Храм Ясукуни (Токио)

 

Описание

Храм Ясукуни (靖国神社 или 靖國神社, Ясукуни Дзиндзя, букв. Храм Мирной Страны) — синтоистский храм, расположенный в Тиёде, Токио. Он был основан императором Мэйдзи в июне 1869 года в память о тех, кто погиб на службе Японии, начиная с войны Босин 1868–1869 годов и заканчивая двумя китайско-японскими войнами 1894–1895 и 1937–1945 годов соответственно, а также Первой Индокитайской войной. 1946–1954 гг., в том числе военных преступников. Цель святыни с годами расширилась, чтобы включить в нее тех, кто погиб в войнах с участием Японии, охватывающих все периоды Мэйдзи и Тайсё, а также более раннюю часть периода Сёва.

В храме перечислены имена, происхождение, даты рождения и места смерти 2 466 532 мужчин, женщин, детей и различных домашних животных. Среди них 1068 осужденных военных преступников, 14 из которых относятся к классу А (осуждены за участие в планировании, подготовке, развязывании или ведении войны). Это вызвало множество споров вокруг святыни. Другой мемориал в здании Хондэн (главный зал) увековечивает память всех, кто погиб от имени Японии, включая корейцев и тайваньцев, служивших Японии в то время. Кроме того, здание Чинрейша («Святилище умиротворения духа») — это святыня, построенная для погребения душ всех людей, погибших во время Второй мировой войны, независимо от их национальности. Он расположен прямо к югу от Ясукуни Хонден.

Японские солдаты сражались во Второй мировой войне во имя императора Хирохито, который восемь раз посещал святыню в период с конца войны до 1975 года. Однако он перестал посещать святыню из-за своего недовольства помещением в святилище главных осужденных военных преступников. Его преемники Акихито и Нарухито никогда не посещали храм.

Со святыней связаны различные синтоистские фестивали, особенно в весенний и осенний сезоны, когда переносные святыни Микоши окружают вокруг в честь богов предков Японии. Примечательным изображением святыни является японская императорская хризантема, изображенная на занавесках ворот, ведущих в святыню. Нынешним 13-м верховным жрецом храма является Татебуми Ямагути, который был назначен 1 ноября 2018 года после Кунио Кобори.

 

История

Фонд памяти погибших во время войны Босин и реставрации Мэйдзи
Место для храма Ясукуни, первоначально называвшееся Токё Сёконся (東京招魂社, «святилище для призыва душ»), было выбрано по приказу императора Мэйдзи. Храм был основан в 1869 году, после войны Босин, чтобы почтить души тех, кто погиб, сражаясь за Императора. Первоначально он служил «вершиной» сети подобных святынь по всей Японии, которые изначально были созданы для душ вассалов различных феодалов и в которых продолжали хранить местных жителей, погибших на службе Императору. После восстания Сацума 1877 года Император поместил 6959 душ погибших на войне в Токио Сёконся. В 1879 году храм был переименован в Ясукуни Дзиндзя. Имя Ясукуни, цитируемое из фразы 「吾以靖國也 в китайском тексте классической эпохи Цзо Чжуань (свиток 6, 23-й год правления герцога Си), буквально означает «умиротворение нации» и было выбрано императором Мэйдзи. Формально имя пишется как 靖國神社, используя формы символов кюдзитай, распространенные до окончания войны на Тихом океане.

Среди посвященных - Ёсида Сёин, Сакамото Рёма, Такасуги Синсаку, Накаока Синтаро, Такэти Ханпейта, Санаи Хасимото и Омура Масудзиро, которые способствовали свержению сёгуната Токугава и Реставрации Мэйдзи в период Бакумацу в Японии. Напротив, святыня не хранит память о погибших на войне вассалов сёгуната, таких как солдаты бывших сил сёгуната, Оуэцу Реппан Домей, Синсэнгуми и Сёгитай.
Хотя Сайго Такамори, Это Шинпей и Маэбара Иссей внесли свой вклад в Реставрацию Мэйдзи, они не были освящены, потому что после этого восстали против правительства Мэйдзи.

От первой китайско-японской войны до второй китайско-японской войны
Погребение погибших на войне в Ясукуни было передано под военный контроль в 1887 году. По мере расширения Японской империи окинавцы, айны и корейцы были погребены в Ясукуни вместе с этническими японцами. Император Мэйдзи отказался разрешить освящение тайваньцев из-за организованного сопротивления, последовавшего за Симоносекским договором, но позже тайваньцы были приняты из-за необходимости их призыва во время Второй мировой войны. В 1932 году два студента-католика Софийского университета (Джоти Дайгаку) отказались посетить храм Ясукуни на том основании, что это противоречит их религиозным убеждениям. В 1936 году Общество распространения веры (Propaganda Fide) Римской курии издало Instruction Pluries Instanterque и одобрило посещение храма Ясукуни как выражение патриотических мотивов. Такой ответ католической церкви помог иезуитскому университету избежать рокового кризиса, но означал его подчинение военной мощи и контролю со стороны императорской системы.

Во время Второй мировой войны и периода оккупации Ставки
К 1930-м годам военное правительство стремилось к централизованному государственному контролю над увековечиванием памяти погибших на войне, отводя Ясукуни более центральную роль. Первоначально о погребении в Ясукуни было объявлено в официальном вестнике правительства, чтобы души можно было рассматривать как национальных героев, но эта практика прекратилась в апреле 1944 года, и впоследствии личности духов были скрыты от широкой публики. Святыня сыграла решающую роль в моральном духе военных и гражданских лиц в эпоху войны как символ преданности Императору. Помещение в храме означало значение и благородство для тех, кто погиб за свою страну. В последние дни войны солдаты, отправленные на самоубийственные миссии камикадзе, обычно говорили, что они «встретятся снова в Ясукуни» после своей смерти. После Второй мировой войны оккупационные власти под руководством США (известные как штаб-квартира главного управления) издали синтоистскую директиву, предписывавшую отделение церкви от государства и вынуждавшую храм Ясукуни стать либо светским государственным учреждением, либо религиозным учреждением, независимым от правительства. японское правительство. Храм Ясукуни финансируется из частных источников и управляется с 1946 года, когда он был избран отдельной религиозной корпорацией, независимой от Ассоциации синтоистских святилищ. Ставка планировала сжечь храм Ясукуни и построить на его месте площадку для собачьих бегов. Однако отец Бруно Биттер из Римской курии и отец Патрик Бирн из Мэрикнолла настаивали на том, что чествование их погибших на войне является правом и обязанностью граждан во всем мире, и Ставка решила не разрушать храм Ясукуни. Более того, Римская курия подтвердила Instruction Pluri Instanterque в 1951 году.

