Музей Гуггенхайма, Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао (на баскском языке, Guggenheim Bilbao Museoa) - это музей современного искусства, спроектированный канадским архитектором Фрэнком О. Гери и расположенный на вилле Бильбао (Страна Басков), Испания. Это один из музеев, связанных по франшизе или в сотрудничестве с Фондом Соломона Р. Гуггенхайма. Он был открыт 18 октября 1997 года королем Испании Хуаном Карлосом I.

Переговоры о строительстве музея между государственными властями автономного сообщества Страна Басков и руководством Фонда Гуггенхайма начались в феврале 1991 года. Соглашение было подписано в конце того же года, а архитектор и место строительства были выбраны в середине 1992 года. С момента своего открытия в 1997 году музей ежегодно посещал в среднем более миллиона человек, что оказало необычайное влияние на экономику и баскское общество, способствовало развитию туризма в регионе и способствовало возрождению множества общественных и частных пространств на вилле.В дополнение к улучшению имиджа города. Все это явление, названное в средствах массовой информации» эффектом Гуггенхайма «или» эффектом Бильбао", подчеркнуло важность культурного туризма и вызвало эффект подражания в других странах с неравномерными результатами.

Самой яркой особенностью музея является новаторское здание, в котором он расположен, состоящее из изогнутых и извилистых форм, облицованных известняком, стеклянных занавесок и титановых пластин. Его общая площадь составляет 24 000 м2, из которых 10 540 м2 зарезервированы для выставок, распределенных по 19 галереям, что является самым большим количеством выставочных площадей в штате. Он расположен на берегу реки Бильбао, в районе под названием Абандойбарра, рядом с мостом Сальве,в центре города. который окружен полой башней.

И здание, и его постоянная коллекция принадлежат баскским властям. 3 декабря 2014 года попечительский совет Музея Гуггенхайма в Бильбао одобрил продление еще на 20 лет сотрудничества с Фондом Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, подписанного в 1994 году и истекающего 31 декабря.

В течение октября 2017 года и до 18 числа, даты открытия пинакотеки, музей отмечал свой двадцатый юбилей различными мероприятиями.

 

Архитектура

Спроектированный архитектурной фирмой Фрэнка Гери, он был открыт для публики в 1997 году и вмещает художественные выставки работ, принадлежащих фонду Гуггенхайма, и передвижные выставки. Очень скоро здание стало одним из самых впечатляющих зданий в стиле деконструктивизма. Дизайн музея и его строительство соответствуют стилю и методам Фрэнка Гери. Как и многие из его предыдущих работ, основная структура радикально вылеплена по почти органическим контурам. Музей утверждает, что во всей своей структуре нет ни одной плоской поверхности. Часть здания пересекает эстакадный мост, а внешняя часть покрыта титановыми пластинами и известняком, который было очень трудно найти (в конце концов, его удалось найти в Уэскаре, Гранада) того же цвета, что и тот, который использовался для строительства университета Деусто..

Здание, видимое с реки, имеет форму корабля, отдающего дань уважения портовому городу, в котором оно зарегистрировано. Его блестящие панели напоминают чешую рыбы, напоминая нам о влиянии органических форм, присутствующих во многих работах Гери. Однако, если смотреть сверху, здание имеет форму цветка. Для их проектирования команда Гери интенсивно использовала компьютерное моделирование конструкций, необходимых для поддержания здания, придавая ему формы, которые были бы невозможны несколькими десятилетиями ранее.

В то время как из музея открывается вид на окрестности с уровня реки, его внешний вид с верхнего уровня улицы намного скромнее, поэтому он не расходится с более традиционными зданиями.

