Кафедральный собор Святого Иакова (Сантьяго), Бильбао

Кафедральный собор Базилика Сантьяго в Бильбао (Бискайя, Страна Басков, Испания) - католический храм, в котором с 1949 года находится резиденция епархии Бильбао. Он был построен в последней четверти XIV-начале XVI веков в готическом стиле, хотя его фасад и башня являются результатом глубокой реконструкции, проведенной в XIX веке в стиле готического возрождения. Собор получил свое название от покровителя Бильбао, апостола Иакова Старшего, в связи с прохождением через город прибрежной ветки Камино-де-Сантьяго. Это самая монументальная готическая церковь в Бискайском регионе, которая также выполняет приходскую функцию. В 1819 году он получил звание малой базилики, став первой церковью, получившей это звание в Стране Басков.

 

История

Нынешнее здание пришло на смену двум предыдущим зданиям на том же месте и с той же целью. Первый был построен до 1300 года, даты основания виллы Д. Диего Лопесом V де Аро по Хартии Пуэбла, и имел внешний некрополь, расположенный вокруг изголовья стены. Второй храм был в основном расширением предыдущего, что было обусловлено ростом населения городского центра. Этот второй храм был недолговечным, так как в 1374 году он был разрушен в результате ужасного пожара, после чего папа Григорий XI раздал индульгенции тем, кто жертвовал милостыню на возведение нового храма в соответствии с более амбициозным архитектурным проектом.

Собор, построенный после катастрофы 1374 года, является результатом длительного и совокупного периода различных элементов: церкви, монастыря, портика, ризницы и фасада башни. Начатые в конце четырнадцатого века, примерно в 1397 году, в соответствии с преобладавшим тогда классическим готическим стилем, работы медленно продолжались в течение долгого столетия. К середине пятнадцатого века были завершены фонарный столб и флигель с пятью центральными часовнями; во второй половине центурии работы велись над другими часовнями изголовья, а затем, уже на границе с XVI веком, над боковыми часовнями нефа. В эти же даты были построены монастырь и Ворота Ангела, которые открывают к нему доступ с улицы и которые уже включают элементы витиеватой готики.

Таким образом, был завершен готический ансамбль, который много лет спустя, в XVI веке, был обогащен ризницей, большим внешним портиком и утраченным Главным алтарем, выполненными в стиле эпохи Возрождения. Главный алтарь, должно быть, был великим художественным творением франко-фламандского Гио де Бограна, мастера, работавшего в Бильбао в середине xvi века, который создал его между 1533 и 1543 годами; разобранный в 1805 году, с этого алтаря сохранились четыре резные фигурки Отцов латинской церкви, которые сегодня хранятся в ризнице, и еще три глыбы сегодня находятся в часовнях Пилар, Эль Кристо дель Амор и Санта Люсия. 11 июня 1819 года Рим присвоил церкви звание малой базилики, первой в Стране Басков. Во второй половине XIX века была проведена перепланировка стен и сводов, реконструкция ризницы, а в 1880-х годах была проведена грандиозная реконструкция всего фасада с башней и шпилем в неоготическом стиле, гармонизированном со старыми готическими формами., придавая храму его нынешний вид.

В первой трети двадцатого века монастырь был отреставрирован, а в последние годы века, после разрушительного наводнения 1983 года, когда воды реки Нервион-Ибайсабаль затопили весь Старый город Бильбао и затопили собор, были приняты меры по всему комплексу. ремонт и очистка внутренних и наружных помещений поврежденные в результате ливня. Разбирательства продолжались до 2000 года. В результате этой реставрации собор сегодня находится в идеальном состоянии сохранности.

В 1949 году базилика приобрела соборное достоинство после основания епархии Бильбао в результате отделения от епархии Витории. Новая епархия была учреждена Пием XII постановлением о возведении Quo Commodius от 2 ноября 1949 года. В 1950 году епископский престол занял первый прелат Казимиро Морсильо Гонсалес, который освятил кафедральный собор Базилики 30 декабря 1955 года.

С 3 июня 1931 года является Национальным историко-художественным памятником.

