Расположение: 60 км (36 миль) к югу от
Коньи. Рекомендуется использовать
собственный транспорт или такси. Поверните налево до Чумры, от
дороги Караман / Мерсин
catalhoyuk.com
Музей Чатал-Хююк
Тел (0332) 452 56 21
Открыт
с апреля по октябрь: с 9:00 до 23:00 ежедневно (до 17:00 по
ноябрь-март)
Чатал-Хююк (или Чаталхёюк), основанный в 7000 г.
до н.э., одно из самых ранних городских поселений в мире. Он был
первоначально обнаружен и раскопан археологом Джеймсом Меллартом в
1958 году. Исследования под руководством Яна Ходдера возобновились в
1993 году. Чатал-Хююк находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Считается, что здесь жили около 10 000 человек в квартирах с
квадратными крышами с входами с крыши и высокими окнами. Чатал-Хююк
был центром культуры, которая создала множество украшений, особым
убранство, декоративного текстиля и керамики.
Посетители
могут войти в Чатал-Хююк только в сопровождении официального
гида-экскурсовода. В музее Чатал-Хююка представлены последние
находки, реконструкции домом и святилищ, а также есть экспонаты
«виртуальной реальности». Артефакты, представленные в музее,
являются репродукциями; оригиналы либо находятся в музеях Коньи,
либо в Музее анатолийских цивилизаций в
Анкаре. Чатал-Хююк похож на древний город
Аркаим, найденны в
России.
Холм Чатал-Хююк создавался жителями на протяжении веков путём
постройки новых домов поверх старых, что в настоящее время
составляет 17 м археологического слоя. Дома стояли настолько близко,
что между ними не было проходов. Также у домов не было дверных
проёмов, вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были
проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому
«городское движение», по-видимому, проходило по крышам зданий. Вход
был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления
свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не
имевших труб. Подобные современные посёлки, которые выглядят как
Чатал-Хююк, это пуэбло североамериканских индейцев и поселения
догонов в Мали в Западной Африке.
Между домами были некоторые
места открытого пространства. Они выступали как свалки для мусора из
кухонь. В них находят животные и растительные отходы, глиняную
посуду, статуэтки, бусы. Некоторые находки интерпретируются как
человеческие фекалии, а такие места как туалеты. Фекалии и
органические отходы в густонаселённом поселении, должно быть,
представляли риск для здоровья населения и создавали огромное
зловоние.
Оформление домов
Дома преимущественно созданы из
глины (из сырцового кирпича), за исключением крыши, которая имела
несущие деревянные балки. Археологи считают, что срок службы дома
был около 70 лет. Каждый год необходимо было добавлять новый слой
глины. Крыша и стены были покрыты полированным алебастром. Наряду с
печью и отверстием в крыше, представлявшей собой местную кухню и
расположенных на южной стороне, в стене, как правило, был небольшой
проём, который вёл в небольшую комнату. Такая комната использовалась
в качестве склада. Всего дом по площади составлял в среднем 23 м²,
но варьируется от 11 до 48 м². В то же время стены больших домов
были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным.
Был только один этаж. В главной комнате в дополнение к печи и камину
были скамейки, низкие платформы, ёмкости для хранения пищи. В каждой
постройке дом на 5 и 10 человек, но нет ни одного дома, который
имеет более 8 кроватей.
Дома также использовались в качестве
«кладбища»: во многих из них были обнаружены захоронения. В одном из
домов было похоронено 68 человек. Тела усопших хоронили под полом
домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями,
вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием,
тканями, деревянными сосудами. Подобная практика наблюдалась до XX
века на полинезийском острове Тикопиа. Тела усопших тщательно
пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в
тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают,
что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе,
после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно,
для использования в неком ритуале, так как их находят в других
местах поселения. Около трети домов были красочнее, чем остальные,
со скульптурами бычьих голов. Эти помещения были интерпретированы
Джеймсом Меллаартом как «святилища». Группе Меллаарта удалось
раскопать только небольшой участок в юго-западной части холма, и в
связи с множеством «святилищ» в этом районе Меллаарт посчитал, что
эта часть поселения была жреческой. В «святилище», датированном 6200
до н. э., были найдены четыре человеческих черепа, расположенных за
бычьими головами на стенах. Группа Иэна Ходдера раскопала несколько
различных мест на восточном холме и также нашла несколько
«святилищ». Получалось, что юго-западная часть поселения чисто
жреческой не являлась. В связи с этим Меллаарт предложил версию,
согласно которой дома подразделялись на «обычные» и «святилища».
Новый анализ показал, что имелась разделительная линия между двумя
видами этих домов. Кроме того, микроморфологический анализ
подтвердил, что имела место бытовая деятельность в «святилищах».
Таким образом, эти дома исключительно святилищами не являлись.
Артефакты и украшения
Чатал-Хююк славится своими большими
объёмами предметов и украшений. Есть многочисленные настенные
росписи. Это одно из первых мест, где встречаются фрески на
построенных стенах (настенные росписи в Ласко на естественных
стенах). Другое место, где были обнаружены первые фрески —
Джаль-аль-Мугхара в Сирии возрастом 9 тыс. лет до н. э.
Некоторые из фресок изображают геометрические узоры, в то время как
другие изобразительные сцены: охота на зубров или оленей мужчин с
эрегированным фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных.
