Адрес: Тургут Рейс Кад
(угол Хамама Сока)
Открыт с апреля по октябрь: с 8:00 до 19:00
вторник-воскресенье
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов
вторник-воскресенье
Мавзолей в Галикарнасе (Бодрум, Турция)
представлял собой массивную гробницу, построенную для Мавсола,
правителя Карии, около 350 года до нашей эры. Мраморное сооружение
было настолько огромным и украшено таким множеством поразительных
скульптур, что оно попало в список Семи чудес Древнего мира и
впоследствии дало свое название любому крупному погребальному
памятнику - мавзолею. После разрушительного землетрясения, в
результате которого многие элементы Бодрумского замка 15 века нашей
эры были разобраны, мавзолей больше не сохранился. Сохранились
фрагменты подиума и колонн, а некоторые важные элементы декоративной
скульптуры Мавзолея сегодня можно увидеть в Британском музее в
Лондоне.
Мавсол (Мавсолос или Мавзоллос) был сатрапом Персии,
который полунезависимо правил в Карии на современном юго-западе Турции
около 377 года до н. э., а Галикарнас (или Халикарнасос) был выбран в
качестве его столицы около 370 года до н. э. Галикарнас уже тогда был
процветающим древним городом, известным как родина знаменитого историка
Геродота, жившего в 5 веке до нашей эры, и его история восходит к
бронзовому веку. Мавзолей сделал город еще более величественным, добавив
множество прекрасных зданий, включая новую гавань, дворец и несколько
храмов. Кария процветала благодаря контролю Мавсола и развитию
прибрежных городов, которые затем смогли извлечь большую выгоду из
торговли с Восточным Средиземноморьем, особенно с Родосом. Строительство
правителем более совершенной дорожной сети, соединяющей внутренние
районы страны, еще больше повысило благосостояние региона, а налоговые
поступления хлынули потоком в столицу.
Богатства, накопленные в
королевской казне Карии, должны были быть потрачены на один из самых
роскошных частных строительных проектов, когда-либо существовавших в
древнем мире. Когда Мавсол умер около 353 года до н.э., его тело было
погребено в месте, которое стало известно как Мавзолей в Галикарнасе.
Гробница, построенная правителем для себя и своих потомков примерно в
367 году нашей эры, была достроена его сестрой-женой Артемизией.
Вероятно, строительство было завершено около 350 года до н.э., хотя сама
Артемизия умерла годом ранее; она будет похоронена вместе со своим мужем
и последующими поколениями их семьи. Задуманный как священный памятник
городу и правящей династии, он располагался на обширной территории прямо
в центре города и соединялся с агорой большой монументальной лестницей.
В 4 веке до н.э. Галикарнас был столицей небольшого регионального царства в империи Ахеменидов на западном побережье Малой Азии. В 377 г. до н.э. номинальный правитель области, Гекатомн Милас, умер и оставил контроль над королевством своему сыну Мавсолу или Мавсолусу. Гекатомнус, местный сатрап под властью персов, взял под контроль несколько соседних городов и районов. После Артемисии и Мавсола у него было несколько других дочерей и сыновей: Ада (приемная мать Александра Македонского), Идриеус и Пикадор. Мавсол расширил свою территорию до юго-западного побережья Анатолии. Артемисия и Мавсол правили от Галикарнаса над окружающей территорией в течение 24 лет. Мавсол, хотя и произошел от местных жителей, говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Он основал многие города по греческой городской планировке вдоль побережья и поощрял греческие демократические традиции.
Мавсол решил построить новую столицу, безопасную от вторжения врагов
и великолепная по своему виду. Для этого он выбрал город Галикарнас. Артемисия
и Мавсол потратили огромное количество налоговых денег, чтобы
украсить город. Они заказали статуи, храмы и здания блестящего
мрамора. В 353 году до н.э. Мавсол умер, оставив Артемисию править в
одиночку. Как персидский сатрап, и как представитель могучей царской династии Гекатомнидов, Мавсол
планировал для себя сложную гробницу. Когда он умер, проект был
продолжен его братьями и сестрами. Могила стала настолько
знаменитой, что имя Мавсола теперь является эпонимом для всех
величественных гробниц.
Артемисия жила
всего два года после смерти ее мужа. Урны с пеплом были помещены в
еще незавершенную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела
с большим количеством мертвых животных были помещены на лестницу,
ведущую к гробнице, а затем лестницы были заполнены камнями и
щебнем, закрывая доступ. По словам историка Плиния Старшего, мастера
решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя
«считая, что это был памятник его собственной славы и искусства
скульптора». Плиний Старший так описал Мавзолей в Галикарнасе.
