Бытие. Глава 48
7. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.
Могила Рахили - это место, почитаемое как место погребения еврейского матриарха Рэйчел. Гробница, расположенная у северного входа в Вифлеем, считается священной для евреев, христиан и мусульман. С середины 1990-х годов могила называется палестинцами как мечеть Билал бин Рабах (арабский: مسجد بلال بن رباح). Место погребения матриарха Рахили, упомянутое в еврейском Танахе и христианском Ветхом Завете, однако в мусульманской литературе оспаривается между этим местом и несколькими другими на севере. Несмотря на это Могила Рахили является самым признанным кандидатом упокоения еврейского матриарха. Гробница Рахили является третьим святым местом в иудаизме и стала одним из краеугольных камней еврейско-израильской идентичности.
Самые ранние внебиблейские записи, описывающие эту гробницу как место захоронения Рахили, относятся к первому столетию 4-го века н.э. Здание Могилы Рахили в ее нынешнем виде датируется периодом Османской империи и расположена на мусульманском кладбище Османской империи. Когда сэр Моисей Монтефиоре отремонтировал участок в 1841 году и получил ключи от еврейской общины, он также добавил прихожую, в том числе михраб для мусульманской молитвы, чтобы облегчить мусульманам проблемы.
Этот участок считается местом захоронения
библейского матриарха Рахили, жены Иакова и матери двух из его
двенадцати сыновей. Она умерла, родив Вениамина, и «Иаков установил
столп на ее могиле» (Бытие 35:19). Для евреев Могила Рахили является
третьим самым святым местом после
Храмовой горы в
Иерусалиме и Пещерой Патриархов в Хевроне. Также сюда часто приходят
женщины, которые хотят забеременеть.
В еврейской традиции считается, что Рахиль плачет о всех своих
потомках. Когда евреев уводили в Вавилонское рабство она плакала,
когда они проходили мимо ее могилы по дороге в Вавилон (Иеремия 31:
11-16).
"Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет."
Здание построено примерно в 1620 году турками-османами в форме куба, увенчанный куполом. Оно было расширено в 1860 году сэром Моисеем Монтефиором. После британского меморандума 1929 года в 1949 году ООН постановила, что к Могиле Рахили относится статус статус-кво, соглашение, одобренное Берлинским договором 1878 года о правах, привилегиях и обычаях в святых местах.
Согласно Плану Организации Объединенных Наций по разделению палестинцев 1947 года, гробница должна была быть частью управляемой зоны Иерусалима, но район был оккупирован Иорданским Хашимитским королевством, которое запрещало евреям въезжать в этот район. После израильской оккупации Западного берега в 1967 году сайт попал под контроль израильского министерства по делам религий. В 1990-х годах из-за ухудшения ситуации с безопасностью исходная куполообразная структура Могилы Рахили была укреплена. В 2005 году, после утверждения Израиля 11 сентября 2002 года, израильский забор на Западном берегу был построен вокруг гробницы, фактически аннексируя его у Палестины. В докладе 2005 года Специального докладчика УВКПЧ Джон Дугард сказал, что: «Хотя Могила Рахили является святым местом для евреев, мусульман и христиан, она была фактически закрыта для мусульман и христиан». 21 октября 2015 года ЮНЕСКО приняла спорную резолюцию, в которой подтверждается заявление 2010 года о том, что Могила Рахили была «неотъемлемой частью Палестины». 22 октября 2015 года гробница была отделена от остальной части Вифлеема серией барьеров цементных блоков.