Одна из фресок в «святилище» состоит из нескольких рядов фигур,
которые можно трактовать как изображение домов. В середине картины
рисунок, который истолковывается как двуглавая вершина потухшего
вулкана Хасандаг во время извержения, наблюдаемая из Чатал-Хююка.
Эту фреску расценивают как первый в истории пример пейзажной
живописи или картографии, хотя другие исследователи видят в нём лишь
геометрический орнамент.
Другая фреска показывает человека,
который работает (или танцует), удерживая изогнутый предмет —
возможно, лук. Надета на человека набедренная повязка из леопардовой
шкуры. Есть фрески, которые изображают хищных птиц — стервятников.
Встречаются рисунки, когда показаны хищники вместе с обезглавленными
людьми.
Представлены рельефы с изображением больших кошек
(скорее всего леопардов и обычно попарно). Скульптуры бычьих голов
были с особенностью, они крепились или на стены, или на низкие
платформы, некоторые из этих быков возглавляли целые ряды из голов.
Найдено множество женских статуэток из мрамора, коричневого и
голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины.
Среди самых известных находок выделяется статуэтка из обожжённой
глины высотой 16,5 см, изображающая сидящую тучную женщину с
оружием, которая отдыхает на двух больших кошках. Эта статуэтка
схожа с Венерой Виллендорфской. Двух кошек некоторые учёные считают
львами, а другие полагают, что это леопарды. Некоторые учёные
предлагают версию, что статуэтка изображает женщину, которая вот-вот
родит. Статуэтка с сидящей женщиной самая сложная из найденных
фигурок. Среди более простых встречается женская фигурка с
отверстием в спине, возможно в это отверстие засыпалось зерно.
Чатал-Хююк показывает переход между докерамическим неолитом и
керамическим неолитом. В старых слоях археологи керамики не находят,
однако кувшины начинают появляться в более молодых слоях в
промежутке от 7050 г. до н. э. до 6800 г. до н. э. повсеместно. С
самого начала они, вероятно, использовались только для хранения, и
только потом (около 6500—6400 г. до н. э.) для приготовления пищи.
Самые молодые слои имели кувшины с простыми геометрическими узорами,
а кувшины с Кучук-Хююка имеют более сложные геометрические узоры.
Были обнаружены предметы из обсидиана, некоторые из них ровно и
гладко отполированы, что позволило предположить археологам, что они
использовались в качестве простых зеркал. Таким образом, Чатал-Хююк
был первым «производителем зеркал». Другие найденные обсидиановые
куски были обработаны для использования в роли ножей, наконечников
стрел и копий.
Также использовался кремень: были найдены два
кремневых ножа с ручками из резной кости. Это позволяет
предположить, что местная община специализировалась в горном деле и
активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Кроме
того, были обнаружены фрагменты тканей, деревянные чашки, бусы из
камня, кости и глины, а также корзины и керамзит, которые находят
только в старых слоях (применяли для приготовления пищи).
Религия
Яркая особенность Чатал-Хююк- женские фигурки. Меллаарт, первый археолог, утверждал, что эти хорошо сложенные, тщательно изготовленные статуэтки, вырезанные и отлитые из мрамора, голубого и коричневого известняка, сланца, кальцита, базальта, алебастра и глины, представляли собой женское божество. Хотя существовало и мужское божество, «статуи женского божества намного превосходят статуи мужского божества, которое, к тому же, вообще не представлено после VI уровня». На сегодняшний день было идентифицировано восемнадцать уровней. Эти искусно вырезанные статуэтки были найдены в основном в тех местах, которые Меллаарт считал святынями. Величественная богиня, сидящая на троне в окружении двух львиц, была найдена в бункере для зерна, который, как предполагает Меллаарт, мог быть средством обеспечения урожая или защиты продовольствия. В более поздних культурах подобные изображения видны из Кибелы, горной богини.
На автобусе
По состоянию на апрель 2019 года частые автобусы
(мин. 1 в час) отправляются из Каратай Отобус Терминали в
центральной части Коньи до Шумра Отогари. Билеты стоят 7 TL в одну
сторону. Тогда можно будет сесть на один из муниципальных автобусов
линии ÇUMRA-GÜVERCİNLİK-KARKIN (6 автобусов в день с понедельника по
субботу, расписание здесь). Кроме того, вы можете взять такси (около
15 минут езды) от Çumra Otogari прямо до Çatalhöyük для возврата 100
TL, включая 1 час на месте.
Из Конья-Эски-Гараджи ежедневно
курсирует микроавтобус (с понедельника по субботу), который
отправляется в полдень, который проходит мимо Чаталхойюка. Ищите
микроавтобус «Karkın Küçükköy». На обратном пути в Конью проще всего
сначала доехать автостопом до Чумры, ближайшего крупного города, а
затем оттуда на автобусе до Кони, который стоит 5 лир. (Путешествие
автостопом из alatalhöyük в Çumra довольно легко: большинство
проезжающих мимо водителей предлагают бесплатный подъем, даже если
вы не пользуетесь большим пальцем.)
Сайт состоит из небольшого туристического центра, некоторого реконструированного жилья и двух курганов, которые покрывают древнее поселение. В каждом кургане находится большое укрытие, в котором находятся раскопки. К сожалению, сайт не доступен для пользователей инвалидных колясок, и местность будет трудной для людей с ограниченными возможностями.