 

Проект

Фонд Гуггенхайма владеет большой коллекцией произведений искусства и Музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке. Томас Кренс, директор этой организации в период с 1988 по 2008 год, проводил политику расширения, основанную на отправке передвижных фондов для проведения временных выставок в разных местах. Он также хотел основать два художественных центра в Европе, поэтому выбрал два города: Берлин (Германия) и Бильбао. Для последнего было предложено реконструировать бывший склад, муниципальный жилой дом, чтобы разместить там филиал его фонда. Он обратился за услугами к Фрэнку Гери за качеством, которое он продемонстрировал во Временном музее современного искусства. Этот архитектор в то время считался экспертом по реконструкции. Исключительно на законных основаниях в 1991 году был организован конкурс, который длился десять дней; в нем приняли участие Гери, Арата Исодзаки и команда Coop Himmelb(l)au.

Гери выиграл конкурс, и именно тогда было решено не проводить запланированную Фондом Гуггенхайма реабилитацию в вышеупомянутом Альхондиге (ныне Азкуна Центроа). Он предпочел спроектировать новое здание и вместе с Томасом Кренсом выбрал его местоположение: оно должно было располагаться к северу от центра города, рядом с рекой Бильбао. Он выбрал именно это место, потому что музей можно было увидеть с трех стратегических точек города. Как земля, так и финансирование работ были предоставлены баскскими властями, так что, строго говоря, музей не принадлежит Фонду Гуггенхайма, а сотрудничает с ним и использует его бренд Guggenheim в рамках возобновляемого соглашения, аналогичного франшизе. 18 октября 1997 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовали очень важные архитекторы и такие личности, как короли Испании. Помимо этой вечеринки, было проведено множество кампаний в СМИ, которые прославили это здание еще до того, как оно было завершено. Эти кампании существуют и по сей день.

Этот проект был удостоен международной премии Пуэнте-де-Алькантара в 1998 году.

 

Дизайн здания

Фрэнк Гери получил заказ на этот музей вскоре после того, как его проект Walt Disney Auditorium был отменен, когда это была еще только идея. Этот факт вдохновил Музей Гуггенхайма в его задуманной аудитории, и оба проекта разделяют очень похожий подход. Мягкие формы, представленные в музее, начинаются с Музея Витра и развились в других работах. Гери создал десятки макетов, на которых он тестировал возможные формы здания. Все они созданы вручную и с июля 1995 года выставляются на выставке “Пегги Гуггенхайм”, расположенной во дворце в Венеции. Гери не работал на компьютере, но работала его команда, члены которой оцифровали макеты своего босса, адаптировав компьютерную программу Catia от Dassault Systèmes. Адаптация этой программы к архитектуре потребовала огромных затрат, которые взял на себя Фонд Гуггенхайма.

 

Внешние формы

В кажущемся беспорядке огибающей существует закономерность, определяющая объемность. Это использование во всех его элементах максимальной кривизны, поддерживаемой титаном. Большой Зал, также называемый Залом Рыбы, простирается на восток, пока не приближается к мосту, пересекающему устье реки Бильбао, мосту Ла Сальве, сооружению, которое уже проходило через территорию до строительства музея и к которому его пришлось приспособить. За ним находится башня, которая, по-видимому, является продолжением музея и имеет сторону, обращенную к мосту без покрытия. Внутри он имеет большую конструкцию из наклонных металлических стержней, напоминающих стержни Coop Himmelb (l)au.

Музей, если смотреть с востока, выглядит более невесомым, чем из других мест, и можно увидеть странные изогнутые и изогнутые параллелограммы, составляющие рыбный зал. Обычно окна в здании имеют более рациональные формы. Гери - “король " контрапункта. Этот термин происходит от других видов искусства, таких как музыка, и заключается в противопоставлении очень разных вещей, объединяя их в случае архитектуры. Этот эффект, как и почти во всех его работах, достигается в Музее Гуггенхайма в Бильбао, поскольку он размещает серию блоков прямой и рациональной формы в южной части, той, которая выходит на городской центр Бильбао. Формы этих зданий резко контрастируют с изогнутыми и свободными конструкциями самой известной части музея. Фасады прямых блоков неметаллические, а их окна прямоугольные. Есть фиолетовые фасады и другие, облицованные кремовым камнем.