 

Описание

Собор Бильбао примечателен прежде всего своими небольшими размерами (для того, чтобы быть соборным храмом, хотя на самом деле он просторен для приходской церкви, как и было задумано) и компактностью его готических черт. Его размеры составляют 51,5 м в длину, 22,3 м в ширину,22,5 м в высоту на большом корабле и 1100 м2 по площади. Такелаж очень ровный, из песчаника, из кремнистого камня, внутри он имеет красивый цвет, коричневый или бордовый с прожилками.

 

Фасад и башня

В 1880-х и 1890-х годах весь фасад с его передней частью, окном-розеткой, башней и часовней был полностью перестроен в неоготическом стиле, гармонирующем со старыми готическими формами. Он заменил старый фасад в стиле барокко XVII века, который защищало большое готическое окно. Надгробная плита состоит из четырех архивольтов с ненавязчивым растительным декором и сквозным наличником с коническим навершием в виде бутона; по бокам расположены скульптуры святых Петра и Павла. На втором уровне расположены розетка, окруженная овощами, венера и крест Святого Иакова.​

Нынешняя башня-четвертая, о которой есть какие-либо новости: ее предшественницы были сооружением, детали которого неизвестны, и которое было заменено башней в стиле барокко в восемнадцатом веке, которая, в свою очередь, уступила место другой очень массивной, которая была снесена в начале девятнадцатого века. В 1883 году третья башня неоклассического типа была также снесена, чтобы освободить место для новой неоготики, спроектированной архитектором Северино де Ахукарро. Фасад и башня были завершены в 1891 году. Башня высотой 64 метра состоит из трех корпусов. Нижний имеет игольчатые контрфорсы по углам и содержит два эркера с остроконечной аркой и наличником, а также часы вверху. Центральный корпус, отделанный, как и предыдущий, белыми каменными плитами с горы Уаз, вмещает колокольню с одиннадцатью колоколами, отлитыми в 1890, 1895 и 1916 годах и расположенными на трех уровнях: четыре звонких и семь поворотных, неразделимых.за заостренными и зарешеченными окнами. Башню венчает ажурная капитель; этот третий корпус высечен из белого камня, привезенного из Ангулема, Франция.

 

Подъезды и крыльцо

С северной стороны расположены ворота, ведущие в монастырь, так называемые Ворота Ангела, которые получили свое название от алтаря, посвященного архангелу Святому Михаилу, который находился в монастыре. Его красивая витиеватая готическая обложка относится к началу шестнадцатого века и была отреставрирована в конце двадцатого века. Перегородка разделяет две крытые входные двери под сводчатыми сводами, над которыми простирается широкая барабанная перепонка, украшенная огненными рельефами, вдохновленными баскским символом лаубуру. Архивольты, расположенные по бокам двух уменьшающихся колонн, украшены сверху конусообразным выступом, увенчанным цветком и обрамляющим венеру или раковину паломника, что свидетельствует о позднем включении этой церкви в якобинскую традицию. По этой причине Ворота Ангела также называются Воротами паломников.

Большой портик был возведен великим генералом Вильегасом на южной стороне храма с 1580 года на том же месте, что и старое кладбище, и был достроен только по прошествии столетия.. Его большие размеры, образующие неровный, смутно треугольный план, объясняются его функцией опоры всего нефа Послания, что создавало проблемы с фундаментом при возведении храма на болотистой местности. Его периметр определяется семью колоннами неправильного призматического сечения, поддерживающими шесть полукруглых арок. На одной из колонн, той, что выходит на улицу Тендерия, выгравировано оружие виллы как символ владения и покровительства. Его нынешняя сводчатая крыша датируется 1686 годом.

В этом крытом пространстве выделяется южный подъезд, ведущий к храму. Это готический проем без тимпана и с выступающими остроконечными наличниками, с угловым орнаментом на двух нижних арках и иконографическим орнаментом на внешней арке, на котором изображены фигуры сидящих пророков под балдахинами; ключ украшен бюстами епископа и короля, которые, возможно, были бы сановниками, занимавшими эти должности во время возведения храма Д. Гонсало, епископ Калаорры, и монарх Кастилии Иоанн I. Задняя часть украшена наличником, украшенным виноградными лозами, и который начинается с кронштейнов с фигурами женщины и священнослужителя. На вершине можно увидеть полихромный герб Бильбао, выполненный в XVIII веке, геральдический мотив, повторяющий то, что было видно на колонне портика, о котором говорилось выше. Внутри собора тимпан на обложке украшен прекрасной резьбой "Непорочная" работы Франсиско де Арисменди, выполненной примерно в 1783 году.