Вид на могилу Рахили в начале 20- ого века |
Вид на могилу Рахили в начале 21- ого века (прогресс в действии)
Надпись на немецком переводится как "Я- Берлинец". Это несколько неправильная фраза была сказана американским президентом Джоном Кенеди в Берлине. Неправильная она потому что "ein" лишнее в этом предложение. Эту версию можно перевести как "Я - пончик". Как бы там не было речь шла о Берлинской стене и такого рода надписи встречаются здесь довольно часто. |
Посещение Могилы Рахили затруднено из-за ее местоположения вблизи границы между Израилем и Западным берегом, но многим по-прежнему удается посетить эту важную святыню. Только пуленепробиваемые автобусы имеют прямой доступ к Могиле Рахили. Чтобы попасть сюда вам следует отправиться к Центральному автобусному вокзалу в Иерусалиме. Каждый день отсюда отправляется 6 автобусов в день. А именно автобус N 163 идет к Могиле Рахили. Проконсультируйтесь с местным гидом или туристическим офисом для получения последней точной информации.
Согласно Книге Бытия, Рахиль была похоронена на Вифлеемской дороге:
"и умер Рахиль, и могила будет по пути в Африку, и он будет Вифлеем. И
вот, когда я пришел к нему, он сказал:" и я пришел к нему, и я умер в
земле Ханаанской по пути, и в то же время в земле, в Евфрате". и, как бы
там ни было, он-Дом хлеба". Эти стихи соответствуют общепринятой
традиции, согласно которой гробница Рахили была найдена недалеко от
Вифлеема, к югу от Иерусалима.
Напротив, в книге Самуила I
говорится, что могила Рахили находится на границе колена Вениамина, в то
время как город Вифлеем находится в владении колена Иудина, а не на
границе владений Вениамина.
Другой источник, указывающий на то,
что гробница Рахили находится к северу от Иерусалима, - это стих в книге
Иеремии: "ровный голос звучит как плач дорожных знаков Рахиль плачет над
своими сыновьями". Большинство комментаторов Библии признали "уровень" в
этом стихе, а уровень упоминается в книге Иеремии как место сбора
вавилонских изгнанников Навуходоносором II. Описание того, что сыновья
Рахили проходят мимо ее могилы по пути в изгнание, упоминается в Мидраше
в бытие Рабба: "что видел наш отец Иаков, чтобы похоронить Рахиль на
пути Ефрата. Но Иаков, отец наш, предвидел, что галлам суждено пройти
через там, поэтому она похоронила там, чтобы она просила о пощаде".
Попытка примирить библейские источники была предпринята уже в
Мидраше в бытие Рабба, а также вторая для интерпретации, сопровождаемой
рассуждениями в наше время. Другая интерпретация противоречия между
стихами состоит в том, что слова: "граница Вениамина в салахате"
нацелены не на владения Вениамина, а на место рядом с могилой Рахили с
таким именем (некоторые идентифицируют ее с мечом шеллаха на конце
Вениамина. Примерно в 2 км к северу от могилы Рахили). Это место,
расположенное на дороге через Хеврон, недалеко от квартала Маунт-Хома,
было священным местом для христиан и мусульман. Некоторые считают это
место местом смерти Рахили (которое отличается от места ее захоронения)
и местом рождения Вениамина, и местные традиции подтверждают это.
Согласно этому, название "граница Вениамина" хорошо интерпретируется в
честь рождения Вениамина, хотя оно находится в собственности Иуды.
Тенденции в идентификации могилы в исследовательской литературе
Ученые Эрец-Исраэль расходятся во мнениях относительно правильной
идентификации места могилы. Упоминания в Книге Бытия подтверждают
общепринятую идентификацию многих поколений на месте к северу от
Вифлеема. Напротив, упоминания в книге Самуила и в книге Иеремии
послужили основой для теории, которая цитирует мидраши и подтверждается
свидетельствами, в основном притчами Карла Клермона-гну, нага рубени и
других, которые идентифицируют гробницу Рахили на месте к северу от
Иерусалима, которое находится недалеко от перекрестка хизма, у входа к
востоку от Иерусалима. Это место в устах арабов называют кубур бани
Исраэль (гробницы сынов Израиля).
Первыми источниками, идентифицирующими гробницу Рахили в Северном Вифлееме, являются христианские источники: Новый Завет 1-го века, Евсевий и"путешественник из Бордо" 4-го века и Иероним, живший в Вифлееме 5-го века.
