Пещеры Канхери, Индия

Пещеры Канхери

Местонахождение: Западный Мумбаи, штат Махараштра

Пещеры Канхери - это большой буддийский религиозный комплекс, вырезанный в базальт. Он расположен в пределах национального парка Санджай Ганди на западной окраине города Мумбаи в штате Махараштра в Индии. Они содержат буддийские скульптуры и рельефные рисунки, картины и надписи, датируемые I веком до нашей эры до 10 века н.э. Название Канхери происходит от санскритского Кришнагири, что означает "черная гора". Участок находится на склоне холма, и к нему можно добраться по скальным ступеням. Самые старые - относительно простые и неукрашены, в отличие от более поздних пещер на этом участке, и высокоэластичные пещеры Элефанта Мумбаи. Каждая пещера имеет каменный цоколь, который функционирует как кровать. Конгрегационный зал с огромными каменными колоннами содержит ступу (буддийскую святыню). Ходы в камне над пещерами доставляли дождевую воду в цистерны, чтобы обеспечивало комплекс водой. Когда пещеры были превращены в постоянные монастыри, их стены были украшены сложными рельефами Будды и Бодхисаттв. Канхери стал важным буддийским поселением на побережье Конкана к III веку н.э.

Большинство пещер Канхери были буддийскими вихарами (санскритский и палийский термин для буддийского монастыря), предназначенными для жизни, учебы и медитации. Большие пещеры, которые функционировали как чайтья, или залы для поклонения конгрегации. Они украшены сложными резными буддийскими скульптурами, рельефами, колоннами и скальными ступами. Авалокитешвара (воплощение бесконечного сострадания всех будд) - самая отличительная фигура этого комплекса. Большое количество вихаров демонстрирует хорошо организованное учреждение буддийских монахов. Это учреждение также связано со многими торговыми центрами, такими как порты Сопара, Калян, Насик, Пайтан и Удджайн. Канхери был университетским центром к тому времени, когда область находилась под властью империй Маураян и Кушан. В конце 10 века учитель Атиша (980-1054) пришел в Кришнагири-Вихара, чтобы изучить буддийскую медитацию под наставлением Рахулагупты.

 

Описание Пещер Канхери

Пещеры Канхери  Пещеры Канхери

Канхери (19°13’ с.ш.; 72°55’ в.д.), Канхасела, Кришнагири, Канхагири древних надписей, расположен к северу от Мумбаи, был крупным буддийским центром. Канхери расположен на острове Сальсетт, в 9 милях от Таны. Пещеры высечены в вулканической брекчии, холмы местами возвышаются на 1550 футов над средним уровнем моря. Канхери приписывают наибольшее количество раскопок пещер на одном холме. На западе находится железнодорожная станция Боривили, а за ручьем находится Аравийское море.

Канхери процветал благодаря своей близости к древним морским портовым городам, таким как Сопара (Сурпарака, Супара по-гречески; Субара у арабских писателей; древняя столица северного Конкана), Калян - процветающий порт; Чемула, Самилла греческих географов, Чемула Силахараса, на острове Тромбай; другими древними местами поблизости были Вася, возможно, Васаи или Бассейн; Шри Стаанара или Тана; и Годабандар. Принято считать, что буддизм впервые пришел в Апарантху (Западная Индия) в Сопару, которая очень близка к Канхери. Пещеры были раскопаны еще в середине III века до нашей эры. и находились под оккупацией вплоть до 11 века нашей эры. О них упоминали первые посетители, такие как португальцы в 16 веке нашей эры, и другие путешественники и путешественники по Европе.

Из многочисленных донорских надписей здесь найдены упоминания о таких древних городах, как Супарака (Сопара); Насика (Насик); Чемули (Чемула); Кальяна (Калян); Найдены Дхенукаката (Дханьякатака, современный Амаравати в районе Гунтур штата Андхра-Прадеш). Жертвователями были представители всех слоев общества, от членов королевских семей до простолюдинов. Среди царских семей, упомянутых в надписях, выдающимися являются Гаутамипутра Сатакарни (ок. 106–130 гг. н.э.); Васиштхипутра Шри Пулумави (ок. 130–158 гг. н. э.); Шри Яджна Сатакарни (ок. 172–201 гг. н. э.); Мадхарипутра Сакасена (ок. конец III века н.э.); правители династии Сатавахана, древней столицей которой был Пратиштхан (современный Пайтан, округ Аурангабад); Амогхаварша династии Раштракута, датированная 853 г. н.э. и др.

Раскопки в Канхери бывают следующих типов: (i) чайтьягри, место поклонения буддийской общины, (ii) вихары или монастыри, они состоят из одно- и многокамерных помещений, где проживали буддийские монахи, (iii) подхи или водные цистерны, которые были искусно выкопаны для улавливания дождевой воды и хранения ее для использования в летние периоды, а также (iv) высеченные в скале скамейки и сиденья.