С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м]
Вероятно, Мавсол начал планировать гробницу до своей смерти, как
часть строительных работ в Галикарнасе. Артемисия лишь продолжила
строительный проект. Артемисия не жалела средств для строительства
гробницы. Она послала гонцов в Грецию, чтобы найти самых талантливых
художников того времени. Это были Скопас, человек, который руководил
восстановлением Храма Артемиды в Эфесе.
Известные скульпторы были (в работах Витрувия и Плиния): Леохар,
Бриасид, Скопас и Тимофеос или Тимофей, а также сотни других
мастеров.
Мавзолей в Галикарнасе была возведена на холме с
видом на город. Все здание располагалось в закрытом дворе. В центре
двора была каменная платформа, на которой стояла гробница. Лестница,
окруженная каменными львами, вела к верхней части платформы. Здесь
вокруг внешних стен стояли статуи греческих богов и богинь. На
каждом углу платформы стояли статуи каменных воинов на лошадях,
которые охраняли гробницу. В центре платформы возвышалась мраморная
гробница как квадратный сужающийся блок, состовляющий треть от общей
высоты 45 метров (27 футов) мавзолея. Этот раздел был покрыт
барельефами, показывающими боевые сцены, в том числе битву кентавров
с лапитами и греков в бою с амазонами, раса женщин-воинов, жившие по
убеждению греков в современых дельтах Кубани и Дона. Кстати курганы
женщин воинов с оружием и доспехами действительно были найдены в
южной России. Хотя изображение имеют классическую технику, нижняя
треть Мазволея была посвящена культуре Ближнего Востока, особенно
барельефы Асирии и Вавилона.
В верхней части этого раздела гробницы украшали тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону, причем каждый угол разделяет одну колонну между двумя сторонами. Эта часть также составляла треть высоты. Между колоннами стояли статуи. За колоннами стоял сплошной блок из камней несущие вес массивной крыши гробницы Мавзолея Галикарнаса. Средняя треть Мавзолея был посвящен греческой культуре. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, была пирамидальной. По сути это была дань египетской архитектуре. Наверху стояла квадрига: четыре огромные лошади, тянущие колесницу, в которой находились изображения Мавсола и Артемисии.
Современные историки отмечают, что два года это не то время, которое
хватило бы, чтобы украсить и построить такое экстравагантное здание.
Поэтому считается, что строительство было начато царем Мавсолом до
его смерти или продолжалось следующими правителем города. Мавзолей
Галикарнаса напоминал храм, и единственный способ увидеть разницу -
это его более высокие внешние стены. Мавзолей Галикарнаса был в
доминирующим памятником в области Галикарнас, которая в 353 году
была контролирована Империей Ахеменидов. Согласно римскому
архитектору Витрувию, он был спроектирован Сатиросом и Питеем,
который написал трактат об этом. Сам трактат теперь утрачен.
Паусаниас добавляет, что римляне считали Мавзолей Галикарнаса одним
из величайших чудес света, и именно по этой причине они назвали все
свои великолепные гробницы мавзолеем.
Неизвестно, когда и как
Мавзолей был разорен. Евстафий в 12-м веке писал в своем комментарии
к Илиаде, говоря: «Это было и есть чудо». То есть на момент 12-ого
века Мазволей в Галикарнасе все таки еще стоял. Из-за этого
Фергюссон пришел к выводу, что здание было разрушено, вероятно,
землетрясением, между этим периодом и 1402 годом, когда в эти земли
прибыл рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского. Они записали,
что Мазволей уже лежал в руинах. Луттрелл отмечает, что в то время у
местных греков и турков не было имени - или легенд для объяснения
колоссальных развалин и причин разрушения.
Многие из камней с
развалин Мавзолея использовались рыцарями для укрепления своего
замка в Бодруме; они также восстановили
барельефы, с которыми они украсили новое здание. Большая часть
мрамора была сожжена для производства известки. В 1846 году лорд
Стратфорд де Редклифф получил разрешение удалить эти рельефы из
Бодрума.
На самом месте, где стоял Мавзолей Галикарнаса к
19-ому веку лежали лишь фрагменты камней, статуй и барельефов.
Многие были увезены британскими учеными (такие как Чарльз Ньютон,
Дональдсон и другие) и историками в Англию. В какой-то момент до или
после этого, грабители ворвались в и разрушили подземную
погребальную камеру, но в 1972 году все еще оставались следы
достаточные, чтобы определить расположение камер, когда они были
раскопаны.
Мавзолей Галикарнаса был назван седьмым чудом
света древними, и не из-за его размера, но из-за красоты его дизайна
и того, как он был украшен скульптурой или украшениями. Мавзолей был
главным архитектурным памятником Галикарнасса, стоящим в центре
города на возвышенности над гаванью.
