные решения на первом этаже по
всему периметру, при встрече с окружающими дорожными магистралями в
зависимости от их высотомерных размеров. и необходимость доступа внутрь
здания.
В более глобальном плане он предлагает уникальный образ,
который четко идентифицирует его как уникальное здание по сравнению с
окружающей недвижимостью, в основном жилой, благодаря разрешению его
фасада с помощью определенных композиционных элементов, которые
предполагают промышленное использование здания, с одной стороны, и
демонстрируют явно городской характер, с другой. Использование различных
материалов и декоративных элементов, расположенных горизонтальными
полосами, а также декоративных эркеров в качестве верхнего выступа
фасадов отмечают постоянный критерий при определении их конструктивного
периметра, который, тем не менее, представляет собой подчеркивающее
замечание, вытекающее из условия, чувствительного к их включению в
расширение: использование, именно в особых точках, созданных самим
городским сюжетом, завершающих башен, там, где вращается сплошная ткань
фасада -углы- кроме того, создается характерный фасад в сторону площади
Аррикибар.
Крыша плоская, и на ней расположены большие световые
люки, расположенные над улицами внутреннего движения, которые решаются с
помощью наклонных плоскостей на металлической конструкции.
Различные виды использования, использовавшиеся в здании с момента его
закрытия в качестве альхондиги, привели к изменениям в первоначальной
конфигурации здания; наиболее заметным, что касается внешнего вида
здания, является разрыв двух проемов на первом этаже напротив
Аламеда-де-Уркихо. Ранее, в неустановленную дату, кузнечные отделочные
работы, расположенные над карнизом, между венцами фасадов окон верхнего
этажа, были заменены кирпичными полотнами с лицевой стороны, которые
изменяют примитивное восприятие этих венцов, вырезанных на фоне неба, и
восстанавливают композиционную уникальность полотна фасадной стены.
первый этаж, единственный элемент здания, выполненный из того же
материала. Кроме того, существует множество точечных повреждений
фасадных элементов, возникающих в результате небольших работ, проводимых
на протяжении всего срока службы здания.
Альхондига в Бильбао, бывший столетний винный склад, был преобразован
в культурный центр французским дизайнером Филиппом Старком после
инвестиций в размере 75 миллионов евро.
Работы начались в мае
2001 года со сноса внутренней конструкции с сохранением фасада и скрипа,
который его удерживает. Внутри были построены три куба, облицованные
кирпичом и подвешенные на 43 различных колоннах.
На его общей
площади 43 000 квадратных метров есть 8 кинотеатров, зрительный зал,
библиотека (Mediateka), выставочный зал, тренажерный зал, бассейн,
магазин, рестораны и подземная парковка. Он также предоставил стипендии
для молодежного творчества, такого как AlhóndigaKomik.