Чьяпас, Мексика

 

Описание

Чьяпас находится настолько далеко на юге, насколько это вообще возможно в Мексике. Граничит с Гватемалой на юго-востоке, Тихим океаном на юго-западе и штатами Оахака, Веракрус и Табаско с запада на северо-восток.

Считается, что название «Чьяпас» произошло от древнего города Чьяпан, что на языке науатль означает «место, где растет шалфей чиа».

 

Язык

Большинство людей будет говорить по-испански, но это менее распространено среди коренных народов, где цоцил и цельталь являются наиболее распространенными языками майя. Очень немногие могут говорить по-английски, почти всегда очень плохо.

 

Города

Тустла-Гутьеррес — столица штата Чьяпас — большой, оживленный, относительно современный, с множеством розничных сетей; дом для одного из величайших зоопарков в мире.
Чьяпа-де-Корсо - небольшой город с населением около 80 000 человек, известный ежегодным праздником Fiesta Grande de Enero (с 4 по 20 января).
Комитан - Удивительно изысканный городок в центре Чьяпаса, недалеко от границы с Гватемалой.
Окосинго — оживленный рыночный город и очевидная остановка в Тонине. Несколько важных памятников майя находятся в близлежащем районе.
Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — 7000 футов, красивый город майя, множество ремесел, небольшая община эмигрантов.
Сан-Хуан-Чамула — коренная деревня цоцилей, которая придерживается многих своих доиспанских традиций.
Тапачула — оживленный город на границе с Гватемалой. Рядом много кофейных плантаций. Крупные археологические раскопки майя.

 

Достопримечательности

Бока-дель-Сьело — настоящий симпатичный маленький пляжный курорт на тихоокеанском побережье штата. Доступны недорогие палапы.
Canon del Sumidero - Каньон и водохранилище (включая водопад Рождественской елки)
Каскада де Агуа Азуль или Каскадас-де-Агуа-Асуль - Водопад
Эль-Кастаньо - Экотуризм в самом сердце самых высоких мангровых зарослей Северной Америки
Лагос-де-Монтебелло
Лагуна Мирамар
Мисол Ха -- Водопад
Orquideas Moxviquil - Ботанический сад в 10 минутах от центра Сан-Кристобаля, самая большая коллекция местной флоры Чьяпаса.
Роберто Барриос -- Водопад

Археологические памятники
Бонампак — город майя, наиболее известный своим храмом фресок, названным так потому, что содержит большое количество красочных картин.
Чинкултик — стоянка майя, расположенная глубоко в лесу, с большой пирамидой, эффектно расположенной на фоне отвесной скалы.
Паленке — большой город майя в джунглях, построенный в 225 г. до н. э. до 800 г. н.э. Многие известные сооружения, включая Храм Надписей/ Templo de las Inscripciones и Великий Дворец/ Gran Palacio.
Тонина — город майя, известный своими огромными пирамидами, большой площадкой для игры в мяч и стелами с замысловатой резьбой.
Яшчилан — крупный город майя, который когда-то был одним из самых могущественных городов Юкатана. Расположен на берегу реки Усумасинта.

 

История

Охотники-собиратели начали заселять центральную долину штата около 7000 г. до н.э., но о них мало что известно. Самая старая цивилизация, появившаяся на территории нынешнего Чьяпаса, — это цивилизация мокая, которые выращивали кукурузу и жили в домах еще в 1500 г. до н. э., что делает их одной из старейших в Мезоамерике. Есть предположение, что это были предки ольмеков. Один из древних городов этих людей сейчас является местом археологических раскопок Чьяпа-де-Корсо.

В доклассическую эпоху большая часть Чьяпаса не была ольмеками, но имела с ними тесные отношения, особенно с ольмеками Теуантепекского перешейка. Развитием этой культуры были сельскохозяйственные деревни в доклассический период с городским строительством в классический период, когда социальное расслоение стало более сложным. Майя построили города на полуострове Юкатан и на западе Гватемалы. В Чьяпасе стоянки майя сосредоточены вдоль границ штата с Табаско и Гватемалой, недалеко от стоянок майя в этих образованиях.