За этими блоками находится небольшая площадь, ведущая к главному входу в здание, и на этом открытом пространстве находится скульптура Джеффа Кунса "Щенок". Это гигантская собака, сделанная из натуральных цветов. Первоначально это была временная выставка, но в конечном итоге было решено сделать ее постоянной. С этой площади здание выглядит более величественным и устойчивым, чем с востока. С этой ориентации слева от музея находится внешняя лестница, которая спускается к дорожке, проходящей параллельно северной стороне здания и между рекой Бильбао и прудом. При спуске по такой лестнице можно увидеть выступы в прямых блоках и изогнутых стенах.

 

Внутренний вид

Интерьер музея менее сложен, чем внешний, но также имеет изогнутые элементы. Хотя в целом интерьер очень просторный, можно выделить три этажа. Главный вход в музей находится в конце внешней лестницы, которая начинается на площади, описанной выше, и спускается на уровень первого этажа. Над входными дверями находится застекленная стена, которая ничего не закрывает. На первом этаже есть часть подвала, которая закрыта для публики. От входа вы попадаете прямо в холл, огромную комнату высотой 50 метров с растением в форме цветка. Он дает доступ к Большой комнате, имеющей форму лепестка, прямоугольной и террасе с навесом, которая находится на северной стороне. Этот навес имеет одну очень высокую опору, которая придает конструкции стройность. Под его толстой крышей находится металлическая конструкция, которая удерживает его.

В центре зала находится огромная колонна. Кроме того, есть лифты, пешеходные дорожки и лестницы, ведущие на верхние этажи. Внутренние формы зала не соответствуют геометрическим формам, и его части облицованы камнем, а другие застеклены. Самым большим залом музея является Большой зал, известный также под названием Рыбный зал из-за своей внешней формы. Он очень вытянутый, и в нем хранятся произведения искусства огромного размера, некоторые из которых временные, а некоторые постоянные. Есть комнаты с растением в форме лепестка. Доступ к ним осуществляется из холла, как и из Большого зала. В одном из блоков прямой формы находится ряд комнат прямоугольной планировки, расположенных в ряд, то есть одна расположена за другой, без соединяющего их коридора. На каждом этаже есть три комнаты, и чтобы попасть на последний, необходимо пройти через первые две. Почти во всех залах музея есть световые люки, которые дают очень интересный верхний свет.

 

Облицовка фасадов и крыш

Фрэнк Гери, выбирая облицовку для Музея Гуггенхайма в Бильбао, обратил внимание на перья и чешую многих животных. Он отметил их крепления и возможность движения, которую они дают. Его очень интересуют животные и системы, которые природа использует для покрытия изогнутых поверхностей, подобных тем, что есть в музее. Он решил использовать жесткие "чешуйки" так, чтобы они крепились друг на друга. Разница между используемым покрытием и кожей животных заключается в том, что кожа животных адаптирована к движению, а кожа здания-нет, поэтому обе системы покрытия не одинаковы.

Гери с самого начала хотел, чтобы эти детали были металлическими. Он перетасовал несколько возможностей, допускающих использование различных материалов. Он решил не использовать нержавеющую сталь, потому что, по его словам, она не соответствует небу Бильбао. Он также исключил возможность использования меди и других металлов. В конце концов он остановился на изготовлении деталей из титана, довольно дорогого металла, который контрастирует с недорогими материалами, использованными в его ранних работах. Конечным сплавом является цинк и титан, причем в нем содержится гораздо большая доля второго металла. Это листовой металл толщиной в треть миллиметра, который очень удобен в обращении. Будучи таким тонким, он идеально вписывается в изгиб, описываемый зданием.