Послевоенные проблемы и споры

Погребение военных преступников
Власти святыни и Министерство здравоохранения и социального обеспечения в 1956 году создали систему, позволяющую правительству обмениваться со святыней информацией о погибших ветеранах войны. К апрелю 1959 года большинство погибших в Японии на войне, которые еще не были погребены в Ясукуни, были погребены таким образом. Военные преступники, привлеченные к ответственности Международным военным трибуналом для Дальнего Востока, первоначально были исключены из погребения после войны. Государственные власти начали рассматривать вопрос об их освящении, а также о предоставлении ветеранам льгот оставшимся в живых после подписания Сан-Францисского договора в 1951 году, а в 1954 году приказал некоторым местным мемориальным святыням принять погребение военных преступников из их района. Ни один из осужденных военных преступников не содержался в Ясукуни до условно-досрочного освобождения последних оставшихся в заключении военных преступников в 1958 году. Министерство здравоохранения и социального обеспечения начало направлять информацию о военных преступниках классов B и C (тех, кто не участвовал в планировании, подготовке, или ведение войны) в святилище Ясукуни в 1959 году, и эти люди были постепенно преданы святыням между 1959 и 1967 годами, часто без разрешения выживших членов семьи.

Информация о четырнадцати наиболее известных военных преступниках класса А, в том числе премьер-министрах и высших генералах времен войны, была отправлена ​​в святилище в 1966 году, и в 1970 году святилище приняло решение о погребении этих лиц. Сроки их погребения был оставлен на усмотрение главного священника Фудзимаро Цукуба, который отложил погребение в сане из-за своей смерти в марте 1978 года. Его преемник Нагаёси Мацудайра, который отверг вердикты Токийского трибунала по военным преступлениям, посвятил военных преступников класса А на секретной церемонии в 1978 году. Хирохито, посетивший святилище совсем недавно, в 1975 году, в частном порядке был недоволен действиями и впоследствии отказался посетить святилище. Подробности погребения военных преступников в конечном итоге стали достоянием общественности в 1979 году, но в течение нескольких лет споры по этому поводу были минимальными. Ни один император Японии не посещал Ясукуни с 1975 года.

Главный священник Джунна Наката в храме Хондзэн-дзи (секты Сингон Дайго-ха) попросил понтифика Папу Павла VI отслужить мессу за упокой душ всех людей в храме, в которую войдут 1618 осужденных мужчин. как военных преступников классов A, B и C, и он пообещал это сделать. В 1980 году Папа Иоанн Павел II подчинился, и в базилике Святого Петра была проведена месса для всех павших мирных жителей и павших мертвых, которым поклонялись в святыне.

Заявления музея святыни
Музей и веб-сайт храма Ясукуни выступили с заявлениями, в которых критиковали Соединенные Штаты за то, что они «убедили» Японскую империю начать атаку на Перл-Харбор только для того, чтобы оправдать войну с ними, а также утверждали, что Япония вступила в войну с Японией. намерение создать «Сферу совместного процветания» для всех азиатов.

Хронология
1862 г.
Декабрь - (Тэнпореки (календарь Тэнпо)): Синсосай (神葬祭) (Сёконсай (招魂祭)) для Джуннан сиси (殉難志士) впервые был проведен в Синдо Сосайдзё Реймейся (神道葬祭場霊明社) (нынешний храм Киото Рёдзэн Гококу) в Хигасияме в Киото. Сайдзин (божества), воплощенные в Синдо Сосайдзё Реймейша, - это три ками, включая Кукурихиме-но Ками (菊理媛神).

1868 г.
Январь — (календарь тенпо): Война Босин началась и продолжалась до мая 1869 года (календарь тенпо).
20 апреля — (календарь тенпо): тасси (прокламация) Токайдо сэмпо Сотокуфу (東海道先鋒総督府) (главный губернатор Токайдо) приказал составить список погибших на войне.
28 апреля (календарь тенпо): тасси Токайдо сэнпо Сотокуфу решил провести Сёконай (招魂祭)
10 мая (календарь Тэмпо): Дадзёкан Фукоку (Прокламация или Указ Большого Государственного Совета) предписал погребение погибших на войне в Хигасияма-ку, Киото (нынешний храм Киото Рёдзэн Гококу).
28 мая (календарь тенпо): тасси Гёсэйкан (行政官) (административные чиновники) приказал представить список погибших на войне в Дзингикан (神祇官) (Бюро обрядов)
2 июня (календарь тенпо): Сёкосай проходил в Охирома Ниси-но-мару в замке Эдо.
8 июля (календарь тенпо): тасси Дзингикан (神 祇 官) (Бюро обрядов) приказал провести Сёконсай.
10–11 июля (календарь Тэмпо): Сёкосай проходил в Като Сёрэндзё (河東操錬場) в Киото.

1869 г.
12 июля (календарь тенпо): тасси Гунмукана приказал основать Токио Сёконша.
29 июля: Основание Токио Сёконша: Император Мэйдзи подарил Токио Сёконша поместье стоимостью 5000 коку (номинально 10 000 коку) как эйтай сайширё (永代 祭 粢 料).
Июль: 1-й Госисай (合祀祭) (фестиваль, проводимый для совместного освящения погибших на войне) (количество недавно освященных: 3588)