В Канхери начало раскопок скальных пещер совпадает с распространением буддизма в Апаранте. Пещеры, как правило, небольшие и состоят из одной камеры с верандой с колоннами перед входом, к которой можно подняться по лестнице. В пещерах всегда есть цистерны для хранения воды. Первоначальные раскопки были очень небольшими и простыми, лишенными каких-либо декоративных мотивов. Столбы представляли собой простые квадраты или восьмиугольники и не имели основания горшка, которое появилось позже. Наиболее заметной среди раскопок в Канхери является Пещера 3, которая представляет собой чайтьягриху, раскопанную в период Яджны Сатакарни (ок. 172-201 гг. н.э.). Эта чайтьягриха - одна из крупнейших в Индии, уступающая только той, что в Карле. , район Пуна. Чайтьягрха очень похожа на ту, что в Карле. В плане он состоит из большого прямоугольного зала с апсидальной спинкой, веранды и просторного двора спереди, размеры зала 26,36 х 13,66 х 12,9 м (длина х ширина х высота). Ряд из 34 колонн делит зал на центральный неф и боковые проходы. Крыша нефа цилиндрическая, а нефы плоские. Имеются свидетельства наличия деревянных стропил к сводчатому потолку нефа, которых сейчас нет. Колонны зала неоднородны, имеют разные стили и формы и лишены симметрии. В апсиде зала расположена ступа диаметром 4,9 м и высотой 6,7 м. Фасад зала пронизан тремя дверями с двумя группами по две пары, каждая группа высечена в продолговатых нишах между дверями. Для проникновения света было предусмотрено огромное окно-чайтья, лишенное каких-либо украшений. Боковые стены богато украшены двумя массивными изображениями стоящего Будды в варада-мудре и других изображений бодхисаттв. Эти скульптуры являются более поздними и датируются примерно V-VI веками нашей эры.

 

Рядом с Чайтьягрихой когда-то существовали две структурные ступы. В одной из каменных ступ были обнаружены две медные урны с пеплом, небольшая золотая шкатулка с куском ткани, серебряная шкатулка, рубин, жемчужина, кусочки золота и две медные пластины, одна из которых датирована 324 годом нашей эры. Другая ступа была кирпичной, из нее образовался камень с надписью, датируемой V-VI веками нашей эры.

Пещера 1 представляет собой незавершенную чайтьягриху, в которой изначально планировалось иметь двухэтажную веранду и крыльцо, помимо зала с колоннами. Пещера датируется V-VI веками нашей эры, так как столбы со сжатой подушкой или верхушкой из амалаки появляются, как правило, в этот период.

Пещера 11, также известная как «Зал Дарбар», состоит из огромного зала с передней верандой. Зал имеет святыню на задней стене и кельи с двух сторон. На полу зала две низкие каменные скамейки, напоминающие пещеру 5 Эллоры. Будда в дхармачакрапраправдана мудре украшает храм. В пещере есть четыре надписи разных периодов, одна из которых датирована 775 годом Саки (853 г. н.э.), временем правления царя Раштракуты Амогхаварши и его феодала, принца Силахара Капардина. В надписи зафиксировано пожертвование различных подарков и средств, предназначенных для приобретения книг и устранения повреждений.

Скульптурное искусство здесь можно увидеть в пещерах, таких как 2, 3, 41, 67, 89, 90 и т. д. Изображение Будды обычно изображается стоящим или сидящим. Последних в некоторых случаях сопровождают Бодхисаттвы, а в редких случаях - их супруги. Авалокитешвара — еще одна выдающаяся фигура, помимо Будды, которая имеет здесь важное значение. Авалокитешвару (который отказался от состояния будды до освобождения всех существ) можно было увидеть в пещерах 2, 41 и 90, избавляя своих преданных от восьми великих опасностей, а именно кораблекрушения, пожара, дикого слона, льва, змеи, грабителя, плена и демона. Еще одна интересная скульптура Авалокитешвары находится в пещере 41 и представляет собой четырехрукую одиннадцатилицую скульптуру, единственную в своем роде в Индии. Культ этой формы был популярен в Китае, Китайском Туркестане, Комбодже и Японии в VII-VIII веках нашей эры. В качестве примера можно привести истории Джатаки, изображенные как история Дипанкара Джатаки в пещере 67.

Буддийское заведение в Канхери имеет интересное свидетельство в виде небольших структурных ступ, построенных на полу некоторых пещер. Такие ступы были замечены в пещерах 33, 38 и т. д. Эти ступы часто содержали большое количество глиняных табличек, на которых были написаны символы буддийского вероучения X века нашей эры. Еще одной примечательной особенностью является наличие кладбища, расположенного на изолированной и укромной террасе. Здесь на обугленных останках выдающихся монахов воздвигнуты как каменные, так и кирпичные ступы.

 

Плата за вход

Граждане Индии и гости СААРК (Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Пакистан, Мальдивы и Афганистан) и стран BIMSTEC (Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Таиланд и Мьянма) –
25 рупий за человека (оплата наличными)
20 рупий за человека (онлайн-оплата)

Другие: индийские рупии. 300/- за человека (оплата наличными)
Индийские рупии. 250/- за человека (онлайн-оплата)
(дети до 15 лет бесплатно)