Цивилизация майя характеризуется растущей эксплуатацией ресурсов тропических лесов, жестким социальным расслоением, пылкой местной идентичностью и ведением войны против соседних народов. На пике своего развития у него были большие города, система письма и развитие научных знаний, таких как математика и астрономия. Города были сосредоточены в крупных политических и церемониальных сооружениях, искусно украшенных фресками и надписями. Среди этих городов - Паленке, Бонампак, Яшчилан, Чинкултич, Тонина и Тенон. Цивилизация майя имела обширные торговые сети и большие рынки. Неизвестно, что положило конец цивилизации, но теории варьируются от чрезмерной численности населения, стихийных бедствий, болезней и потери природных ресурсов в результате чрезмерной эксплуатации или изменения климата.

Почти все города майя рухнули примерно в одно и то же время, в 900 году нашей эры. С тех пор и до 1500 г. н.э. социальная организация региона распалась на гораздо более мелкие единицы, а социальная структура стала гораздо менее сложной.

Первый контакт между испанцами и жителями Чьяпаса произошел в 1522 году, когда Эрнан Кортес отправил сборщиков налогов в этот район после покорения Империи ацтеков. К 1530 году почти все коренные народы этого района были покорены, за исключением лакандонов в глубоких джунглях, которые активно сопротивлялись до 1695 года. Первый испанский город, который сегодня называется Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, был основан в 1528 году.

Вскоре после этого была введена система энкомьенд, которая превратила большую часть коренного населения в рабов, а многих в рабов в качестве формы дани и способа зафиксировать предложение рабочей силы для уплаты налогов. Новые болезни, принесенные конкистадорами, и непосильный труд на плантациях резко сократили коренное население. Испанцы установили миссии, в основном при доминиканцах. Доминиканские проповедники стали первыми защитниками бедственного положения коренных народов и в 1542 году добились принятия закона об их защите. Система энкомьенд, которая в значительной степени была причиной жестокого обращения с коренными народами, пришла в упадок к концу 16 века и была заменена гасиендами. Однако использование и неправомерное использование индийской рабочей силы оставалось значительной частью политики Чьяпаса и в наше время.

Испанцы представили новые культуры, такие как сахарный тростник, пшеница, ячмень и индиго, в качестве основных продуктов питания наряду с местными, такими как кукуруза, хлопок, какао и бобы. Также был завезен домашний скот, такой как крупный рогатый скот, лошади и овцы. Большинство европейцев и их потомков, как правило, селились в таких городах, как Сьюдад-Реаль, Комитан, Чьяпа и Тустла. Смешение рас было запрещено колониальным законодательством, но к концу 17 века здесь проживало значительное количество метисов. К этому добавилось население африканских рабов, завезенных испанцами в середине 16 века из-за потери местной рабочей силы.

Во время мексиканской войны за независимость в 1810-х годах группа влиятельных торговцев и владельцев ранчо Чьяпас стремилась к созданию Свободного государства Чьяпас. Однако этот союз длился недолго, поскольку низменности предпочли включение в состав новых республик Центральной Америки, а горные районы - присоединение к Мексике. В 1821 году ряд городов Чьяпаса объявили об отделении штата от Испанской империи. За исключением промексиканского Сьюдад-Реаль (Сан-Кристобаль) и некоторых других, многие города и деревни Чьяпанеки выступали за независимость Чьяпаса от Мексики, а некоторые выступали за объединение с Гватемалой. Элита горных городов настаивала на присоединении к Мексике. В 1822 году император Агустин де Итурбиде постановил, что Чьяпас является частью Мексики, но регион Соконуско сохранял нейтральный статус до 1842 года, когда жители Оахаки оккупировали этот район и объявили его повторно включенным в состав Мексики.

За десятилетия после окончания войны государственное общество превратилось в три отдельные сферы: коренные народы, метисы с ферм и гасиенд и испанские колониальные города. Большая часть политической борьбы велась между двумя последними группами, особенно из-за того, кто будет контролировать местную рабочую силу.

Либеральные земельные реформы XIX века оказали негативное влияние на коренное население штата, в отличие от других районов страны. Либеральные правительства экспроприировали земли, принадлежавшие испанской короне и католической церкви, чтобы продать их в частные руки. Однако многие из этих земель находились в своего рода «тресте» у местного коренного населения, которое их обрабатывало. Многие из этих земель попали в руки крупных землевладельцев, которые заставили местное индейское население работать от трех до пяти дней в неделю только за право продолжать обрабатывать земли. Многие стали «вольными» рабочими на других фермах, но им часто платили только едой и предметами первой необходимости из фермерского магазина. Если этого было недостаточно, эти рабочие задолжали этим же магазинам и не могли уйти.

