Çinili Camii Sok, Üsküdar
Автобус: 12C (из Üsküdar)
Только открытые в молитвенные времена
Мечеть Атик Валид, расположенная на холме над Ускюдар, была одна из
самых обширных комплексов мечетей в Стамбуле. Мечеть была построена для
Нур Бану, венецианской жены Селима II («Сот») и матери Мурата III.
Она была
первой из матерей султанов, которая управляла Османской империей из
гарема. Архитектор Синан завершил мечеть, которая была его последней крупной
работой, в 1583. Мечеть Атик Валид украшена широким мелким куполом, который опирается
на пять сводов, с плоской аркой над входной аркой.
Интерьер Мечети Атик Валид окружен с трех сторон галереями. Нижние
стены
сохраняют богатый черный, красный и золотой узор, типичные для
того периода. Апсида почти полностью покрыта панелями из тонкой
черепицы из Изника, а сама михраб и минбар сделаны из красиво
вырезанного мрамора. Боковые проходы были добавлены к северу и югу в
17 веке, в то время как решетки и архитектурные картины в королевском лодже в западной галерее датируются 18-м
веком.
Снаружи дверь в северную стену двора ведет вниз по лестнице к
медресе, где дершана (класс) выходит на улицу внизу, проходя
под аркой. Из других зданий комплекса комплекс шифахане
(больница) является единственным, который был восстановлен и открыт
для публики. К востоку от мечети около 40 комнат расположены вокруг двора и
активно использовались в 20 веке.
Мечеть Атик Валиде (перевод названия: мечеть старой королевы-матери) была одним из самых обширных комплексов мечетей в районе Стамбула. Мечеть была построена для Нурбану Султана, венецианки, жены Селима II и матери Мурада III. Она была первым валиде султаном (королевой-матерью), которая осуществляла эффективное правление Османской империей из гарема в период, известный как Султанат женщин.
Есть легенда об этой мечети - как и о всех других мечетях – которую рассказывали люди: Нурбану султан была хорошо известна и уважаема за то, что была благочестивой мусульманкой. Нурбану Султан была очень чувствительна к выбросу еды, и по этой причине она собирала крошки на ладони и ела их после каждого приема пищи. Ее невестка Сафийе Султан находила такое поведение очень странным и считала его неуместным. Сафийе Султан критиковала свою свекровь и жаловалась на ее привычку своему мужу султану Мураду III. Однажды, когда они ужинали вместе, Нурбану Султан, как обычно, собрала крошки, и когда она собиралась их съесть, ее сын Султан Мурад III спросил ее, что она держит в своей ладони. Нурбану Султан хранила молчание, поэтому султан Мурад III повторил вопрос более резко. Наконец, когда мать раскрыла ладонь и показала ему крошки, он не поверил своим глазам. Все эти крошки превратились в сверкающие жемчужины. В этот момент султан Мурад III смутился, извинился за свой проступок и попросил благословения у матери. Платок Нурбану Султана тогда подкинулана дующий ветер и попросил своего сына построить Кюллие (большой комплекс) там, где упадет платок. Шарф был найден на вершине холма в Ускюдаре. Мимар Синан сразу же начал планировать элегантный комплекс, который был назван "Нурбану Валиде Султан".
Мечеть была спроектирована имперским архитектором Мимаром Синаном и
построена в три этапа. С момента закладки фундамента в 1571 году до
завершения первоначальной версии мечети в 1574 году другой
императорский архитектор руководил работами, поскольку Синан
базировался в Эдирне во время строительства мечети Селимие. Второй
этап длился с 1577 по 1578 год и включал добавление второго минарета
с одной галереей и двойного портика. Эти изменения, вероятно, были
сделаны в результате повышения статуса Нурбану, поскольку после
прихода на престол ее сына Мурада III в 1574 году она стала
королевой-матерью. Нурбану умерла в 1583 году, а третий и последний
этап строительства состоялся между 1584 и 1586 годами после ее
смерти. Мечеть была расширена сбоку за счет добавления пары
небольших куполов с каждой стороны центрального купола.
Мечеть являлась частью большого комплекса, в который также входили
медресе, колледж хадисов, школа чтения Корана, начальная школа,
монастырь дервишей, больница и хосписный комплекс, включающий
гостевой дом и двойной караван-сарай. Тогда же была построена баня.
Основное пространство покрыто центральным куполом диаметром 12,7
метра (42 фута), опирающимся на шесть арок, расположенных в форме
шестиугольника с двумя отдельно стоящими колоннами. Пространство
расширяют пять экседральных полукуполов, в одном из которых
находится михраб. Арка с северной стороны заполнена плоской стеной,
в которой находится входной портал. Интерьер с трех сторон окружен
галереями.
Стена киблы и ниша михраба украшены плиткой изник.
Пара подобранных арочных плиточных панелей на боковых стенах по обе
стороны от михраба изображает весенние цветы и цветы. Над окнами под
портиком на северном фасаде - десять прямоугольных каллиграфических
панно-люнет. При расширении мечети были добавлены четыре панели, по
две на каждом конце. Они цитируют текст из суры Корана (48: 3–4).
Шесть центральных панелей цитируют текст из суры (39:53).
Верхние этажи были добавлены к зданиям хосписа в 19 веке, когда они
были преобразованы в военный госпиталь и тюрьму.