Адрес:
Вафа Cad Ками Сок, Вафа
Автобус: 28, 6, 87
Византийская церковь Святой Феодоры (Kilise Camii) была построена в X-XI веках во время последней великой эпохе византийского строительства. Комплекс представляет собой один из важнейших примеров архитектуры времен правления Палеологов в Константинополе. Здание находится в Стамбуле, в районе Фатих, в районе Вефы. Он расположен менее чем в одном километре к северо-западу от другого великого византийского здания в Вефе (мечеть Календерхане) и в нескольких сотнях метров к югу от мечети Сулеймана. Она была преобразована в мечеть после османского завоевания города в 1453 году. Сегодня оцерковь Святой Феодоры известен как мечеть Молла Гюрани. Привлекательный кирпичный экстерьер прекрасно сохранился. Однако мечеть закрыта и ждет ремонта.
Происхождение здания, которое расположено на южном
склоне третьего холма Константинополя, не определено. Отношение
храма к Святой Феодоре основана на идентификации по близости к
византийскому району Карбунарии (угольный рынок), но это не совсем
ясно. На месте церкви Святой Феодоры найдены остатки зданий 5-го
века. Судя по его кладке, сама церковь была возведена в 10 или 11
веках. В первой половине XIV века вокруг церкви был построен
парекклесион. Во время латинского господства Константинополя после
Четвертого Крестового похода здание использовалось как
римско-католическая церковь.
Вскоре после османского
завоевания Константинополя церковь Святой Феодоры стала мечетью,
основанной известным курдским ученым Молла Гюрани, который был
наставником Султана Мехмеда II и первым муфтием Стамбула. Мечеть
также названа в его честь. Тогда же возвели и минарет при бывшей
церкви. В 19 веке мечеть была сильно повреждена,
возможно, огнем, который в 1833 году разрушил окружающий квартал. В
1848 году был восстановлен комплекс. Однако некоторые мозаики,
которые украшали здание, были в значительной степени разрушены.
Возможно также, что в то же время пристройки были снесены, а четыре
колонны в центре церкви были заменены. В 1937 году здание
подверглось частичной реставрации, и сохранившиеся мозаики были
обнаружены и очищены.
Собственно церковь, которая
никогда не изучалась систематически, имеет план крест-в-квадрате
(или квинконс) с каждой стороной по девять метров в длину. Вместе с
мечетью Эски Имарет представляет собой образец комнатенского стиля в
Константинополе. Его кладка состоит из кирпичей, установленных в
технике утопленного кирпича, типичной для византийской архитектуры
среднего периода. В этой технике чередующиеся ряды кирпича
монтируются за линией стены и погружаются в слой раствора. Благодаря
этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем у слоев
кирпича.
В здании есть глухие аркады, а апсида прерывается
тройным стрельчатым окном с нишами над ним. Свет проникает в
крестовины через тройные арки. На внешней стороне главной церкви
иногда встречаются декоративные мотивы, например, змеиные узоры.
Помимо этого здания, комплекс включает также экзонартекс на
западе, портик (который соединяет парекклезион с балкой) с колоннами
и арками на юге и, наконец, коридор на севере.
Палеологанская
архитектура в Константинополе, а также парекклесия Паммакаристос,
церкви Хора и мечеть Фетхие. Дату его назидания следует поставить
после дат парекклесий церквей Паммакаристос и Хора. Его фасад имеет
два порядка, оба открываются аркадами. На нижнем уровне - угловые
ниши, за которыми следуют тройные аркады. Более высокий уровень
сильно отличается от более низкого и имеет пять полукруглых слепых
аркад, обрамляющих окна. Кладка выполнена из полосатой цветной
кирпичной и каменной кладки, что особенно заметно с северной
стороны. В целом исполнение менее изысканное, чем в парекклесионе
мечети Фетхие.
Экзонартекс увенчан тремя куполами. Боковые -
зонтичные, центральные - ребристые. Внутреннее убранство
экзонартекса включает в себя: колонны, капители и закрывающие плиты,
которые представляют собой повторно используемый материал
ранневизантийского периода. Все три купола были покрыты мозаикой.
Южные и центральные купола были очищены в 1937 г. под руководством
М. И. Номидеса и Министерства мечетей, но к 2007 г. они почти
полностью исчезли. Они представляют собой соответственно Богородицу
в окружении пророков и двух царских офицеров с пророками. Собственно
внутреннее убранство церкви, напротив, до сих пор ни разу не
оштукатурено.
Две довольно большие подземные цистерны,
расположенные к югу и западу от церкви, намекают на существование
монастыря в византийскую эпоху.