Каждое изделие имеет уникальную форму, уникальную для того места, которое оно занимает. Точная форма каждого листа была определена CATIA. Каждая деталь слегка дополнена подушками, чтобы она идеально подходила на свое место. Этот эффект известен под термином boatiné. На фасадах есть участки с заплатками, то есть наборы листового металла разных цветов, из-за незначительных вариаций металлического сплава, присутствующего в каждом изделии. На некоторых фасадах есть брызги, особенно на тех, которые выходят на север. Они образуются в результате химической реакции между листовым металлом, влажностью окружающей среды и крючками, удерживающими детали, которые не являются титановыми. В такой реакции образуются гальванические пары, которые выглядят как очень неэстетичные струи.

 

Коллекция и выставки

В музее часто проходят выставки работ из штаб-квартиры Гуггенхайма в Нью-Йорке, а также другие экспонаты, предоставленные в аренду одним или несколькими международными музеями. Эта насыщенная выставочная программа проходит параллельно с закупкой и выставкой произведений современного искусства, составляющих его собственную коллекцию.

 

Коллекция

Через холдинговую компанию музей Бильбао собирает актуальные образцы современного искусства местных и международных авторов с целью создания собственной и автономной коллекции; в то время как критерии отбора определяются в соответствии с Фондом Гуггенхайма в Нью-Йорке.

 

Временные выставки

Экспозиции в музее часто меняются и содержат в основном работы, созданные на протяжении всего двадцатого века, причем традиционные живописные работы и скульптуры составляют меньшинство по сравнению с другими художественными форматами и инсталляциями и электронными форматами. Некоторые ценители искусства считают само здание намного выше произведений, входящих в коллекцию музея. В последние годы, в соответствии с общей политикой центров Гуггенхайма, были включены выставки старинного искусства, возможно, с желанием привлечь больше публики. Так, были выставлены рисунки Микеланджело, античная живопись из Санкт-Петербургского Эрмитажа, гравюры Дюрера (2007 г.) и подборка картин и предметов старины из Венского историко-художественного музея (2008 г.).

В 2005 году в рамках постоянной и собственной коллекции музея была установлена серия из семи монументальных скульптур, созданных Ричардом Серрой и связанных со Змеей (Snake), скульптурой, созданной художником для открытия музея.

 

Критические отзывы

Музей, особенно во время его строительства, подвергся многочисленным критическим замечаниям со стороны различных секторов баскской культуры, поскольку средства на его строительство были выделены исключительно из бюджетов Департамента культуры правительства Басков, в то время как многие требовали, чтобы они были выделены из других областей как отрасль, поскольку они считали, что, прежде всего, это было инвестиции в бизнес, а не в культуру; и это оставило баскскую культуру без финансирования в те годы.

Одна из самых резких критических замечаний была высказана баскским художником Хорхе Отейсой, который в 1992 году зашел так далеко, что заявил о проекте, что он был «настоящей катастрофой, чем-то свойственной Disney, полностью защищенной от непогоды, и что это повлечет за собой очень серьезный ущерб и приостановка всех культурных мероприятий». Впоследствии, в 1998 году, Отейза подписала соглашение о сотрудничестве с музеем, положив тем самым конец предыдущей критике и дисквалификации.

Здание также подвергалось критике за его высокую стоимость и почти экспериментальный характер многих нововведений, которые были внесены в его конструкцию, что сделало его более дорогим и трудным в уходе и обслуживании из-за влажности, окисления титана (даже если это не настоящее окисление) и т. д.

Однако большая часть критики была омрачена неожиданным успехом, которого здание и сам музей добились во всем мире, принеся городу огромные выгоды и положительно повлияв на имидж Бильбао на международном уровне.

 

Награды и награды

Список наград и наград, присуждаемых музею, обширен и многословен.

Здание получило множество положительных отзывов, в том числе от американского архитектора Филипа Джонсона, который назвал его «величайшим зданием нашего времени».