На карте мидавы 6-го века, нарисованной афратой недалеко от Вифлеема
и Лиды, записано: "рама, звук на уровне слышен". Помимо библейских
источников, самый ранний еврейский источник, идентифицирующий могилу
Рахили к северу от Вифлеема,-это Мидраш хороший урок 11-го века, который
описывает надгробие захоронения Рахили так же, как и другие изображения
его времени.
Первоначальное происхождение формы гробницы
существует в описании христианского священника Франции эркульфа,
посетившего в земле Израиля в 670 году. Согласно его описанию, гробница
построена как надгробие из простых камней без какого-либо украшения.
Еврейский путешественник Вениамин из Туделы, посетивший землю в 1170
году, описывает гробницу Рахили в своей книге "Путешествия Вениамина":
”надгробие сделано из одиннадцати камней для Менина, сына Иакова, с
лапой, построенной на четырех столбах, и все проходящие там евреи
подписывают свои имена на камнях надгробия”. Подобное изображение
встречается и у других путешественников в Средние века: Иакова, сына
Нафанаила, священника (1187-1153), Фатихи из Регенсбурга (1187) и
ученика рамбана (1291-1270). Описания также включают объяснение того,
почему существует только одиннадцать камней, а не двенадцать.
В
описании ученика рамбана конца 13 века колонны и купол не упоминаются, и
они могли быть разрушены мусульманами, которые разбили и разрушили
многие христианские крестоносные здания в земле Израиля или здания,
которые напоминали их таковыми. Сам Рамбан посетил гробницу Рахили за
несколько лет до своего ученика. В своем комментарии к Торе он записал
впечатления от своего посещения этого места, объяснив, что после визита
он отказался от своего первоначального объяснения и что место
захоронения Рахили находится на границе Вениамина.
С 15 по 16 века есть свидетельства того, что над надгробием было
возведено новое сооружение. Некоторые свидетельства все еще включают
описание одиннадцати или двенадцати отдельных камней, однако в
большинстве из них упоминается только одно надгробие. По гипотезе
некоторых критиков, отдельные камни были оштукатурены вместе и поэтому
выглядели как одно надгробие. Согласно описаниям, это место считалось
священным для евреев, мусульман и христиан и использовалось как место
поклонения. Мешулам из вольтры из Италии, посетивший в земле Израиля в
1481 году, рассказывает о строении гробницы и обычае молиться на месте:
”и там, на дороге, мы нашли на погребении Рахили надгробие, высокое из
камней, и измаильцы сделали из упомянутого захоронения D. колонны и
купол наверху и чтят его. И молятся во имя евреев и Измаилов"”
Аналогичное описание сооружения бертанора (1488 г.), рассказывающее о
его молитве на этом месте, Феликс Гавр (1483 г.), свидетельствующий о
том, что "это место одинаково священно для сарацинов, евреев и христиан"
и Моисей в асуле (1522 г.).
Из описаний путешественников и
картин, напечатанных в различных книгах в 16 веке, можно узнать, что
структура гробницы была расширена и к ней были добавлены два небольших
купола рядом с центральным куполом, а также низкая стена прямоугольной
формы, окружавшая комплекс.
В 1621-1622 годах губернатор
Иерусалима Мехмед паха разрешил евреям окружить стенами четыре колонны
вокруг гробницы, и впервые это место стало закрытой структурой и приняло
свою знакомую форму, напоминающую гробницу мусульманского святого
("Вали"). Моисей фурьят писал в своем эссе "пути Сиона", опубликованном
в 1650 году, о двух датах: Песах и ЛАГ в Омаре, которые евреи часто
посещали гробницу:"мужчины и женщины, старики с отроками исмарам Зоркий,
часто выходят к могиле Рахили пешком или верхом, и там они часто
молятся, а также проповедуют и танцуют вокруг могилы И есть и пить там".
Французский путешественник описал гробницу в 1657 году: "она находится
под небольшим куполом, открыта со всех сторон и поддерживается четырьмя
квадратными колоннами. Это надгробие окружено небольшой стеной, высотой
в три фута, и имеет только узкое введение, в которое спускаются по
четырем ступеням".