 

Интерьер церкви

Он имеет базилический план, разделенный на три продольных нефа, из которых центральный более высокого роста, разделенный, в свою очередь, на четыре пролета серией круглых колонн с примыкающими колоннадами и увенчанный гладкими створками-капителями. Боковые нефы содержат часовни между их контрфорсами. Освобожденные колонны и полукруглые столбы, прикрепленные к стенам, поддерживают перекрытия, состоящие из поперечных сводов. Они просты на всех участках нефов, за исключением третьего центрального нефа, который шире, в виде выровненного трансепта, где трансепт усложняется прямыми терцелетами, и в главной часовне, которая имеет звездчатый тип. Пересечения нервов украшены ключами. Следует отметить, что среди обстановки храма, состоящей из алтарей и скульптурных произведений, нет ни богатого литургического инвентаря, ни ювелирных изделий: подборка лучших его произведений выставлена в Епархиальном музее Сакрального искусства, расположенном в бывшем монастыре Воплощения Ачури.

 

Фон и витражи

Фасад распределен по трем регистрам, состоящим из фасадных арок, декоративного фонаря, элемента, который украшает здание и окружает его со всех сторон, за исключением закрывающей стены у подножия, и витражей, выполненных в два разных момента во второй половине XIX века. века в стиле готического возрождения и который был построен в 19 веке. они разделены на 17 эркеров и три окна-розетки. Только витражи в изголовье несут образное изображение: Троица в центре и по бокам от нее две пары апостолов. Окна, которые освещали нижние нефы до того, как были построены часовни, с особыми световыми проемами, в настоящее время затемнены алебастровыми бра.

 

Жирола и капелла Майор

У изголовья имеется широкий желоб или амбулатория. Сводчатый фасад джиролы разделен на семь чередующихся треугольных и квадратных пролетов, возможно, под влиянием некоторых построек французской готики, в которых размещается столько же других радиальных часовен, образующих полукруг. Главная часовня имеет трапециевидную форму в плане с шестью сторонами, из которых три последующие выходят на флигель с таким количеством других остроконечных арок, которые соединяют в непрерывную серию два ряда формообразующих арок. В пресвитерии, помещении, которое было реконструировано в 2000 году, есть кресло для каноников, которое обрамляет кафедру или епископскую кафедру. В центре алтарный стол оригинального круглого дизайна, опирающийся на 12 колонн, символизирующих Апостолов.

 

Хор

Поскольку изначально храм представлял собой простую приходскую церковь, хор расположен не в центральном пространстве нефа на уровне земли, как обычно в соборах, а возвышается на первом участке нефа, в его передней части. Здесь находится классический орган дома Pellerín & Uys в Даксе (Франция), названный в честь композитора Алавеса Хесуса Гуриди, который был органистом собора с 1918 по 1939 год. Он был построен в 2001 году и заложен в 2002 году, заменив другой, изготовленный немецкой фирмой Ibach, который был подарен местной благотворительной организацией Dña. Касильда Итурризар в 1890 году.

 

Ризница

Построенный в готико-ренессансном стиле в шестнадцатом веке и капитально реконструированный в конце девятнадцатого века, он представляет собой прямоугольное пространство с осью, перпендикулярной оси храма, примыкающее к башне с северной стороны, а также к западному скату монастыря. монастырь, с которым он разделяет половину стены и к которому примыкает башня. он на связи. Он состоит из трех пролетов со сводчатой ребристой палубой; его шпили украшены, ребра упираются в большие фигурные кронштейны, а сегодня предлагается комплектация, окрашенная в яркий небесно-голубой цвет. Под кронштейнами находятся подвешенные к стене и поддерживаемые шестами резные фигурки четырех Святых Отцов латинской церкви: Святого Августина, Святого Иеронима, Святого Амвросия и Святого Григория Великого, которые принадлежали Главному алтарю церкви, созданному Гио де Богран между 1533 и 1543 годами. В северном тестеро можно увидеть написанное маслом полотно с изображением Непорочного Зачатия первой половины XVIII века, которое является копией полотна Нуэстра Сеньора де ла Портерия в Авиле. Распятие XVI века дополняет обстановку ризницы.