Открытие этих земель также позволило многим белым и метисам посягнуть на то, что раньше было исключительно коренными общинами в штате. Изменение социального порядка оказало серьезное негативное воздействие на коренное население, включая алкоголизм и задолженность. Еще одним результатом либеральной земельной реформы стало создание кофейных плантаций, особенно в регионе Соконуско. Земельные реформы привлекли колонистов из других районов страны, а также иностранцев из Англии, США и Франции. Эти иммигранты представили производство кофе и современное оборудование. В конце концов, это производство кофе станет самой важной культурой штата.

В 1891 году губернатор Эмилио Рабаса взял на себя местных и региональных землевладельцев и сосредоточил власть в столице штата. Он модернизировал государственное управление, транспорт и способствовал образованию. Он также изменил государственную политику в пользу иностранных инвестиций и консолидации земель для производства товарных культур, таких как генекен, каучук, гваюла, кошениль и кофе. Экономический рост и инвестиции в дороги также расширили доступ к тропическим товарам, таким как древесина лиственных пород, каучук и чикл.

Для этого по-прежнему требовалась дешевая и постоянная рабочая сила, которую должно было обеспечивать коренное население. К концу 19 века четыре основные группы коренных народов, целтальцы, цоцилы, тохолабалы и чолы, жили в «редуччионах» или резервациях, изолированных друг от друга. Условиями на фермах этой эпохи было крепостничество, приведшее к мексиканской революции. Хотя это грядущее событие повлияет на штат, Чьяпас не следил за восстаниями в других областях.

В начале 1930-х годов губернатор Викторико Грахалес проводил социальную и экономическую политику президента Ласаро Карденаса, включая преследование католической церкви. Эта политика имела бы некоторый успех в перераспределении земель и организации рабочих из числа коренных народов, но государство оставалось бы относительно изолированным до конца 20 века.

С 1940-х до начала 1970-х годов была политическая стабильность. В середине 20 века в штате наблюдался значительный прирост населения, который опережал местные ресурсы, особенно земли в высокогорных районах. Экономическое развитие в целом увеличило объем производства в штате, особенно в сельском хозяйстве, но привело к вырубке лесов во многих районах, особенно в Лакандоне. К этому добавлялись еще крепостные условия для многих рабочих и недостаточная образовательная инфраструктура. Население продолжало расти быстрее, чем могла поглотить экономика. В штате Чьяпас бедные сельскохозяйственные угодья и крайняя нищета поразили индейцев майя, что привело к безуспешным ненасильственным протестам и, в конечном итоге, к вооруженной борьбе, начатой Сапатистской национально-освободительной армией в январе 1994 года.

Эти события начали приводить к политическим кризисам в 1970-х годах, с более частыми захватами земель и захватом муниципальных зданий. Это было началом процесса, который привел к возникновению сапатистского движения в 1990-х годах.

В 1980-е годы в штат хлынула большая волна беженцев из Центральной Америки, так как ряд этих стран, особенно Гватемала, переживали политические потрясения. Прибытие тысяч беженцев политически дестабилизировало штат Чьяпас. Лагеря были созданы в Чьяпасе и других южных штатах, и в них в основном проживали народы майя. Однако большинство беженцев из Центральной Америки того времени не получили официального статуса, и, по оценкам церковных и благотворительных групп, только из Сальвадора их было около полумиллиона.

В 1980-е годы продолжалась политизация коренного и сельского населения государства, начавшаяся в 1960-1970-е годы. В 1980 году несколько общинных земельных организаций объединились в Союз союзов. В его состав входило 12 000 семей из более чем 180 общин. К 1988 году эта организация захватила большую часть штата Лакандонские джунгли. Большинство членов этой организации были из протестантских и евангелических сект, а также католиков «Слова Божьего», связанных с политическими движениями епархии Чьяпаса. Что их объединяло, так это самобытность коренного населения по отношению к некоренному населению.