Проект Музея Гуггенхайма также получил IV международную премию "Пуэнте де Алькантара" в 1999 году.

В 2000 году Европейский музейный форум наградил его премией "Европейский музей года", которая ежегодно присуждается новым музеям, добившимся успехов и инноваций в музейной сфере. В отмеченном наградами музее в течение одного года находится статуя Яйца Генри Мура, символизирующая награду. Наряду с Провинциальным археологическим музеем Аликанте (2004 г.), Космокаиксой в Барселоне (2006 г.) и Музеем Медины Азахара (2012 г.), это единственные четыре музея в Испании, получившие эту награду.

Кроме того, с 2007 года он является одним из 12 Сокровищ Испании.

 

Будущее расширение

В декабре 2017 года Фонд Гуггенхайма утвердил стратегический план на 2018-2020 годы с целью поиска площадки для будущего расширения музея за пределами Бильбао, включая Урдайбай, Гернику и другие районы Бискайи.

В конце декабря 2020 года сообщалось, что из общего числа 25 проектов на территории Бискайи, которые решили получить выгоду при распределении европейских фондов Next Generation, был включен Guggenheim Gernika, зеленое расширение Музея Гуггенхайма в Бильбао, с 127 миллионами евро, 81 из которых от ЕС:
Проект предусматривает непрерывное расширение Музея Гуггенхайма в Бильбао. Это проект DF Bizkaia, который продвигает в гармоничном ключе культуру, экономику, восстановление почв, деградированных в результате промышленной деятельности, и уважение к ландшафту и окружающей среде с абсолютно авангардной точки зрения.

7 июня 2021 года стало известно, что Guggenheim стремится вырасти в Урдайбае на двух площадках, объединенных зеленой дорогой: бывшая фабрика столовых приборов Dalia в Гернике и верфь Murueta примут расширение, если проект получит финансирование от европейских фондов Next Generation.

8 мая 2022 года было уведомлено, что муниципальный совет уже начал административные процедуры по строительству пристройки Гуггенхайма к двум отдельным объектам (Герника и Муруета), соединенным экологической тропой протяженностью пять километров через биосферный заповедник Урдайбай. С этой целью он инициировал первую процедуру изменения градостроительных правил и размещения на территории заповедника будущего культурного центра.

26 июля того же года стало известно, что Совет директоров выделил 40 миллионов евро в качестве первых инвестиций, и с центральным правительством был подписан протокол, который предоставит европейское финансирование будущему музею.​ 28 сентября он объявил, что нанял авторитетную международную команду для архитектурного проекта, который к началу 2023 года определит его архитектурную и экологическую основу. Отель Guggenheim Urdaibai будет открыт всего несколько месяцев в году с максимальным количеством посетителей.​ 8 октября было указано, что центральное правительство присоединилось к операции по запуску Гуггенхайма в Урдайбае, инициированной депутацией. Предварительный проект Общего государственного бюджета (ГПБ) на 2023 год предусматривал выделение 14,67 миллиона долларов на «уникальные мероприятия по устойчивому развитию» биосферного заповедника.

18 октября 2022 года, в разгар празднования Дня Гуггенхайма в Бильбао, правительство Басков признало, что проект Гуггенхайма в Урдайбае был "сложным" и сопряжен с "трудностями". Затем центральное правительство попросило басков «прояснить неизвестные» в отношении их поддержки Гуггенхайма в Урдайбае.​ 4 ноября стало известно, что правительство Басков исключило Гуггенхайм в Урдайбае из бюджета на культуру, посчитав проект «недостаточно проработанным» для включения в счета на 2023 год. 10 числа того же месяца, было опубликовано, что Совет директоров «выделил» 40 миллионов долларов на строительство «когда это произойдет» Гуггенхайма в Урдайбае, зарезервировав участок, даже зная, что он не будет использоваться в 2023 году, и выделив еще 10 миллионов на изучение потенциально загрязненных почв, на которых будет расположена пинакотека. Два дня спустя стало известно, что центральное правительство не будет использовать его в 2023 году. он внесет 40 миллионов евро в Гуггенхайм в Урдайбае, приняв поправку PNV к Общему государственному бюджету, чтобы добавить еще 25 миллионов к уже запланированным 15, 22 ноября стало известно, что центральное правительство пересмотрело закон о береговой линии в Урдайбае, чтобы он соответствовал Гуггенхайму.