 

Склеп-Молельня

Он расположен под главным алтарем и напротив часовни Саграрио, спускаясь в нее по лестнице из жиролы. В этом склепе в качестве археологического свидетельства сохранилась часть стены первого храма Сантьяго, которая существовала еще до основания города Бильбао в 1300 году. Также можно увидеть ковчег с мощами святых Плодоносца, святого Бонифация и других мучеников, которые вместе с именами святых и блаженных, связанных с епархией, расположенными на стенах, призваны предложить посетителю свидетельство местной христианской традиции в этом конкретном молитвенном помещении.

 

Часовни

Пятнадцать часовен, расположенных между контрфорсами, достигают меньшей высоты, чем низкие нефы, за исключением пяти часовен в центре ла-жирола, которые были запланированы с самого начала и построены одновременно с изголовьем, поскольку они были профинансированы богатыми прихожанами для размещения там их могил. Экскурсия по часовням начинается с часовни Богоматери дель Пилар в нефе Евангелия (обращенном на север, слева от входной двери), а затем проходит по всей церкви, следуя направлению по часовой стрелке.

 

Часовня Девы дель Пилар

Открытая на втором участке Евангельского нефа, до 1725 года она была посвящена Святому Юлиану и его Духам; в том же году создание братства, посвященного Деве дель Пилар, привело к смене Девы Марии. Прямоугольное пространство покрыто четырехскатной перегородкой и имеет окно, выходящее на южную часть монастыря. В нем есть алтарь в стиле барокко, построенный примерно в 1760 году. В этом архозоле находится изображение Мадонны XVI века, выполненное тонкой резьбой, приписываемой франко-фламандской мастерской Богранов и известной как Мадонна чудес, когда она была частью несуществующего Главного алтаря церкви. Когда часовня была посвящена Мадонне дель Пилар в восемнадцатом веке, изображение было установлено на серебряной колонне. У его подножия изображена орирующая скульптура святого Иакова Перегрина, работа, датируемая второй половиной восемнадцатого века.

Уже за пределами часовни, в ее продолжении, соответствующем северному рукаву трансепта, находится статуя Сантьяго Пилигрима, вырезанная из дерева скульптором Пересом Комендадором в 1955 году по случаю освящения собора.

 

Часовня Святого Антона

На четвертом участке Евангельского нефа. Его доступ является прицельным и имеет простое поперечное хранилище. В нем находится позднеготическая гробница в Аркосолио с угловатыми внутренностями, принадлежащая семье Арбието, начала xvi века, с надписью красивым готическим шрифтом; покойные, Хуан Фернандес де Арбието и Мария Санчес де Витория, изображены лежащими на доске с двумя собаками у их ног, символом верности. Есть также полихромная резьба по Сан-Антону( Сан-Антонио-Абад), испано-фламандскому произведению конца пятнадцатого века.

 

Часовня Богоматери Бегонской

На пятом и последнем участке нефа Евангелия она посвящена покровительнице Бискайи. Это одна из самых больших часовен с заостренным входом, полукруглым проемом и простым поперечным сводом. В нем находится готическая гробница брака Арана-Басурто, бильбайнских купцов позднего средневековья, с надписью и геральдическим декором. Здесь находится алтарь в стиле барокко около 1700 года, на чердаке которого находится позднеготическая скульптура Магдалины начала xvi века, а в центральной нише-Мадонна Бегонья XX века. Мебель дополнена настенным полотном с портретом владельца, выполненным в стиле барокко XVIII века.

 

Часовня Святой Люсии

Первый от Ла-фироля с северной стороны, доступ к нему слегка заострен, а его поперечное свод-простой. Он имеет прямоугольное окно, выходящее на улицу. В помещении можно увидеть готическую гробницу с лежащим персонажем неизвестной личности и военной одеждой, а также неоклассический алтарь, обрамляющий резьбу Сент-Люсии, произведение эпохи Возрождения, приписываемое кругу Жана де Бограна, датируемое примерно 1545 годом. и который был частью несуществующего Главного алтаря церкви, а также две таблицы в стиле барокко xvii века, на берегу, соответствующие Святым Иосифу и Иоанну Крестителю.