Свидетельства 18-го и 19-го веков рассказывают
о многих евреях, посещающих гробницу Рахили, а также о различных налогах
и сборах, которые они платили мусульманским властям и жителям региона в
обмен на право посещения этого места. Именно в этот период бедуины из
племени Тамара начали хоронить своих умерших рядом с могилой, полагая,
что присутствие умершего рядом с могилой священной личности принесет ему
много благословения в загробной жизни. Раввин Давид Девит Гилель,
посетивший это место в 1824 году, писал, что в самой могиле есть
кладбище, но "там нет никого". Напротив, " на горе, напротив, есть
деревня, жители которой арабские и очень плохие. Незнакомец, пришедший
навестить могилу Рахили, был ограблен ими". Об опасности, возникшей на
пути между Иерусалимом и Хевроном, также свидетельствовал доктор Элиэзер
Халеви, секретарь Моше Монтефиоре. Хеллеви, посетивший это место в
первой трети 19 века, описал структуру гробницы как"квадратное здание с
причудливой круглой крышей". Гробница, которая находится внутри,
побелена белой известью, и на ней десятки тысяч имен гостей, написанных
на иврите ".
В первой половине 19 века произошло коренное изменение статуса
гробницы Рахили. В 1827 году рабби Авраам Бакар Авраам, чиновник
"сефардов" в Иерусалиме, смог добиться от османского владычества
признания статуса и прав евреев в гробнице Рахили. Пирман был необходим,
поскольку мусульмане оспаривали владение евреями гробницей Рахили и даже
преследовали еврейских посетителей на этом месте. В фирмане говорится:
"Наш приказ вам: [следующий вопрос] принес нам, носитель этого
нашего приказа, мудрец, представитель уважаемого иерусалимского еврея и
наш переводчик [и] тот, кто похоронил честь Рахили, матери нашего
Господа Иосифа... Практика такова, [евреи] с древних времен критикуют
его; и никто не должен препятствовать им или сопротивляться им [от
этого].... Оказалось, что в этом священном месте посетители были с
древних времен, и никто из них не препятствовал этому и не достиг своей
границы, и у них [есть], как это было в их обычае. И в соответствии с
почетным постановлением, Я приказываю передать это наше повеление вам,
чтобы вы действовали в соответствии с ним без прибавления и уменьшения,
без предотвращения и без чьего-либо сопротивления им, каким бы то ни
было образом”.
В 1839 году Моисей Монтефиоре совершил второе
путешествие на Землю Израиля, в ходе которого он вместе со своей женой
Джудит посетил гробницу Рахили. Этот визит Джудит Монтефиоре записала в
своем дневнике: ”Мы пришли на кладбище Рахили и запишем наши имена в
тысячах тысяч имен наших жертвоприношений, и мы будем молиться там в
могиле”. Раввин Авраам Бакер, который сопровождал их, умолял Монтефиоре
отремонтировать разрушающееся здание, и Джудит Монтефиоре, которая была
бездетной, также побудила своего мужа отремонтировать это место.
Монтефиоре получил разрешение от" верхних ворот " в Константинополе
добавить еще одну комнату к существующей структуре. Монтефиоре,
по-видимому, достиг соглашения о разделении прав на использование новой
комнаты между евреями и мусульманами. В комнате, построенной в 1841
году, есть мусульманская молитвенная ниша ("махараб"), и, кроме того,
комната иногда использовалась для очищения мертвых мусульман,
похороненных на соседнем кладбище, однако фактическое владение
принадлежало евреям, которые также держали ключи от комнаты. На западной
стене за надгробием в могиле Рахили до сих пор есть надпись, посвященная
вкладу Монтефиоре. Позже, когда умерла Юдифь Монтефиоре, на ее могиле
был установлен Сион по образцу могилы Рахили. На Пасху 1855 года на этом
месте была установлена роскошная лампа, присланная раввином насимом. За
два месяца до своей кончины Монтефиоре пожертвовал дополнительную сумму
денег на ремонт и содержание могилы Рахили. На его похоронах на его
могиле была посыпана грязь из могилы Рахили.