12 декабря 2022 года Попечительский совет музея Гуггенхайма подтвердил свою готовность способствовать открытию штаб-квартиры в Урдайбае в качестве «стратегического» проекта на будущее, а днем позже стало известно, что архитектурная фирма Cooper Robertson, базирующаяся на Манхэттене, была нанята Фондом Гуггенхайма в Нью-Йорке. Йорк, чтобы заложить основу для нового музея, команда экспертов которого завершит свою работу в первом квартале 2023 года.

В начале 2023 года Ричард Армстронг, директор фонда Гуггенхайма в Нью-Йорке, выразил свое «полное доверие» проекту Урдайбай, в то время как Видарте в совместной презентации уточнил, что проект все еще нуждается в «полном подтверждении» со стороны попечительского совета.

19 мая 2023 года Совет объявил в разгар избирательной кампании о начале работ в Гуггенхайме в Урдайбае, после чего летом начнутся работы по сносу бывшей фабрики Dalia в Гернике, одной из двух будущих площадок комплекса.

18 июня 2023 года стало известно, что нью-йоркская архитектурная студия Cooper Roberston оценила Guggenheim Urdaibai в 130 миллионов долларов и что подробное содержание отчета было доведено до сведения членов Попечительского совета Фонда Гуггенхайма в Бильбао на их заседании 14 июня.​ По первому эскизу Гуггенхайма в Урдайбае были спроектированы большой зрительный зал и два ресторана, вход в которые должен был находиться в Гернике и занимать 60 000 квадратных метров. Городской совет получил первый эскиз нового музея и сообщил, что проведет конкурс идей для его окончательного дизайна.

Совет министров утвердил 4 июля 2023 года грант в размере 40 миллионов долларов, который окончательно положил начало проекту Гуггенхайма в Урдайбае.​ Правительство Басков подтвердило свою поддержку проекту.

1 августа 2023 года стало известно, что отчет Костаса проложил путь к возведению памятника Гуггенхайму в Урдайбае. Таким образом, центральное правительство одобрило бы изменение, запрошенное департаментом, чтобы придать культурному центру на болоте юридический статус.​ Однако в ноябре 2023 года стало известно, что правительство Басков отложило свое присоединение к проекту а после региональных выборов, чтобы не создавать территориальной напряженности.

22 января 2024 года стало известно, что баскское правительство и Совет дали друг другу два года, чтобы решить, является ли Гуггенхайм в Урдайбае «жизнеспособным».​ На следующий день PNV уточнила, что новый Guggenheim будет построен, несмотря на сомнения, отрицая, что проект был отложен на два года по избирательным причинам, и подтвердив свою «твердую приверженность» его строительству в Урдайбае.​ Впоследствии lehendakari ответил PNV и настаивал на том, что он «сторонник " периода размышлений о Гуггенхайме в Урдайбае, сделав ставку на то, чтобы потратить два года на анализ осуществимости проекта, но признав, что его собственное правительство выступало за строительство пинакотеки. Он утверждал, что расширение Музея Гуггенхайма в Урдайбае может стать элементом социально-экономического возрождения Бустуриальдеа и что это "может вписаться" в число мер, которые будут предложены в рамках плана возрождения для Бустуриальдеа. округ. Кроме того, он ясно дал понять, что он "ничего не подтверждал, не отрицал и не ставил под сомнение" в связи с этим проектом, инициированным Муниципальным советом Бискайского полуострова.