 

Часовня Сан-Диего-де-Алькала

Вторая по ширине, она трапециевидная в плане, с радиальным поперечным сечением из пяти ребер, которые сходятся в ключе, украшенном рельефом апостола Святого Петра. Алтарь, богато украшенный листвой и полихромный, резьба по Сан-Диего-де-Алькала в центральной нише и полотно "Преображение Святой Терезы" в мансарде выполнены в стиле барокко и соответствуют разным периодам первой половины XVIII века.

 

Часовня Богоматери благочестивой

Третья от фиролы, она пятиугольная и покрыта крестовиной из пяти ребер, а центральный ключ украшен сидячей фигурой Сальвадора. В нем есть маленькое окошко. Часовня украшена прекрасной резьбой по Пьедад, произведением эпохи кастильского барокко около 1642 года, хотя полихромия гораздо более поздняя. Стены украшены каменными погребальными элементами, которые были встроены в цоколь алтаря; они были выполнены в середине шестнадцатого века, возможно, кружком Жана де Бограна. Из трех надгробий на двух изображены лежащие глыбы, украшенные деталями, а на третьем изображены три богословские добродетели: вера, надежда и милосердие, обрамленные двумя медальонами.

 

Часовня дель Саграрио

Четвертый от фирольи, по продольной оси храма. Из этой центральной часовни были восстановлены, насколько это возможно, ее первоначальный вид и форма. В 2000 году были установлены стеклянная крышка и готический храм в форме евхаристической башни, выполненный из песчаника в пятнадцатом веке по типичному образцу Фландрии и Северной Европы, который происходит из церкви Сан-Педро-де-Мендекса. Это хранилище, принадлежащее Баскскому археологическому, этнографическому и историческому музею Бильбао, и его соборное использование используется в качестве евхаристического заповедника Великого четверга.

 

Часовня Богоматери дель Росарио

Квинта-де-ла-Жирола, уже с южной стороны. Симметричный и похожий по своим формам на часовню Пьедад, ключ к ее крестовине из пяти ребер изображает Ангела Благовещения и имеет витражное стрельчатое окно с изображением буквы G работы Гортазара, его последнего покровителя, которому принадлежит сохранившаяся надгробная плита в стиле барокко. Его алтарь выполнен в стиле барокко примерно 1700 года, с изображением Мадонны дель Росарио примерно 1750 года, а на чердаке-полотно Санто-Доминго де Гусмана эпохи масонства.

 

Часовня Богоматери лос Ремедиос

Шестой по ширине, он имеет пятиугольный план и радиальный поперечный свод,в ключе которого изображена сидячая Мадонна. Маленькое круглое окно освещает пространство. Его живописный алтарь-реликварий, перестроенный в XVIII веке с использованием элементов двух предыдущих столетий, украшен изображениями Мадонны де лос Ремедиос с младенцем около 1660 года, Сан-Рамона Нонато середины XVIII века и, на чердаке, Мадонны де ла Мерсед около 1700 года. В масонстве хранится в общей сложности 120 реликвий, привезенных из Рима настоятелем Бадахосского собора Бильбайно Д. Мартином де Оллоки в 1583 году.

 

Часовня Святой Марины

Седьмая и последняя Moderna girola, неправильной прямоугольной формы в плане, в ключе от входной арки изображена оруженосец с безудержным медведем на дереве, а внутри сохранилась гробница Луцилло и красивая резьба Сан-Хосе с младенцем, современная работа, созданная в скульптурной мастерской Бильбайно Бастерра-Ларреа. Они определяют почву, покрытую захоронениями, извлеченными из центрального нефа, которые напоминают о погребальной функции этой часовни, предназначенной для захоронения останков умерших епископов.

 

Часовня Мадонны дель Кармен

На пятом и последнем участке нефа Послания доступ к нему осуществляется под остроконечной аркой, и он покрыт простым крестовиной. В нем есть готическая гробница, повторяющая архитектурный дизайн часовни Святой Люсии, с Каменной Мадонной без особого упоминания о пеане и в позднеготическом стиле начала XVI века.