1870: Ипподром Сёконша был основан как первый японский ипподром в стране за пределами подхода к храму.
1872 г., 10 мая (календарь тенпо): основание хондена.
1874 г.
Февраль: японское вторжение на Тайвань (1874 г.)
Император Мэйдзи отдал дань уважения храму Ясукуни. С тех пор королевские визиты наносились с перерывами до 1975 года.
Август: 2-й Гошисай (количество новопосвященных: 192)
Ноябрь: 3-й Гошисай (количество новых храмов: 16)
1875 г.
22 февраля: Риндзисай (臨時祭, Специальный фестиваль)
Февраль: 4-й Гошисай (количество новых храмов: 12)
Июль: 5-е Гошисай (количество новопосвященных: 1)
1876 ​​г., январь: 6-й Гошисай (количество недавно посвященных: 1)
1877 г.
Январь: 7-й Гошисай (количество новопосвященных: 131)
Февраль: Сейнанская война
14 ноября: Ринджисай
Ноябрь: 8-й Гошисай (количество новопосвященных: 6505)
1878 г.
Июль: 9-й Гошисай (количество новопосвященных: 160)
Ноябрь: 10-й Гошисай (количество новых храмов: 4)
1879 г.
4 июня: Святилище было зарегистрировано на Беккаку-канпейся и переименовано Дадзоаном в святилище Ясукуни.
Июнь: 11-й Гошисай (количество новопосвященных: 266)
1882 г.
Февраль: открытие Юшукана (старейшего военного музея в мире).
Ноябрь: 12-й Гошисай (количество новых храмов: 12)
1883 г., май: 13-й Гошисай (количество недавно посвященных: 80)
1884 г., ноябрь: 14-й Гошисай (количество недавно посвященных: 47)
1885 г., май: 15-й Гошисай (количество недавно посвященных: 6)
1888 г.
Май: 16-й Гошисай (количество новопосвященных: 607)
Ноябрь: 17-й Гошисай (количество новопосвященных: 18)
1889 г.
Май: 18-й Гошисай (количество новопосвященных: 1460)
Ноябрь: 19-й Гошисай (количество новопосвященных: 61)
1891 г., ноябрь: 20-й Гошисай (количество недавно посвященных: 1272)
1893 г., ноябрь: 21-й Гошисай (количество недавно освященных: 80)
1894 г., август: началась Первая китайско-японская война, которая продолжалась до апреля 1895 г.
1895 г.
17 ноября: Риндзитайсай (臨時大祭, Особый большой фестиваль)
Ноябрь: 22-й Гошисай (количество новопосвященных: 1496)
1896 г.
6 мая: Риндзитайсай
Май: 23-й Гошисай (количество новопосвященных: 143)
Ноябрь: 24-й Гошисай (количество новопосвященных: 97)
1898 г.
5 ноября: Риндзитайсай
Ноябрь: 25-й Гошисай (количество новопосвященных: 11 383)
: Закрытие ипподрома
1899 г.
Май: 26-й Гошисай (количество новопосвященных: 340)
Ноябрь: 27-й Гошисай (количество новых воплощений: 83)
1900 г.
Май: 28-й Гошисай (количество новопосвященных: 35)
Май: Боксерское восстание (до сентября)
1901 г.
31 октября: Риндзитайсай
Октябрь: создание хайдена
Ноябрь: 29-е Гошисай (количество новопосвященных: 1282)
1904 г.
Февраль: Русско-японская война (до сентября 1904 г.)
Май: 30-й Риндзитайсай.
Май: 31-й Гошисай (количество новопосвященных: 30 883)
1906 г.
2 мая: Риндзитайсай
Май: 32-й Гошисай (количество недавно посвященных: 29 960)
1907 г.
3 мая: Риндзитайсай
Май: 33-й Гошисай (количество новопосвященных: 24 657)
1908 г.
5 мая: Риндзитайсай
Май: 34-й Гошисай (количество новопосвященных: 1943)
1909 г.
5 мая: Риндзитайсай
Май: 35-й Гошисай (количество новопосвященных: 817)
1910 г.
5 мая: Риндзитайсай
Май: 36-й Гошисай (количество недавно посвященных: 141)
1911 г.
5 мая: Риндзитайсай
Май: 37-й Гошисай (количество новопосвященных: 631, всего: 118 499)
1914 г. июль: Первая мировая война (по октябрь 1918 г.)
1919 Май: Фестиваль, посвященный 50-летию основания.
1920 март: Николаевский инцидент
1923 г., сентябрь: Великое землетрясение Канто.
1928 г., май: инцидент в Цзинане.
1931 г., март: Сёконси (招魂祠) семьи Фукуба был переведен в район Ясукуни под именем Мотомия.
1932: Произошел инцидент между Софийским университетом (Джоти Дайгаку) и храмом Ясукуни, когда студент отказался от посещения храма Ясукуни с остальной частью школы на том основании, что это противоречит его религиозным убеждениям.
1936: Конгрегация евангелизации народов (Propaganda Fide) Римской курии издала Инструкцию Pluries Instanterque и одобрила посещение храма Ясукуни как выражение патриотических мотивов.
1938 г., апрель: создание нового Сёконсайтей.
1937 г., июль: Вторая китайско-японская война.
1941 г., 8 декабря: Тихоокеанская война (продолжилась до 1945 г.)
1945 г.
15 августа: 15 августа император Хирохито выступил с записанным радиообращением по всей Империи. В радиообращении под названием Гёкуон-хосо он объявил о капитуляции Японии союзникам.
Октябрь: Главный штаб (GHQ) планировал сжечь храм Ясукуни и построить на его месте трассу для собачьих бегов. Однако отец Бруно Биттер из Римской курии и отец Патрик Бирн из Мэрикнолла настаивали на том, что чествование их погибших на войне является правом и обязанностью граждан во всем мире, и Ставка решила не разрушать храм Ясукуни.
19 ноября: Риндзи Дай-Сёконсай
Декабрь: Синтоистская директива