В 1864 году для
благосостояния верующих была впервые вырезана цистерна, и, как описывает
ее тогдашний первый цистерна раввин Хаим Давид Хазан в статье Магид:
"... Ибо мы помиловали господа вырезать яму на могильном камне матери
сыновей Рахили Зии, которая была в моем сердце за горе многих и
сановников... В течение полутора часов она лежала на своей могиле... И
ныне Бог возлюбил врата Сиона, пришел хашеки и разбудил сердца честных в
сердцах их, добровольцев в народе, и мы вырезали там большую яму, и в
тот день я был эгоистом там, и все раввины сефардов, и мы молились над
могилой Рахили, матери нашей, за нас и за всех наших братьев, сынов
Израилевых, и особенно за наших братьев, которые Господь за зло..."
В те годы ви развивались, и особые обычаи вокруг гробницы и фигуры
Рахили и ее могилы стали важным источником идентификации в сознании
людей еврейского поселения в стране. Гробница Рахили стала основным
местом паломничества после западной стены, и многие, в основном женщины,
пришли сюда помолиться. Место было закрыто специальным замком,
установленным слесарем Элайджей бассаном по заказу Монтефиоре.
Специальные ключи длиной около 15 см были доверены особым шамшам,
назначенным раввинами Иерусалима. Во время молитв некоторые мусульмане
Вифлеема обычно приносили еврейским верующим воду для питья за плату. В
эти годы это место посещали десятки тысяч верующих из Палестины и других
стран. Ассамблея израильтян из Индии даже установила мемориальный
памятник от их имени в знак уважения к гробнице Рахили ближе к концу 19
века, где проводились молитвенные митинги и собрания. Образ Рахили также
стал сионистским символом, представляющим возвращение людей в свою
страну. В 1898 году во время своего путешествия в землю Израиля Герцль
посетил гробницу Рахили и даже сфотографировался на фоне гробницы. После
кончины Герцля в его память в могиле Рахили прошла поминальная служба с
участием раввинов и общественных деятелей.
В Сирене 1898 года
Авраам людойпул рассказал, что рассказал ему о обычае паломничества к
гробнице Рахили:
"Дом откроется только в новые главные вечера и в
ночь их истечения, во все дни нового Элула и в день двенадцатого хашона,
который, согласно традиции, является днем смерти рахала-Амано. Все эти
дни жители Иерусалима приходят сюда в большом количестве, мужчины и
женщины, старики и мальчики, чтобы учиться и молиться в этом месте."
Британское правительство запретило посещение этого места евреями
из-за ситуации с безопасностью. В следующем месяце в алуле евреи
вернулись к гробнице, но в меньшем масштабе и под охраной британской
армии. После событий Соломон Фрейман, у которого были ключи от гробницы
Рахили, решил открывать ее ежедневно, что противоречит предыдущей
практике, согласно которой гробница открывалась в основном во время
праздников и в месяц алул. За эти годы количество посетителей сайта
значительно возросло из всех слоев еврейской общественности. Имена
посетителей и другие события были записаны в"дневниках гробницы Рахили"
Соломоном фрейманом и самими посетителями. Транспорт из Иерусалима в
Вифлеем осуществлялся на арабских автобусах. В те месяцы, когда
количество посетителей на сайте увеличилось, компания "линкер" провела
специальную линию, выходящую из Яффских ворот. В своих мемуарах Рахиль
янаит Бен-Цви пишет, что в 1923 году, когда она была беременна своим
сыном Али, "и почти каждый день ходила к могиле Рахили", они узнали, что
участок перед могилой принадлежит испанской деноминации. Именно тогда ей
пришло в голову устроить сад перед могилой, чтобы паломники, особенно
мамы и бабушки, могли отдохнуть в нем. После того, как она и Бен Цви
сочли местность подходящей, они поделились этой идеей с рабочими
батальонами, которые с энтузиазмом присоединились к ней. Кроме того, еще
две девушки, которые занимались садоводством и"работали с чувством
благоговения, как если бы они воздвигли надгробие для Рэйчел Амано и
всех матерей Израиля во всех поколениях", также были партнерами в шоу
Генриетта Сольд, которая была очень увлечена этой идеей.
