Расположение: в 50 км (31 милях) к востоку от
Анталии
Открыто: с апреля по октябрь: с 9:00 до 19:00 ежедневно
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов ежедневно
Закрыто: раннее закрытие
(16:00) для фестивальных выступлений (в некоторые дни в
июне-середине сентября)
Аспендос (Ἄσπενδος) был древним греко-римским городом в провинции Анталия Турции. Участок расположен в 7 км к северо-востоку от центра Серика.
Одной из главных достопримечательностей Аспендоса
является хорошо сохранившийся римский театр; его сценический портал
обладал богатым архитектурно-скульптурным убранством.
Со
времён сельджуков прекрасно сохранился мост (XIII в.) построенный на
основании моста римского периода.
Аспендос - древний город в Памфилии, Малая Азия, расположенный
примерно в 40 км к востоку от современного города Анталии, Турция.
Он был расположен на реке Эвримедон примерно в 16 км от побережья
Средиземного моря; он граничил с Сидом и
враждебно относился к нему.
Некоторые ученые связывают
название города с «Азативадайя». Известный город с таким названием
был основан Азативадой из Куве на его восточной границе, в
Каратепе. Согласно более поздней
традиции, Аспендос был основан несколько раньше греками, которые,
возможно, прибыли из Аргоса.
Широкий спектр его монет в
древнем мире указывает на то, что в V веке до нашей эры Аспендос
стал самым важным городом Памфилии. В то время, согласно Фукидиду,
река Эвримедон была судоходной до Аспендоса, и город получил большие
богатства от торговли солью, маслом и шерстью.
Аспендос не
играл важной роли в древности как политическая сила. Его
политическая история в период колонизации соответствовала течениям
Памфилийского региона. В рамках этой тенденции после колониального
периода он оставался какое-то время под ликийской гегемонией. В 546
г. до н.э. он попал под персидское господство. Однако тот факт, что
город продолжал чеканить монеты от своего имени, указывает на то,
что он имел большую свободу даже при персах.
Около 465 г. до
н.э. Кимон возглавил афинский флот против персидского флота в битве
при Эвримедоне и разрушил его. Затем Аспендос стал членом Делосской
лиги.
Персы снова захватили город в 411 г. до н.э. и
использовали его в качестве базы. В 389 г. до н.э. Фрасибул
Афинский, пытаясь восстановить часть престижа, который город был
утрачен во время Пелопоннесских войн, бросил якорь у побережья
Аспендоса, чтобы обеспечить его сдачу. Надеясь избежать новой войны,
жители Аспендоса собрали между собой деньги и отдали их командиру,
умоляя его отступить, не нанеся никакого ущерба. Несмотря на то, что
он взял деньги, он приказал своим людям вытаптывать все посевы на
полях. В ярости, аспендианцы закололи и убили Фрасибула в его
палатке.
Когда Александр Великий вошел в Аспендос в 333 г. до
н.э. после захвата Перге, граждане
отправили послов с просьбой не размещать там солдат. Он согласился
при условии, что ему будут переданы налоги и лошади, которые они
раньше платили в качестве дани персидскому царю. Достигнув этого
соглашения, Александр отправился в Сиде, оставив там гарнизон при
сдаче города. Возвращаясь к Силлиону, он узнал, что аспендийцы не
ратифицировали соглашение, предложенное их посланниками, и готовятся
защищаться. Александр немедленно двинулся в город. Когда они
увидели, что Александр возвращается со своими войсками, аспендцы,
отступившие в свой акрополь, снова отправили послов, чтобы просить
мира. Однако на этот раз им пришлось согласиться на очень жесткие
условия; македонский гарнизон останется в городе, и 100 талантов
золота, а также 4000 лошадей будут ежегодно давать налог.
В
190 г. до н.э. город сдался римлянам, а коррумпированный магистрат
Веррес позже разграбил его художественные сокровища. Филострат
назвал его третьим городом Памфилии, а в византийские времена,
кажется, назывался Примополисом. К концу римского периода город
начал приходить в упадок, который продолжался на протяжении
византийских времен, хотя в средние века он, очевидно, оставался
сильным местом.
Диоген Лаэртиус пишет, что был уроженец
Аспендоса по имени Деметрий, который был учеником Аполлония Соли.
Кроме того, он упоминает Диодора Аспендского.
Аспендос известен
тем, что имеет самым сохранившийся театр античности. Театр имеет
диаметр в 96 метров, а размещал он 12 000 человек. Театр был
построен в 155 году греческим архитектором Зеноном, уроженцем
города. Он периодически ремонтировался сельджуками, которые
использовали его как караван-сарай (т.е. отель для паломников и
торговцев), а в XIII веке здание сцены было превращено в дворец
сельджуков.