1946 г.
1 мая: 67-й Гошисай (количество новопосвященных: 26 969)
Сентябрь: Храм Ясукуни зарегистрирован как религиозная корпорация Японии.
1947 г.
Гошисай (количество недавно освященных: 59 337)
13 июля: 1-й Митама Мацури。
1951 г.
3 апреля: вступление в силу Закона о религиозных корпорациях.
18 октября: Первый рейтайсай после Второй мировой войны.
Римская курия подтвердила Instruction Pluri Instanterque.
1952 г. 28 апреля: вступил в силу Сан-Францисский договор.
1955 г.
14 августа: Панихида по 540 жертвам самоубийств после окончания войны на Тихом океане.
17 октября: Риндзитайсай
1956: Гошисай (количество недавно посвященных: 112 609)
1957: Гошисай (количество новых светильников: 470 010)
1958: Гошисай (количество недавно посвященных: 217 536)
1959 г.
8 апреля: Риндзитайсай
Апрель: Гошисай (количество недавно помещенных в святыню: 346 погибших, включая военных преступников классов B и C, умерших в результате приведения в исполнение смертного приговора)
4 октября: Госисай (принц Китасиракава Ёсихиса и принц Нагахиса Китасиракава)
Октябрь: Госисай (количество недавно помещенных в святыню: 479 погибших, включая военных преступников классов B и C, умерших в результате приведения в исполнение смертного приговора)
5 ноября: Тайсай (фестиваль), посвященный 90-летию основания.
1960, 15 августа: Азия-Тайхейё Сэнсо Дзюнкокусья Кеншо Ирейсай (アジア・太平洋戦争殉国者顕彰慰霊祭) (поминальная служба в честь погибших в Азиатско-Тихоокеанской войне)
1964 г., 15 августа: проведение спонсируемой правительством церемонии поминовения погибших на войне Японии (церемония проводится в Будокане с 1965 г.).
1965 г.
Июль: создание Чинрейша.
19 октября: Риндзитайсай
1969 г., 19 октября: был проведен Тайсай (ежегодный главный фестиваль), посвященный 100-летию со дня основания, и Икосю (遺 稿 集) (Собрание литературных останков погибших на войне в войне в Великой Восточной Азии (Тихоокеанская война) был выпущен как памятное издание 1973 года.
1972 г., 13 марта: Основание Рейдзибо Хоандэн (霊璽簿奉安殿)
1975 г.
15 августа: Такео Мики стал первым премьер-министром, посетившим храм 15 августа, в годовщину капитуляции Японии. Он посетил исключительно в частном порядке и подчеркнул это, не используя служебный автомобиль, не привозя с собой других государственных чиновников и не используя свой титул премьер-министра. Подобные визиты продолжались, не вызывая международных протестов, даже после того, как стало известно о погребении военных преступников.
21 ноября: Император Сёва посетил храм Ясукуни. С тех пор император не посещал святыню из-за своего неудовольствия по поводу погребения осужденных военных преступников.
Главный священник Хонсэндзи (секта Сингон Дайго-ха) Джунна Наката надеялся, что понтифик Папа Павел VI отслужит мессу за упокой душ 1618 человек, осужденных как военные преступники класса А, В и С, и Папа пообещал отслужить мессу, о которой его просили, но умер в 1978 году, так и не прослушав мессу.
1976 г., 22 июня: создание Eirei ni kotaeru kai (英 霊 に こ た え る 会) (Общество почитания славных погибших на войне)
1978 г., 17 октября: Гошисай был проведен для погребения 14 мертвых, которые умерли в результате приведения в исполнение смертного приговора Международного военного трибунала для Дальнего Востока или умерли в связи с Трибуналом. С тех пор храм Ясукуни носит название Сёва Джуннанся (昭和殉難者) (Мученики Сёва).
1980 г.
22 мая: Папа Иоанн Павел II сдержал слово Папы Павла VI, и в базилике Святого Петра прошла месса в память о павших гражданских лицах и павших мертвых, которым поклонялись в святыне, включая неофициальных 1618 военных преступников классов A, B и C. Наката присутствовал на мессе и подарил Папе восьмифутовую копию пятиэтажной пагоды храма Дайгодзи; внутри реплики находились мемориальные доски, которые Наката лично изготовил для всех 1618 военных преступников. Папа благословил копию пагоды, но особого интереса к ней не проявил.
16 ноября: Основание Ясукуни Дзиндзя Хосанкай (靖国神社奉賛会)
1985 г.
15 августа: премьер-министр Ясухиро Накасоне почтил память храма Ясукуни, что впервые вызвало критику со стороны Китайской Народной Республики. Критика действий Накасонэ была настолько резкой, что ни он, ни несколько его непосредственных преемников больше не посетили святыню.
Сентябрь: 80-летие памяти и чествования погибших в русско-японской войне (日露戦争役80年慰霊顕彰祭).
1989 г., январь: Тайсай (фестиваль), посвященный 120-летию основания.
1996 г. Премьер-министр Рютаро Хасимото выразил свое почтение в храме Ясукуни, чтобы выполнить обещание, данное наставнику детства.
1998 Декабрь: Расформирование Yasukuni Jinja Hōsankai (靖国神社奉賛会) и реорганизация Yasukuni Jinja Sukei Hōsankai (靖国神社崇敬奉賛会)

2001 г.
18 июля: Асахи Симбун сообщил, что правительство Южной Кореи восстанавливает духовные таблички корейского языка, хранящиеся в храме Ясукуни, хотя в храме Ясукуни находится только Символический реестр божеств (霊璽簿, Рейджибо) (бывший Сайсинбо (祭神簿)) и дух планшетов не существует.
13 августа: Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, который баллотировался против Рютаро Хасимото на пост президента Либерально-демократической партии в 2001 году, дал предвыборное обещание посещать святыню ежегодно, независимо от критики, которую это вызовет, что принесло ему поддержку среди националистов. и помог ему стать премьер-министром с 2001 по 2006 год. Он выразил свое почтение в храме Ясукуни 13 августа 2001 года в качестве премьер-министра впервые за 5 лет после последнего визита Хашимото. Этот и последующие ежегодные визиты Коидзуми вызвали широкую критику со стороны других стран Восточной Азии, особенно Китайской Народной Республики, где визиты разожгли антияпонские настроения и повлияли на борьбу за власть между прояпонскими и антияпонскими лидерами внутри Коммунистической партии Китая. Японское правительство официально рассматривало визиты Коидзуми как частные визиты в индивидуальном порядке, чтобы выразить уважение и благодарность многим людям, погибшим на войне, а не ради военных преступников или оспаривания выводов Токийской войны. трибунал по преступлениям.
2002 г.
21 апреля: Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми почтил память храма Ясукуни.
13 июля: открытие нынешнего Юшукана.
2003 г., 14 января: премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми почтил память храма Ясукуни.
2004 г.
1 января: Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми почтил память храма Ясукуни.
Сентябрь: создание нового «Саншудэн».
2005 г.
5 января: Представитель храма Ясукуни заявил, что «святыня подверглась интенсивной кибератаке, а ее веб-сайт с сентября 2004 года подвергался атакам по электронной почте, которые, как считается, исходили из Китая». Святыня также сообщила на своем официальном веб-сайте: «Эти нападения на святилище Ясукуни можно рассматривать не только как нападение на 2,5 миллиона душ, которые отдали свои жизни ради страны, но также как злонамеренный вызов Японии. Мы хотели бы сообщить народу [Японии] о том, что храм Ясукуни подвергается нападению, что является грязным террористическим актом, который сводит на нет порядок интернет-технологий и общества».
14 июня: Около пятидесяти родственников погибших на войне Тайваня посетили храм Ясукуни на церемонию изгнания духов тайваньских солдат-аборигенов, но отменили ее из-за звуковых грузовиков ( гайсенша , 街 宣 車) и запросов полиции.
12 октября: Состоялась краткая церемония, на которой присутствовали священники храма Ясукуни, представители Министерства иностранных дел Японии и официальные лица посольства Южной Кореи, и памятник Победы в Пуккване Хоккан-Тайсё-Хи (北関大捷碑) был перевернут. официальным лицам из Южной Кореи, которые вернули его на прежнее место, которое сейчас находится в Северной Корее.
17 октября: Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми почтил память храма Ясукуни.
2006 г.
15 августа: Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми отдал дань уважения храму Ясукуни 15 августа (День окончания войны на Тихом океане) впервые за 21 год после визита бывшего премьер-министра Ясухиро Накасоне 15 августа.
12 октября: Мотомия и Чинрейша открыты для публики (с 9:00 до 16:00).
2007 г., 7 июня: Бывший лидер Тайваня Ли Тенг-Хуэй почтил память своего старшего брата, погибшего в качестве японского солдата, в храме Ясукуни.
2008 г., 24 декабря: официальный сайт Ясукуни был взломан неизвестными хакерами, содержимое домашней страницы заменено, и за это время один раз появился национальный флаг Китая.
2009 г., 11 августа: Член Законодательного собрания Китайской Республики (Тайвань) из числа аборигенов Юань Атаял Чивас Али и около 50 других представителей тайваньских аборигенов протестовали перед хайденом храма Ясукуни, пытаясь изгнать священные духи тайваньских солдат-аборигенов, которые погибли, сражаясь за японская армия во время войны на Тихом океане, а также судебный иск против премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми за посещение храма Ясукуни и раненых офицеров Ясукуни; затем были отправлены японские полицейские.
2010 г., 15 августа: давний официальный визит государственных министров в храм Ясукуни прекращен до 2012 г.
2011
26 декабря: шинмон (神門) был подожжен китайцем Лю Цяном.
14 мая: Президент Всемирного уйгурского конгресса Ребия Кадир посетила храм Ясукуни.
15 августа: Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Юитиро Хата и Национальная комиссия общественной безопасности Джин Мацубара (государственный министр по особым поручениям) почтили память храма Ясукуни в качестве государственных министров впервые со времен Демократической партии Японии. принял бразды правления.