Во время
Великого арабского восстания из-за выстрелов, произведенных в этом
районе, британцы прикрепили взрывное устройство к зданию из-за ошибки
идентификации, но разрушение здания было предотвращено из-за
вмешательства Льюиса Эндрюса.
После объявления ООН плана раздела
В ноябре 1947 года прибытие евреев к могиле Рахили прекратилось.
В течение 19 лет правления Иордании в Иудее и Самарии евреям было
отказано в доступе к святым местам на территориях, удерживаемых
Иорданией, что противоречит соглашениям о перемирии между Израилем и
Иорданией, подписанным после войны.
Иорданцы одели надгробие
гробницы в зеленую мантию, украшенную стихами Корана, и позволили Вакфу
расширить территорию кладбища, которое окружало гробницу Рахили с трех
сторон. У входа в гробницу были установлены две причудливые каменные
колонны, которые ранее стояли в доме турецкого губернатора в Вифлееме
("Сарайя"). В эти годы иорданцы населяли окрестности гробницы, было
построено много домов, и дорога из Иерусалима в Хеврон, проходящая вдоль
гробницы, была продлена. В рамках этих работ было также выкорчевано
оливковое дерево, стоящее рядом с могилой Рахили. Внешний вид места,
каким оно было до этого известно, заметно изменился. Небольшая одинокая
структура стала частью пригорода Вифлеема и была поглощена жилыми
домами, высокими деревьями и большим кладбищем.
В начале 50-х
годов до Израиля дошли слухи о том, что гробница Рахили была осквернена
арабами. Эта новость вызвала общественный резонанс и возродила иск о
соблюдении соглашения о свободном доступе к святым местам. На горе Сион
была построена комната Рахили, где были собраны изображения и картины из
гробницы Рахили. В нем говорится, что в комнату пришли "чтобы
соединиться с могилой Рахили, к которой в настоящее время нет доступа".
Еще одна волна новостей о повреждении могилы пришла в начале 1960-х
годов и также вызвала осуждение со стороны израильских раввинов и
общественных деятелей.
В статье, опубликованной в газете "Гаарец"
в 1965 году, журналист Соломон х. Оцените состояние сайта. В своей
статье он сказал, что мусульманки приходят на место, чтобы попросить
лекарство от бесплодия.
7 июня 1967 года, во второй день шестидневной войны, Вифлеем был
оккупирован 62-м батальоном Иерусалимской бригады. Освобождение гробницы
Рахили вызвало большой ажиотаж в израильской общественности, и на это
место стекались толпы. Среди следующих были также президент Залман Шазар
и его жена. В один из будних дней Суккот газета "Гаарец" сообщила, что в
тот день гробницу Рахили посетили 45 000 человек. Сайт был
отремонтирован военным раввинатом и превращен в синагогу. После слушаний
израильского правительства было решено не присоединять гробницу Рахили к
территории Иерусалима, и новая юрисдикционная линия города проходила
примерно в полумиле к северу от комплекса гробницы.
В преддверии
йа в Хешван ташках, главный военный раввинат объявил об открытии
гробницы также ночью, о проведении молитвы для иерусалимских каббалистов
на месте в течение всей ночи и о подготовке к прибытию мессы.
