История Вифлеема

 

Ханаанский период

Самая ранняя ссылка на Вифлеем появляется в переписке Амарны (c.1400 г. до н. э.). В одном из своих шести писем к фараону, Абди-Хева, губернатор Египта в Иерусалиме, обращается за помощью для захвата города Бит-Лахми, который был захвачен в результате беспорядков наемников Апиру: «Теперь даже город у Иерусалима, Бит-Лахми по имени, деревня, которая когда-то принадлежала королю, пали перед армиями врага ... Пусть царь услышит слова вашего слуги Абди-Хевы и отправит лучников, чтобы восстановить царские земли царя!» Этот Бит-Лахми и был будущим Вифлеемом.

Считается, что сходство этого имени с его современными формами указывает на то, что это было поселение хананеев, которые поделились культурным и лингвистическим наследием с более поздними племенами. Лахму был аккадским богом плодородия, которому поклонялись хананеи как Лехем или Леем. Некоторое время в третьем тысячелетии до нашей эры, ханаанцы возвели храм на холме, который теперь известен как Холм Рождества, вероятно, посвященный Леему. Храм, а затем и город, который образовался вокруг него, тогда был бы известен как Бейт Леем, «Дом (Храм) Лехема». Филистимляне позже основали там гарнизон.

Библейский ученый Уильям Ф. Олбрайт указал, что произношение имени сохранилось по звуку в течение 3500 лет, но по значению имело разные вещи: «Храм Бога Лахму» в языке хананеев, «Дом хлеба» на иврите и арамейском языке, «Дом мяса » на арабском языке.

Археологические раскопки отыскали места захоронения весной 2013 года и продолжено в 2015 году совместной итальянской-палестинской командой. Их раскопки показали, что некрополь охватывает 3 гектара (более 7 акров) и первоначально содержал более 100 гробниц, которые были сделаны между примерно 2200 и 650 годами до нашей эры. Археологи смогли идентифицировать всего по меньшей мере 30 гробниц.

 

Израильский и иудейский период

Археологическое подтверждение о существование Вифлеема как города в Королевстве Иудеи было обнаружено в 2012 году при археологических раскопках в городе Давида в форме буллы (печать для уплотнения в высушенной глине) с древнееврейским текстом, в котором говорится: «Из города Вифлеем королю", указывая на то, что он использовался, чтобы запечатать шнур, обматывающий зерно, вина или других товаров, отправленных на уплату налога в 8-м или 7-м веке до нашей эры.

Библейские ученые полагают, что Вифлеем, расположенный в «стране холмов» Иудеи является библейский Эфрат или Ефраф, что означает «плодородный», поскольку в книге Михея есть ссылка на нее в виде Вифлеема Ефрат. Библия также называет ее Бет-Лехем Иудой, а Новый Завет описывает ее как «Город Давида». Вифлеем впервые упоминается в Танахе и Библии как место, где умирает матриарх Рахиль и похоронена «на обочине» (Быт. 48: 7). Могила Рахили, традиционный мавзолей, стоит у входа в Вифлеем. Согласно Книге Руфи, долина на востоке - это место, где Руфь из Моава почерпнула поля и вернулась в город с Наоми. Это был дом отца царя Давида, и место помазания Давида пророком Самуилом. Именно из колодца в Вифлееме трое его воинов принесли ему воду, когда он прятался в пещере Адуллама.

 

В послании IV века паломник из Бурдигалы сообщал, что гробницы Давида, Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея и Соломона находятся близ Вифлеема, что не подтвердилось.

Классический период
Во время правления царя Иудеи Ирода, согласно Евангелиям (Мф. 2:1-11, Лк. 2:4-7), в Вифлееме родился Иисус Христос. В 132 году Вифлеем был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы. Впоследствии Адриан построил над Вертепом Рождества святилище в честь греческого бога Адониса, чтобы почтить своего фаворита, греческого юношу Антиноя. Некоторые учёные полагают, что это место было изначально посвящено Адонису-Таммузу, а затем принято христианами в качестве места рождения Иисуса Христа.