2013
Апрель: министр финансов Таро Асо, Национальная комиссия общественной безопасности Кейдзи Фуруя, министр внутренних дел и коммуникаций Ёситака Синдо и государственный министр по нормативно-правовой реформе Томоми Инада выразили свое почтение в храме Ясукуни во время ежегодной церемонии весеннего фестиваля. .
15 августа: Три члена кабинета министров, Кейджи Фуруя, Ёситака Синдо и Томоми Инада, отдали дань уважения в храме Ясукуни.
21 сентября: корейский житель Японии угрожал поджечь храм Ясукуни и был арестован полицией.
26 декабря: премьер-министр Синдзо Абэ посетил храм Ясукуни и Чинрейша. Визит вызвал упреки со стороны китайского правительства, которое назвало визиты Абэ в Ясукуни «попыткой прославить японскую милитаристскую историю внешнего вторжения и колониального господства… и оспорить исход Второй мировой войны», а также сожаление со стороны России. . Посольство США в Токио заявило, что разочаровано действиями Абэ и что его визит усилит напряженность в отношениях с соседями Японии. Соединенные Штаты призвали Японию улучшить натянутые отношения с соседними странами после неоднозначного визита Абэ в храм Ясукуни. Министр культуры Южной Кореи Ю Джин Рён раскритиковал Абэ, заявив, что его визит «наносит ущерб не только связям между Южной Кореей и Японией, но и наносит серьезный ущерб стабильности и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии». В официальном заявлении Абэ объяснил, что он хотел «отчитаться перед душами погибших на войне о том, как моя администрация работала в течение одного года, и возобновить обещание Японии никогда больше не вести войну. Я вовсе не намерен ранить чувства китайцев и корейцев».
2014
Январь: Опрос, проведенный консервативной организацией Sankei Shimbun, показал, что только 38,1% респондентов одобряют последний визит Абэ, а 53% не одобряют, большинство из которых назвали причиной причинение вреда международным отношениям Японии. В то же время 67,7% респондентов заявили, что их лично не убедила китайская и корейская критика визита. Однако другой опрос, проведенный Genron NPO в 2015 году, показал, что 15,7% респондентов не одобряют визиты премьер-министров в целом, в то время как 66% респондентов не видят проблем, особенно если они совершаются наедине (что меньше, чем 68,2% годом ранее). ).
Апрель: канадский певец Джастин Бибер посетил военную святыню. После резкой критики со стороны китайских и южнокорейских фанатов он извинился за публикацию фотографии своего визита, заявив, что не знал о предыстории храма.
15 августа: Три министра кабинета посетили святыню в ознаменование 69-й годовщины капитуляции Японии во Второй мировой войне. Однако премьер-министр Синдзо Абэ предпочел этого не делать.
2015
23 ноября: Взрыв в общественном туалете в храме войны привел к повреждению потолка и стены ванной возле южных ворот храма.
2018
Китайский актер Чжан Чжэхан сфотографировал себя, позируя на фоне цветущей сакуры, еще в марте 2018 года. Он следовал маршруту сакуры, предложенному спонсируемыми государством информационными агентствами, такими как People's Network. В августе 2021 года фоновая архитектура одной из фотографий была признана Сайканом (офисная зона Святыни). После того, как фотографии стали вирусными и вызвали возмущение в Китае, Чжан принес извинения. Однако многочисленные СМИ и большинство людей все равно обвиняли его в измене национальному достоинству. Фотографии привели к тому, что 22 бренда прекратили поддержку Чжана. Его предстоящие фильмы и телешоу также разорвали с ним все связи. Затем Китайская ассоциация исполнительских искусств (CAPA) призвала к полному запрету развлечений Чжана. Несколько китайских музыкальных и потоковых платформ удалили его музыкальные, телевизионные и киноработы. Китайские социальные сети Sina Weibo и TikTok удалили его студию и личные аккаунты.