В 1995 году, в преддверии подписания соглашения Осло II, израильское
правительство намеревалось передать контроль безопасности над могилой
Рахили палестинцам, аналогично соглашению, подписанному в отношении
синагоги" мир Израилю " в Иерихоне в 1994 году. Эти намерения вызвали
общественный резонанс в Израиле и вызвали резкие заявления в адрес
Ицхака Рабина и его правительства. В то же время раввины и общественные
деятели обратились к Рабину и попытались убедить его оставить гробницу
Рахили под полным контролем Израиля. Одним из событий, которые больше
всего повлияли на Рабина, была его встреча с Хананом потом и Менахемом
фрошем, в которой, согласно свидетельствам, Фрош разразился бурными
слезами, крича на Рабина: "это мама Рохель. Как ты отдаешь ее могилу.
Еврейский народ не простит тебя, если ты оставишь могилу матери". После
общественного давления израильское правительство отозвало свое
первоначальное намерение, и комплекс гробницы был включен в состав
территорий C.
В сентябре 1996 года вспыхнули беспорядки в туннеле
стены, во время которых сотни жителей Вифлеема напали на могилу Рахили и
попытались ворваться в комплекс. В результате беспорядков были ранены 90
палестинцев и 2 солдата.
С началом Второй интифады солдаты Армии
обороны Израиля, охранявшие комплекс гробницы, подверглись нападению
выстрелами, бутылками молотова и взрывными устройствами. Во время
событий два солдата Армии обороны Израиля были убиты палестинскими
снайперами. Из-за ситуации с безопасностью евреям было отказано в
доступе к этому месту, а позже оно было сокращено до определенных часов
и дней, что было полностью согласовано с военными и полицией, в отличие
от их непрерывного существования до тех пор почти в любое время суток.
Автобусные маршруты с огневой точки доставили посетителей к могиле
Рахили и забрали их обратно. Фактически, за исключением небольшого
включения, которое было создано в комплексе гробницы после соглашений
Осло, единственным постоянным присутствием Израиля на этом месте были
войска армии обороны Израиля. На фоне беспорядков спорный план
строительства для защиты места был ускорен. В рамках строительного
проекта гробница Рахили была преобразована в закрытый комплекс, своего
рода израильский "анклав" на окраине палестинского города Вифлеем,
доступ к которому осуществляется через специальный проход, называемый
"перевал Рахиль", и движение к нему осуществлялось только на охраняемых
транспортных средствах. Само строение гробницы было заключено в
многомерное укрепление, построенное ЦАХАЛом, окруженное стеной высотой
около восьми метров, и сегодня его первоначальный вид практически
неотличим. Подъездная дорога в Вифлеем не проходит рядом с могилой
Рахили и обходит "аннексированную" территорию на севере и позже
соединяется с существующей подъездной дорогой в Вифлеем. План защиты
комплекса был одобрен премьер-министром Ариэлем Шароном в соответствии с
планом "обертывания Иерусалима" в августе 2002 года. В феврале 2003 года
был издан указ о захвате участка земли в районе Вифлеема для
строительства объездной дороги и возведения стен для защиты дороги. Указ
экспроприировал многие территории в районах Вифлеема и Вифлеема. В связи
с указом муниципалитеты Вифлеема и Бейт-Джала подали в Высокий суд
петицию, в которой утверждали, что ЦАХАЛ не рассматривал другие
достойные альтернативы поиску решения для еврейских верующих без ущерба
для арабских жителей. Высокий суд отклонил ходатайство в феврале 2005
года, и защитные работы были завершены. В ноябре 2005 года Высокий суд
издал Временное постановление, запрещающее начало работ по подготовке
территории для парковки после петиции двух землевладельцев на территории
могилы, у которых земля была экспроприирована. После того, как
запланированная стоянка была перемещена в западную часть комплекса,
приказ об экспроприации был отменен, а ходатайство было отклонено. Во
время оборонительных работ здание на главной улице Вифлеема возле
гробницы было куплено у местного жителя. Здание, известное как"
контейнерный дом", принадлежит Ассоциации" сыновья Рахили " и пристроено
к комплексу.