Около 326 года императрица Елена, супруга императора Констанция Хлора и мать императора Константина Великого, совершила паломничество в Святую землю, в ходе которого она посетила Вифлеем. Императрица способствовала восстановлению города, и, по свидетельству Евсевия Кесарийского, руководила строительством храма Рождества Христова.

В 529 году, в ходе восстания самаритян, Вифлеем был разграблен, а его стены и базилика Рождества Христова разрушены; восстановлены они были по повелению император Юстиниана I. В 614 году персидская империя Сасанидов, поддержанная еврейскими повстанцами, вторглась в Палестину Приму и заняла Вифлеем. Позднейшие источники утверждают, что персы воздержались от разрушения базилики, увидев на мозаике волхвов в персидских одеждах.

Средние века
В 637 году, вскоре после взятия Иерусалима, мусульманские войска вошли в Вифлеем, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил базилику во владении христиан. В городе, на месте рядом с церковью, где молился Умар, была построена мечеть, посвящённая его имени. Затем, в VIII веке, Вифлеем перешёл под власть исламского халифата Омейядов, затем, в IX веке, — Аббасидов. В середине IX века персидский географ писал, что в городе есть хорошо сохранившийся и очень почитаемый храм. В 985 году арабский географ Шамсуддин аль-Мукаддаси посетил Вифлеем и упомянул храм как «базилику Константина, равной которой нет нигде в стране». В 1009 году, в правление шестого фатимидского халифа, Аль-Хакима Биамриллаха, базилику Рождества Христова было приказано снести, но она была спасена местными мусульманами, которым было разрешено совершать поклонения в южном трансепте строения.

В 1099 году Вифлеем был захвачен крестоносцами, укрепившими его и построившими новый монастырь и клуатр у северного фасада базилики Рождества Христова. Православное духовенство снято из за его взглядов и заменено латинскими клириками. Доселе официальное христианское присутствие в краю было православным. В Рождество 1100 года Балдуин I, первый король франкского Иерусалимского королевства, был коронован в Вифлееме, в этом же году в городе также был создан латинский епископат.

В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, возглавивший мусульманских Айюбидов, отвоевал Вифлеем у крестоносцев. Латинские священнослужители были вынуждены уйти, что позволило православному духовенству вернуться. В 1192 году Саладин согласился на возвращение двух латинских священников и двух диаконов. Но Вифлеем пострадал от потери доходов от паломничества, так как произошло резкое снижение числа европейских пилигримов. Гильом IV, граф Неверский, обещал христианским епископам Вифлеема, что если город попадёт в руки мусульманам, он встретит их в маленьком городке Кламси, что в нынешней Бургундии. В конечном итоге епископ Вифлеемский в должный час, в 1223 году, поселился в госпитале Пантенор. Кламси оставался постоянной кафедрой епископа Вифлеемского in partibus infidelium почти 600 лет, вплоть до Французской революции 1789 года.

В 1229 году по договору между императором Священной Римской империи Фридрихом II и айюбидским султаном Аль-Камилем Мухаммадом ибн Ахмадом, Вифлеем, вместе с Иерусалимом, Назаретом и Сидоном, был передан Иерусалимскому королевству в обмен на десятилетнее перемирие между Айюбидами и крестоносцами. Договор истёк в 1239 году, и в 1244 году Вифлеем был захвачен мусульманами. В 1250 году, с приходом к власти мамлюков во главе с Рукн ад-Дин Бейбарсом, терпимость к христианству уменьшилась. Члены духовенства покинули город, а в 1263 году городские стены были разрушены. Латинское духовенство вернулось в Вифлеем в следующем столетии, обосновавшись в монастыре, примыкающем к базилике Рождества Христова. Православные овладели базиликой и разделили владение Млечным вертепом с латинянами и армянами.