 

Ежегодные торжества

1 января:
00:00 Вакамидзу Хотен
8:00 Шинненсаи (праздник Нового года)
2 января: Фуцукасай
7 января: Сёва-тенно Мусасино-но Мисасаги Ёхай-шики (служба поклонения Мусасино-но Мисасаги на императорском кладбище Мусаси, который является императорским мавзолеем императора Сёва)
30 января: Комей-тэнно Ноти-но Цукинова-но Хигаси-но Мисасаги Ёхай-шики (служба поклонения Ноти-но Цукинова-но Хигаси-но Мисасаги, мавзолею императора Комэя)
11 февраля: Кэнкоку Кинэнсай (День основания нации) — годовщина дня, когда первый император Японии, император Дзимму, как говорят, основал японскую нацию.
17 февраля: Киненсай (весенний праздник урожая)
23 февраля: Тэнно Готаншин Хошукусай (день рождения нынешнего императора)
21–23 апреля: Шунки Рейтайсай (ежегодный весенний фестиваль).
21 апреля: Киёхараи (церемония очищения).
22 апреля: Тодзицусай
19 апреля: Дайфуцукасай (Фестиваль второго дня), Наораи (Праздник).
29 апреля: Сёвасай (фестиваль Сёва) — день рождения императора Сёва.
29 июня:
10:00 Госорицу Киненбисай (День основания) Празднование основания Ясукуни Дзиндзя
14:00 Кеней Хико-шики
30 июня: Оохараэшики (Великая церемония очищения)
13–16 июля: Митама-мацури (фестиваль Митама) — празднование середины лета в честь духов предков Входная дорожка украшена 40-футовыми стенами из более чем 30 000 фонарей, и тысячи посетителей приходят отдать дань уважения их потерянные родственники и друзья.
13 июля: Зеньясай
14 июля: Дайити-ясай (фестиваль первой ночи)
15 июля: Дайни-ясай (второй ночной фестиваль)
16 июля: Дайсан-ясай (фестиваль третьей ночи)
30 июля: Мэйдзи Тэнно Фусими Момояма-но Мисасаги Ёхай-шики (служба поклонения Фусими Момояма-но Мисасаги, мавзолею императора Мэйдзи)
17 октября: Дзингу Каннамэсай Ёхай-шики (служение поклонения Исэ Дзингу Каннамэсай)
17–20 октября: Сюки Рейтайсай (ежегодный осенний фестиваль).
17 октября: Киёхараи (церемония очищения), Риндзитайсай.
18 октября: Тодзицусай
19 октября: Дайфуцукасай (Фестиваль второго дня)
20 октября: Даймиккасай (Праздник третьего дня), Наораи (Праздник)
3 ноября: Мэйдзисай (день рождения императора Мэйдзи)
23 ноября: Ниинамесай (Праздник первых плодов)
25 декабря: Тайсё-тэнно Тама-но-Мисасаги Ёохай-шики (Поклонение Тама-но-мисасаги императору Тайсё), Сусухараисики (Церемония смывания сажи)
31 декабря: Оохараэшики (Великая церемония очищения), Джоясай (Ритуал конца года)
Первый, 11-й и 21-й день каждого месяца: Тукинамисай.
Каждый день: Аса Микисай (праздник утренней трапезы), Ю Микесай (фестиваль вечерней трапезы), Эйтай Кагурасай (вечный фестиваль Кагура), Мейничисай (Мейничисай)

 

Закрепленные божества
В Символическом реестре божеств Ясукуни числится более 2 466 000 хранимых ками (божеств). В этот список входят солдаты, а также женщины и студенты, которые участвовали в операциях по оказанию помощи на поле боя или работали на фабриках для военных нужд. В святилище нет ни пепла, ни спиртовых таблеток. Посвящение не является исключительным для людей японского происхождения. В храме Ясукуни покоятся 27 863 тайваньца и 21 181 корейец. Еще больше ками – тех, кто сражался против империалистической Японии, а также всех погибших на войне независимо от национальности – увековечены в Чинрейша.

Допустимые категории
По общему правилу закреплённые ограничиваются военнослужащими, погибшими во время службы в Японии во время вооруженных конфликтов. Гражданские лица, погибшие во время войны, не включены, за несколькими исключениями. Умерший должен подпадать под одну из следующих категорий для помещения в хонден:

Военнослужащие и гражданские лица, служащие в вооруженных силах, которые были:
погиб в бою или умер в результате ран или болезней, полученных при исполнении служебных обязанностей за пределами Хоум-Айлендс (и на Хоум-Айлендс после сентября 1931 г.)
пропавшие без вести и предположительно умершие в результате ран или болезней, полученных при исполнении служебных обязанностей
умер в результате трибуналов по военным преступлениям, которые были ратифицированы Сан-Францисским мирным договором
Гражданские лица, участвовавшие в боевых действиях под командованием вооруженных сил и умершие от полученных ранений или болезней (включая жителей Окинавы)
Гражданские лица, которые погибли или предположительно погибли в советских трудовых лагерях во время и после войны.
Гражданские лица, которые были официально мобилизованы или вызвались добровольцами (например, фабричные рабочие, мобилизованные студенты, медсестры Японского Красного Креста и добровольцы против воздушных налетов), которые были убиты при исполнении служебных обязанностей.
Экипаж, погибший на борту судов торгового флота
Экипаж, погибший из-за затопления обменных судов (например, Awa Maru)
Погибшие эвакуированные окинавские школьники (например, затопление Цусима Мару)
Должностные лица органов управления префектуры Карафуто, Квантунской арендной территории, генерал-губернатора Кореи и генерал-губернатора Тайваня

Хотя новые имена солдат, погибших во время Второй мировой войны, добавляются в список святынь каждый год, ни один из тех, кто был убит из-за конфликтов после того, как Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, официально положивший конец Второй мировой войне в 1951 году, не был допущен к увековечиванию. Поэтому в святыню не входят члены Сил самообороны Японии, которые были созданы после заключения мирного договора.

Посвящение осуществляется святыней в одностороннем порядке без консультации с оставшимися в живых членами семьи и в некоторых случаях вопреки заявленному желанию членов семьи. Некоторые семьи из зарубежных стран, таких как Южная Корея, потребовали исключения их родственников из списка на том основании, что осуждение кого-либо против их жизненных убеждений является нарушением Конституции.

 

Участок

На территории храма площадью 6,25 га есть множество объектов, а также несколько сооружений вдоль дамбы площадью 4 га. Хотя другие святыни в Японии также занимают большие площади, Ясукуни отличается от них недавними историческими связями. Музей Юшукан — это именно то, что отличает Ясукуни от других синтоистских святынь. В следующих списках описаны многие из этих объектов и сооружений.