После строительства разделительного забора вокруг
комплекса Гроба Господня ситуация с безопасностью на этом месте
улучшилась, и с начала месяца алул ташах (сентябрь 2008 г.) в комплекс
разрешили въезд обычных транспортных средств, был построен эрув,
соединяющий это место с Иерусалимом, и в Новый год на это место был
разрешен въезд пешеходов. Кроме того, была устранена необходимость в
многомерном укреплении, построенном ЦАХАЛом, и были проведены полевые
работы, чтобы восстановить его первоначальный вид, так что сегодня
первоначальный вид очевиден для наблюдателя с западной стороны-район
Гила. Сегодня в течение большей части дня регулярно посещают прихожане,
учащиеся и посетители.
Рядом с комплексом гробницы находится
иешива Бней Рахель во главе с раввином Элайджей Аль-Келси, принадлежащая
к течению религиозного сионизма, и рядом с ней проживает несколько
израильских семей. Кроме того, работают в нескольких местах, включая, в
том числе, иешива центр раввина.
В феврале 2010 года
премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что гробница Рахили
будет внесена в список объектов национального наследия. В ответ
исполнительный комитет ЮНЕСКО заявил, что здание находится на
палестинских территориях и что любые действия Израиля на этой территории
будут нарушением международного права и соответствующих договоров.
В заявлении от 7 сентября 2018 года ЮНЕСКО определило, что гробница
Рахили была "мечетью Билала ибн Рабаха" и имела религиозное значение в
иудаизме, христианстве и исламе. На этом основании ЮНЕСКО потребовало
восстановления структуры до ее устаревшей формы (удаление структур,
защищающих евреев от палестинских бунтовщиков) и предоставления доступа
палестинским верующим. Израиль отклонил просьбу, заявив, что гробница
Рахили всегда была священным местом для евреев и никогда не признавалась
мечетью.
Когда место было расширено Монтефиоре, к комплексу гробницы была
добавлена прилегающая прихожая, дверь которой отделяет его от
первоначальной квадратной конструкции. Эта дверь существует до сих пор и
имеет ключ и замок со специальным механизмом для ее открытия. Раввин
Элайджа Шломо Залман в Сане сделал дверь и большой ключ к гробнице
Рахили Амано по специальному заказу Монтефиоре. Метод открытия был
секретным и известен только тем, кто был на месте. Оригинальный ключ от
гробницы был передан Монтефиоре ашкеназскому служителю Аврааму Лейбу
мунзону I, который служил на этом посту до своей смерти в 1870 году.
После его смерти ключ от гробницы держал его сын (Иоиль Юсуф) Шимон
мунзон, (Шимон Шамс) главный Габай синагоги руин. Р. Шимон служил в
качестве Габая и солнца гробницы Рахили до своей смерти в 1906 году.
Оригинальный ключ был в руках правнука Шимона брамца, а копия ключа
была передана Шимоном Шамсом его помощнику Исраэлю фрейману. После
смерти Исраэля Фреймана роль охраны гробницы перешла к его сыну р.
Соломону Элиягу фрейману (который также унаследовал границы синагоги
"хораб"), который охранял и удерживал это место во время британского
мандата. Он укреплял это место и защищал его от арабских соседей до
войны за независимость. Когда семья поселилась в районе Катамон после
войны за независимость, ее дом стал центром паломничества. После этого
улица, на которой жили члены семьи, получила название "улица Рахель
Амано", которая сейчас является главной улицей в районе Катамон. Ключ в
настоящее время находится у одного из сыновей Соломона Элайджи, раввина
гада Фреймана из звезды Яир.
Ашкеназскому солнцу Аврааму Лейбу мунзону I также была вручена
Монтефиоре печать гробницы Рахили. Эта марка была передана его сыну
Джоэлю Иосифу Шимону "Шамсу" монзону и находилась в руках его правнука
Шимона брамца до его смерти в 2009 году.
После того, как гробница
Иосифа была очищена в начале второй интифады, гробница Иосифа была
перемещена для демонстрации и хранения в комплексе гробницы Рахили, но в
2007 году драгоценная гробница таинственным образом исчезла с этого
места и в конечном итоге достигла людей гробницы Иосифа в Наблусе.