Чтобы сохранить эллинистические традиции, небольшая часть театра
была построена так, что она прислонилась к холму, на котором стояла
Цитадель (Акрополь), а остальная часть была построена на сводчатых
арках. Высокая сцена отделала аудиторию от места преставления.
«Скана» или стена за сценой осталась нетронутым. Отверстия для 58
мачт находятся на верхнем уровне театра. Эти мачты поддерживали
велариум или крышу из холста, который можно было натянуть над
аудиторией, чтобы обеспечить тень. Международный фестиваль оперы и
балета «Аспендос» предлагает ежегодные преставления в театре весной
и в начале лета.
Рядом находятся остатки базилики, агора, нимфеи (фонтан) и 15
километров римского акведука. Римский мост Эвримедон,
реконструированный в XIII веке, также находится поблизости.
Театр в Аспендосе считается наиболее хорошо сохранившимся театром
античности. Римским строителям этого сооружения удалось выразить
состояние идеального баланса между зрительным залом и зданием скене,
и, более того, весь театр идеально вписывается в ландшафт.
Согласно легенде, строительство этого театра явилось результатом
конкурса, организованного правителем Аспендоса. Целью этого конкурса
было построить сооружение, которое больше всего будет способствовать
процветанию города, и победитель должен был быть награжден дочерью
правителя. Два спортсмена прошли в финальный раунд. Первый из них
построил систему каналов и акведуков, которые снабжали Аспендос
проточной водой. Правитель был почти убежден подать ему руку своей
дочери, но решил посетить театр, построенный вторым конкурентом, в
последний раз. Когда он стоял на самой высокой точке театра,
внезапно ясный голос прошептал прямо ему в ухо: «Твоя дочь должна
быть моей!» Когда он удивленно огляделся, то увидел стоящего на
сцене строителя театра. Акустика театра настолько впечатлила
правителя, что он сразу же принял решение в пользу его строителя.
Свадьба, естественно, состоялась в самом театре.
Фактически
театр был построен во II веке нашей эры, во время правления римского
императора Марка Аврелия (161-180 гг. Н.э.), по проекту Зенона -
греческого архитектора, родившегося в Аспендосе. Надписи на
греческом и латинском языках, размещенные над входами в здание
скена, говорят о том, что два брата - Курций Криспин и Курций
Ауспикатус - посвятили этот театр «богам этой страны и
императорскому дому».
Несмотря на то, что театр был построен
в римский период, в здании сохранились многие черты, характерные для
греческих театров. Зрительный зал частично упирается в склон холма.
Более того, подковообразная форма зала также является греческой
особенностью. С другой стороны, по римским меркам театр отрезан от
внешнего мира скене. Подконструкция с цилиндрическим сводом также
является типичной римской идеей.
Зрительный зал театра имеет диаметр 96 метров и разделен
горизонтальным проходом (диазомой) на верхнюю и нижнюю части. Он мог
вместить до 7 тысяч зрителей. Аркада над аудиторией, поддерживаемая
колоннадой, использовалась для создания тени для зрителей, когда был
расширен льняной навес (например, веларий). Здесь до сих пор видны
58 отверстий, которые использовались для монтажа мачт.
Здание
скене состоит из фасада и авансцены, где ставилась пьеса. На scaenae
frons было пять дверных проемов, ведущих в авансцену. Самые большие
ворота в центре назывались porta regia, а четыре меньших - portae
Hospitales. Здание скене раньше было покрыто деревянной крышей
шириной 8 метров.
Сценическое здание (скене) изнутри было
украшено двухъярусным фасадом, сохранившим первоначальную высоту.
Снаружи сценическое здание имеет 17 окон и визуально разделено на
два уровня. Контрфорс и портал, напоминающий башню, были построены в
период сельджуков, когда здание использовалось как летняя резиденция
султанов.
В 30-х годах ХХ века Аспендос посетил Мустафа
Кемаль Ататюрк. После осмотра театра первый президент Турецкой
Республики заявил, что такое великолепное сооружение нельзя тратить
зря. Он приказал его отремонтировать, что вызвало немало споров
среди историков и архитекторов. С тех пор театр используется как
место проведения различных культурных мероприятий, среди которых -
Международный фестиваль балета и оперы (турец. Aspendos Uluslararası
Opera ve Bale Festivali). Спектакли обычно проходят в конце весны и
начале лета, а билеты распроданы за много месяцев до этого.