Храмовые сооружения
На территории храма есть несколько важных религиозных сооружений. Хайден храма, главный молитвенный зал Ясукуни, куда прихожане приходят помолиться, был первоначально построен в 1901 году в стилях иримойя-дзукури, хираири и доубанбуки (медная кровля), чтобы посетители могли отдать дань уважения и сделать подношения. Крыша этого здания была отремонтирована в 1989 году. Белые экраны, свисающие с потолка, в торжественных случаях меняют на фиолетовые.

Хондэн — главная святыня, где обитают священные божества Ясукуни. Построенный в 1872 году и отреставрированный в 1989 году, священники храма проводят синтоистские ритуалы. Здание обычно закрыто для публики.

Здание, расположенное с правой стороны от хайдена, - это Саншудэн (参集殿) (Зал собраний), который был перестроен в 2004 году. Приемные и залы ожидания доступны для отдельных лиц и групп, желающих поклоняться в Главном святилище.

Здание, расположенное прямо за Саншуденом, называется Точакуден (到着殿) (Зал приемов).

Здание, расположенное прямо за хонденом, известно как Рэйдзибо Хоандэн (霊璽簿奉安殿) (Хранилище символических реестров божеств), построенное в стилях Киридзума-дзукури, Хираири и Доубанбуки. В нем находится Символический реестр божеств (霊璽簿, Рейдзибо) — бумажный японский документ ручной работы, в котором перечислены имена всех ками, хранимых и почитаемых в храме Ясукуни. Он был построен из сейсмостойкого бетона в 1972 году на частные пожертвования императора Хирохито.

Помимо основных храмовых построек Ясукуни, на территории также есть два второстепенных храма. Мотомия (元宮) — небольшая святыня, впервые основанная в Киото сторонниками имперских лоялистов, которые были убиты в первые недели гражданской войны, разразившейся во время Реставрации Мэйдзи. Семьдесят лет спустя, в 1931 году, его перенесли прямо к югу от хондена храма Ясукуни. Его название, Мотомия («Изначальный храм»), указывает на тот факт, что он был прототипом нынешнего храма Ясукуни. Второй периферийной святыней является Chinreisha. Это маленькое святилище было построено в 1965 году прямо к югу от Мотомии. Он посвящен тем, кто не зачислен в хондэн, - погибшим в результате войн или инцидентов по всему миру, независимо от национальности. У него есть фестиваль 13 июля.

Тории и Мон (ворота)
Есть несколько различных ворот тории и мон (門), расположенных как на дамбе, так и на территории храма. Двигаясь по территории с востока на запад, первые посетители тории, с которыми сталкиваются тории, - это тории Дайити (Отории). Эта большая стальная конструкция была самой большой тории в Японии, когда она была впервые возведена в 1921 году, чтобы обозначить главный вход в святыню. Его высота составляет примерно 25 метров, а ширина - 34 метра, и это первые тории. Текущая версия этой тории была возведена в 1974 году после того, как оригинал был удален в 1943 году из-за погодных условий. Эта тория была недавно перекрашена.

Тории Дайни (Сэйдо Отории) — это вторые тории, встречающиеся на пути к храму на запад. Он был возведен в 1887 году взамен деревянного, возведенного ранее. Это самая большая бронзовая тория в Японии. Сразу за Дайни Тории следует шинмон (神 門). Ворота из кипариса хиноки высотой 6 метров были построены в 1934 году и отреставрированы в 1994 году. Каждая из двух дверей украшена гербом хризантемы диаметром 1,5 метра. К западу от этих ворот находятся Чумон Тории (中門 鳥 居) (Третьи ворота святилища), последние посетители тории должны пройти под ними, прежде чем добраться до хайдена Ясукуни. Недавно он был перестроен из кипариса, собранного в префектуре Сайтама в 2006 году.

В дополнение к трем ториям и одним воротам, которые ведут к главному храмовому комплексу, есть несколько других, которые отмечают другие входы на территорию храма. Тории Иши — это большие каменные тории, расположенные на южном конце главной дамбы. Он был возведен в 1932 году и обозначает въезд на парковку. Китамон и Минамимон — это две области, которые обозначают северный и южный входы соответственно в храмовый комплекс Ясукуни. Минамимон отмечен небольшими деревянными воротами.

 

Мемориалы

Ирей-но Идзуми (Источник, утешающий душу): Этот современный памятник представляет собой источник, посвященный тем, кто страдал или умер от жажды в бою.
Статуя Вдовы войны с детьми: эта статуя посвящена матерям, которые воспитывали детей в отсутствие отцов, погибших на войне. Он был подарен храму в 1974 году детьми этих матерей.
Статуя пилота-камикадзе: бронзовая статуя пилота-камикадзе стоит слева от входа в Юшукан. Небольшая табличка слева от статуи была подарена Мемориальной ассоциацией памяти Tokkōtai в 2005 году. На ней перечислены 5 843 человека, погибших при совершении терактов смертников против военно-морских кораблей союзников во время Второй мировой войны.
Статуя Омура Масудзиро: созданная Окума Удзихиро в 1893 году, эта статуя является первой бронзовой статуей в западном стиле в Японии. Он чествует Омуру Масудзиро, человека, известного как «отец современной японской армии».
Памятник судье Радхе Бинод Пал: этот более новый памятник был установлен в храме Ясукуни в 2005 году. Он посвящен индийскому бенгальскому судье Радхе Бинод Пал, единственному судье Международного военного трибунала на Дальнем Востоке, рассматривавшему военные преступления Японии, совершенные во время Второй мировой войны. признать всех подсудимых невиновными. 29 апреля 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал своему коллеге Коидзуми Дзюнъитиро, что «несогласное решение судьи Радхи Бинода Пала хорошо известно японскому народу и всегда будет символизировать любовь и уважение нашего народа к вашей стране».
Статуи в честь лошадей, почтовых голубей и собак, погибших на войне: все эти три бронзовые статуи в натуральную величину были подарены в разное время во второй половине 20 века. Первая из трех подаренных статуй лошади была установлена ​​в храме Ясукуни в 1958 году в память о лошадях, которые использовались японскими военными. Представленная в 1982 году статуя, изображающая голубя на земном шаре, посвящена почтовым голубям военных. Последняя статуя, подаренная в марте 1992 года, изображает немецкую овчарку и увековечивает память солдатских товарищей-собак. У этих статуй часто оставляют открытые, полные бутылки с водой.
Хитачимару Дзюннан Киненхи (常陸丸殉難記念碑) (Памятник погибшим в инциденте с Хитачи Мару)
Танака Шитай Чуконхи (田中支隊忠魂碑) (Памятник отряду Танаки)
Shugo Kenpei no Hi (守護憲兵之碑) (Памятник Кэмпэйтай (корпус военной полиции))
Gunjin Chokuyu no Hi (軍人 勅 諭 の 碑) (Памятник Императорскому рескрипту солдатам и матросам, который представляет собой Сётоку (императорский указ) и этический кодекс, который император Мэйдзи издал солдатам армии и флота 4 января 1882 г. )

