Аладжа-Хююк

 Аладжа-Хююк

 

 

Описание Аладжа-Хююк

Расположение: 30 км (19 миль) к юго-востоку от Чорума

Расположенный между Сунгурлу и Чорумом, Алакахёюк или Аладжа-Хююк является третьим и самым важным археологическим парком (после Богазкале и Язылыкая) в комплексе Хаттушаш на хеттских территориях этого региона. Большинство артефактов, найденных на сайте, сегодня хранятся в музеях Анкары и Чорума. Раскопки в Аладжа-Хююк обнаружили предметы, начиная с периода халколита (5500 до н.э. до 3000 г. до н.э.) до фригийского периода (750 г. до н.э. - 300 г. до н.э.) - ошеломляющий промежуток времени, который делает этот участок одним из самых важных археологических центров Турции. На самом участке ворота Сфинкса представляют собой внушительное напоминание о культовой власти. Вход в город охраняли статуи сфинксов, демонстрирующие поразительные египетские влияния. Также здесь можно увидеть королевские гробницы. В музее Аладжа-Хююк представлены некоторые глиняные горшки, которые использовались для погребальных обрядов.

Музей Аладжа-Хююк
Тел (0364) 422 70 11
Открыт ежедневно с 8 до 17 вечера.

 

Раскопки в Аладжа-Хююк

Под курганом в Аладжа-Хююке скрывался город хаттов — автохтонного народа Малой Азии эпохи бронзового века. Место было постоянно населено со времён халколита и вплоть до наших времён — сейчас здесь находится небольшое турецкое село. Наиболее выдающиеся памятники Аладжа-Хююка, в частности, «Ворота сфинкса», относятся к эпохе Хеттского царства, которое возникло на руинах культуры хаттов, начиная с 14 века до н. э.

Данный памятник стал привлекать внимание исследователей с конца XIX века. В 1907 году турецкий археолог греческого происхождения Теодор Макриди Бей в течение двух недель провёл там свои исследования. В 1910-е годы немецкие археологи обнаружили царские захоронения 3 тыс. до н. э., а также хеттский город 2 тыс. до н. э. На входе в город находились массивные ворота со сфинксами. Город был хорошо укреплён стенами и башнями в связи с частыми нападениями народа каска, проживавшего в горах севера Малой Азии.

Раскопки в Аладжа-Хююк продолжили в 1935 году турецкие археологи Ремзи Огуз Арык и Хамит Кошай. При раскопках были обнаружены артефакты и поселения дохеттского периода, самые ранние из которых относились к 4 тыс. до н. э. В гробницах 3 тыс. до н. э. были найдены металлические сосуды, ювелирные изделия, оружия, абстрактные изделия, часто интерпретируемые как солнечные символы.

В тринадцати «царских могилах» (Ранний бронзовый век II, около 2350—2150 годов до н. э.) в Аладжа-Хююке обнаружены останки в положении зародыша, головой на юг. Покойные были богато украшены золотыми фибулами, диадемами, ремнями с пряжками и рельефными фигурами из золотых листьев. Многие из находок Аладжа-Хююка в настоящее время находятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.

Среди находок — кубки и другие сосуды из золота и электрона. Среди наиболее распространённых изображений — быки и олени на пьедесталах. По мнению Вулли, царские гробницы, «по-видимому, относятся к последнему периоду существования (города), что видно по слою разрушений и обгоревшей цитадели. Культура, с которой связаны находки в гробницах, не продолжается на следующем историческом этапе — стадии Кюльтепе» (Woolley 1961).

 

Дамбы в Аладжа-Хююк

Дамба, сооружённая около 1240 году до н. э., была восстановлена и вновь открыта 23 сентября 2006 года. Сооружение дамбы санкционировал царь Тудхалия IV во имя богини Хепат. Согласно древним хеттским надписям, в 13 веке до н. э. Анатолию поразила засуха, в связи с чем царь был вынужден импортировать пшеницу из Египта. В связи с этим в центре Анатолии были сооружены многочисленные дамбы, из которых сохранилась лишь дамба в Аладжа-Хююке, поскольку источник воды располагался непосредственно внутри водохранилища.

 

История

Курган (турецкий höyük) в Аладжа-Хююке был местом поселения в непрерывной последовательности развития с эпохи энеолита, когда наряду с каменными инструментами появились самые ранние медные орудия.

Бронзовый век
В эпоху ранней бронзы курган был центром процветающей хаттской культуры. С тех пор он был постоянно заселен до сегодняшнего современного поселения в виде небольшой деревни. Однако стоящие и отличительные останки в Аладжа-Хююке, такие как «Врата Сфинкса», относятся к хеттскому периоду, который последовал за Хатти, с четырнадцатого века до нашей эры.

В тринадцати могилах-шахтах «Царские гробницы» (EBII, ок. 2350–2150 до н.э.) в Аладжа-Хююке находились мертвые в позе эмбриона, обращенные на юг. Они были богато украшены золотыми фибулами, диадемами, пряжками для ремня и фигурками из репуссированного сусального золота.

По словам Тревора Брайса:
″ Существует теория, что обитатели гробниц были не из коренного хаттского населения центральной Анатолии, а были иммигрантами из кургана из Майкопа на юге России, которые говорили на индоевропейском языке и, возможно, стали правителями местного хаттского населения. численность населения."

Однако хеттолог Дж. Маккуин предположил, что эти гробницы, хотя и были построены индоевропейским народом, не были построены говорящими на анатолийском языке, такими как хетты:
«[...] нет никаких признаков распространения этой курганной культуры дальше на юг в Анатолии, поэтому ее нельзя связать с распространением хеттов, не говоря уже о палайском или лувийском языках. Язык правителей, которые были похоронены в гробницы Алаки, хотя, вероятно, являются индоевропейскими, почти наверняка не были протохеттами ".

Многие из артефактов, обнаруженных в Аладжа-Хююке, в том числе великолепные предметы из хаттского золота и бронзы, найденные в Королевских гробницах, сегодня хранятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Среди этих артефактов - стоячие чашки из золота и электрума и другие сосуды. Самыми необычными являются бронзовые штандарты Аладжа-Хююк; быки или олени на пьедесталах, назначение которых остается предметом споров. Стандарты отлиты из меди, многие из них имеют форму плоских кругов, полукругов или квадратов, заполненных ажурной сетью поперечных полос, центральных крестов и свастик. Леонард Вулли обнаружил, что королевские гробницы «по всей видимости, относятся к концу периода, отмеченного слоем разрушений и сожжением цитадели. Культура, которую иллюстрируют гробницы, не продолжается в следующей исторической фазе, в культуре. Кюльтепе ». Современные оценки показывают, что это место продолжало процветать до конца позднего бронзового века. Во фригийские времена также существовало значительное поселение.