Акведук Аспендоса транспортировал воду с холмов на север
в город на расстояние 19 км. Есть два источника: Гекчепинар
(приятный родник) на высоте 550 м с расходом 30-40 л / сек и
Пинарбас i (родник) на высоте 440 м с расходом 40 л / сек. Акрополь
Аспендоса находится на высоте 60 м над уровнем моря, так что средний
уклон акведука составляет 26 м / км.
Акведук - это обычная
совокупность подземного каменного канала и множества мостов и
туннелей. Канал в основном имеет ширину 0,60 м и высоту 0,90 м (два
на три римских фута) при толщине стенок 0,40 м. По его ходу можно
увидеть остатки нескольких мостов и туннелей, как указано ниже.
Однако главное значение этого акведука находится в последних 2 км
трассы, непосредственно к северу от холма акрополя Аспендос. Здесь
находятся хорошо сохранившиеся остатки перевернутого сифона
Аспендоса, прославившего этот акведук.
Перевернутый
сифон длиной 1670 м пересекает широкую и изначально заболоченную
плоскую долину между холмами и городом. Перевернутый сифон является
уникальным в римском мире благодаря своему состоянию сохранности и
потому, что он был разделен на три вентральных моста длиной 592, 924
и 154 м, разделенных двумя башнями, через которые вода поднималась и
спускалась, и которые сегодня находятся все еще 30 м в высоту.
Каждая из башен находится на изгибе перевернутого сифона.
Конструкции башни очень похожи и известны как северная и южная
башни. Каждое строение имеет пандусы шириной 2,4 м с рядом арок,
которые поднимаются к вершине центральной башни площадью 5,5 м кв. В
этой центральной башне есть дверь и окна в виде щелей, а также
винтовая лестница, которая поднималась на всю высоту башни. Башни
изначально были выше, но о верхней части построек ничего не
известно. Нижняя часть башен сложена из блоков конгломерата, а
верхняя часть - из кирпича.
Северный участок перевернутого сифона
между бачком и северной башней состоял из крутой рампы вниз от
расширительного бачка на плоском сверху холме, к северу от деревни
Sariiabali, и расположение стен 2,4 м в ширине и Первоначально
вентерный мост высотой 5 м из 11 опор. Восемь опор высотой 3 метра
все еще стоят. Опоры имеют площадь 2,4 х 2,5 м, разделенные арками
по 4,5 м.
На участке между северной и южной башнями находился
длинный вентральный мост из 46 одноярусных арок высотой до 15 м, 29
из которых до сих пор стоят группами по 8, 11 и 10 арок. Этот
вентерный мост был построен из блоков конгломерата, размером 2x2x5
римских футов. Плиты конгломерата шириной от 5,5 до 5,7 м закрывают
невесту и выступают за края на 0,20-0,30 м. Арки шириной 7 м, опоры
3,6 х 5,4 м кв.
Третий вентерный мост значительно выше двух
других и состоит из 14 опор площадью 2,4 м кв. Он был построен как
двухъярусный мост из двойных арок, из которых сохранилась только
одна арка. Вторичные арки соединяли нижнюю часть первых десяти опор,
в то время как оставшиеся четыре не нуждались в них, поскольку были
построены на склоне холма акрополя Аспендос.
Фактические трубы
перевернутого сифона состояли из более чем 3400 перфорированных
блоков известняка, уложенных на вентральных мостах и стенах и
запечатанных смесью извести и оливкового масла, которое расширяется
при намокании. Известняк был добыт в местных карьерах на восточной
стороне Эвримедона. Блоки сифона имеют размеры 0,86 x 0,86 x 0,50 м
или 0,90 x 0,70 x 0,70 м. Рядом с акведуком осталось несколько
кварталов, но некоторые из них можно увидеть в районе Сельджукского
моста через реку к югу от города.
Перевернутый сифон имел глубину
до 40 м на вентровых мостах до 15 м в высоту, что приводило к
давлению в трубах 400 кПа (4 бар). Разница в высоте между напорным
баком на холме и приемным баком в городе в конце перевернутого
сифонного моста составила 14,5 м, уклон 8,7 м / км (0,87%).
Пропускная способность перевернутого сифона составляла около 65 л /
с, или 5600 м3 в день, примерно столько же, сколько обе пружины в
настоящее время.