 

Прочие здания и сооружения
Сяго Хё (社号標) (Каменный столб, на котором выгравировано название храма)
Сазарейси (さ ざ れ 石) - возле Дайити Тории.
Красный камень — рядом с Дайичи Тории
Сэнсэки-но иши (戦跡の石) (Камень места битвы)
Такаторо (高 燈 籠) (Высокий фонарь) - самый большой торо в Японии.
Ōtemizusha (大手水舎) – Ōtemizusha, что означает большая темизуя (главная очистительная купель), была создана в 1940 году.
Голубятня (сирохато кюся): почти 300 белых голубей живут и размножаются в специальной голубятне, расположенной на территории храма Ясукуни.
Китамон (北門) (Северные ворота)
Ногакудо (Театр Но): первоначально построенный в парке Сиба в Токио в 1881 году и перенесенный в храм Ясукуни в 1903 году. На его сцене исполняются драмы Но и традиционные японские танцы в честь местных божеств.
Сайкан (Ретрит очищения) Шамушо (Офис храма) (斎館社務所)
Ясукуни Кайкан (靖國会館, 旧「国防館」)
Ясукуни Кайко Бунко (靖国偕行文庫) (Архив Ясукуни): открытый 7 октября 1999 г., архив содержит более 100 000 томов, включая справочные материалы, описывающие обстоятельства, при которых божества, хранившиеся в храме Ясукуни, умерли, а также исходный материал для исследования современная история.
Юшукан: Первоначально построенный в 1882 году, этот музей расположен к северу от главного зала. Его название взято из поговорки: «Добродетельный человек всегда предпочитает общаться с добродетельными людьми». Здание было отремонтировано и расширено в 2002 году. В музее хранятся и выставляются реликвии, а также хранится вооружение Императорского флота Японии, в частности, истребитель Zero и торпеда-самоубийца Kaiten. Музей вызвал большие споры из-за своего ревизионистского изображения японской истории, особенно милитаристского периода с 1931 по 1945 год, когда он воспринимается как отрицающий военные преступления Японии и прославляющий милитаристское прошлое Японии.
Shinchi Teien (神池庭園): Этот сад для прогулок в японском стиле был создан в начале эпохи Мэйдзи. Его центральным элементом является небольшой водопад, расположенный в безмятежном пруду. Он был отремонтирован в 1999 году.
Ринг сумо (Sumōjō (相撲場)): в 1869 году в храме Ясукуни была проведена выставка борьбы сумо, чтобы отпраздновать создание храма. С тех пор выставки с участием многих профессиональных борцов сумо, в том числе нескольких великих чемпионов (ёкодзуна), проходят на Празднике Весны почти каждый год. Матчи бесплатны.
Сёконсайтей (招魂斎庭)
Сэнсинтей (洗心亭) (Чайхана)
Сейсентей (靖泉亭) (Чайхана)
Коунтей (行 雲 亭) ( Чайный домик ): Коунтей используется Урасэнке в качестве школьной комнаты для чайных церемоний с понедельника по субботу и использовался для изготовления меча Ясукуни (Кудан) до Второй мировой войны.
Ясукуни Токейдай (靖国の時計台) (башня с часами Ясукуни)

 

Список священников

Гудзи (первосвященники): срок полномочий
Киёси Аояма : 16 июля 1879 г. - 6 февраля 1891 г. (умер при исполнении служебных обязанностей)
Мидзухо Камоно : 17 февраля 1891 г. - 28 апреля 1909 г.
Момоки Камо : 29 марта 1909 г. - 21 апреля 1939 г.
Такао Судзуки : 21 апреля 1938 г. - 17 января 1946 г.
Фудзимаро Цукуба : 25 января 1946 г. - 20 марта 1978 г. (умер при исполнении служебных обязанностей)
Нагаёси Мацудайра: 1 июля 1978 г. - 31 марта 1992 г.
Тошиясу Оно : 1 апреля 1992 г. - 20 мая 1997 г.
Тадаси Юдзава : 21 мая 1997 г. - 10 сентября 2004 г.
Тошиаки Намбу: 11 сентября 2004 г. - 7 января 2009 г. (умер при исполнении служебных обязанностей)
Такахару Кьёгоку : 15 июня 2009 г. - 19 января 2013 г.
Ясухиса Токугава : 19 января 2013 г. - настоящее время (правнук Ёсинобу Токугавы, последнего сёгуна Токугава)

Гон-гудзи (ассоциированные первосвященники): срок полномочий
Сёсаку Такахара : 16 апреля 1938 г. - 3 октября 1945 г.
Токитуснэ Ёкой: 16 ноября 1945 г. - 30 июня 1948 г.
Сютаро Такеучи : 26 апреля 1948 г. (временно)
Ёсихати Икеда : 31 августа 1948 г. - 9 февраля 1979 г.
Кацусигэ Фудзита : 9 февраля 1979 г. - 16 июля 1982 г.
Тадамаса Судзуки : 16 июля 1981 г. - 1 ноября 1984 г.
Джушин Каннотоу : 1 ноября 1984 г. - 17 ноября 1989 г.
Терумити Кияма: 1 августа 1985 г. - 5 ноября 1990 г.
Тадаси Юдзава : 1 ноября 1990 г. - 20 мая 1997 г.
Мицуи : 21 мая 1997 г. - 8 сентября 2009 г.
Тадамаса Ханада: 19 января 2000 г. - 31 октября 2003 г.
Ямагути : 1 июня 2004 г. -
Огата (Кодзи Огата): 1 ноября 2009 г. - настоящее время.

Мечи
В 1933 году военный министр Садао Араки основал Нихон-то Танренкай (日本刀鍛錬会, Японская ассоциация ковки мечей) на территории святилища, чтобы сохранить старые методы ковки и продвигать японские самурайские традиции, а также удовлетворить огромный спрос. для гунто (военных мечей) для офицеров. Около 8100 «мечей Ясукуни» были изготовлены на территории храма Ясукуни в период с 1933 по 1945 год.