 

Османский период
В начале XVI века, в годы османского владычества стены Вифлеема были отстроены. С 1517 года, опека над базиликой стала предметом ожесточённых споров между католической и православной церквями. К концу XVI века Вифлеем стал одним из крупнейших селений в Иерусалимском округе и был разделён на семь кварталов. В это время представители семейства Басбус служили главами Вифлеема среди прочих руководителей. Османский налоговый отчёт и перепись 1596 года свидетельствуют о том, что население Вифлеема тогда составляло 1435 человек, что делало его в то время тринадцатым по величине селением в Палестине. Его общий доход составил 30 000 акров.

Вифлеем платил налоги на пшеницу, ячмень и виноград. Мусульмане и христиане были организованы в отдельные общины, каждая из которых имела собственного главу. Пятеро глав представляли деревню в середине XVI века, из них трое были мусульманами. Османские налоговые отчёты свидетельствуют о том, что христианское население было немного более процветающим или выращивало больше зерна, чем винограда зерно было товаром более ценным).

В 1831—1841 годах Палестина находилась под властью египетской династии Мухаммеда Али. В это время город пострадал от землетрясения, а также разрушения в 1834 году египетскими войсками мусульманского квартала, по-видимому, в качестве расправы за убийство привилегированного лоялиста Ибрагима-паши. В 1841 году Вифлеем вновь оказался под властью Османской империи и оставался в её составе до конца Первой мировой войны. Под властью османов вифлеемляне столкнулись с безработицей, принудительной военной службой и тяжёлыми налогами, что привело к массовой эмиграции, особенно в Южную Америку. Американский миссионер в 1850-х годах сообщал, что численность населения города тогда составляла до 4000 человек, почти все из которых исповедовали православие. Он также отмечал, что нехватка воды замедлила рост города.

Шведский востоковед Альберт Сосин сообщает, что, согласно официальному списку османских селений, примерно с 1870 года в Вифлееме было 179 мусульман в 59 домах, 979 «латинян» в 256 домах, 824 «грека» в 213 домах и 41 армянин в 11 домах, в общей сложности 539 домов. Численность населения в отчёте включала только мужчин. Немецкий востоковед Мартин Хартман сообщал, что в Вифлееме было 520 домов.

Новейшее время
В 1918 году, в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят британскими войсками. В 1920—1948 годах город управлялся Британским мандатом. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 года о разделе Палестины Вифлеем был включён в особый международный анклав Иерусалима, долженствовавший управляться Организацией Объединённых Наций. Вифлеем был занят Трансиорданией в ходе арабо-израильской войны 1948 года. Многие беженцы из районов занятых израильскими войсками в 1947—1948 годах, бежали в район Вифлеема, в основном поселившись в местах, официально ставших именоваться лагерями беженцев Эль-Азза (Бейт-Джибрин), Аида на севере, и Ад-Дахиша на юге. Приток беженцев заметно преобразовал христианское большинство Вифлеема в мусульманское.

Трансиордания сохраняла контроль над городом до Шестидневной войны 1967 года, когда Вифлеемом, вместе с остальной часть Западного берега, овладел Израиль. В 1995 году Израиль передал его Палестинской национальной администрации согласно мирным соглашениям в Осло. Израильские войска были выведены из Вифлеем, а через три дня город перешёл под полный административный и военный контроль ПНА. Во время Второй палестинской интифады 2000—2005 годов был нанесён ущерб инфраструктуре и туристической индустрии Вифлеема. В 2002 году это была первая боевая зона операции «Защитная стена», крупного военного контрнаступления Армии обороны Израиля. В ходе контрнаступления силы АОИ осадили базилику Рождества Христова, где искали убежища около 200 арабов, включая палестинских боевиков, захвативших в заложники около 60 священнослужителей Базилики. Осада длилась 39 дней. Несколько боевиков были убиты. В конечном итоге было заключено соглашение об изгнании 13 разыскиваемых боевиков в разные зарубежные страны и 26 — в Сектор Газа.

Сегодня город окружён двумя объездными дорогами для поселенцев, вследствие чего местные жители стеснены 37 еврейскими анклавами, где проживает четверть всех поселенцев Западного берега, около 170 тыс. человек, и промежутком между двумя дорогами, заграждённым восьмиметровой стеной Израильского разделительного барьера, отсекающего Вифлеем от Иерусалима.