Мавзолей долгое время был главной достопримечательностью города
Галикарнас (сегодня Бодрум). Он остался нетронутым, когда город был
взят войсками Александра Великого в 334 году до нашей эры и
оставался не поврежденным после нападений пиратов в 62 и 58 до н.э.
Мавзолей стоял в центре города в течение шестнадцати веков. Затем
ряд землетрясений разбил колонны, а бронзовая колесница упала на
землю. К 1404 году до н. э. лишь фундамент Мавзолея Галикарнаса
оставался на своем месте.
Рыцари Святого Иоанна Родосского
вторглись в регион и построили замок Бодрум (замок Святого Петра).
Когда они решили укрепить его в 1494 году, они использовали камни с
руин Мавзолея. В 1522 году слухи о вторжении в Турцию заставили
крестоносцев укрепить замок в Галикарнасе (который тогда был
известен как Бодрум), и большая часть оставшихся частей гробницы
была разбита и использовалась в стенах замка. Здесь можно увидеть
участки из полированного мрамора из могилы. Сулейман Великолепный
завоевал базу рыцарей на острове Родос, которые затем переселился на
Сицилию, а позже на Мальту, оставив замок и Бодрум Османской
империи.
Во время фортификационных работ в основание
памятника вошла партия рыцарей и открыла комнату, в которой был
большой гроб. Во многих историях Мавзолея можно найти следующую
историю о том, что произошло. Партия, решив, что было слишком поздно
открывать ее в тот день, вернулась на следующее утро, чтобы найти
гробницу, и любое сокровище, которое оно, возможно, содержало,
разграблено. Тела Мавсола и Артемисии тоже пропали без вести.
Небольшое здание музея рядом с местом Мавзолея рассказывает эту
историю. Исследования, проведенные археологами в 1960-х годах,
показывают, что задолго до того, как пришли рыцари, грабители
выкопали туннель под могильной камерой, украв его содержимое. Также
в музее утверждается, что наиболее вероятно, что Мавсол и Артемисия
были кремированы, поэтому в могильной комнате была помещена только
урна с пеплом. Это объясняет, почему тела никогда не были найдены.
Рыцари просто ничего не знали про погребальные традиции древних
людей.
Перед тем, как измельчить и сжечь большую часть
оставшейся скульптуры Мавзолея для производства известки для
штукатурки, рыцари удалили несколько лучших работ и установили их в
замке Бодрум. Там они пробыли три века.
Согласно книге римского архитектора Витрувия "Об архитектуре",
написанной в 1 веке до н.э., строительством мавзолея руководили
архитектор Пифий из Приены и скульптор Сатир, которые позже
совместно написали об этом трактат. Это сооружение, как и сама Кария
того времени, представляло собой эклектичную смесь греческих,
ближневосточных и египетских архитектурных особенностей. Оно было
построено с использованием анатолийского и пентелийского мрамора на
прямоугольном подиуме и состояло из ионической колоннады со
ступенчатой пирамидальной крышей. На вершине крыши находилась
массивная статуя Мавсола, восседающего на колеснице в облике
Геракла, выполненная самим Пифием. Римский писатель 1-го века нашей
эры Плиний Старший дает следующее описание мавзолея:
Общая
длина окружности этого здания составляет 440 [классических] футов
[140 м], а ширина с севера на юг - 63 фута [20 м], причем два фасада
не так широки по протяженности. Он имеет высоту двадцать пять локтей
и окружен 36 колоннами, внешняя окружность которых известна как
“Птерон”... над Птероном возвышается пирамида, равная по высоте
зданию, расположенному ниже, и состоящая из 24 ступеней, которые
постепенно сужаются к вершине; платформа, увенчанный изображением
колесницы, запряженной четырьмя лошадьми работы Пифиды. Благодаря
этому дополнению общая высота сооружения составляет 140 футов [45
м]. (Естественная история, 36.4)
Современные раскопки в
Галикарнасе показали, что фактические размеры мавзолея (сегодня
сохранились только фрагменты) незначительно отличаются от описания
Плиния. Высокий подиум, или основание, на самом деле имел размеры 38
х 32 метра (125 х 104 фута) в соответствии с расположением
краеугольных камней, которые все еще находятся на месте. Имеются
свидетельства наличия 36 ионических колонн и пирамиды с 24
ступенями. Сохранившаяся каменная перемычка указывает на расстояние
между колоннами и позволяет предположить, что общие размеры здания
составляли 32 х 26 метров (104 х 85 футов). Когда-то весь мавзолей
был окружен стеной высотой 2 метра (6,5 футов).