Акведук, вероятно, был построен во второй половине третьего века и, безусловно, между серединой второго и концом третьего века. Была найдена надпись, в которой говорилось, что некий Тиберий Клавдий Италик потратил 2 миллиона динариев на строительство акведука в Аспендосе. Акведук, похоже, жил не более 150 лет. На это указывает толщина агломерата в акведуке, а также еще один любопытный факт. Мост сельджуков через Эвримедон к югу от Аспендоса имел римского предшественника. Этот римский мост частично построен из перфорированных блоков известняка из перевернутого сифона Аспендоса! Это, вероятно, означает, что акведук был настолько серьезно поврежден, что о ремонте не могло быть и речи, и поэтому блоки можно было свободно использовать на мосту. Возможно, в результате землетрясения пострадали и мост, и акведук. Если бы башни в перевернутом сифоне несли резервуары для воды, они были бы очень уязвимы во время землетрясения, как знает любой, кто видел поведение зданий с резервуарами для воды или бассейнами на верхних этажах.
Две башни с боковыми пандусами, ведущими к вершине в перевернутом сифоне, являются самым впечатляющим, но также и самым любопытным аспектом акведука. Зачем они были построены? В настоящее время верха отсутствует, поэтому с уверенностью сказать нельзя. Возможно, что каждая башня несла бассейн, открытый для воздуха на линии гидравлического градиента перевернутого сифона. Вполне возможно, что перевернутый сифон имел смысл в долине глубиной более 50 м и длиной более километра, но разве он не мог бы функционировать без башен? Башни расположены на двух поворотах акведука, и было высказано предположение, что башни были необходимы, чтобы избежать повреждений из-за «гидроудара» в этих поворотах. Однако такие резкие изгибы не нужны; прямой или слегка изогнутый курс также был бы возможен. Поэтому более вероятно, что целью было разбить акведук на сегменты, которые можно было осушить и отремонтировать индивидуально, чтобы уменьшить проблему гидравлического удара в перевернутом сифоне или удалить воздух из системы. Если бы башни несли открытые в воздух резервуары, они были бы более 40 м в высоту. В качестве альтернативы они не были открытыми сверху, а содержали конструкцию, через которую вода и воздух могли выпускаться из труб при пониженном давлении.
Монеты древнего города Аспендос появились в персидский период, в
середине V века до нашей эры. Самыми известными древними монетами
являются серебряные статеры, отчеканенные около 420–300/250 г. до
н.э. Древние монеты этой категории статеров имеют на аверсе
изображение двух обнаженных борцов, сражающихся в борьбе. Хотя между
ними часто есть буквы или символы, на реверсе монет заметно
изображен пращник в метательной стойке, часто Трискелес [высокая
гражданская эмблема на монетах Аспендоса], указывающий на этническую
принадлежность города. Выбор типа борца на древних монетах неясен.
Борьба была популярным видом спорта в древние времена и одним из
видов Олимпийских игр. Возможно, древний город Аспендос был известен
в то время своими борцами или победителями Олимпийских игр середины
V века, но известность этого типа древних монет, которые сохранились
в чеканке более века, указывает на его важность. Обилие серебряных
монет древнего города Аспендос также свидетельствует о коммерческом
значении города.
Монеты Аспендоса с изображением пары борцов
впервые чеканились в Аспендосе с 400-х годов до нашей эры и
продолжали чеканиться до тех пор, пока в 320-х годах их не заменила
универсальная валюта Александра Македонского. Эти монеты с борцами
заменили более ранние древние монеты с милитаристским аверсом,
обычно изображавшим воина-гоплита или кавалериста, а на реверсе -
трискелеса или вепря. Древний город Сельге в Писидии чеканил свои
собственные древние монеты в 4 веке серии статеров, которые явно
имитировали древние монеты Аспендоса.
Широкий спектр монет
Аспендоса в древнем мире показывает, что к V веку до нашей эры
Аспендос стал самым важным городом Памфилии. В то время река
Эвримедон [Кепрючай] была судоходной до Аспендоса, и город приобрел
большое богатство от торговли солью, маслом и шерстью.
Первоначальное название древнего города, анатолийское название
ΕΣΤFΕΔΙΙΥΣ-ESTFEDIIYS, можно увидеть на оборотной стороне монет,
отчеканенных в древнем городе. На монетах статера другого типа на
аверсе изображен обнаженный гоплит в шлеме, идущий вправо, с копьем
в правой руке и круглым щитом в левой руке, Трискелес на оборотной
стороне и оригинальное название древнего статера. город
ΕΣΤFΕΔΙΙΥΣ-ESTFEDIIYS, с надписями EΣTFΔII и Ε-Σ-T-F. На древних
монетах категории драхм на аверсе изображен кавалерист, бросающий
копье на коня, а на реверсе изображено копье на кабане, а также
надписи EΣTFEΔIIYΣ и EΣT.