Принятие федеральным правительством Мексики либеральных экономических реформ противоречило левым политическим идеалам этих групп, особенно потому, что считалось, что реформы начали оказывать негативное экономическое воздействие на бедных фермеров, особенно на мелких местных производителей кофе. Оппозиция объединилась в сапатистское движение в 1990-х годах. Хотя этот район обладает обширными ресурсами, большая часть местного населения штата, особенно в сельской местности, не воспользовалась этой щедростью. В 1990-е годы две трети жителей штата не имели канализации, только треть имела электричество и половина не имела питьевой воды. Более половины школ предлагали образование только до третьего класса, и большинство учеников бросали учебу к концу первого класса.

Сапатистская армия национального освобождения (САНО) привлекла внимание всего мира, когда 1 января 1994 года силы САНО оккупировали и захватили семь городов. Хотя, по оценкам, в нем насчитывалось не более 300 вооруженных партизан, САНО парализовало правительство Мексики, и восстание превратилось в национальный протест против правительства. Вооруженный конфликт был недолгим, в основном потому, что сапатисты не пытались получить традиционную политическую власть. Они больше сосредоточились на попытках манипулировать общественным мнением, чтобы добиться юридических и экономических уступок от правительства.

По состоянию на первое десятилетие 2000-х годов сапатистское движение оставалось популярным во многих общинах коренных народов. Сапатистское движение добилось определенных успехов. Сельскохозяйственный сектор экономики теперь отдает предпочтение земле общего пользования. В последние десятилетия 20-го века традиционная сельскохозяйственная экономика Чьяпаса несколько диверсифицировалась за счет строительства большего количества дорог и улучшения инфраструктуры федеральным правительством и правительством штата. Туризм стал важным в некоторых районах штата, особенно в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и Паленке. Однако Чьяпас остается одним из беднейших штатов Мексики.

Читать
Беззаконные дороги Грэма Грина. Грэм Грин описывает свое путешествие в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас через Чьяпас и Табаско в 1930-х годах. (ISBN 0140185801)
Сила и слава Грэма Грина. Виски-священник, коррумпированная церковь и Чьяпас — все это описано в одной из самых сильных книг Грина. (ISBN 0140184996)

 

Чем заняться

Есть три основных туристических маршрута: Маршрут майя, Колониальный маршрут и Кофейный маршрут.

Маршрут майя проходит вдоль границы с Гватемалой в джунглях Лакандон и включает в себя памятники Паленке, Бонампак, Яшчилан, а также природные достопримечательности: водопады Агуа-Асуль, водопад Мисол-Ха и озеро Катазаха. Паленке является самым важным из этих мест и одним из самых важных туристических направлений в штате. Яшчилан был городом майя вдоль реки Усумасинта. Он возник между 350 и 810 годами нашей эры. Бонампак известен своими хорошо сохранившимися фресками. Эти памятники майя сделали штат привлекательным для международного туризма. На этих участках есть множество построек, большинство из которых датируются тысячелетиями, особенно 6 веком. Помимо участков на Пути майя, в штате есть и другие, вдали от границы, такие как Тонина, недалеко от города Окосинго.

Колониальный маршрут проходит в основном в центральном нагорье со значительным количеством церквей, монастырей и других построек колониального периода, а также некоторых построек 19-го и начала 20-го веков. Самый важный город на этом маршруте — Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, расположенный в регионе Лос-Альтос в долине Ховель. Исторический центр города наполнен черепичными крышами, патио с цветами, балконами, фасадами в стиле барокко, а также неоклассическим и мавританским орнаментом. Он расположен на главной площади, окруженной собором, муниципальным дворцом, торговым районом Порталес и церковью Святого Николая. Кроме того, в нем есть музеи, посвященные культурам коренных народов штата, один из которых посвящен янтарю, а другой - нефриту, оба из которых были добыты в штате. Другие достопримечательности на этом маршруте включают Комитан-де-Домингес и Чьяпа-де-Корсо, а также небольшие общины коренных народов, такие как Сан-Хуан-Чамула. В столице штата Тустла-Гутьеррес осталось не так много построек колониальной эпохи, но она находится недалеко от самой известной природной достопримечательности района - каньона Сумидеро. Этот каньон популярен среди туристов, которые отправляются в него на лодке по реке Грихальва, чтобы увидеть такие особенности, как пещеры (La Cueva del Hombre, La Cueva del Silencio) и Рождественскую елку, которая представляет собой скалу и растительное образование на стороне одна из стен каньона, образованная сезонным водопадом.