Сохранившийся
фрагмент колеса колесницы, вероятно, от верхней скульптуры,
позволяет предположить, что все колесо было более 2 метров в
диаметре, а высота статуи составляла около 6 метров. Сама гробница
была установлена на подиуме, а находки останков жертвоприношений
(быков, овец, ягнят и птиц) свидетельствуют о том, что здание
служило центром культа героя, который, вероятно, был связан с ролью
Мавсола как основателя города около 370 года до нашей эры. С другой
стороны, останки могут просто указывать на "проводы" умершего
правителя перед его путешествием в следующую жизнь.
Согласно
древним писателям, знаменитый скульптор Леохар (около 365-325 гг. до
н.э.) работал над некоторыми декоративными скульптурами мавзолея.
Плиний Старший соглашается с этим и также упоминает об участии трех
других известных художников: Тимофея, Бряксиса и Скопаса. Витрувий
добавляет к этому списку работы Праксителя и сообщает нам, что все
эти великие художники оценивали работы друг друга, чтобы решить, что
будет включено в готовую конструкцию.
Таким образом, мавзолей
мог похвастаться множеством полных круглых скульптур, вырезанных в
трех разных масштабах и раскрашенных в яркие цвета, некоторые из
которых должны были стоять между колоннами, а другие - на ступенях
подиума. Были раскопаны фрагменты различных размеров, которые
когда-то принадлежали 66 различным статуям (по оценкам историков,
первоначально их было по меньшей мере 100). Одна из таких фигур,
которая сейчас находится в Британском музее, имеет высоту 3 метра (9
футов 10 дюймов) и изображает мужчину, одетого в греческую
гиматиевую мантию поверх длинной карийской туники. По верху подиума
шел мраморный фриз с рельефной резьбой, к которому были прикреплены
металлические украшения, такие как оружие и поводья для лошадей.
Этот фриз, расположенный чуть ниже колоннады, был высотой почти в
один метр (39 дюймов) и изображал греков, сражающихся с амазонками
(амазономахия), а также гонщиков на колесницах, хотя они, возможно,
были частью фриза, проходящего вокруг внутренней камеры-гробницы.
Фриз вокруг основания колесницы на крыше был украшен сражающимися
кентаврами, а у основания пирамиды стояли большие львы.
Некоторые памятники древнего мира настолько поражали посетителей со
всего мира своей красотой, художественными и архитектурными
амбициями и огромным размахом, что их репутация как
достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть древним
путешественникам и пилигримам, росла. Семь таких памятников стали
своеобразным "общим списком", когда древние писатели, такие как
Геродот, Каллимах Киренский, Антипатр Сидонский и Филон
Византийский, составили краткий список самых замечательных
достопримечательностей древнего мира. Галикарнасский мавзолей попал
в список семи чудес света благодаря своим внушительным размерам,
богатому скульптурному убранству и множеству других прекрасных
зданий и произведений искусства, которые его окружают, созданных
лучшими художниками и архитекторами того времени. Как отметил
Павсаний, путешественник 2-го века нашей эры, пишущий о
путешествиях:
Единственная [гробница] в Галикарнасе была
построена для Мавсола, царя этого города, и она такого огромного
размера и настолько примечательна своими украшениями, что римляне,
восхищаясь ею, называют замечательные гробницы в своей стране
“Мавсолеями”. (Описание Греции, 8.16.4)
Таким образом,
возможно, в этом и заключается секрет успеха мавзолея - смелое
сочетание монументальной архитектуры и гигантской скульптуры
исключительно для визуального эффекта, посвященное не богу, а
смертному. Мавзолей, в отличие от многих других чудес древности,
сохранился более или менее нетронутым на протяжении всей античности,
несмотря на несколько землетрясений на протяжении веков. Гробница,
вероятно, обрушилась только в средние века, возможно, в 13 веке
нашей эры.
Фрагменты сохранившегося сооружения, в том числе с
декоративной скульптурой, были использованы рыцарями ордена Святого
Иоанна Мальтийского в стенах замка Святого Петра в Бодруме,
построенного около 1494 года нашей эры. Многие скульптурные изделия
и другие фрагменты мавзолея были обнаружены во время британских
раскопок в 1850-х годах нашей эры. Другие остатки были извлечены из
стен Бодрумского замка, и многие из них сейчас находятся в
Британском музее в Лондоне. Они включают в себя уже описанную
большую мужскую статую, еще одну статую неопознанной женщины (их
традиционно относят к Мавзолею и Артемизии, но без каких-либо
доказательств), плиты с фризов и несколько львов и лошадей различной
степени завершенности. На месте самого мавзолея сегодня находится
всего лишь земляная яма с несколькими разбросанными вокруг камнями и
колоннами-барабанами, и ничто не напоминает о том, что когда-то было
величайшей гробницей в мире после пирамид Гизы.