 

Часовня крещения

На четвертом участке нефа Послания. Он один из самых широких и правильных, прямоугольный в плане и увенчан двумя перекрещивающимися арками. В нем есть готическая гробница, похожая на гробницу капеллы дель Кармен. Здесь находится купель для крещения, прочный кусок красного мрамора Лас-Карьер-де-Эреньо, выполненный в середине xviii века, а также каменная готическая скульптура Святого Иоанна Крестителя около 1300 года; это самое старое сооружение собора как с точки зрения мебели, так и архитектуры.

 

Часовня Святого Серафима

На втором участке нефа Послания он имеет прямоугольную планировку и является самой маленькой из всех часовен собора. Он покрыт простым поперечным сводом. С одной стороны от позднеготической гробницы, похожей на предыдущие и обнаруженной при последней реставрации, находится изображение святого Серафима, выполненное в неоклассическом стиле примерно в 1840 году.

 

Покаянная Часовня

На первом участке нефа Послания. Он прямоугольный,доступ к нему осуществляется через арку-карп и покрыт звездчатым крестом, который начинается с кронштейнов со знаками Евангелистов, Тетраморфов; его окно пристроено. В 1867 году он претерпел значительные реформы.

 

Часовня Христа Любви

Расположенный у подножия храма, в начале нефа Послания. В нем есть неоготический алтарь двадцатого века с рельефами четырех Евангелистов и четырнадцати станций Крестного пути, на котором размещен образ Христа Любви, пользующийся большим уважением в Бильбао. Это прекрасная резьба, приписываемая франко-фламандскому художнику-фантазеру Гио де Бограну примерно с 1543 года, и, вероятно, элемент, принадлежащий ныне несуществующему Главному алтарю церкви. Часовню закрывает богатая неоготическая ограда.

 

Крытая галерея

Это единственный готический монастырь, сохранившийся в Бискайе вместе с монастырем Сан-Франциско-де-Бермео, и его можно назвать исключительным, поскольку очень редко простые приходские церкви были оборудованы процессионными монастырями, особенно в данном случае, поскольку это сооружение замечательной элегантности и уравновешенности. Квадратное помещение размером 24 на 24 метра было построено в первом десятилетии XVI века и примыкало к северному флангу здания, то есть к нефу Евангелия. Для этого было захвачено пространство бывшего северного кладбища храма. В двадцатом веке, между 1924 и 1931 годами, его облик был обогащен важными скульптурными дополнениями. К этому времени относятся гребни, вершины, горгульи и узоры внутренних дуг арок. Центральный сад окружен четырьмя сводчатыми окнами с классическим перекрестием и выходит во внутренний дворик через большие окна, украшенные вышеупомянутым ярким узором в стиле неоготики, который опирается на три лепных цоколя.

По всему монастырю разбросаны различные предметы погребального типа, относящиеся к разным эпохам. Начиная экскурсию слева, по мере доступа к монастырю, находится надгробие, принадлежавшее семье Оллоки конца XVI века, на котором рельефно изображен герб с гербом их фамилии. Затем следует гробница Ортуньо де Угарте середины xvii века. На нем изображен геральдический герб и информационная надпись о должностях, которые занимал этот рыцарь, умерший в 1634 году. Но самым выдающимся захоронением является то, что находится ниже, выполненное примерно в 1540 году. Это гробница эпохи Возрождения в Аркосолио, позже повторно использованная в XVIII веке для захоронения части останков епископа Андреса де Порраса, прелата епархии Калаорра, к которой тогда принадлежал Бильбао. Последнее и самое последнее надгробие принадлежит Франсиско Итуррибаррии, которому был посвящен рельеф на южном портике. Он умер в 1916 году, хотя только в 1957 году его останки были перенесены в эту гробницу, высеченную скульптором Кинтином де ла Торре. Также выставлены три плиты, принадлежащие ранним некрополям храма.

В монастырь можно попасть изнутри церкви, а также с Почтовой улицы через Ворота Ангела, о которых говорилось выше. Изнутри церкви есть два входа: с северной части трансепта, прохода, который был восстановлен в ходе последних реставрационных работ, и с первой части нефа Евангелия, через который вы также входите в ризницу.