Кофейный маршрут начинается в Тапачуле и идет по гористой дороге в регион Суконуско. Маршрут проходит через Пуэрто-Чьяпас, порт с современной инфраструктурой для отправки экспортных грузов и приема международных круизов. Маршрут проходит через ряд кофейных плантаций, таких как Гамбурго, Чирипа, Виолетас, Санта-Рита, Линдависта, Перу-Париж, Сан-Антонио Чикаррас и Ранчо Алегри. Эти гасиенды предоставляют посетителям возможность увидеть, как на этих фермах выращивают и первоначально обрабатывают кофе. Они также предлагают ряд экотуристических мероприятий, таких как альпинизм, рафтинг, скалолазание и катание на горных велосипедах. Есть также туры в джунгли и к вулкану Такана. Помимо кофе, в регионе также производится большая часть соевых бобов, бананов и какао в Чьяпасе.

В штате много экологических достопримечательностей, большинство из которых связано с водой. Основные пляжи на побережье включают Пуэрто-Ариста, Бока-дель-Сьело, Плайя-Линда, Плайя-Авентурас, Плайя-Асуль и Санта-Брихида. Другие основаны на озерах и реках штата. Лагуна-Верде — озеро в муниципалитете Коапилья. Озеро, как правило, зеленое, но его тона постоянно меняются в течение дня в зависимости от того, как на него падает солнце. В ранние утренние и вечерние часы также могут быть голубые и охристые тона. Водопад Эль-Чифлон является частью центра экотуризма, расположенного в долине с тростником, сахарным тростником, горами и тропическим лесом. Он образован рекой Сан-Висенте и имеет бассейны с водой на дне, популярные для купания. Центр экотуризма Лас-Нубес расположен в муниципалитете Лас-Маргаритас недалеко от границы с Гватемалой. В этом районе есть несколько бирюзово-голубых водопадов с мостами и смотровыми площадками, чтобы увидеть их вблизи.

Третьи основаны на сохранении, местной культуре и других особенностях. Центр экотуризма Лас-Гуакамайас находится в джунглях Лакандон на окраине заповедника Монтес-Азулес. Он сосредоточен на сохранении красного ара, которому грозит исчезновение. Центр экотуризма Цискао расположен на озере разных оттенков. Он расположен на территории национального парка Лагунас-де-Монтебелло, где можно заняться каякингом, катанием на горных велосипедах и стрельбой из лука. Лаканжа Чансайаб расположен внутри Лакандонских джунглей и является крупным сообществом лакандонцев. Здесь есть некоторые мероприятия, связанные с экотуризмом, такие как катание на горных велосипедах, пешие прогулки и домики. Центр экотуризма Грутас-де-Ранчо-Нуэво сосредоточен на множестве пещер, в которых появляются причудливые формы сталагмитов и сталактитов. Есть и верховая езда.

Волонтерство
Чтобы стать волонтером в качестве наблюдателя за соблюдением прав человека в автономных сапатистских общинах, свяжитесь с Capise (brigadas@capise.org.mx) для краткосрочных (5 дней) мероприятий или для более продолжительного волонтерства, свяжитесь с Frayba.
Участвуйте в качестве волонтера или координатора группы в устойчивых проектах в сообществах майя. НПО NATATE AC занимается следующими областями: альтернативные технологии, управление отходами, вода (сбор и фильтрация), образование, лесовосстановление, строительство. Имеются возможности для краткосрочной и долгосрочной добровольной службы.

 


Как добраться

На самолете
В Чьяпасе есть небольшой международный аэропорт в столице штата Тустла-Гутьеррес (TGZ IATA) и в Тапачуле (TAP IATA) на границе с Гватемалой. В некоторые районы Чьяпаса проще всего добраться, прилетев в Вильяэрмосу (VSA IATA) в Табаско.

На автобусе
Автобусы - самый распространенный способ передвижения в этом регионе. Большинство междугородних автобусов из других частей южной Мексики будут обслуживать Тустла-Гутьеррес, где вы сможете пересесть на более мелкие региональные автобусные линии, чтобы добраться до небольших городов и других пунктов назначения. Наиболее обширное автобусное сообщение в Чьяпасе обеспечивает компания ADO, которая управляет несколькими автобусными станциями компании на небольших рынках и имеет маршруты из Вильяэрмосы (460 M$ по состоянию на январь 2023 г.), Сьюдад-дель-Кармен, Кампече, Оахака и Коацалькоалькос на юге Веракруса.

Автобусы первого класса также можно использовать для поездок из крупных городов Центральной Америки в Чьяпас с использованием TicaBus, который обслуживает автовокзал Тапачула.

На машине
Самый гибкий способ добраться до Чьяпаса и окрестностей — это арендовать автомобиль и водить машину. Некоторые основные маршруты являются платными. Важные автомагистрали, входящие в Чьяпас, включают:
MEX 190 идет из Оахаки в Тустла-Гутьеррес.
MEX 145D следует из Коацалькоалькоса, Веракрус, в Тустла-Гутьеррес.
MEX 195 идет из Вильяэрмосы, Кампече, в Тустла-Гутьеррес.

 

Транспорт

Самый простой способ передвижения по городу — это, вероятно, личный автомобиль, такси или колективо. Colectivos — это небольшие фургоны или автобусы, которые стоят очень дешево и следуют по определенным маршрутам. Основные пункты назначения на маршруте каждого colectivo перечислены на правой стороне его лобового стекла, хотя иногда трудно сказать, действительно ли он движется в вашем направлении. Спросить водителя обычно работает, но не ожидайте, что он или она будет говорить по-английски.

За пределами городов лучше всего передвигаться на личном автомобиле, автобусе (медленном, с частыми остановками), колективо (чуть дороже, чем в городе), такси или пикапе (camionetas). Такси за пределами городов взимают очень высокую плату, если это не их обычный маршрут, поэтому убедитесь, что водитель знает, что вам не нужен viaje especial (специальная поездка). Совместное использование такси очень распространено и почти повсеместно за пределами городов. Пикапы, предназначенные для общественного транспорта, обычно можно идентифицировать. Попробуйте сесть в кабину, если только вам не нравится, когда вас прижимает к большой группе потных местных жителей под палящим солнцем. Пикапы тоже довольно медленные и часто останавливаются, но они быстрее автобуса.

 

Покупки

Местные ремесленники производят несколько уникальных предметов народного творчества, не похожих на другие регионы. Чьяпас известен своими ткаными тканями с изысканной вышивкой. Они также известны своей керамикой и украшениями.

Ювелирные изделия, сделанные в Чьяпасе, часто основаны на янтаре и украшены символами и узорами майя. Это сильно отличается от серебряных украшений, которые можно найти в большинстве мексиканских штатов.

Керамическое производство чаще всего ассоциируется с городом Амантенго-дель-Валье, где производится все, от изысканной декоративной керамики до функциональных терракотовых горшков. На рынках артезании вы часто найдете фигурки ягуаров, попугаев и других животных местного производства, раскрашенные в цвета и узоры, характерные для культуры майя.

 

Еда

Как и в остальной части Мезоамерики, основная диета была основана на кукурузе, и кулинария Чьяпаса сохраняет сильное местное влияние. Одним из важных ингредиентов является чипилин, ароматная трава с сильным вкусом, и ходжа санта, большие листья с ароматом аниса, которые используются в большей части южно-мексиканской кухни. Блюда из Чьяпана не включают много перца чили в состав своих блюд. Скорее, перец чили чаще всего встречается в приправах. Одна из причин этого заключается в том, что местный перец чили, называемый симоховель, слишком острый, чтобы его можно было использовать только в очень умеренных количествах. Кухня Чьяпана, как правило, больше полагается на слегка сладкие приправы в своих основных блюдах, таких как корица, бананы, чернослив и ананас, которые часто встречаются в блюдах из мяса и птицы.

Тамале составляют основную часть рациона и часто включают чипилин, смешанный с тестом, и ходжа санта, внутри самого тамале или в него заворачивают. Одним из тамале, произрастающих в штате, является «пикте», тамале из свежей сладкой кукурузы. Tamales juacanes наполнен смесью черных бобов, сушеных креветок и тыквенных семечек.

Мясо сосредоточено на завезенной европейцами говядине, свинине и курице, поскольку многие местные дикие животные находятся под угрозой исчезновения. Мясные блюда часто сопровождаются овощами, такими как кабачки, чайот и морковь. Черные бобы являются предпочтительным типом. Предпочтительна говядина, особенно тонкая нарезка, называемая тасаджо, которую обычно подают в соусе. Pepita con tasajo — обычное блюдо на фестивалях, особенно в Чьяпа-де-Корсо. Он состоит из семян тыквы, заправленных соусом из восстановленной и измельченной сушеной говядины. Как район животноводства, блюда из говядины в Паленке особенно хороши. Pux-Xaxé — это тушеное мясо с говяжьими субпродуктами и молевым соусом, приготовленное из помидоров, перца чили и кукурузной муки. Циспола — это говяжий бульон с кусочками мяса, нутом, капустой и различными видами острого перца. Блюда из свинины включают кочито, свинину в соусе адобо. В Чьяпа-де-Корсо их разновидностью является cochito horneado, жареный поросенок, приправленный адобо. Морепродукты являются важным компонентом многих блюд на побережье. Турула — сушеные креветки с помидорами. Колбасы, ветчину и другие мясные нарезки чаще всего готовят и употребляют в горной местности.

Помимо мясных блюд, есть чирмол, вареный томатный соус, приправленный перцем чили, луком и кинзой, а также затс, гусеницы бабочек из Альтос-де-Чьяпас, которые варят в подсоленной воде, затем обжаривают на сале и едят с лепешками, лаймами, и зеленый перец чили.

Sopa de pan состоит из слоев хлеба и овощей, покрытых бульоном, приправленным шафраном и другими ароматизаторами. Фирменным блюдом Комитана является салат из пальмовых сердечек в винегрете, а Паленке известен многими вариантами жареных простых блюд, в том числе с начинкой из черной фасоли или сыра.

Производство сыра имеет важное значение, особенно в муниципалитетах Окосинго, Район и Пиджиджапан. У Ocosingo есть собственный одноименный сорт, который поставляется в рестораны и магазины для гурманов в различных частях страны. Региональные сладости включают кристаллизованные фрукты, кокосовые леденцы, пироги и компоты. Сан-Кристобаль известен своими сладостями, а также шоколадом, кофе и выпечкой.

 

Напитки

В то время как Чьяпас известен хорошим кофе, есть ряд других местных напитков. Самым старым из них является позол, первоначальное название ферментированного кукурузного теста. Это тесто берет свое начало в доиспанском периоде. Для приготовления напитка тесто растворяют в воде и обычно приправляют какао и сахаром, но иногда оставляют для дальнейшего брожения. Затем его подают очень холодным с большим количеством льда. Такскалат - это напиток, приготовленный из порошка поджаренной кукурузы, ахиота, корицы и сахара, приготовленного с молоком или водой. Пумбо — это напиток, приготовленный из ананаса, содовой, водки, сахарного сиропа и большого количества льда. Оспа — это напиток, получаемый из сахарного тростника.

 

Вопросы безопасности

Всегда следите за своими личными вещами, не ходите с украшениями и дорогими вещами на виду. Чьяпас обычно находится в безопасном штате, где тепло людей заставит вас чувствовать себя как дома.

Большая часть северо-восточной части Чьяпаса полностью или частично находится под защитой Сапатистской армии национального освобождения или САНО. Эти районы объявили себя автономными и называются повстанческими сапатистскими автономными муниципалитетами или MAREZ. EZLN находится в этом районе с 1 января 1994 года, со дня вступления в силу НАФТА. Хотя они могут носить черные маски и вооружены оружием, они, скорее всего, не причинят вам вреда, если только вы не будете восхвалять мексиканскую армию. EZLN — это не банда или картель; это децентрализованная организация, приверженная либертарианским социалистическим принципам, выступающая против эксплуататорских капиталистических практик и разрушительной экологической политики мексиканского правительства. Многие из людей, живущих под прикрытием сапатистов, поддерживают их присутствие, поскольку они предоставляют многие важные общественные услуги, которые мексиканское правительство не могло или не желало предоставлять. Хотя отношения между САНО и правительством Мексики в 21 веке были довольно мирными, известно, что между ними происходили стычки. Есть также антисапатистские ополчения, которые устроили массовые убийства членов САНО и подозреваемых сочувствующих. Уважайте их правила, когда вы находитесь на их территории, будьте в курсе любых потенциальных горячих точек, и, вероятно, у вас все будет хорошо.